Комета ЗИЛ

Два первых лота жилого комплекса ЗилАрт, спроектированные Сергеем Скуратовым, совмещают контекстуальный сюжет, апеллирующий к истории завода, с эмоциональной, артистической насыщенностью фактуры и деталей. Не зря они служат урбанистической заставкой – городским «фасадом» первой очереди комплекса.

mainImg
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
«Дом у причала» (лот №1 и лот №2)
Россия, Москва, ул. Автозаводская, вл. 23, участок №1

Авторский коллектив:
С.А. Скуратов – руководитель авторского коллектива;
Александр Панёв – главный архитектор проекта, стадии АК, П, РД;
Иван Ильин – стадии АК, П;
Марина Кирьянова – стадии АК, П, РД;
Антон Чурадаев, Алексей Коньков, Юлия Левина, Наталья Овсянникова, Антон Терентьев – стадии П, РД; Анжелика Горобец, Джелил Гемеджи, Евгений Тирских \– стадия РД.

При творческом и техническом участии:
Егор Королёв, Виктор Обвинцев, Сергей Безверхий, Станислав Субботин, Екатерина Семернина, Марина Пиглова, Валентина Рыжкова, Кристина Ухина, Игорь Голубев.

2015 — 2015 / 2016
В составе первой очереди ЗилАрта Сергею Скуратову достался самый ответственный участок – в северо-восточном углу территории, напротив Новоданиловского проезда: множество машин, сворачивающих с Варшавского шоссе к набережной, также как и все, кто едет по набережной из центра, в перспективе увидят прежде всего дома Скуратова. Так что в некотором смысле они – фасад проекта, или как минимум одна из его важных точек. Недаром он и называется первым: лот №1.

Впрочем так было не всегда. Поначалу глава компании ЛСР Андрей Молчанов планировал поручить первый лот какому-нибудь известному голландскому бюро, а второй, соседний по набережной – Сергею Скуратову. Оценив местность и значение обоих «заглавных» участков, Скуратов решил, что для столь важного в градостроительном отношении должен работать российский архитектор, погружённый в проблематику города. И предложил Андрею Молчанову нарисовать для первого участка что-то выразительное и интересное. В чём архитектора поддержал автор дизайн-кода ЗилАрта, победитель конкурса на концепцию преобразования территории ЗИЛ Юрий Григорян. Получившаяся в итоге концепция понравилась заказчику – и Сергей Скуратов получил в своё распоряжение два соседних лота и подчинил их проекты одному сюжету.

К слову сказать, здания на двух участках уже почти построены в бетоне, так что оценить градостроительное значение можно и сейчас: дома действительно заметны, едешь и ясно: о, да это строится новый ЗИЛ.
Жилой комплекс «Полуостров Зил» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Вид на строящийся комплекс с Новоданиловской набережной, с юго-запада. Фотография © Александр Панёв, Сергей Скуратов architects, 2017
Жилой комплекс «Полуостров Зил». Ситуационный план © Сергей Скуратов ARCHITECTS

В архитектурном решении единственного дома первого лота Сергей Скуратов использовал, по его собственному признанию, конструктивистский приём. Пластина дома вытянута с востока на запад, к Москве-реке и на речном торце циркульно скруглена. Это, действительно, любимейший приём архитекторов авангарда, и в данном случае он работает прежде всего контекстуально: достаточно одного взгляда на план ДК ЗИЛ Весниных, чтобы обнаружить в его танцевальном зале контуры дома Скуратова. Снаружи здания совершенно разные, в ротонде Весниных есть широта и лёгкость, а направленного полёта нет, так что сходство планов остаётся умозрительным ребусом, а форма здания апеллирует к другим примерам «аэродинамических» проектов архитектуры авангарда.
 
