Петербург: два градсовета, четыре проекта

Седьмого декабря обсуждали памятник на бульваре у Пулковского шоссе и два проекта Никиты Явейна: район десятиэтажных кварталов на Октябрьской набережной и жилой дом на улице Типанова. Четырнадцатого декабря градсовет рассмотрел ЖК Евгения Подгорнова.

mainImg
На повестку было вынесено сразу три вопроса, что в последнее время грозит превратиться в норму (забегая вперёд, скажу, что заседание продлилось около четырёх часов).

Проект установки памятника «Единый крест»
Петроградпроект

Первым обсуждался эскизный проект памятника «Единый крест» группы армянских авторов, который должен стать подарком Еревана Санкт-Петербургу. Заказчик проекта – «Центр делового сотрудничества Еревана и Санкт-Петербурга». Проектировщик – ООО «Петроградпроект». Идея памятника – союз двух братских народов, основанный на единстве веры. Монумент представляет собой две аллегорические фигуры России и Армении, склонившие головы над крестом.
Никита Явейн презентует проект жилого дома на улице Типанова. Градсовет, Санкт-Петербург, 07.12.2016. Фотография © Ирина Бембель
Проект памятника «Единый крест». Заказчик: «Центр делового сотрудничества Еревана и Санкт-Петербурга». Проектировщик: ООО «Петроградпроект». Градсовет, Санкт-Петербург, 07.12.2016

При всей важности и привлекательности самой идеи, практически все выступавшие сошлись в мнении, что характер монумента не вполне отвечает выбранному месту – открытому бульвару с низкой растительностью на Пулковском шоссе, дом 3. Ясно, что такой ландшафт выдвигает особо жёсткие требования к силуэту памятника, который в данном случае вызывает вопросы. Приникшие друг к другу удлинённые фигуры образуют предельно обобщённый и не слишком выразительный вертикальный абрис, наподобие обелиска. Скульптура повёрнута на север, к площади Победы, и будет восприниматься, в основном, в контражуре, а значит, будут плохо читаться лица фигур – наиболее выразительная часть композиции. (Лично мне они кажутся наибольшей авторской удачей).
zooming
Памятник «Единый крест» в Москве. Градсовет, Санкт-Петербург, 07.12.2016
Проект памятника «Единый крест». Заказчик: «Центр делового сотрудничества Еревана и Санкт-Петербурга». Проектировщик: ООО «Петроградпроект». Вид с Площади Победы. Градсовет, Санкт-Петербург, 07.12.2016
Проект памятника «Единый крест». Заказчик: «Центр делового сотрудничества Еревана и Санкт-Петербурга». Проектировщик: ООО «Петроградпроект». Вид с Площади Победы. Градсовет, Санкт-Петербург, 07.12.2016

Ситуацию усугубляло намерение авторов выполнить монумент в бронзе, тогда как подобные композиции, уже установленные в Ереване и в Москве, изготовлены из белого гранита. С одной стороны, этот материал визуально облегчил бы силуэт, а с другой – камень вообще более характерен для Армении, как верно заметил Евгений Герасимов.
zooming
Проект памятника «Единый крест». Заказчик: «Центр делового сотрудничества Еревана и Санкт-Петербурга». Проектировщик: ООО «Петроградпроект». Градсовет, Санкт-Петербург, 07.12.2016
zooming
Проект памятника «Единый крест». Заказчик: «Центр делового сотрудничества Еревана и Санкт-Петербурга». Проектировщик: ООО «Петроградпроект». Градсовет, Санкт-Петербург, 07.12.2016

