Проекции желаний

Лучшие проекты студентов архитектурно-строительного университета Нижнего Новгорода, посвященные развитию территории Стрелки.

mainImg
Тема преобразования территории Стрелки по-прежнему занимает нижегородцев. Порт выведен, подготовка к ЧМ-2018 продолжается, до 15 июня работает экспертная комиссия, созданная по распоряжению губернатора.

Пока специалисты оценивают состояние металлических конструкций, собирают информацию об историко-культурной ценности места у слияния Волги и Оки, пишут рабочие концепции редевелопмента, проектирование продолжается.

Оно никогда и не прекращалось: тема Стрелки – в дипломных работах ННГАСУ уже не одно десятилетие, и вот теперь кафедра дизайна архитектурной среды выбрала ее для курсовой работы студентов. Три лучших проекта были представлены общественной организации «Открытая Стрелка».
Студенты ННГАСУ: Ирина Рыжевская, Евгений Кондратов, Павел Вохлачев, Алёна Макалова. Фотография © Марина Игнатушко
Студенты ННГАСУ: Иван Корсаков, Анастасия Баранова. Фотография © Марина Игнатушко

Жаль, что до недавнего времени власти продолжали называть размышления о судьбе знакового для города места «хотелками», ссылаясь на уже принятые решения по подготовке к футбольным матчам. Однако именно подобные этим трем работам проекты вызывают понимание и симпатию горожан, поскольку в определенной степени отражают желание видеть Стрелку общедоступным, многофункциональным местом, сохраняющим свою историю, смыслы и ценности.

«Живая Стрелка» 
Алёна Макалова, Евгений Кондратов, Павел Вохлачев
Проект «Живая Стрелка». Вид на мыс Стрелки © Алёна Макалова, Евгений Кондратов, Павел Вохлачев

Для авторов проекта было важно создать современное общественное пространство, сохраняющее исторические объекты и детали, воспроизвести оживленную, динамичную атмосферу Стрелки – порта 19 и 20 веков.

Территория условно подразделяется на три зоны: арт-кластер, историческая (слобода) и парковая.

1. В зоне арт-кластера вдоль Оки начинается деревянная набережная – связующее звено всей территории. Здесь размещается амфитеатр с плавучей сценой. Сюда протягивается веломаршрут Заречной части города. В железобетонных пакгаузах (30-е гг., 20 в) – собственно кластер, с выставочными, сценическими пространствами, помещениями для различных творческих объединений.

2. Историческая зона располагается по оси улицы Стрелка и собора Александра Невского, замыкается со стороны Волги пакгаузами с металлическими конструкциями. Здесь стоят традиционные портовые здания, купеческие торговые ряды, а также частично воссозданные ярмарочные постройки. Эта камерная территория со стороны Петербургской пристани представляет некий разновременной собирательный образ нижегородского порта. Пакгаузы с металлическими конструкциями – после реновации – могут служить в качестве многофункциональных павильонов.

3. В парковой зоне предлагается создать канал, берега которого защищены от ветра. Здесь – «тише воды, ниже травы» – можно расслабиться и медитировать. Полный релакс завершается в заводи с амфитеатром, композиционно повторяющим амфитеатр общественной зоны. Не исключено, что здесь будут играть на раковинах, слушать ветер, зимой – хруст льда и снега.
Проект «Живая Стрелка» © Алёна Макалова, Евгений Кондратов, Павел Вохлачев
zooming
Проект «Живая Стрелка». Причал для катеров со стороны Волги © Алёна Макалова, Евгений Кондратов, Павел Вохлачев
Проект «Живая Стрелка». Путь на Стрелку © Алёна Макалова, Евгений Кондратов, Павел Вохлачев
Проект «Живая Стрелка». Предполагаемая лестница с набережной на галерею © Алёна Макалова, Евгений Кондратов, Павел Вохлачев
Проект «Живая Стрелка». Дорога вдоль Оки мимо обновленных зданий бывших железнодорожных пакгаузов © Алёна Макалова, Евгений Кондратов, Павел Вохлачев
zooming
Проект «Живая Стрелка». Тихая гавань © Алёна Макалова, Евгений Кондратов, Павел Вохлачев
zooming
Проект «Живая Стрелка». Краны между Волгой и каналом – основные доминанты места © Алёна Макалова, Евгений Кондратов, Павел Вохлачев
zooming
Проект «Живая Стрелка». Внутренние берега © Алёна Макалова, Евгений Кондратов, Павел Вохлачев
Проект «Живая Стрелка». Территория Стрелки. Вид сверху © Алёна Макалова, Евгений Кондратов, Павел Вохлачев
zooming
Проект «Живая Стрелка». Схема формообразования © Алёна Макалова, Евгений Кондратов, Павел Вохлачев
zooming
Проект «Живая Стрелка» © Алёна Макалова, Евгений Кондратов, Павел Вохлачев


«Проекция Кремля»
Ирина Рыжевская
«Проекция Кремля». Окская набережная © Ирина Рыжевская