План Скуратова:
Жилой комплекс «Полуостров Зил». План 1 этажа © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Примеры архитектуры авангарда: 
zooming
А.А., В.А. и Л.А. Веснины. ДК ЗИЛ, 1930-1937. План 2 этажа, 1930. Из кн.: Н.Н. Броновицкая. Архитектура Москвы 1910-1935 гг. Памятники архитектуры Москвы. М., 2012. С. 311.
zooming
Г.М. Данкман. Общежитие Коммунистического университета национальных меньшинств Запада им. Мархлевского. Перспектива. 1929 г. Из кн.: Н.Н. Броновицкая. Архитектура Москвы... С. 204.
zooming
М.О. Барщ и М.И. Синявский. Центральный оптово-розничный рынок на Болотной пл. в Москве. Дипломный проект, ВХУТЕМАС, мастерская Веснина. 1926 г. Из кн.: С.О. Хан-Магомедов. Архитектура советского авангарда. Кн. 1. Проблемы формообразования. Мастера и течения. М., 1996. С. 464.

Сергей Скуратов уподобил дом комете, подчеркнув свою идею рядом нюансов. Скруглённый торец почти полностью стеклянный, вертикальные перемычки здесь как будто бы сдуло ветром на продольные стены. Белые горизонтальные рёбра балконов, напротив, выдвигаются вперёд с каждым ярусом, подчёркивая скошенным выносом устремлённость движения вперёд, и связывая ленточный ритм линий с аллюзиями на авангард.
Жилой комплекс «Полуостров Зил» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Полуостров Зил» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Полуостров Зил». Эскиз © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Боковые фасады плавно включаются в игру. Выступ вертикальных рёбер становится глубже, открывая ярко-белые плоскости откосов, рассчитанные на оптическую игру. Её подхватывает чередование французских балконов с лоджиями: стекло первых прозрачное, вторых слегка зеркальное. Цвет же с запада на восток градиентно темнеет: дом как будто обугливается, – говорит Сергей Скуратов. Неудивительно, что в восточной части сквозь кирпичную решетку, как будто из глубины, «прорастают» поверхности кортеновой стали – они обозначают «горящий хвост» кометы. Сразу скажу, кортеновая сталь здесь задумана не брутально-ржавой, тёмно-коричневой, а оранжевой, огненной, и её сюжет, по словам архитектора, – именно огонь, поэтому для заржавливания стали будет использоваться специальный состав.
Жилой комплекс «Полуостров Зил». План секции 5 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Полуостров Зил» © Сергей Скуратов ARCHITECTS

«Болид» дома со стороны его воображаемого ядра блестит стеклом и белизной, расплавленным металлом ядра кометы, затем начинает дымиться серым пеплом, который постепенно темнеет до угольной окалины, и наконец прорывается огнем. Но этого мало. Если мы посмотрим на план лота №1, то его восточный торец, в противовес круглому западному, решён асимметричным зигзагом – на плане получается знаковый «хвост» кометы. Внешне же «огненный хвост» полностью кортеновый и больше не содержит никаких намёков на огонь. Другой бы архитектор, придумав дом-комету, изрисовал бы её хвост в огонёк, но не таков Сергей Скуратов: он останавливается на пороге изобразительного, выжимает из идеи весь фактурный, цветовой и эмоциональный потенциал, но грани буквализма не переходит. Дом остаётся домом.
Натурный образец фасада лота №1, установленный сейчас на стройке. Жилой комплекс «Полуостров Зил» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Полуостров Зил» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Полуостров Зил» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Полуостров Зил» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Полуостров Зил» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Полуостров Зил». Фрагмент фасада © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Поэтому комета не единственное сравнение, которое может прийти на ум. Автомобилестроительный ЗИЛ был в том числе сталелитейным предприятием, так что «комету» можно понять как последнюю искру металла остановленной домны. А кортен как материал, из которого помимо хвоста «кометы» здесь выполнены ещё и все стилобаты, служит своего рода историческим основанием – как будто дома выросли на ржавых остатках старого заводского металла.

