Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

20.02.2009

Дети подземелий

Марина Игнатушко

Судьбу центральных площадей исторического центра Нижнего Новгорода решали на градостроительных советах. Сначала – на одном. Потом – на втором. И пришли к противоположным выводам. О двух советах – Марина Игнатушко

Мэр Вадим Евгеньевич Булавинов. Фотография Марины Игнатушко
Мэр Вадим Евгеньевич Булавинов. Фотография Марины Игнатушко

В Нижнем Новгороде существуют независимо друг от друга  сразу два градостроительных совета. Четыре года проходят обсуждения при губернаторе Валерии  Шанцеве, в конце 2008  появился совещательный орган и у главы Администрации Нижнего Новгорода Вадима Булавинова. Позиция городских властей по градостроительным вопросам периодически озвучивается на  разных совещаниях, но для большей убедительности мэр  и создал инструмент для выработки коллегиальных решений. Мало того, по проекту строительства подземных парковок и многофункционального центра под площадью Минина, что рядом с Кремлём, считает необходимым созвать референдум…Этот же самый проект – концепцию – на губернаторском совете утвердили без оглядки. А на предупреждение Росохранкультуры о том, что археологические раскопки на исторической территории займут не меньше 5-7 лет, невозмутимо ответили: «Археологи могут встроиться в график строительных работ»…

Теперь по порядку.
Три площади исторического Нижнего Новгорода  образуют так называемый местный «золотой треугольник». Площадь Минина, Горького и Свободы – эта территория старого города и зона повышенной градостроительной активности последних десятилетий. Площадь Минина примыкает к нижегородскому Кремлю, за высокими стенами которого сидит власть. Правда, здесь пока собраны не все областные структуры, но свеженький губернаторский дворец уже поднялся серой массой над краснокирпичной стеной как раз на речной панораме Кремля. Так вот, «золотой треугольник» – территория высокого притяжения, и с появлением  каждой новостройки  вопрос об освобождении центра города от транспорта и стихийных стоянок вдоль тротуаров становился всё острее. Для решения  проблемы разработали и приняли концепцию развития транспортной структуры, нарисовали вместо улицы Октябрьской – Октябрьский бульвар – полукольцо для отвода  потоков транспорта от Кремля. Но создавать новую недвижимость не перестали, и вот уже появились проекты по «уплотнению» центральных площадей, поскольку просто гулять и проезжать мимо здесь как-то несолидно, нужно обязательно что-то покупать и как-то развлекаться за деньги.

На площади Свободы всё очевидно: с неё уходит пять лучей, вокруг – административные здания, построят еще одно большое торгово-развлекательное, нужен подземный переход. Это переход проектировщики начертили, получили рекомендацию на Градостроительном совете у мэра объединить подземное пространство перехода, парковки и будущего ТЦ. Никаких возражений.

С площадью Минина гораздо сложнее. Архитекторы  НПО «Архитектоника» по заказу ОАО «Нижегородкапстрой» (детище московской СУ-155 и нижегородского правительства) заложили парковку на 1200 машин на всю длину участка вдоль стен Кремля. А под сквериками – один с чугунным фонтаном, другой – с памятником Минину – надумали вырыть многофункциональный центр в три этажа, а над ним – воссоздать храмы, стоявшие на этом месте еще столетие назад. Строить начнут, конечно, с парковки – губернаторский дворец-то на подходе! –  а заботу о горожанах  обозначили  в проекте, придумав нечто а-ля  «Охотный ряд». Многофункциональное подземелье, вероятно, должно вытянуть и экономику проекта, но инвесторов пока нет. При той программе, которую озвучил на заседании Градсовета архитектор Александр Худин, инвестор вряд ли найдётся. Судите сами: на трёх этажах  разместится не только бутиковая торговля, но и галереи, общественные центры, музеи, и вся хохлома Нижегородской области.
А на самом нижнем этаже,  появится, наконец-то, место для встреч молодежи – очень  культурного досуга и отдыха. «Ведь сейчас нашим детям, – тут голос Худина слегка дрогнул, – практически некуда пойти вечером».

Конечно, замечательно и похвально, что автор проекта так сильно проникся собственными идеями. Но, почему-то  разделять эти грёзы не хочется. И прикрывать заботой о детях строительство парковок для чиновничьих машин.

Сейчас на площади днём  находится от 200 до 250 автомобилей. В выходные на их место встают туристические автобусы. Цифра в 1200 машино-мест явно рассчитана  на приток транспорта. Эти тысячи визитёров пойдут в Кремль? Но там большая часть территории – административная, всё  устроено так, чтобы народ долго не задерживался. Может быть, на главную улицу – пешеходную Большую Покровскую? И она не сможет принять – лишь колонну, демонстрирующую от Минина к площади Горького, без задержек, ведь тут деться тоже особо некуда, и дворы вокруг, по большей части,  неухожены и не похожи на   общественные пространства.

