Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

27.10.2014

Алексей Комов: «Для меня Крым – мой»

Юлия Тарабарина

Куратор проекта «Павильон Крым» на Зодчестве – о составе экспозиции, особенностях архитектуры полуострова и политических коннотациях.

Алексей Комов. Июнь 2014-го. Симферополь; фотография © Татьяна Гавриленко / предоставлена Алексеем Комовым
Алексей Комов. Июнь 2014-го. Симферополь; фотография © Татьяна Гавриленко / предоставлена Алексеем Комовым

Архи.ру:
– Как и когда появился Ваш проект?
 
Алексей Комов:
– Он родился в голове у меня давно, лет десять назад, когда я проектировал и строил  в Ялте. Последние пять лет я занимался аккумуляцией сведений о советской архитектурной традиции Крыма. А года два с лишним назад вместе с моими соратниками Николаем Васильевым и Андреем Ягубским удалось соединить любовь к советской архитектурной традиции и потрясающему крымскому городу Евпатория в арт-проекте Курортоград (осенью 2013 г. мы беседовали с авторами об этом проекте – прм. ред.). Экспозиция с успехом прошла и будет еще выставлятся в течение этого года в залах крупных российских городов, таких как Казань, Нижний Новгород, Екатеринбург и др.
 
Древняя Евпатория, вся ее традиция создана руками человека, это степное «плоское» побережье, здесь не скроешься за  изысками природного крымского ландшафта, как на южном берегу полуострова. Наш проект это исследование западной части крымского города, как неповторимой архитектурной среды возникшей благодаря статусу всесоюзной здравницы, которая до сих пор незаслуженно пребывает в общественном сознании в тени «пыльных стереотипов». Архитектура Курортограда показательно представляет весь путь советской архитектурной школы в чистоте своей курортной типологии и продолжении живой архитектурной городской традиции. Курортоград рассматривается на выставке как модель непрерывного взаимодействия – времени,  концепций и авторов – по созданию  целостной ровной городской среды крымского курорта. На фотографиях и рисунках – местный постконструктивизм, послевоенные постройки, освященные именами Жолтовского, Турчанинова, железобетонный, пластически богатый модернизм. Каждый слой материальной культуры помогает понять смысл и ценность истории этого моногорода – всесоюзной детской здравницы. В этом разнообразии «генетический код» выживания традиции, потенциал для ее трансформации. Курортоград более, чем наглядно, подтверждает и иллюстрирует девиз фестиваля Зодчество 2014: Актуальное Идентичное.
Яхт-хаус в Форосе, арх: Robin Monotti Architects (ГАП Андрей Ткачук, г. Симферополь), 2011-2013 гг. Фотография ©  Андрей Ягубский / предоставлена Алексеем Комовым
Яхт-хаус в Форосе, арх: Robin Monotti Architects (ГАП Андрей Ткачук, г. Симферополь), 2011-2013 гг. Фотография © Андрей Ягубский / предоставлена Алексеем Комовым

– Крым сейчас кажется какой-то грустной темой, нагруженной политически так, что о море, караимах, запахе шалфея или о советских санаториях думать затруднительно. Всё больше получается о «зеленых человечках», очередях, ценах и паспортах для местных жителей – это как минимум. А у Вас как получается думать об архитектуре отдельно от коннотаций?
 
– Каждый сам кузнец своих коннотаций. Никакого диссонанса нет. Просто я искренне люблю Крым, люблю его людей, природу, его традиции. Крым для меня всегда был радостным источником обновления. Одним «крым-наш», кому-то «крым-их», а для меня «крым-мой». Вот и весь секрет. Делом надо заниматься, не о себе думать на фоне коннотаций, а помогать людям, чем мы давно собственно и занимаемся с коллегами из Союза Молодых Архитекторов Крыма и другими прекрасными крымскими энтузиастами. Совместно устраиваем лекции, конкурсы, исследовательские форумы для молодых архитекторов полуострова. А «крымский шалфей», можно сказать, у меня в крови еще с девятнадцатого века по отцовской линии, от моих прадедов из Симферопольского уезда. Отсюда, подозреваю, моя энергетика, которая порой даже шокирует, но, тем не менее, не дает отвлекаться от главного (смеется).
 