Некоторые члены градсовета рекомендовали развернуть монумент лицом на юго-восток, к парку Героев, в котором находятся три храма. В ходе обсуждения также высказывались идеи об альтернативных местах установки монумента. Например, Юрий Земцов предложил разместить его перед Армянской церковью на Невском проспекте, хотя это войдёт противоречие с городским законодательством. Предлагались и другие варианты. Однако главный архитектор Владимир Григорьев сообщил, что поиск места ведётся уже два года, в течение которых было рассмотрено восемь (!) адресов в разных районах города, давая понять, что с этим вопросом пора заканчивать. В итоге проект был отправлен на доработку, с последующим рассмотрением членами градсовета в кабинете у главного архитектора.
Проект памятника «Единый крест». Заказчик: «Центр делового сотрудничества Еревана и Санкт-Петербурга». Проектировщик: ООО «Петроградпроект». Градсовет, Санкт-Петербург, 07.12.2016
Проект памятника «Единый крест». Заказчик: «Центр делового сотрудничества Еревана и Санкт-Петербурга». Проектировщик: ООО «Петроградпроект». Генеральный план. Градсовет, Санкт-Петербург, 07.12.2016
Проект памятника «Единый крест». Заказчик: «Центр делового сотрудничества Еревана и Санкт-Петербурга». Проектировщик: ООО «Петроградпроект». Ситуационный план. Градсовет, Санкт-Петербург, 07.12.2016
Памятник «Единый крест» в Ереване. Градсовет, Санкт-Петербург, 07.12.2016
***

Концепция развития территории вблизи Октябрьской набережной
Студия 44, Никита Явейн

Вторым и третьим пунктами программы было согласование проектов «Студии 44». Сначала Никита Явейн презентовал концепцию развития территории вблизи Октябрьской набережной, которая представляет собой доработанный конкурсный проект 2013 года. Заказчиком выступило ООО «Невское наследие».

Проект воплощает представления авторов об идеальном городе – это огромный квартал на 12 000 человек, сформированный на базе классической ортогональной сетки с планировочным модулем 96х96 метров и основной высотой застройки 30 метров. Ядро территории – озеленённая площадь 90х90 метров, которая является главной общественной зоной комплекса. Территория включает памятники промышленной архитектуры: краснокирпичные постройки бумажной фабрики Варгуниных и фабрики Товарищества шерстяных изделий «Торнтон», которые приспосабливаются под жильё и объекты инфраструктуры.
Концепция развития территории вблизи Октябрьской набережной. Заказчик: ООО «Невское наследие». Проектировщик: Студия 44. Градсовет, Санкт-Петербург, 07.12.2016

Как сказал рецензент Сергей Бобылёв, архитекторы, ограничив основную этажность, хотят скомпенсировать потери высотой акцентных зданий, достигающих 50-65 метров. Один из этих акцентов – 65-метровая стеклянная башня, по мнению Маргариты Штиглиц, неудачно оттенила высокую заводскую трубу, исказив характерный силуэт невской панорамы. Но в целом, превышение высотных норм не вызвало особых нареканий у коллег, тем более что совсем недалеко по проекту мастерской «Б-2» будет построен небоскрёб высотой 120 метров.

Гораздо большую озабоченность выразил главный архитектор по поводу межевания территории. «Если размежуем как на схеме – сказал Владимир Григорьев, – изображённые пешеходные бульвары не будут легитимными». Их могут попросту поглотить заборы, которые становятся обязательными элементами новостроек. На это Никита Игоревич возразил, что при существующей квартальной застройке с полностью изолированными дворами заборы просто не понадобятся. Однако и сама конфигурация зданий теоретически может быть изменена после разбивки территории на участки и составления градпланов.

Дружное неодобрение у членов градсовета вызвал протяжённый северный корпус-«кочерга» по соседству с фабричными постройками. Но в целом отзывы были доброжелательными и проект согласовали.
Концепция развития территории вблизи Октябрьской набережной. Заказчик: ООО «Невское наследие». Проектировщик: Студия 44. Градсовет, Санкт-Петербург, 07.12.2016
***

Жилой дом на улице Типанова
Студия 44, Никита Явейн

Под занавес утомлённым экспертам была предложена концепция многоквартирного жилого дома на улице Типанова, участок 1. Заказчик проекта – ООО «Бизнес Сити».
Жилой дом на улице Типанова. Заказчик: ООО «Бизнес Сити». Проектировщик: Студия 44. Градсовет, Санкт-Петербург, 07.12.2016

Складывающуюся здесь высотную застройку Явейн охарактеризовал кратко: кто в лес, кто по дрова. Стихийному многообразию форм авторы противопоставили строгую симметричную композицию из двух высотных зданий-арок в виде буквы «П» и расположенного за ними огромного каре. По словам Никиты Явейна, источником вдохновения для него послужило творчество петербургских архитекторов, уехавших в Москву и попавших в иной масштаб. Главным образом – «пролетарская классика» Ивана Фомина, а также бумажные эскизы братьев Весниных. Таким образом, новый ансамбль Никиты Явейна – это «тоже Петербург, но в другом масштабе», заданном шириной магистралей и габаритами новой застройки.

