Архсовет Москвы-42

Архсовет одобрил концепцию МФК на Краснопресненской набережной, но рекомендовал доработать проект гостиничного комплекса на Бакунинской улице.

mainImg
Многофункциональный комплекс в составе «Москва-Сити»
Многофункциональный комплекс в составе «Москва-Сити»
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры

Новое здание планируется построить на первой линии застройки Краснопресненской набережной как завершающий компонент комплекса «Империя Тауэр» и всего ММДЦ «Москва-Сити». Это место ответственное, с долгой историей: над проектом успели поработать разные бюро, концепция несколько раз менялась. В апреле 2013 при поддержке МКА был проведен закрытый конкурс, победителем которого стало бюро UNK-project. Свою версию нового МФК разработали тогда и Александр Цимайло с Николаем Ляшенко. Однако призового места они не заняли, да и концепция очень сильно отличалась от представленной этими архитекторами сейчас.
Многофункциональный комплекс в составе «Москва-Сити»
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры

Вторая очередь комплекса «Империя Тауэр» предполагает строительство здания со стандартным для этого места набором функций – апартаменты, гостиничные номера, офисы и ритейл. Все это «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» предложили разместить в двух корпусах. Один, трапециевидный, с большим внутренним двором, развернут к набережной, другой, в виде пластины, примыкает к высотной башне «Империя Тауэр». Оба корпуса поставлены на стилобат, занятый магазинами и кафе. Александр Цимайло объяснил, что трапециевидная форма связана с желанием обеспечить панорамные виды Москвы-реки жильцам апартаментов (именно эта функция занимает внешний периметр 18-этажного здания). Гостиничные же номера обращены окнами во внутренний двор с озеленением и фонтаном.
Многофункциональный комплекс в составе «Москва-Сити»
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры

Для отделки фасада предлагается использовать два основных материала – темное стекло и декоративные латунные элементы. Большую часть стен главного корпуса, обращенного к набережной, занимает структурное остекление. Темное и гладкое полотно прерывают золотистые «прорези» из латуни. На главном фасаде на нижних этажах они сделаны небольшими, но постепенно вытягиваются, работая на городской масштаб и восприятие с дальних точек. Похожий прием повторен и на боковых фасадах, однако там «прорези» вытягиваются уже не по вертикали, а по горизонтали.
Многофункциональный комплекс в составе «Москва-Сити»
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры

Помимо архитектурного решения комплекса, авторы предложили создать новую пешеходную и общественную зону. От стилобата они протянули широкий мост, повисающий над проезжей набережной и соединяющий комплекс с рекой.
Многофункциональный комплекс в составе «Москва-Сити»
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры
Многофункциональный комплекс в составе «Москва-Сити»
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры
Многофункциональный комплекс в составе «Москва-Сити»
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры

Евгения Муринец, выслушав доклад авторов, пояснила, что на сегодняшний день совету предлагается оценить предварительную концепцию, которая после заседания может быть дополнена и переработана. О получении АГР речи пока не идет. Также она обратила внимание на то, что предложение с организацией новой пешеходной зоны над набережной противоречит ГПЗУ и требует дополнительного согласования.

Сергей Кузнецов пояснил, что идея устройства такого моста давно витает в воздухе. Новое общественное пространство, по его словам, имеет большое значение для города, поэтому совет готов активно поддержать такое решение в случае пересмотра ГПЗУ. Единственное, на что он обратил внимание авторов – это недостаточно четкое решение моста. «Сейчас платформа выглядит как гигантский балкон для жителей апартаментов, – прокомментировал Кузнецов. – Надо придумать более артикулированное решение, чтобы и с дальних точек это пространство выглядело как общедоступное». Николай Шумаков предложил проектировщикам пойти еще дальше и завести мост непосредственно в реку, однако, такой вариант большинству присутствующих показался нереалистичным.

В основном же представленная концепция не вызвала вопросов. Только Александр Кудрявцев посетовал, что новый объем наполовину закроет эллипс на стоящей за ним башне. Кроме того, Кудрявцева смутил наклон проектируемого здания в сторону набережной, тогда как исторически «все здания Сити стремились к центру». Владимир Плоткин вступился за проектировщиков, объяснив, что вторая очередь комплекса задумывалась изначально, и авторы башни должны были отдавать себе в этом отчет. Александр Цимайло уточнил, что между башней и новым МФК предполагается расстояние около 25 метров. Это обеспечит хороший обзор башни с близких точек. Сохранить же вид издали едва ли удастся при любой геометрии проектируемого здания.

