English version

Каркас в пространстве

Проект школы дзюдо архитектурного бюро «Студия 44» построен на сопоставлении модернистского принципа точечной опоры и открытости деконструкции – с их источниками из традиционной японской архитектуры. Доля абстракции помогает привести стилевой дискурс к необходимому уровню обобщения.

mainImg
Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
Проект:
Спортивно-оздоровительный комплекс школы дзюдо
Россия, Санкт-Петербург, ул. Замшина, участок 1, д. 29, корп. 5, лит. А

Авторский коллектив:
Н.И. Явейн, В.И. Бурмистрова

2016 — 2016

Заказчик: Государственное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей специализированная школа олимпийского резерва по дзюдо имени А.С. Рахлина (ОПР ГОБУ СДЮСШОР)
Школу дзюдо, проект которой «Студия 44» закончила несколько месяцев назад, планируется построить на Выборгской стороне в Полюстрово – районе, когда-то занятом большими графскими дачами, затем заводами, а теперь преимущественно типовой советской застройкой, разбавленной фрагментами дач и внушительными пятнами живучих промзон. Словом, не самое обязывающее окружение, из интересного в округе бизнес-центр «Бенуа» Сергея Чобана в начале Пискарёвского проспекта и дача Кушелевых-Безбородко Кваренги по соседству. Но это далеко, до них обоих два километра к югу. И между тем место, где строится школа, небезынтересно: она займет крупный прямоугольник на границе между парком имени академика Сахарова и жилым микрорайоном по улице Замшина, 27-31, который состоит в основном из панельных девятиэтажек семидесятых с вкраплениями новостроек и прочего. Фон – серовато-клетчатый, привычный: бывший советский человек этот вид городской среды узнает за версту. Парк же не простой, он наследует даче Абамелек-Лазаревых, то есть это тоже кусочек до-промышленных окраин, смешанных с заводским Питером. Позднее парк назвали Пионерским, это название сохранила северная часть, южную же переименовали в парк Сахарова, и установили там памятник жертвам бомбардировок Хиросимы и Нагасаки – копию, привезенную из Японии. И как-то так получилось, что японская тема продолжилась: прямо напротив памятника, через парк, теперь запланировано построить школу японского единоборства дзюдо. С залами для тренировок и выступлений – не только дзюдо, но и гимнастических; с большими залами и развитой инфраструктурой, которая включает даже полтора десятка гостиничных комнат для спортсменов. Большую, хорошую школу высотой с девятиэтажный дом (28,8 м) – высотные отметки здания, таким образом, вписаны в преобладающее окружение.
Спортивно-оздоровительный комплекс школы дзюдо
© Студия 44
Спортивно-оздоровительный комплекс школы по дзюдо. Ситуационный план
© Студия 44
Спортивно-оздоровительный комплекс школы дзюдо
© Студия 44

Здание школы состоит из объёмного каркаса-решетки с крупным шагом 7,2х7,2 м. Каркас планируется облицевать деревом, имитируя деревянную конструкцию как внешне, так и внутренне, повторяя логику её построения. Снаружи будет казаться, да и сейчас, глядя проектную графику, уже кажется, что решётка здания – деревянная. Она, как пятнашки, местами затянута стеклом, местами заполнена панелями, но часто – прозрачна, открыта для обозрения и вынесена наружу. Стены отступают глубоко внутрь, образуя на фасаде промежуточное пространство, сравнимое с глубокими лоджиями, но необитаемое. Вперёд, к плоскости фасада, выходят «ноги» застеклённых лестничных клеток. Они, так же как и все другие опоры, поддерживают чашу главного зала соревнований – перевернутую ступенчатую пирамиду, чей объём отчасти прочитывается снаружи. Всё здание превращается в опору для чаши главного зала, приподнятого над землей на высоту 12 м, причем её края «стоят» на внешней решётке, а основание – на объемах малых залов нижних этажей, тоже, впрочем, пронизанных точечными опорами, как и полагается архитектуре Новейшего времени. Узкие вертикали лестничных клеток расставлены равномерно, как контрфорсы готического собора, и вместе с венчающей их широкой лентой панорамных стёкол образуют на фасаде композицию, напоминающую, с одной стороны, горизонтальный небоскрёб на изящных опорах, а с другой – особенно издали, при взгляде из парка – храмовый портал дальневосточной архитектурной традиции: ряд колонн, поддерживающих балку с далеко вынесенными по краям «хвостами» консолей. Сходство поддерживают ступеньки трибун, добавляя к силуэту консолей характерные расширения. Весь фасад превращён в портал – ворота в спорт, что более чем символично. Портал, однако, аклассичный, с опорой посередине. Что заставило архитекторов сдвинуть вход с его широким козырьком влево: геометрия главного фасада приобрела от этого подвижную необязательность, а сходство с гипер-воротами стало небуквальным. За стеклянной горизонталью верха располагаются кафе, окружающие трибуны по периметру, оттуда будет отличный панорамный вид, так же как и с лестниц – на парк и город.
Спортивно-оздоровительный комплекс школы по дзюдо
© Студия 44
Спортивно-оздоровительный комплекс школы дзюдо. План 1 этажа
© Студия 44
Спортивно-оздоровительный комплекс школы дзюдо. Разрез
© Студия 44
Спортивно-оздоровительный комплекс школы дзюдо. Разрез
© Студия 44
Спортивно-оздоровительный комплекс школы дзюдо. Разрез
© Студия 44

