Архсовет Москвы–37

16 декабря архитектурный совет одобрил концепцию ЖК на Сельскохозяйственной улице, но раскритиковал проект строительства храма на Ходынском поле.

mainImg
Жилой комплекс на Сельскохозяйственной улице
ЖК Green Park © Проектное бюро «Апекс» и buromoscow. Заказчик: ГК ПИК

На суд архитектурного совета был представлен проект первой очереди застройки участка вдоль Сельскохозяйственной улицы. Перспективная концепция развития территории предполагает возведение рядом еще одного подобного комплекса. Проект разработан архитекторами бюро «АПЕКС» совместно с buromoscow по заказу известного в Москве застройщика «Группы компаний ПИК». Проекты этого инвестора уже рассматривались на архсовете, в том числе при изучении вопроса модернизации индустриального панельного домостроительства. На этот раз речь шла не о панельном, а о монолитном доме с вентилируемым фасадом.

Комплекс образован двумя отдельными корпусами, которые формируют практически замкнутый двор. Во дворе, свободном от машин, предусматривается качественное благоустройство, устройство детских, игровых и спортивных площадок, установка скамеек-домиков и высадка крупномерных деревьев. Под всем пятном застройки, включая двор, расположен подземный паркинг, но входы в подъезды из двора расположены на нулевой отметке, без лестниц. Первые этажи вдоль улицы заняты витринами магазинов и кафе.
ЖК Green Park © Проектное бюро «Апекс» и buromoscow. Заказчик: ГК ПИК
ЖК Green Park © Проектное бюро «Апекс» и buromoscow. Заказчик: ГК ПИК

В основе объемно-пространственного решения – переменная этажность с существенным повышением в сторону улицы. Внешние фасады домов покрыты зигзагами треугольных эркеров, которые равномерно чередуются с полосами плоских белых этажей. Каждый выступающий треугольник с правой стороны цветной (авторы предложили 45 разных оттенков), а с левой белый – если наблюдать фасады в движении, как прохожий, то они будут плавно менять свой колорит от монохромного белого до совершенно разноцветного. Но основной тон остается светлым. Дворовые фасады проще: равномерное белое полотно редкими полосами цвета в перемычках окон. Балконов нет.

Предваряя обсуждение, Сергей Кузнецов отметил, что данный проект, хоть и не относится к типовой застройке, все-таки является продолжением и развитием программы модернизации ДСК, инициированной городом и Москомархитектурой. Причем данный пример стоит рассматривать как весьма положительный, учитывающий все критерии и требования ранее принятого постановления. Главный архитектор Москвы также пообещал, что архсовет продолжит следить за судьбой панельного домостроительства в столице, вынося значимые проекты на рассмотрение.
ЖК Green Park © Проектное бюро «Апекс» и buromoscow. Заказчик: ГК ПИК
ЖК Green Park. Развертки фасадов © Проектное бюро «Апекс» и buromoscow. Заказчик: ГК ПИК

Несмотря на столь позитивное начало, авторы не избежали ряда вопросов. Претензии коснулись в основном композиционного решения с резким повышением этажности в одной из частей комплекса. По словам Сергея Кузнецова, хотя он сам когда-то назвал данный прием удачным, теперь такая композиция повторяется в слишком многих объектах заказчика, превращаясь в типовую. «Подобные решения мы видели в комплексах на Ярцевской, Столбовой, – прокомментировал Сергей Кузнецов – Однако в принятом постановлении говорится об уходе от большого количества повторений. Мне остается непонятным, почему заказчик так настойчиво дублирует один и тот же прием?». Заказчик и проектировщик не смогли ответить на данный вопрос по существу, но пообещали учесть замечание в дальнейшей работе. Андрей Гнездилов возразил, что проект сам по себе очень жесткий и содержит возможностей для вариативности и изменений. Что, по мнению Гнездилова, может привести к тиражированию проекта в разных частях города.
ЖК Green Park © Проектное бюро «Апекс» и buromoscow. Заказчик: ГК ПИК

Сомнения совета также вызвали эркеры, на верхней плоскости которых может скапливаться снег и вода. Проектировщики пояснили, что небольшой выступ, не превышающий 80 см, имеет наклон, и снег не будет задерживаться. Представитель заказчика добавил, что предварительно был даже создан образец, который тестировался в течение нескольких месяцев. Эксперимент показал, что конструкция себя оправдывает. Идею с эркерами поддержал Владимир Плоткин, объяснив, что в его практике такой проект уже реализован и никаких нареканий по эксплуатации и гидроизоляции не возникло.
ЖК Green Park © Проектное бюро «Апекс» и buromoscow. Заказчик: ГК ПИК
ЖК Green Park. Схема благоустройства © Проектное бюро «Апекс» и buromoscow. Заказчик: ГК ПИК

Еще один вопрос был связан с пожарной безопасностью. Андрей Гнездилов обратил внимание на отсутствие технических балконов с аварийным выходом. Однако заказчик сообщил, что такое решение уже одобрено, а экспертиза пройдена. Замечание, которое совет рекомендовал непременно учесть, высказал Сергей Чобан, заметивший, что в сторону улицы смотрят никак не оформленные торцы зданий, похожие на брандмауэрную стену. По мнению Чобана, их нельзя оставлять в таком виде. Сергей Кузнецов с коллегой согласился и предложил «отзеркалить» расположение зданий, что, по его мнению, даст более уравновешенную композицию и грамотную планировку.

