Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

01.02.2011

Новое метро

В прошлую пятницу, 28 января, Николай Шумаков впревые продемонстрировал новые проекты типовых станций метро. Типовыми будут только конструкции станций, а на их оформление планируется проводить архитектурные конкурсы.

Изображения предоставлены ОАО «Метрогипротранс»
Изображения предоставлены ОАО «Метрогипротранс»
Проекты типовых станций, разработанные под его руководством, руководитель «Метрогипротранса» Николай Шумаков продемонстрировал на заседании заседании Объединенного научно-технического Совета (ОТНС) по вопросам градостроительной политики и строительства Москвы 28 января, о чем в тот же день сообщил официальный портал Стройкомплекса Москвы.

Для того, чтобы сделать строительство быстрее и экономнее, «Метрогипротранс» обощил свой обширный опыт и выбрал из множества хорошо известных его архитекторам вариантов станций метро несколько самых экономичных, безопасных и подходящих для эффективного поточного метода строительства. Так, будит изготавливаться типовые блоки вестибюлей и техпомещений, которые можно будет переставлять почти как кубики в конструкторе в зависимости от необходимости и ситуации. Этот метод позволит строить станции сразу на всей протяженности линии, сказал Николай Шумаков, поскольку строителям не придется ждать выдачи документации на каждый отдельный проект. 

Самые конструктивно сложные типы станций предназначены для строительства в историческом центре; предложено два варианта. Первый – пилонные станции, основанные на самой старой типологии московского метро: с тремя независимыми залами, разделенными пилонами с проходами между ними (например, «Добрынинская» или «Киевская»). Второй вариант – более просторные станции с колоннами.

В основном будут строить станции мелкого заложения. Их три варианта: с одним цельным сводом, обнимающим пути и платформу без опор (одно из красивых решений станции такой типологии это «Тимирязевская»). Второй тип станций – двухпролетные, с колоннами посредине, и третий – трехпролетные с двумя рядами опор. Вестибюли будут продолжать пространство платформ с обеих сторон и включат в себя лестницы, эскалаторы и пешеходные переходы – минимальный набор необходимого, не больше; размеры вестибюлей будут уменьшены. Станции с одним и двумя рядами колонн в этом наборе самые экономные; с другой стороны, однопролетные станции без колонн считаются более удобными для пассажиров и работников метро. Так что будут строить и те, и другие. Архитекторы также определились с размерами станций: ширина платформы 12, длина 162, высота 6 метров. Высота стала больше, чем раньше – полтора метра добавили для удаления дыма.

Для большей безопасности пассажиров новые станции предлагают оснастить прозрачными ограждениями у края платформы, синхронизированными с дверьми электропоездов. Сейчас обсуждается возможность установки лифтов и специальных эскалаторов для инвалидов.

Первый заммэра и председатель созданного в ноябре штаба для ускорения прокладки линий метро Владимир Ресин охотно поддержал концепцию «Метрогипротранса» и заверил, что  художественный облик будущего метро при такой оптимизации не пострадает. По словам первого заммэра, «красота станции зависит не от конструкций или методов производства работ, а от дизайна, отделочных материалов, профессионализма и труда тех, кто будет работать над этим». Ресин также предложил решать вопросы оформления станций с помощью архитектурных конкурсов.

Действительно, как рассказал Николай Шумаков, типовыми в этих проектах будут только конструктивные и планировочные схемы, а «внешняя отделка по-прежнему будет индивидуальной», что позволит создавать для станций различные архитектурные образы.

Напомним, что мэр Сергей Собянин распорядился перейти на типовые проекты станций метро 22 ноября 2010 года. Помимо проектов типовых станций городские власти также опередили перечень их строительства на 2012-2020 годы. (Схему развития метро на этот период можно посмотреть тут). Так, в планах – создание второй кольцевой линии (станции Деловой центр, Полежаевская, Ходынское поле, Нижняя Масловка и др.), а также продление метро в Южное Бутово, Зябликово, Ново-Переделкино и др.

Н.К.