Смешение авангарда/модернизма с уклоном в японскую послевоенную архитектуру метаболизма – со ссылками на традиционный японский дом и, что важно, традиционные залы для занятий дзюдо – здесь встречается повсеместно. Одно прорастает в другом, кажется более или менее очевидным в зависимости от уровня абстрагирования формы. Как на картине Пикассо, где вроде бы нос, и в то же время – треугольник, мы можем здесь увидеть, в зависимости от настроения и взгляда, то японский храм с широкой кровлей, то деревянный павильон из тех, какие сейчас любят на архитектурных фестивалях, то громадное здание, построенное по правилам современной архитектуры (каким оно, собственно, и является). То – что совсем уж удивительно – видим перед собой поверенную квадратами деревянной конструкции, то есть изменённую почти до неузнаваемости версию центра Помпиду Пиано&Роджерса, шедевра и манифеста архитектуры деконструкции. А почему нет? Лестницы вынесены вперёд, за ними суета «строительных лесов», перечёркнутых диагональными металлическими стяжками – сходство со знаменитым эскалатором и металлическими решётками на главном фасаде парижского музея налицо, хотя здесь, в Петербурге, все намного спокойнее, далеко от хай-тека, и наоборот, погружено в традицию деревянных конструкций. Вспоминается «Адронный коллайдер» Полисского, намёк на механизм сложнейших технологий, выстроенный из грубого дерева, – впрочем, в данном случае разрыв с прообразом не так велик. Если же говорить о деконструкции, то она удержана внутри – здание не выбрасывает «протуберанцев» вовне и остаётся компактным; главный фасад больше похож на срез, сечение какой-то части структуры. Никакой иронии не просматривается – напротив, перед нами, судя по всему, довольно серьёзный разговор на тему основ культуры модернизма и её происхождения из традиционных восточных культур.
Спортивно-оздоровительный комплекс школы дзюдо
© Студия 44
Спортивно-оздоровительный комплекс школы дзюдо
© Студия 44
Спортивно-оздоровительный комплекс школы дзюдо
© Студия 44

И то верно – вынесенные наружу лестницы это не только Помпиду, но и множество шедевров модернизма, взять хотя бы дом авиаторов Андрея Меерсона с его овальными лестничными башнями. Пересечения плоскостно срезанных вертикалей и горизонталей, с другой стороны, напоминают о здании Фуджи Телевижн Кензо Танге. А также – и проекты собственно «Студии 44», где высоко приподнятая на множестве «ног» балка-сороконожка – одна из излюбленных тем; она встречается, к примеру, в конкурсном проекте МФК на намывных территориях Васильевского острова; или в здании министерства обороны Казахстана.