С учетом всех высказанных пожеланий проект решили поддержать.

Храмовый комплекс на Ходынском поле
Храмовый комплекс Святого Преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле. Проектная организация: ООО «Проект+». Заказчик: ООО «Оргстройпроект НД»

Участок, выделенный под строительство, располагается на бывшей взлетной полосе Ходынского поля, в шаговой доступности от станции метро. Помимо нового храма, в восточной части участка общей площадью 0,5 га задумано устройство мемориального комплекса в память о погибших летчиках-испытателях. В настоящее время на территории действует небольшая деревянная церковь. Позади запланированного храма строится крупный спортивный комплекс.

Проект храма совету представил тезка главного архитектора Сергей Кузнецов из проектного бюро «Проект+». Рассказывая о проделанной работе, автор сообщил, что данное решение «отвечает на современные вызовы», а аскетичный образ – это «дань византийской традиции, где главным является интерьер». Купольная система скопирована с европейских образцов, при строительстве русских храмов такая система никогда прежде не использовалась. Планировка здания также, по словам архитектора, «несколько нетрадиционна». На первом этаже располагаются технические и служебные комнаты, трапезный зал и небольшое помещение с купелью для обрядов крещения, отпевания и венчания. Основной зал для церковной службы – на втором этаже. Туда прихожане смогут подняться по уличной лестнице либо на лифте. Кроме того, в здании предусмотрены административные помещения и классы воскресной школы.
Храмовый комплекс Святого Преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле. Проектная организация: ООО «Проект+». Заказчик: ООО «Оргстройпроект НД»

Председатель архитектурного совета Сергей Кузнецов на обсуждении проекта храма лично присутствовать не смог, но попросил коллег озвучить и запротоколировать свои решения. Оставшись без председателя, члены совета сначала слегка растерялись. Ситуация осложнилась всплывшим фактом о том, что рассматриваемый храм уже практически полностью построен.

Николай Шумаков, который взял слово первым, сообщил, что, проживая вблизи Ходынского поля, он уже давно наблюдает за строительством и может с уверенностью сказать, что в настоящее время возведены каркас и кирпичные фасады здания. В связи с этим непроизвольно возникает вопрос: для чего этот проект вынесен на обсуждение? Евгения Муринец объяснила, что архитектурный совет вправе корректировать проект, своевременно не получивший АГР, несмотря на то, что объект находится в стадии строительства. После этого разъяснения Николай Шумаков раскритиковал планировку храма с устройством основного зала на втором этаже: пожилым людям будет трудно туда подниматься, а двух лифтов для церкви, рассчитанной на 800 прихожан, явно недостаточно. Что же касается архитектурного облика храма, то по словам Шумакова, он больше походит на «неумело нарисованную хозяйственную постройку», над которой почему-то появились купола.
Храмовый комплекс Святого Преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле. Проектная организация: ООО «Проект+». Заказчик: ООО «Оргстройпроект НД»

Похожим образом о проекте отозвался и Ханс Штимманн, которого прежде всего удивил сам факт строительства нового храма: по словам архитектора, в Германии этот процесс давно завершен. Во-вторых, Штимманну показалась не ясной архитектурная и градостроительная композиция проекта: храм должен быть центром ансамбля, здесь же он выглядит как «киоск по продаже сосисок рядом со спортивным комплексом». «Дом Бога должен создавать современную конкуренцию спортивному комплексу – пояснил Штимманн – Стадион через 30 лет снесут, а церковь останется и будет рассказывать потомкам об архитектуре 2016 года. Я огорчен, что рассказ будет таким». По словам архитектора, комбинация типологии православного храма с элементами постмодерна в данном проекте не вполне понятна, неоднозначен и план со входом на втором этаже.

Андрей Гнездилов заметил, что показанный генплан отличается от рассмотренного ранее в Институте Генплана. Перед входом в храм исчезла площадь, зато появилось ограждение, отделяющее храмовую территорию от Ходынского поля. На представленных визуализациях церковь стоит на свободном и открытом пространстве, но, судя по показанной схеме, этого пространства нет вообще – заключил Гнездилов. Еще более эмоционально выступил Андрей Боков, выразивший чувство сожаления о том, что архсовет не смог вовремя вмешаться в процесс проектирования храма. Теперь он уже построен и, по словам Бокова, город получил очередную «градостроительную ошибку и бесчисленное количество ошибок архитектурных». Впрочем, по словам Евгении Муринец, вины архитектурного совета в произошедшем нет. Ответственность лежит на застройщике, который, не получив АГР, начал, по сути, самовольное строительство. Теперь архсовет имеет право дать любые рекомендации по изменению представленного проекта, а застройщик будет обязан их учитывать.

Тут однако вмешались представители заказчика, напомнившие, что храм возводится на пожертвования прихожан. Уже в январе планируется установка центрального купола и очевидно, что кардинально переделывать проект им очень бы не хотелось. Алексей Воронцов на это замечание ответил, что постройка дискредитирует в первую очередь православную церковную архитектуру, а потому нельзя одобрять подобное строительство.

Окончательного решения по представленному вопросу вынесено не было из-за отсутствия Сергея Кузнецова. Все рекомендации совета записали в протокол. Евгения Муринец сообщила, что решение будет принято на пятничном регламенте с учетом всех высказанных мнений и рекомендаций.
 

17 Декабря 2015

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.