Если кортен прошлое, то кирпич – будущее. Сейчас это популярный материал жилого строительства, а в данном случае не только любимый материал Сергея Скуратова, но ещё и дань девелоперу: ЗилАрт строит компания ЛСР, крупный производитель кирпича. Заводы ЛСР специально для проекта выпустили семь оттенков кирпича, от белого до почти чёрного. Кирпич на всех фасадах планируется выложить не только сложносочиненным паттерном-градиентом, но и рельефно: часть кирпичей будет выдвинута на 1-2 см и дополнит плоскость игрой светотени.
Жилой комплекс «Полуостров Зил». Фрагмент фасада © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Полуостров Зил» © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Дом-комета – главный образный узел; остальные корпуса развивают тему. Лот №2 ближе квартальной планировке, хотя и рассчитан так, чтобы легко пропускать ветер с реки. Во всяком случае, во двор. Четыре 14-этажные башни выстроены в ряд вдоль западного речного фасада.
Жилой комплекс «Полуостров Зил» © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Они не одинаковы, но очень похожи и могут напомнить выстроенные в ряд какие-нибудь металлические слябы, что тоже отсылает к истории завода. На продольных фасадах, соседствующих довольно плотно, преобладают кирпичные плоскости; северные стены почти глухие. Западные фасады четырёх корпусов, напротив, почти целиком стеклянные, но фасады оживлены вставками лоджий. Причем каждая составлена из трёх треугольных эркеров «с секретом»: плоскость, обращённая на северо-запад, стеклянная (через это стекло внутрь будут попадать последние лучи летнего заката), а соседняя плоскость, смотрящая на юго-запад, откуда закатные лучи приходят ещё горячими, – покрыта белым кирпичом. И поскольку стекло зеркальное, кирпич отражается и снаружи будет казаться, что пятно лоджии – рельефное, но глухое. Так на фасаде возникает светлая поблёскивающая гармошка, похожая на слом-срез металлической чушки.
Жилой комплекс «Полуостров Зил». Фрагмент фасада © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Полуостров Зил». Корпуса В, Г. План 14 этажа © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Тем более что стилобат выстроен диагонально, вдоль границы участка, а дома расставлены под углом к его объему, так что их углы нависают крупными треугольными консолями – точь-в-точь блоки металла, выставленные на поддоне.
Жилой комплекс «Полуостров Зил» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Полуостров Зил» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Полуостров Зил» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Полуостров Зил» © Сергей Скуратов ARCHITECTS

За видовыми стеклянными фасадами – лучшие квартиры, пятикомнатные; квартиры ещё роскошнее – только в скруглении «дома-кометы», там тоже 5 комнат (4 плюс гостиная), но есть ещё и дугообразный витраж с панорамой реки и небольшим треугольником врезанной лоджии. В остальном квартирография – достаточно разнообразная, до двух комнат. Площадь квартир, заданную в ТЗ, архитекторам удалось на 1-2 метра увеличить за счёт лоджий, которые здесь есть, кажется, у всех.
Жилой комплекс «Полуостров Зил». Секция 1. План типового этажа © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Полуостров Зил». План. Концепция 2014 года © Сергей Скуратов ARCHITECTS

