Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

28.09.2010

Хозяйственный расчет

Анна Мартовицкая

Сегодня, 28 сентября, руководство музея-заповедника «Московский Кремль» провело пресс-конференцию, посвященную начатому на прошлой неделе строительству здания депозитарно-реставрационного комплекса на Боровицкой площади. По словам директора музея Елены Гагариной, музейному хозяйству очень нужны дополнительные площади, однако руководство знаменитого учреждения культуры не имело права голоса при определении внешнего вида будущего здания. А кроме того 94-й закон не позволяет пересматривать проект, выбранный в результате конкурса.

Надо сказать, что пресс-конференция оставила очень странное впечатление. Директор музея Елена Гагарина и несколько ее заместителей спокойным и доброжелательным тоном рассказывали об истории проекта и о том, что именно должно дать строительство депозитария музею. А на все вопросы о стилистике и художественных качествах архитектурного проекта, – напомним, что критики уже признали его уродливым, – руководители музея лишь разводили руками: «Не мы принимали это решение». В частности, неоднократно упоминался 94-й федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», запрещающий заказчику, во-первых, отменять результаты конкурса, а во-вторых, вмешиваться в сферы, находящиеся вне его компетенции. В данном случае речь идет об архитектурном решении комплекса – музей мог повлиять на его функционал и планировку, но вопросы эстетики к хозяйству отношения не имеют. И хотя данный закон был принят в 2005 году, а проект появился намного раньше, в 1997-м, музейщики считают своим долгом соблюдать требования 94-го ФЗ. Хотя признаемся – со стороны эта законопослушная позиция выглядит как благородное оправдание бездействия. Оно и понятно: музею уже двадцать лет обещают дополнительную жилплощадь, и вот государство, наконец, готово сдержать свое слово, – до эстетики ли при подобном раскладе?

Строго говоря, в том, что депозитарно-реставрационный комплекс музеям Московского Кремля необходим, сомнений не возникает. Музею, располагающемуся если не под одной кровлей, то в одних крепостных стенах с аппаратом главы государства, по определению негде развернуться. Например, Оружейная палата сегодня демонстрирует лишь 10 процентов своего собрания и принимает в день меньше 2 тысяч посетителей. Еще в 1991 году президент РФ дал московским властям поручение подобрать участок под строительство дополнительных музейных площадей. Естественно, музей был заинтересован в том, чтобы этот участок был расположен не в спальном районе, а как можно ближе к самому Кремлю. И заветное место – о, чудо! – нашлось: на пересечении Манежной улицы и Боровицкой площади. Правда, на этом положительные чудеса в данной истории и закончились.  В 1995 году был объявлен конкурс на предпроектное предложение будущего комплекса (руководство музея подчеркивает, что это было международное состязание, но много ли вы помните международных состязаний тех лет, в которых бы действительно участвовали хорошие западные архитекторы?). Лучшим пред-проектом была признана работа Евгения Розанова. Затем, в 2003 году прошел еще один конкурс – на выбор организации-разработчика проекта здания комплекса, и им стал «Моспроект-2», а проект достался мастерской № 7, которой руководит архитектор Владимир Колосницын.

Еще предпроект Евгения Розанова предполагал Г-образный план и «классические» фасады. В редактуре «Моспроекта-2» объем подрос и возмужал, облачился в мраморно-гранитные доспехи и приобрел массивный купол. Конечно, все это случилось не за один день. Так, например, еще в мае 2008 года российский комитет по делам ЮНЕСКО согласовал куда менее вызывающий вариант депозитария без купола – стеклянную «чалму» зданию прикрутили уже позже, утвердив этот вариант, несмотря на сопротивление экспертов, на Общественным совете при мэре Москвы. В результате сегодня между Кремлем и Пашковым домом начато строительство крупного (23 тысячи квадратных метров) здания с куполом и колоннами, которые с легкой руки главного архитектора города Александра Кузьмина теперь все называют решенными в стиле ампир.

Напомним (см. подборку прессы), что, когда на прошлой неделе на Боровицком холме появился строительный забор, общественное движение «Архнадзор» попыталось остановить начавшиеся работы. Однако наличие всей разрешительной документации свело этот порыв на нет. Тогда защитники наследия написали открытое письмо президенту РФ Дмитрию Медведеву с просьбой провести дополнительные общественные обсуждения проекта. Неделю назад в ответ на критику Александр Кузьмин рассказал журналистам, что Боровицкая площадь  возникла меньше 30 лет назад, и не может претендовать на статус объекта наследия. Сегодняшнее выступление руководства Музеев Кремля продолжило линию защиты проекта, теперь уже, скажем так, с хозяйственно-практической точки зрения. Ведь музею нужны новые помещения, с этим как было сказано выше, сложно поспорить.

Отвечая на вопросы журналистов, Елена Гагарина не раз подчеркнула, что даже смена московских властей не сможет повлиять на окончательный облик депозитария. Защитники наследия, правда, придерживаются иной точки зрения: известно, что за строительство здания с куполом-бельведером на Общественном совете в свое время горячо высказывался теперь уже бывший мэр Москвы Юрий Лужков, – и это оставляет надежду на то, что проект может быть пересмотрен в связи со сменой начальства. Член Общественной палаты Марат Гельман уже выступил с заявлением о том, что собирается подавать соответствующую жалобу в Генпрокуратуру. Что ж, еще немного времени есть: пока на Боровицком холме начата не сама стройка, а лишь предваряющие ее археологические раскопки. Архи.ру будет следить за развитием ситуации.
Елена Гагарина, директор музеев Кремля. Фотографии Анны Мартовицкой
Елена Гагарина, директор музеев Кремля. Фотографии Анны Мартовицкой