Впрочем, в прямолинейной экспрессии лаконичных объёмов читаются и другие авангардные прототипы: в частности, поперечная перекладина – выразительный, хотя и несколько навязчивый приём «Студии 44», отсылает к горизонтальным небоскрёбам Лисицкого.

И всё же общий пафос симметричной композиции с протяжённой колоннадой и парадной лестницей, обрамлённой каскадами фонтанов, безусловно, классический, «сталинский». А заданная ею ось оказывается настолько мощной, что требует градостроительного обоснования. «Из пушки по воробьям», – так охарактеризовал работу коллеги Владимир Попов. – «Ничем не оправданный замах на Елисейские Поля»: простреливая между двумя «арками Дефанса», перпендикулярная улице Типанова ось уходит в никуда. Единственное препятствие на её пути – зелёный дуб в центре двора: но чтобы оправдать свою композиционную роль, этот дуб должен быть священным древом. Понимая это, Никита Явейн уточнил, что решение композиционного центра ещё не окончательное. Но что, в сущности, может оправдать подобный мощный приём? Храм? Дворец профсоюзов?
Жилой дом на улице Типанова. Заказчик: ООО «Бизнес Сити». Проектировщик: Студия 44. Градсовет, Санкт-Петербург, 07.12.2016

Частный случай в очередной раз обнажил общую проблему городского пространственного каркаса, основу которого традиционно составляли не улицы и оси как таковые, а осмысленные доминанты, к которым эти оси ведут. Так или иначе, и этот проект «Студии 44» был согласован.
***

ЖК на Московском проспекте, 114 литера Б
Интерколумниум, Евгений Подгорнов; Специальное Проектно-конструкторское бюро
ЖК на Московском проспекте, 114 литера Б. Заказчик: ООО «Меркатор». Авторы: Интерколумниум, Евгений Подгорнов; Специальное Проектно-конструкторское бюро

Спустя неделю, 14 декабря, градсовет рассматривал архитектурно-градостроительный облик жилого комплекса на Московском проспекте, д. 114, литера Б. Заказчиком выступило ООО «Меркатор», проектировщиком – ООО «ИНТЕРКОЛУМНИУМ» и ООО «Специальное Проектно-конструкторское бюро».

Заседание стало продолжением закрытого совещания членов градсовета, состоявшегося в начале декабря. Вынесенный тогда на обсуждение проект огромного ЖК, вторгающегося в сложившийся облик площади Московских ворот, показал необходимость критически осмыслить общую ситуацию вокруг ответственного градостроительного узла. Поэтому к открытому обсуждению серьёзно готовились как проектировщики, так и их коллеги из зала.

Представленный Евгением Подгорновым комплекс должен возникнуть на месте бывшей промзоны, вырастая за «спиной» двух исторических советских зданий, непосредственно обрамляющих площадь. Первое из них – памятник архитектуры: Заставная пожарная часть, построенная по проекту архитектора Давида Бурышкина в 1925 году, второе – выявленный объект культурного наследия – бывшая фабрика-кухня Евгения Катонина, сооружённая в 1933. Высота обоих зданий небольшая, два и три этажа соответственно.
ЖК на Московском проспекте, 114 литера Б. Заказчик: ООО «Меркатор». Авторы: Интерколумниум, Евгений Подгорнов; Специальное Проектно-конструкторское бюро

Докладчик подробно изложил историю места, демонстрируя архивные материалы, запечатлевшие основные этапы становления площади. Архитектурное окружение триумфальных Московских ворот, построенных по проекту Василия Стасова в тридцатые годы XIX века в честь победного окончания русско-турецкой войны, складывалось достаточно стихийно. Некоторый шанс превратиться в ансамбль площадь имела после Великой Отечественной войны, когда разобранные в 1930-е годы ворота решено было восстановить, однако красивым картинкам не дано было воплотиться в жизнь. В постперестроечное время площадь стала обрастать отдельными высотными сооружениями, развивающими дисбаланс вокруг ампирного памятника.