Все погружено, однако, в японскую традицию. Самый очевидный прототип, конечно же – японский дом и залы дзюдо с их деревянным каркасом, решётками, перегородками, затянутыми рисовой бумагой. Светлые, прозрачные, подвижные, наполненные воздухом школы дзюдо. В некотором смысле здание петербургской школы и есть такой зал, но увеличенный во много раз: 72х29 м, высота 12,6 м до балок, 16 м вместе с ними – внутрь уместилась бы пара пятиэтажек, строго говоря. Три яруса балок потолка – его главное украшение, служат для «раскрытия темы», прямо отсылая к прообразу японских каркасных потолков, которые в старых домах подчас захватывают, деля на кубики, значительную часть пространства верха. Дневной свет, идущий со всех сторон, в том числе с потолка, получается приглушённым, но объёмным, и подчеркивает «японскую» каркасность пространства – в котором, как может показаться, массы полностью уступают место конструкциям.
Спортивно-оздоровительный комплекс школы дзюдо
© Студия 44
Спортивно-оздоровительный комплекс школы дзюдо
© Студия 44

Но как уже говорилось, модернистская основа и японские прототипы здесь тесно связаны. Архитектура Новейшего времени каркасна, в чём 90% её успеха и красоты, а также один из принципов Ле Корбюзье. Точечные опоры происходят из особенностей технологии армированного бетона и позволяют экономить материал и пространство, а также делать стены прозрачными и легкими. Но в то же время эта технология восходит ко всем известным каркасным домам в истории, причем, для модернизма – в меньшей степени к европейскому фахверку и в большей – к каркасу японского дома, которым были увлечены многие классики движения. Иными словами, новая и современная уже сто лет как, вошедшая в практику технология каркасного строительства имеет корни в традиции. В данном случае тема удачно совпала с тематикой школы дзюдо, произведя замыкание смыслов, или же возвращение к истокам на новом витке развития.

Сложно не вспомнить, что у «Студии 44» есть другой проект, построенный на деревянном каркасе – музей науки и техники в Томске. Тогда казалось, что архитектор возродил пластику деревянного авангарда ВСХВ и намерен пользоваться этим языком, балансирующим на грани узнаваемости буквализма и обобщения. Теперь ясно, что «Студия 44» рассматривает тему – в данном случае деревянного каркаса – с разных сторон, изучая разные, подсказанные смысловым контекстом проекта, прототипы. Взгляд на основу здания как объёмную решетку, чьё заполнение подсказано функцией, и как следствие, довольно гибко, интересен сам по себе, к тому же на протяжении XX века на эту тему многое сказано, есть от чего оттолкнуться и на что опереться. 
Спортивно-оздоровительный комплекс школы дзюдо. Генеральный план
© Студия 44
Спортивно-оздоровительный комплекс школы дзюдо. План -1 этажа
© Студия 44
Спортивно-оздоровительный комплекс школы дзюдо. План 2 этажа
© Студия 44
Спортивно-оздоровительный комплекс школы дзюдо. План 3 этажа
© Студия 44
Спортивно-оздоровительный комплекс школы дзюдо. План 4 этажа © Студия 44
© Студия 44
Спортивно-оздоровительный комплекс школы дзюдо. План 5 этажа
© Студия 44
Спортивно-оздоровительный комплекс школы дзюдо. План 6 этажа
© Студия 44
Спортивно-оздоровительный комплекс школы дзюдо. План 7 этажа
© Студия 44
Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
Проект:
Спортивно-оздоровительный комплекс школы дзюдо
Россия, Санкт-Петербург, ул. Замшина, участок 1, д. 29, корп. 5, лит. А

Авторский коллектив:
Н.И. Явейн, В.И. Бурмистрова

2016 — 2016

Заказчик: Государственное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей специализированная школа олимпийского резерва по дзюдо имени А.С. Рахлина (ОПР ГОБУ СДЮСШОР)