Кроме того, въезд и выезд на парковку у Кремля, предусмотрен со съездов – но Зеленский и сейчас стоит по нескольку часов (как сказал директор городского Департамента транспорта и связи Владимир Грибов), а Георгиевский – от памятника Чкалову к Нижневолжской набережной – проходит через Александровский сад, используется лишь в чрезвычайных случаях.

Эти и многие другие нестыковки страшно рассердили Вадима Булавинова: «Кремль – памятник федерального значения – ограничения на строительство здесь жёсткие. И ни один человек не вправе решать судьбу исторического места – этот вопрос надо выносить на референдум». Так он сказал на градсовете в мэрии.

Валерий Павлинович думает по-другому. Все аргументы меркнут рядом с опытом Москвы. Поэтому на областном градостроительном совете концепцию утвердили.
И после этого обсуждение площади Горького пошло как по маслу, уже без назидательных столичных примеров.

В середине площади находится сквер, там растут прекрасные деревья, невероятных видов и ценности. Мэр даже продекламировал стихотворение, написанное двадцать лет назад на палатке защитников сквера от строительства метро. Это свободное пространство заполняется  по интересам: снежный городок для детей, пивные клеёнчатые палатки, конкурс озеленителей клумб. Это пауза – между торговлей и рекламой на Покровке и большим, размером в прежний квартал старого города,  торговым центром на площади Лядова.

У мэра обсуждали два проекта, у губернатора уже три. Третий проект как-то сразу снискал симпатии Шанцева, и, в конце концов, был принят за основу, несмотря на то, что по начинке похож на проект конкурента – компании «Снегири» Александра  Чигиринского. Представитель московской «Модной площади» водил указкой по картинке, где привычная для нижегородцев площадь была похожа, по выражению члена совета архитектора Сергея Попова, на полочки с разностильными штучками и статуэткой Горького. Тем не менее, именно этот проект, по словам того же представителя, вошёл в десятку лучших в Каннах на MIPIMе. Чем он там понравился – никто не понял, после замечаний проектировщик должен будет сделать так, чтобы проект «Модной площади» совсем стал похож на проект «Снегирей». Подземное пространство с ТЦ, переходами от улиц к скверу, от сквера – к станции метро, световые фонари на поверхности, несколько этажей подземных парковок. Но – строго симметричная композиция сверху – ведь, как оказалось, сквер и памятник писателю работы Веры Мухиной – объект культурного наследия. Планировочная структура – так же предмет охраны. Близко к тому, как выглядит наше культурное наследие сейчас, выполнен был проект нижегородскими разработчиками. Но у них не  предусмотрено под землей большой торговли, лишь парковка, киоски и общественные туалеты, – никаких шансов произвести впечатление на градсовет!

…Еще меньшее действие возымела настойчивость Владимира Парфёнова – начальника отдела генпланов института НижегородгражданНИИпроект. По каждому проекту он методично интересовался, откуда  взялась программа комплекса и насколько это необходимо городу?

Валерий Павлинович Шанцев – губернатор Нижегородской области. Фотография Марины Игнатушко
Валерий Павлинович Шанцев – губернатор Нижегородской области. Фотография Марины Игнатушко
Схема генплана площади Минина и Пожарского (НПО «Архитектоника», предполагается парковка на 1200 машин)
Схема генплана площади Минина и Пожарского (НПО «Архитектоника», предполагается парковка на 1200 машин)
Схема горизонтального зонирования площади Минина и Пожарского
Схема горизонтального зонирования площади Минина и Пожарского
Схема генплана, наложенная на карту Google. Хорошо видно, ЧТО это за место
Схема генплана, наложенная на карту Google. Хорошо видно, ЧТО это за место
План подземной части, наложенный на карту Google. Видно, ГДЕ будут копать (парковка под площадью, прямо перед кремлевскими стенами, ТЦ под сквером; 3 подземных яруса)
План подземной части, наложенный на карту Google. Видно, ГДЕ будут копать (парковка под площадью, прямо перед кремлевскими стенами, ТЦ под сквером; 3 подземных яруса)
Площадь Горького - проект компании «Снегири» Александра  Чигиринского
Площадь Горького - проект компании «Снегири» Александра Чигиринского
Площадь Горького - проект компании «Снегири» Александра Чигиринского
Площадь Горького - проект компании «Снегири» Александра Чигиринского
Предложение «СС-проекта»: площадь Горького выглядит по-прежнему, лишь парковки спрятались под землей
Предложение «СС-проекта»: площадь Горького выглядит по-прежнему, лишь парковки спрятались под землей
Площадь Горького. Проект московской комании «Модная площадь»
Площадь Горького. Проект московской комании «Модная площадь»
Площадь Горького. Проект московской комании «Модная площадь» (вид сверху)
Площадь Горького. Проект московской комании «Модная площадь» (вид сверху)