Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

18.05.2016

Рисующие архитекторы

Юлия Тарабарина
Мастерская:
СПИЧ

В МАММ открылась выставка бюро SPEECH, приуроченная к его десятилетию.

Выставка “Проект SPEECH”, зал SPEECH-1. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка “Проект SPEECH”, зал SPEECH-1. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В московском Мультимедиа Арт Музее вчера открылась выставка, посвященная десятилетию бюро SPEECH. Она расположилась на третьем и пятом этажах обновленного музея, на балконе же четвертого этажа между ними разместилась открывшаяся в тот же день камерная выставка старых фотографий Венеции из коллекции Павла и Анастасии Хорошиловых. Открывали обе экспозиции совместно: директор МАММ Ольга Свиблова, директор Музея архитектуры Ирина Коробьина, советник президента Павел Хорошилов, и основатели SPEECH: Сергей Чобан и Сергей Кузнецов (который теперь, став главным архитектором Москвы, в работе бюро не участвует). Открытие было людным – на праздник бюро SPEECH собрались если не все, то очень многие руководители московских архитектурных мастерских Москвы.
Гости на открытии выставки “Проект SPEECH”. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Гости на открытии выставки “Проект SPEECH”. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Сергей Чобан на открытии выставки. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Сергей Чобан на открытии выставки. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Ольга Свиблова на открытии выставки. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Ольга Свиблова на открытии выставки. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка коллекции Павла и Анастасии Хорошиловых. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка коллекции Павла и Анастасии Хорошиловых. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Юбилейная выставка SPEECH получилась светлой и лаконичной; в этом она вторит белому воздушному дизайну пространств МАММ. В первой части архитекторы показали постройки, начиная с офисного здания на Ленинском проспекте и Atlantic Apartments на Можайском валу, и заканчивая БЦ Лотос, сочинским комплексом Актер Гэлакси, Невской ратушей и Ледовым дворцом ВТБ. Постройки показаны не все, только самые любимые, и без чертежей, только фотографиями – крупными, в простых деревянных рамах. Фотографии – разных авторов, но их объединяет общая тональность и подход, вероятно, подбор. Все они, на нейтральном белом, хорошо подсвеченном фоне зала очень активны и в какой-то мере берут на себя функции организации пространства: либо стремятся вырваться из своей картинной плоскости, либо затянуть зрителя в перспективу ведуты или ракурсного прорыва в небо в духе Родченко, – либо поразить фактурой или пластикой деталей. Некоторые берут на себя роль пестрого настенного ковра. Но все крайне далеки от меланхолии, ярки и объемны, каждая как журнальная обложка. Отобранные панорамы и элементы подчеркивают не столько увлечение архитекторов орнаментом и каменными поверхностями, – о нём все знают, но оно здесь как-то стёрто, сколько их умение подчинить здание крупной форме, энергичному жесту, даже работая с камнем. Здесь много пластики, разворота и ракурса, жеста. Организовано же строго: картинки почти одинакового формата помещены на объемных планшетах, похожих на подрамники, как будто это – живопись.
Выставка “Проект SPEECH”, зал SPEECH-1. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка “Проект SPEECH”, зал SPEECH-1. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка “Проект SPEECH”, зал SPEECH-1. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка “Проект SPEECH”, зал SPEECH-1. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка “Проект SPEECH”, зал SPEECH-1. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка “Проект SPEECH”, зал SPEECH-1. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Архитекторы объясняют свой выставочный ход желанием показать качество построек, в том числе – их деталей. По словам авторов экспозиции, Сергея Чобана и Агнии Стерлиговой, первая часть показывает «результаты – подчас очень тяжелой борьбы – за качество построенной архитектурной среды». Именно поэтому на выставке нет ни проектов, ни концепций, ни визуализаций. Нет и других элементов модной медийной культуры – только статичные фотографии, что в наши дни, особенно вкупе с живописными ассоциациями, может показаться респектабельным до консервативного.