В результате представленную концепцию решено было поддержать, предоставив авторам возможность самостоятельно поискать идеи по устройству общественного пространства и сохранению целостности восприятия комплекса.
Многофункциональный комплекс в составе «Москва-Сити»
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры
Реконструкция здания под гостиницу на Бакунинской улице
Реконструкция здания под гостиничный комплекс на Бакунинской улице. Проектная организация: «Архитектурное бюро АИ», заказчик: «Бакунинская»

Участок проектирования располагается в центре Москвы, в 200 метрах от станции метро «Бауманская» в окружении рядовой жилой застройки. В настоящее время участок занимает Т-образное в плане здание бывшей АТС, построенное в 1928 году. Невысокая конструктивистская постройка давно не используется по назначению и, по словам авторов проекта из «Архитектурного бюро АИ», находится в плачевном состоянии. У нее нет никакого охранного статуса, поэтому она, в соответствии с выданным ГПЗУ, может быть разобрана. Сохранить рекомендуется лишь уличный фасад.
Реконструкция здания под гостиничный комплекс на Бакунинской улице. Проектная организация: «Архитектурное бюро АИ», заказчик: «Бакунинская»

Проектировщикам такой подход к историческому объекту показался неправильным. Они убедили заказчика сохранить и восстановить по архивным фотографиям весь объем, выходящий на Бакунинскую улицу. Сейчас он целиком серый, но, согласно архивам, изначально был двухцветным с вертикальными красно-кирпичными включениями. Помимо цветовой гаммы, зданию предлагается вернуть все утраченные детали, включая переплеты окон. Использовать конструктивистское здание планируется как просторный гостиничный вестибюль с двусветным атриумом и скульптурной лестницей в духе русского авангарда.
zooming
Реконструкция здания под гостиничный комплекс на Бакунинской улице. Существующее здание. Проектная организация: «Архитектурное бюро АИ», заказчик: «Бакунинская»

Вытянутое дворовое крыло АТС, тем не менее, целиком определено под снос. На его месте авторы спроектировали трехзвездочную гостиницу, перерастающую в парящую над существующим зданием пятиэтажную надстройку. В ней размещаются апартаменты длительного проживания. Эффект парения удается создать за счет визуального разрыва между зданием и консолью надстройки. В «разрыве» создана округлая остекленная галерея с зимним садом. Архитектурный образ надстройки намеренно сдержан и минималистичен. Для ее отделки используется крашенное стекло и панели из фибробетона. Авторы объясняют, что не хотели спорить с архитектурой бывшей АТС и постарались подчеркнуть современный характер нового надстраиваемого объема.
Реконструкция здания под гостиничный комплекс на Бакунинской улице. Проектная организация: «Архитектурное бюро АИ», заказчик: «Бакунинская»

Кроме реконструкции и нового строительства, которое увеличит площадь постройки до 17 тысяч м², запланировано благоустройство и озеленение прилегающей территории. Концепцию благоустройства российские архитекторы выполняли в соавторстве с английскими коллегами.
zooming
Реконструкция здания под гостиничный комплекс на Бакунинской улице. Второй вариант. Проектная организация: «Архитектурное бюро АИ», заказчик: «Бакунинская»
Реконструкция здания под гостиничный комплекс на Бакунинской улице. Согласованный вариант проекта, 2016. В сопоставлении прочитывается различие проектного и реализованного решения
Проектная организация: «Архитектурное бюро АИ», заказчик: «Бакунинская»
zooming
Реконструкция здания под гостиничный комплекс на Бакунинской улице. План первого этажа. Проектная организация: «Архитектурное бюро АИ», заказчик: «Бакунинская»
zooming
Реконструкция здания под гостиничный комплекс на Бакунинской улице. План второго этажа. Проектная организация: «Архитектурное бюро АИ», заказчик: «Бакунинская»

Представленный проект вызвал массу вопросов и споров. Члены совета категорически не согласились со сносом части конструктивистского здания. По их мнению, доводы в пользу сноса выглядят неубедительно. Здание вполне пригодно для нового использования, а его состояние никак нельзя назвать аварийным. Зачем сносить существующий объем и строить на его месте новый? Сергей Чобан назвал такой подход «полумерами». Авторы попытались оправдаться: промышленную постройку сложно приспособить под трехзвездочную гостиницу. Чобан с этим не согласился: внутри можно с легкостью разместить апартаменты в стиле лофт, подумать над развитием торговой функции – говорить о том, что эти помещения не пригодны для использования, нельзя.