Связь «Кремль – Стрелка» – главная смысловая ось Нижнего Новгорода. Со строительства Кремля начался город, Стрелка связана с историей развития Нижегородской ярмарки. Но территория порта, располагавшегося на Стрелке, была режимной на протяжении последних 80 лет, и ее реновацию автор предлагает начать с яркого дизайнерского решения. По линиям, сходящимся на мысу Стрелки, расположены павильоны – красные, как краснокирпичный Кремль. Это могут быть авторские объекты, в том числе, выполненные постепенно, в результате конкурсов. Так же можно разработать и выстроить эти объекты уже к ЧМ-2018, наполнив их функциями, отвечающими интересам гостей города. Автор внесла разнообразие в ландшафт – теперь собор окружен искусственным озером.
zooming
«Проекция Кремля». Волжская набережная © Ирина Рыжевская
zooming
«Проекция Кремля». Павильоны у входа в музей © Ирина Рыжевская
«Проекция Кремля». Вид на павильоны с разных точек © Ирина Рыжевская
«Проекция Кремля». Башня с рындой на мысу © Ирина Рыжевская
zooming
«Проекция Кремля». Ночная подсветка © Ирина Рыжевская
«Проекция Кремля». Генлан © Ирина Рыжевская
«Проекция Кремля». Схема расположения павильонов. Вид со стороны Волги © Ирина Рыжевская
«Проекция Кремля». Схема расположения павильонов. Вид со стороны Оки © Ирина Рыжевская

Проект «Маятник»
Иван Корсаков, Анастасия Баранова
zooming
Проект «Маятник» © Иван Корсаков, Анастасия Баранова

Основная идея проекта – создание активного объема на конце мыса Стрелки. Этот объем представляет собой инженерную конструкцию, что закономерно и символично, ведь Нижний Новгород признан городом изобретателей и инженеров. «Маятник» имеет смотровую площадку, остекленную на нижнем ярусе, с пологими спусками на набережную с двух сторон и двумя центральными лестницами. На конце его на разных уровнях расположены две круглые платформы: верхняя – закреплена и неподвижна, нижняя – она и есть «маятник» – плавучая, перемещает пассажиров от центра оси к краям, проходя по радиусу.

Существующий сейчас маршрут по оси храма перепланирован. По левой стороне намечена широкая пешеходная часть, ведущая к собору. Далее она разделяется на два возможных пути: один к набережной и пакгаузам со стороны Оки, второй проходит слева от собора и выходит на главную композиционную ось. На пути к пакгаузам по Волге, по задумке авторов, расположатся птичьи вольеры. Для транспорта организован круговой объезд.

Для того чтобы сохранить направление оси и продолжить путь, первый пакгауз прорезан стеклянным проходом. Такой транзитный проход позволяет посетителям на ходу осмотреть металлические конструкции и выйти к Волге.

В конце концов, все пути сходятся на главной площади Стрелки. А пакгаузы по Оке преобразуются в соразмерные им строения. Здесь расположились торговые павильоны, уменьшенная копия башни Шухова, общественные помещения, учебные классы и офисы.
Проект «Маятник» © Иван Корсаков, Анастасия Баранова
Проект «Маятник» © Иван Корсаков, Анастасия Баранова

11 Мая 2017

В горах Сванетии
Шесть дипломных проектов ярославских студентов, посвященных возрождению альпинистских лагерей в Грузии.
Лаконизм и уместность
Шквал курсов и публикаций, посвященных качеству подачи портфолио архитектора, приносит плоды. Публикуем несколько позитивных примеров портфолио третьекурсников МАРХИ с комментариями авторов.
МАРХИ-2019: 11 лучших рисунков
Как изображать современную архитектуру? Ответ постарались найти участники конкурса рисунка, прошедшего в МАРХИ. Представляем результаты творческих поисков.
МАРХИ-2019: 10 проектов на тему «Школа»
Школа для детей с инвалидностью, воспитательная колония для малолетних преступников, интернат для детей-сирот – студенты МАРХИ создают новый образ современного образования.
Студентам от студентов
Подведены итоги конкурса на лучшую зону отдыха для московских вузов. Победили выпускницы МАРХИ с проектом для Московского авиационного технологического института. Представляем работы, занявшие призовые места.
Полное погружение
Публикуем проекты студентов магистратуры МАРШ, разработанные в рамках студий «Ремонт ландшафта» и «Из Москвы в Никола-Ленивец».
Наша Вологда
Проекты студентов МАРХИ и ВоГУ – участников воркшопа, посвященного благоустройству общественных пространств в Вологде.
Приморский контекст
Обзор студенческих проектов для Владивостокской агломерации за 2003-2016 годы, объединённых темой экологии. Каждая работа – результат скрупулёзного исследования климатических особенностей разрабатываемой территории.
МАРХИ: Золотая медаль 2016
Представляем проекты победительницы и четырех номинантов ежегодного конкурса для выпускников Московского архитектурного института.
Новое измерение
Лучшие дипломные проекты бакалавров МАРХИ группы под руководством Всеволода Медведева, Михаила Канунникова, Зураба Басария.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.