Посереди зала – большой стол светлого дерева, на нём расставлены семь макетов; принцип «построенных зданий» здесь немного нарушен – среди макетов штаб-квартира: ИФД «КапиталЪ», привлекающая внимание широким размахом крыльев-консолей, которую планируется достроить в 2018 году, а также уже разобранный павильон России на Экспо-2015. Макеты дополняют, но не переполняют зал: для отчётной за десять лет она ощутимо невелика, здесь нет желания собрать и показать всё, а скорее наоборот – какое-то разумное самоограничение.
Штаб-квартира ИФД «Капитал», макет. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Штаб-квартира ИФД «Капитал», макет. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
ЖК «Грюнвальд», макет. SPEECH, АБ «Остоженка». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
ЖК «Грюнвальд», макет. SPEECH, АБ «Остоженка». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Павильон России на Всемирной Экспо-2015 в Милане, SPEECH, макет. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Павильон России на Всемирной Экспо-2015 в Милане, SPEECH, макет. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Офисное здание на Ленинском проспекте, SPEECH, макет. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Офисное здание на Ленинском проспекте, SPEECH, макет. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Вторую часть, на пятом этаже, можно было бы назвать мета-архитектурой по аналогии с метафизикой («то, что после физики» по Аристотелю – прим. ред.) – здесь собрано то, чем архитекторы занимаются помимо проектирования и строительства зданий. Как известно, они занимаются многими вещами. Издают журнал speech: – его экземпляры разложены на столе, похожем на тот, где внизу расставлены макеты. Здесь же каталог SPEECH, написанный Фальком Йегером и изданный JOVIS в 2012 году. Слева – фотографии инсталляций, в их число попала миланская серия, объекты, которые Сергей Чобан с коллегами делал для ежегодного фестиваля Interni в Милане; здесь же гордость бюро, павильон-Пантеон с венецианской биеннале 2012 года, который служит теперь для выставки проекта «Парка Зарядье», и павильон-колонна, Музей крестьянского труда с прошлогоднего Архстояния – окулюсы колонны и «Пантеона» перекликаются. На противоположной стене – детали зданий, дверные ручки и фасадная резьба из Музея архитектурного рисунка и Дома в Гранатном переулке. Эффект, создаваемый фотографиями здесь, подобен нижнему залу с постройками – укрупнённые дверные ручки и углы зданий выдвигаются на зрителя не без привкуса гиперреализма.
Выставка “Проект SPEECH”, зал SPEECH-2. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка “Проект SPEECH”, зал SPEECH-2. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка “Проект SPEECH”, зал SPEECH-2. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка “Проект SPEECH”, зал SPEECH-2. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка “Проект SPEECH”, зал SPEECH-2. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка “Проект SPEECH”, зал SPEECH-2. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка “Проект SPEECH”, зал SPEECH-2. Резьба «Византийского дома» в Гранатном переулке. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка “Проект SPEECH”, зал SPEECH-2. Резьба «Византийского дома» в Гранатном переулке. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Вторая продольная часть зала разделена на две половины: здесь показана графика, слева Сергея Чобана, справа Кузнецова. Выставки решены так же просто, хотя здесь и появляется единственный медийный элемент – экран с «говорящей головой» автора, повествующего о своей графике – и устроены они совершенно зеркально, так что говорящие с экранов Чобан и Кузнецов оказываются, условно говоря, спиной друг к другу и лицом к зрителю. Графика – не то чтобы похожа, хотя определённые переклички наблюдаются, всё же авторы временами и на пленер даже выезжают вместе. Но и различия есть – к примеру, у Сергея Чобана меньше деталей и больше чем в половине листов присутствуют фантазии на темы современных объемов, башен, консолей, встроенных в ландшафт исторического города. У Сергея Кузнецова проектных элементов нет, чистое любование натурой. К тому же авторы выставили свои работы за несколько лет, что подталкивает к размышлениям об эволюции почерка – к примеру, в последние годы деталей меньше, зато активнее цвет. Но у Сергея Чобана любимый материал пастель, а у Кузнецова – акварель. Вот-вот перейдут к живописи, но не делают этого шага, и тоже здесь угадывается некая самостоятельно поставленная граница, сходная с тем, как отобраны постройки в первом зале. Но интереснее всего то, что оба автора выставили свежие работы, ради них тоже имеет смысл прийти на выставку.
Выставка “Проект SPEECH”, зал SPEECH-2, вход в экспозицию графики Сергея Чобана. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка “Проект SPEECH”, зал SPEECH-2, вход в экспозицию графики Сергея Чобана. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Графика Сергея Чобана 2016 года. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Графика Сергея Чобана 2016 года. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Графика Сергея Чобана 2016 года. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Графика Сергея Чобана 2016 года. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Графика Сергея Чобана, фрагмент. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Графика Сергея Чобана, фрагмент. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка “Проект SPEECH”, зал SPEECH-2, графика Сергея Чобана. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка “Проект SPEECH”, зал SPEECH-2, графика Сергея Чобана. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка “Проект SPEECH”, зал SPEECH-2, вход в экспозицию графики Сергея Кузнецова. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка “Проект SPEECH”, зал SPEECH-2, вход в экспозицию графики Сергея Кузнецова. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка “Проект SPEECH”, зал SPEECH-2, вход в экспозицию графики Сергея Кузнецова. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка “Проект SPEECH”, зал SPEECH-2, вход в экспозицию графики Сергея Кузнецова. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка “Проект SPEECH”, зал SPEECH-2, вход в экспозицию графики Сергея Кузнецова. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка “Проект SPEECH”, зал SPEECH-2, вход в экспозицию графики Сергея Кузнецова. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Графика Сергея Кузнецова 2016 года. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Графика Сергея Кузнецова 2016 года. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка “Проект SPEECH”, зал SPEECH-2, вход в экспозицию графики Сергея Кузнецова. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка “Проект SPEECH”, зал SPEECH-2, вход в экспозицию графики Сергея Кузнецова. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Графика Сергея Кузнецова 2016 года. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Графика Сергея Кузнецова 2016 года. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Сюжет выставки развивается, таким образом, от реальности построек-воплощений к эфемерности графики – фантазии и отражения реальности, изящно закольцовываясь утверждением из первого зала – о том, что рисующие архитекторы и на постройки смотрят иначе, замечая вечное. Самым же привлекательным в этой выставке, наверное, остается мера сдержанной, но поставленной в рамки энергетики, которая ощущается во всём: пластике показанных форм, ракурсе съёмок, многообразии интересов и особенно – в том, что и фотографии, и графика активнейшим образом относятся и к зрителю и к пространству. Ни доли меланхолии мне не удалось ощутить на этой выставке; скорее наоборот – уверенная линия, объём, шаг вперед и приглашение внутрь, в картину.

В отношении содержания наблюдается нечто подобное, показано всё, но в меру – авторы отчасти оставляют нас в неведении, предлагая отреагировать на «то, что им удалось сделать». И искать, если нужно, информацию где-то ещё. Тем более что SPEECH – самое крупное, известное, и без сомнения, самое динамичное московское бюро последних лет, развившееся очень быстро. Энергетика этого развития, помноженная на эффект крупной формы – даже орнамент, любимый приём SPEECH, тоже оказывается довольно крупным, обобщённым и витальным, – как-то очень чувствуется, одновременно с некоторым сдерживающим её dignitas, самоконтролем достоинства. Хороший ход для показа большого бюро с широким кругом интересов, так, чтобы материал возможно было охватить – ну, практически одним взглядом.