В восточной части лота №2 разместились ещё два дома – фасады одного из них, почти параллельного «дому-комете», ­– целиком кортеновые и решены в тех же приёмах, что и «хвост» дома-кометы. Зигзагооборазная форма его северной помогает уловить больше солнца, развернув окна по диагонали: каждая гостиная получает по 2 таких окна, одна на северо-запад, другое на северо-восток. Квартиры сквозные, вторая стена южная.
Жилой комплекс «Полуостров Зил». План секции Д © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Полуостров Зил». Фрагмент фасада © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Полуостров Зил». Фрагмент фасада © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Дом служит ярким цветовым и скульптурным акцентом. С противоположной стороны двора он расчерчен решёткой швеллеров, а рыжий зигзаг отражается в окнах «кометы», между ними возникают цветовые переклички и даже эмоциональное напряжение, помогающее объединить оба лота.
Жилой комплекс «Полуостров Зил» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Полуостров Зил» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Полуостров Зил» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Полуостров Зил» © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Если кортеновый дом несколько провокационен, то архитектура соседнего с ним корпуса, вытянутого вдоль восточной границы лота №2, ощутимо примирительна. Здесь встречаются два цвета: светлый кирпич и кортеновые вставки; чередование лоджий и балконов становится живописно-шахматным, но фасады скорее орнаментальны. Здесь в стилобат встроен детский сад.
Жилой комплекс «Полуостров Зил» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Полуостров Зил» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Полуостров Зил». Фрагмент фасада © Сергей Скуратов ARCHITECTS

В остальном оба квартала устроены согласно современным правилам комфортного города. Оба стилобата стоят на двухуровневых подземных парковках, а в подземных этажах лота №1 нашлось даже место для супермаркета с наземной и подземной парковкой для внешних покупателей, освещенного через зенитный фонарь в стилобате. Жители же, возвращаясь домой, смогут въехать сразу на своё парковочное место, затем зайти за продуктами и подняться на лифте, не выходя на улицу. В первых этажах протяжённых фасадов лота №1 устроены галереи, причём как снаружи, так и изнутри, со стороны двора: из них можно будет попасть как в вестибюли секций, так и в кафе и магазины. В обращённом к набережной стилобате лота №2 чередуются магазины и кафе, которые работают на пространство внешнего променада. На кровлях стилобатов запланированы приватные дворы для жильцов с геопластикой и крупномерными деревьями.
Жилой комплекс «Полуостров Зил». Схема расположения общественных зон © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Полуостров Зил». Разрез. Концепция 2014 года © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Полуостров Зил». Схема функционального зонирования (лот 1) © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Полуостров Зил» © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Полуостров Зил» © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Но всё это вещи обязательные, джентльменский набор. Важнее то, что город в проекте осмыслен с очень разных сторон, микро и макро, пропущен через разные точки зрения, начиная с тех людей, которые будут там жить и смотреть из окна, соседей, которые зайдут в магазин и заканчивая теми, кто проедет мимо по набережной на другой стороне реки. Но это не просто хорошая, тщательно сделанная архитектура, это ещё и архитектура, насыщенная мотивированной образностью. Одно то, что дом-комета в своём полёте не только обугливается, но и ржавеет, то есть уходит корнями в прошлое завода и одновременно летит в будущее – сильный образ. Сергей Скуратов вновь показал себя архитектором не только вдумчивым, внимательным к контексту, но ещё и очень поэтичным архитектором-художником, способным сделать свой дом квинтэссенцией места и «узловой точкой» городского пространства.
 
См. больше чертежей на странице объекта
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
«Дом у причала» (лот №1 и лот №2)
Россия, Москва, ул. Автозаводская, вл. 23, участок №1

Авторский коллектив:
С.А. Скуратов – руководитель авторского коллектива;
Александр Панёв – главный архитектор проекта, стадии АК, П, РД;
Иван Ильин – стадии АК, П;
Марина Кирьянова – стадии АК, П, РД;
Антон Чурадаев, Алексей Коньков, Юлия Левина, Наталья Овсянникова, Антон Терентьев – стадии П, РД; Анжелика Горобец, Джелил Гемеджи, Евгений Тирских \– стадия РД.

При творческом и техническом участии:
Егор Королёв, Виктор Обвинцев, Сергей Безверхий, Станислав Субботин, Екатерина Семернина, Марина Пиглова, Валентина Рыжкова, Кристина Ухина, Игорь Голубев.