Помимо собственно крымского павильона на «Зодчестве» для меня очень важна возможность привезти ребят из евпаторийской ДХШ, чтобы они могли поучаствовать в работе детского архитектурного сектора фестиваля. Они примут участие в конкурсе во всех трех номинациях! А в новом году мы планируем открыть на базе школы архитектурное отделение в Евпатории. Есть программа, люди, а главное желание и воля.
Евпатория. Санаторий им. 40-летия Октября («Гелиос»), архитектор Владимир Турчанинов, 1957 г. Фотография © Николай Васильев / предоставлена Алексеем Комовым
Евпатория. Санаторий им. 40-летия Октября («Гелиос»), архитектор Владимир Турчанинов, 1957 г. Фотография © Николай Васильев / предоставлена Алексеем Комовым

– Что связывает между собой ту крымскую архитектуру, которую Вы планируете показать? Что в ней особенного или, говоря словами кураторов, идентичного? Чем она отличается от соседней кавказской?
 
– Удивительна парадигма крымской архитектуры, где врачебный постулат: «Не навреди!» действительно определяющий. Тысячелетняя традиция полуострова выросла не на противопоставлении личности и среды, воли архитектора и ландшафта, а в их творческом союзе. Архитектура заведомо тут должна быть на вторых и даже третьих ролях, прима здесь – уникальная природа Крыма: тонкая органика и масштаб, без брутальной природной монументальности, свойственной кавказскому побережью. «Как так архитектура не главное?!», – звучит дико для нашей пресыщенной публики, где среда –  глобальный супермаркет недвижимости, а новые здания – яркие артефакты на его прилавках, наперебой кричат: «Я здесь! Купи меня!». Достоинство и скромность не совместимы с гордыней, и этому стоит поучиться у Крымской архитектурной школы, которую мы приоткрываем в нашем проекте. Экспозиция павильона составлена с Николаем Васильевым из трех взаимосвязанных частей, посвященных сложению Крымской архитектурной школы в последнее столетие.
 
Первая часть экспозиции павильона: Мастер посвящена творческому наследию пионера довоенной советской архитектуры Крыма Бориса Белозерского.
 
Вторая часть экспозиции: Среда представляет ретроспективу курортной типологии в советском зодчестве 1920-1980-х годов в формате первоначально обособленной выставки «Курортоград: Евпатория и наследие советской архитектуры».
 
Третья часть экспозиции: Панорама «Крымской архитектурной школы» задумана как срез наиболее репрезентативных построек и проектов в Республике за последние пять лет, отвечающих концепции Фестиваля. Причем упор делается именно на новую молодую волну, и здесь отдельная признательность Кириллу Бабееву и Дмитрию Дегтяреву кураторам Союза Молодых Архитекторов Крыма, настоящим архитектурным патриотам Крыма, составившим этот раздел. К слову сказать, молодое архитектурное бюро Дмитрия Дегтярева «8D» из Симферополя выиграло этим летом престижный московский конкурс от компании «Мортон» с ЖК «Супрематизм» в районе Красноказарменной улицы, и это еще раз подтверждает  безусловную силу талантов архитектурной школы полуострова безо всяких коннотаций.
 
– Кто ваша аудитория, к кому Вы обращаетесь?
 
– На выставках Курортограда всегда много молодежи, к ней мы обращаемся и теперь уже с экспозицией всего крымского павильона. Нынешним поколениям «всё включено», довольно непросто понять, но для жителей гигантской закрытой страны долгое время в словах «мы едем на море!» звучала, прежде всего, крымская нота. Мы с Николаем Васильевым заново открываем для них нам известный с детства, а им зачастую неведомый богатый традициями пласт культуры. В этом наш просветительский посыл. Это важно, конечно, и для самих крымчан – увидеть себя, свое наследие и свое творчество со стороны. Лицом к лицу лица не увидать. Кстати, в начале декабря, перед Зодчеством мы показываем Курортоград на его Родине в Евпатории, на биеннале современного искусства.
 
Считаете ли Вы правильным искать идентичность и уникальность сейчас, или может быть логичнее сосредоточиться на качестве жизни? Или, наоборот, на общечеловеческих проблемах, забыв про своеобразие?
 
– Крым это единый курортный регион. Поиск идентичности, на самом деле, именно тут напрямую связан с благополучием. Факторы своеобразия – слагаемые и модного брендирования, и пресловутой туристической привлекательности и т.п. Главное «складывать» их с умом и любовью, не забывая о людях, наследии и уникальной природе.
 
беседовала: Юлия Тарабарина
Борис Белозерский,  Жилой дом для членов правительства Крыма на ул. Жуковского в Симферополе, 1933-1934. Фотография © Алексей Комов
Борис Белозерский, Жилой дом для членов правительства Крыма на ул. Жуковского в Симферополе, 1933-1934. Фотография © Алексей Комов