Новый квартал выйдет на площадь протяжённой «кулисой» 35-метровой высоты. Всего ЖК имеет пять корпусов; общая высотность комплекса варьируется в диапазоне от восемнадцати до сорока метров: пять-одиннадцать этажей. Площадь участка – почти двадцать восемь тысяч квадратных метров.
zooming
ЖК на Московском проспекте, 114 литера Б. Заказчик: ООО «Меркатор». Авторы: Интерколумниум, Евгений Подгорнов; Специальное Проектно-конструкторское бюро. Фасад по Московскому проспекту
ЖК на Московском проспекте, 114 литера Б. Заказчик: ООО «Меркатор». Авторы: Интерколумниум, Евгений Подгорнов; Специальное Проектно-конструкторское бюро. Вид от пожарного депо

Учитывая общий характер Московского проспекта, авторы предложили оформить этот фасад в сдержанной «сталинской» стилистике, с классическим трёхчастным членением по горизонтали и лёгкой раскреповкой стены. Ответственная зона карнизного увенчания была дана в двух вариациях: историзирующей и более современной. Остальные фасады выглядят более скромно.

Как и предполагалось, обсуждение проекта стало поводом для анализа общей градостроительной «беды». Некоторые ораторы, в том числе Сергей Шмаков, высказались в том смысле, что поскольку общего ансамбля площади всё равно нет, новой постройке и нарушать особенно нечего. Не менее пессимистичной была реплика Александра Викторова: «В рамках нынешней законодательной базы говорить об ансамбле бесполезно!». По его словам, любые предложения по эскизной застройке территорий встречают сегодня «бешеное сопротивление».

Другие, как к примеру Михаил Кондиайн, напротив, призывали делать всё, чтобы не усугублять ситуацию и в любом преобразовании «предвидеть ансамбль». Некоторую предпосылку для него создают упомянутое здание фабрики-кухни Катонина и симметричный ему павильон метро 1961 года. По словам Юрия Митюрёва, теоретически за этим павильоном можно было бы воздвигнуть аналогичную предлагаемой Евгением Подгорновым «кулису», поскольку находящиеся на этом месте здания не имеют охранного статуса.

В контексте общих проблем рассматривались и собственные, внутренние качества нового проекта. Как отметил Владимир Григорьев, создаваемый комплекс задаёт тон всей будущей застройке, возникающей на месте обширных промзон вокруг Московского проспекта. В этом смысле предложенная авторами среда вызвала у главного архитектора «глубочайшую тоску». Главным объектом его критики стала теснота дворовых зон, искусно завуалированная на визуализациях, непродуманность пешеходных связей и торцевое решение южного фронта комплекса. «Земля – это не то, что мы получили в наследство от отцов, а то, что взяли в долг у наших детей», – напомнил он известную мудрость, призвав архитекторов более ответственно подходить к созданию «зародыша будущего квартала».

Некоторые ораторы призывали уменьшить высоту комплекса; часть выступавших критиковала стилистику, напоминая, что «сталинские» фасады не предназначены быть фоном. По ощущению, концепция должна быть согласована с учётом замечаний.

На мой взгляд, обобщённая отсылка к сложившемуся стилю Московского проспекта здесь вполне уместна, главное не делать её излишне активной. Верной представляется и установка на общую симметрию как шанс ответить на мощнейший ансамблевый «вызов» ампирного памятника. Что касается собственно жилых, средовых качеств – здесь авторам ещё есть над чем работать. Проект чувствительно задел «больную мозоль» общих градостроительных проблем. Хотелось бы, чтобы профессиональная полемика хоть на дюйм приблизила необходимое усовершенствование законодательной базы.
***

15 Декабря 2016

Похожие статьи
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Воображаемая стена
В Никола-Ленивце сожгли на Масленицу объект со многими смыслами: кому «языческая традиция», кому преодоление преград. Замысел был тонкий и сложный, так что ничего удивительного, что получилось не всё. Действо, однако, провоцирует к усложнению процесса сожжения, предлагает новые слои последовательного восприятия. И, конечно, оставляет свободу интерпретаций. Что искусительно. Ими и займемся.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.