29 Августа 2016

Студия 44: другие проекты
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Трехчастная задача: Мытный двор
Петербургский Мытный двор – торговые ряды сложной судьбы – по проекту «Студии 44» планируют превратить в премиальный жилой комплекс. В проекте три части: реставрация исторических корпусов, восстановление утраченной части исторического контура и новые дома. Все они срифмованы между собой и с городом, найдены оси и «лучи света», продуманы уютные уголки и видовые точки. Мы специально проинтервьюировали авторов проекта реставрации исторических корпусов – и рассказываем обо всех, разных, задачах из числа решенных здесь.
Расслоение идентичности: итоги Зодчества 2023
Мир полон парадоксов, и вот Зодчество, которое в культурной программе 2023 года предлагало прописать миру ижицу, впервые за историю своего существования даёт главный приз иностранному архитектору. Публикуем полный список победителей и удивляемся некоторым вещам: к примеру, проектов в 2 раза больше, чем построек, но премия Татлин пропала с радаров, а из списка награжденных исчезли авторские коллективы.
На горах
Распределенный IT-кампус Нижнего Новгорода в проекте «Студии 44» построен на уравновешенных контрастах. Он то летит, то колышется, то возвышается скалой. Для каждой задачи найдена своя форма и логика, для гостиниц – квадратный модуль, для учебных корпусов – «летящий». Модернистские прообразы, в частности аббатство Ля Туретт, соседствуют с сюжетными отсылками к античному форуму и стое, башне средневекового университета – так же как и с контекстуальными перекличками, встраивающими здания будущего кампуса в ландшафт городских холмов с их доминантами, высоких склонов, речной панорамы, кварталов городского центра и ННГУ.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Палисады в Мытном дворе
На прошлой неделе градсовет Петербурга рассмотрел проект застройки территории Мытного двора, подготовленный «Студией 44». Исторические здания отреставрируют, утраченные восстановят, а на месте складов появятся новые четырехэтажные дома. Проект приняли тепло, вопросы у экспертов вызвало только примыкание к Овсянниковскому саду и высота, показавшаяся слишком скромной.
Градсовет Петербурга 25.01.2023
Для Пироговской набережной «Студия 44» предложила белоснежный дом с тремя ризалитами и каскадом террас. Эксперты разбирались, что в проекте перевешивает: вид на воду или критическая близость к шестиполосной магистрали.
Жизнь железа
Здание выксунского музея металлургии в проекте Никиты Явейна и Сергея Падалко – как гравицапа: оно рассчитано на естественное старение железа, то есть будет постепенно ржаветь, – но использует передовой тип конструкции, основанный на способности металла к растяжению. Планируется строить из труб и прокатной стали ОМК, так же как и из кирпича вторичного использования.
Место памяти
Первое место в конкурсе на концепцию развития парка Победы в Мурманске занял консорциум Мастерской Лызлова и бюро Свобода. Рассказываем об итогах конкурса и публикуем проекты пяти финалистов.
Градсовет Петербурга 26.04.2022
Градсовет обсудил два масштабных проекта северной столицы: застройку второй половины намыва Васильевского острова жилыми кварталами и перенос основной части Санкт-Петербургского государственного университета в город Пушкин.
Святилище книг
После реконструкции и реставрации по проекту «Студии 44» здание Публичной библиотеки имени Маяковского приобрело современную техническую начинку и в то же время стало ближе к своему подлинному облику – тех времен, когда оно было частью подворья Троице-Сергиевой лавры.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Стереометрическое построение
Конкурсный проект здания уфимского музея современного искусства от «Студии 44» Никиты Явейна был решен в характерном для бюро духе мега-высказывания: гигантские консольные выносы, соединенные шарниром атриума, декларируют победу инженерного замысла над тяготением, а простота исходной геометрии, где все линии пересекаются под углами, кратными 30°, в трех измерениях складывается в сложную ажурную конструкцию.
Истинное Зодчество: лауреаты 2021
Хрустальный Дедал достался Николаю Шумакову, президенту САР и СМА и главному архитектору Метрогипространса, за станции БКЛ Авиамоторная, Лефортово, Электрозаводская. Премию Татлин решили не присуждать.
Анализ и синтез
Проект ЖК «Красин», предназначенный для исторического центра Петербурга и расположенный в очень ответственном месте: рядом с Горным институтом Воронихина, но на границе с промышленным городом, – стал результатом тщательного анализа специфики исторической застройки Васильевского острова и последующего синтеза с уклонением от прямой стилизации, но формированием узнаваемого силуэта, созвучного «старому городу».
Из агоры в хаб
Публикуем фрагмент из книги «Музей: архитектурная история», посвященный современным формам институции: музей как агломерация, хаб, фабрика или проун.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Похожие статьи
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.