2015 — 2015 / 2016

20 Марта 2017

Сергей Скуратов ARCHITECTS: другие проекты
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Тень от гвоздя
ЖК «Резиденции композиторов» построен по проекту Сергея Скуратова, который в 2011 году выиграл международный конкурс. Началось с поиска образа и отсечения лишнего, затем с реализации узнаваемой скуратовской архитектуры. А закончилось сносом корпусов фабрики Шлихтермана, сохранение которых было утверждено вместе с проектом всеми ведомствами. История кажется поучительной и важной для понимания истории всех 11 лет, на протяжении которых проектировали и строили комплекс.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Тонкая материя
Дом Медный 3.14 составлен из двух фактур, каждая из которых по-своему похожа на драгоценную ткань, и из трех корпусов, каждый из которых смотрит на одну из сторон света. Архитектура дома впитывает нюансы контекста, суммирует их и превращает в цельное ритмичное построение. Рассматриваем новый, только что завершенный дом Сергея Скуратова на Донской улице.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Дворы и башни: самарский эксперимент
Конкурсный проект «Самара Арена Парка», предложенный Сергеем Скуратовым, занял на конкурсе 2 место. Его суть – эксперимент с типологией жилых домов, галерейных и коридорных планировок кварталов в сочетании с башнями – наряду с чуткостью реакции на окружение и стремлением создать внутри комплекса полноценное пространство мини-города с градиентом ощущений и значительным набором функций.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
В пространстве парка Победы
В проекте жилого комплекса, который строится сейчас рядом с парком Поклонной горы по проекту Сергея Скуратова, многофункциональный стилобат превращен в сложносочиненное городское пространство с интригующими подходами-спусками, берущими на себя роль мини-площадей. Архитектура жилых корпусов реагирует на соседство Парка Победы: с одной стороны, «растворяясь в воздухе», а с другой – поддерживая мемориальный комплекс ритмически и цветом.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Долгожданная интервенция
В своей новой постройке Сергей Скуратов развивает тему баланса статики и динамики, продолжает эксперименты с кирпичными фасадами, апробирует новые элементы жилой архитектуры, но главное – решает накопившиеся градостроительные проблемы крупного фрагмента городской застройки.
Качество vs количество
Круглый стол «Погоня за радугой» на фестивале «Зодчество» стал заключительной чертой в обсуждении проблем архитектурного качества. Дискуссия сфокусировалась на вопросах профессиональной этики, ответственности архитектора и особенностях российской ментальности.
Сергей Скуратов: «Архитектура – как любовь»
О различии категорий качества и несовершенства, кайфе от архитектуры, везении конца девяностых, необходимости бороться за свой замысел, но и привлекать консультантов на самой ранней стадии работы – в интервью Сергея Скуратова для проекта «Эталон качества».
Место лучших автомобилей
Проект реконструкции модельного цеха ЗИЛа под дилерский центр для Mercedes-Benz и Audi уникален даже для легендарного комплекса. Цех планируется восстановить с использованием элементов разобранного здания 1930-х. Он станет частью «ворот ЗИЛа», заметных на Третьем кольце. И к тому же – единственный из всех, в какой-то степени сохранит «автомобильную» функцию.
Музей и башня для ЗИЛа
Публикуем проекты нью-йоркского бюро Asymptote для территории бывшего завода ЗИЛ: здание филиала Государственного Эрмитажа и 150-метровую жилую башню.
Три версии Симоновской набережной
Лучшим среди студенческих проектов развития Симоновской набережной жюри признало «Симоновские холмы» с каскадной системой лестниц, понтонами на воде, велодорожками и постиндустриальными объектами, встроенными в новый ландшафт.
Ключевой полуостров
Объявлены победители первого этапа конкурса на концепцию развития территории московского завода ЗИЛ: жюри признало лучшими проекты бюро «Меганом» и немецкой компании Uberbau. Им предстоит дорабатывать свои концепции. Публикуем проекты всех четырех участников конкурса.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.