Категоричную позицию Сергея Чобана попытался оспорить Александр Кудрявцев. Ему подход авторов, пытающихся сохранить здание, не являющееся памятником, показался остроумным и интересным. Конечно, есть определенные риски в процессе реализации столь смелой идеи, отметил Кудрявцев. Во-первых, есть опасность, что исторический фасад все-таки снесут и сделают имитацию. Во-вторых, существует большой соблазн заполнить разрыв между историческим зданием и надстройкой, ведь там пропадает около тысячи квадратных метров. Надстройку, по мнению Кудрявцева, следует сделать более незаметной, отойти вглубь участка от линии фронта улицы. Кроме того, было бы правильно привлечь профессиональных реставраторов, чтобы максимально точно воспроизвести исторический фасад, повторив не только утраченные детали, но и надписи в оригинальном графическом исполнении.

С осторожностью проект поддержал и Владимир Плоткин. По его словам, перед авторами стояла крайне сложная задача, и они предложили очень неоднозначное решение. При этом, как показалось Плоткину, в проекте удалось сохранить «конструктивистский дух». Поэтому реализация такого замысла вполне возможна, но только при условии сохранения и реставрации дворовой части АТС. Из представленных совету вариантов архитектурного решения надстройки Плоткин выбрал более сдержанный, с большими площадями остекления. Как он объяснил, в данном случае мягкость работает лучше, чем контраст. Согласился с коллегой и Николай Шумаков, отметивший, что проектировщики действуют в рамках закона, по которому здание можно снести. Они же пытаются его хоть отчасти сохранить и это непременно надо приветствовать, уверен он. Единственная его рекомендация – попробовать воспроизвести пропорции сносимой части в новом, возводимом на его месте объеме.

Резкое несогласие с представленным проектом высказал только Сергей Чобан. «Я принципиально против такого подхода и хочу, чтобы мое мнение было учтено и услышано, – заявил архитектор. – Сегодня мы называем конструктивизмом всю архитектуру, которая возникла в Москве в 1920-е гг. Но были разные течения, среди которых выделялись постройки, пришедшие из петербургской школы. В данном случае очевидно сочетание новых материалов с традиционной монументальной неоклассической структурой и композицией, что характерно именно для петербургской школы. Для такого здания абсолютно противопоказано давление, если не сказать изнасилование, нависающим объемом. Явный монументализм изначальной композиции таким образом подавляется. Повернутая и очень крупная надстройка выглядит как постмодернистская насмешка. В данном случае это абсолютно неуместно,» – уверен Чобан.

Второй, также совершенно неприемлемый момент, отмеченный Сергеем Чобаном – снос идущей вглубь участка части существующего дома. Т-образная композиция в этом случае уничтожается, что недопустимо. Авторам архитектор порекомендовал подумать над другими решениями. Скажем, дворовый объем АТС оставляет свободной примерно одну треть участка. Нет никаких препятствий, чтобы на свободной площадке построить новое высокое здание, возможно, с выступающей консолью при недостатке площадей. Таким образом получится сохранить существующее здание в неизменном виде. В противном случае возникает риск получить очередную и всем известную «Академию Познера», заключил Чобан.

Сергей Кузнецов, учитывая горячие дебаты, вызванные представленным проектом, предложил пока не выносить окончательного решения по проекту на Бакунинской, чтобы не давать ни положительного, ни отрицательного заключения. Главный архитектор попросил авторов в рабочем порядке представить дополнительные архивные и исторические материалы, а главное – изучить все возможности для сохранения конструктивистского здания целиком. По его убеждению, пока нет никаких очевидных причин для сноса, а значит, должны быть использованы все возможности, чтобы сохранить ценное для Москвы здание.

11 Августа 2016

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.