English version

Сергей Эстрин: «Потолки дают абсолютный простор для фантазии»

Окончание работ над потолком синагоги на Большой Бронной стало поводом для разговора с автором проекта Сергеем Эстриным о функциональных возможностях и идеологической роли потолка как кульминационного элемента интерьера.

mainImg
Архитектор:
Сергей Эстрин
Мастерская:
Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Архи.ру:
Через десять с лишним лет после окончания реконструкции наконец завершено оформление потолка Зала торжеств московской синагоги. Это значит, что проект теперь полностью закончен? 

Сергей Эстрин:
На самом деле нет, там всё время что-то доделывается. Но Зал торжеств, да, завершен. Десять лет он простоял без потолка. Конечно, световой фонарь в крыше в форме шестиконечной звезды был с самого начала, а теперь от него во все стороны расходятся изогнутые ламели из МДФ. Получился такой крупный элемент, который соответствует масштабу и значимости этого зала. С разных ракурсов – и снизу, и с балкона – остается ощущение цельности пространства. В то же время такая композиция обеспечивает хороший доступ света, и к инженерии легко подобраться, что тоже немаловажно.
Потолок Зала торжеств в синагоге на Большой Бронной улице
© Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Потолок Зала торжеств в синагоге на Большой Бронной улице © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Потолок Зала торжеств в синагоге на Большой Бронной улице © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Потолок Зала торжеств в синагоге на Большой Бронной улице © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Потолок Зала торжеств в синагоге на Большой Бронной улице © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Потолок Зала торжеств в синагоге на Большой Бронной улице © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина

Сложная конструкция…

С.Э.: Не такая сложная, как кажется. От всего этого круга была спроектирована только одна двенадцатая, а потом этот сектор просто повторяется. Но, правда, эта двенадцатая часть состоит из двадцати разных элементов.

Волнообразные балки песочного цвета – это продолжение темы Синайской пустыни, которая задана потолком атриума?

С.Э.: Более или менее. Там другие материалы и другие формы, но по оттенку, а главное, по акценту именно на потолок – можно сказать, что да.
Потолок атриума в синагоге на Большой Бронной улице © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина

В ваших проектах очень часто можно встретить такие акценты. В чем для Вас преимущества потолков как средства архитектурной выразительности?

С.Э.: Огромное достоинство потолков в том, что они всегда открыты, их нельзя заставить мебелью, по ним не топчутся толпы народа. Кроме того, в процессе движения потолок открывается с разных ракурсов. Короче говоря, это действительно очень выразительный элемент, наверное, один из основных, которые мы используем в интерьерах. Скажем, в вестибюле «Немецкого центра промышленности и торговли» в Технопарке Nagatino i-Land потолок, за счет того что он оригинальный, мощно решенный да ещё отражается в темном стекле, организует всё большое пространство. Подчеркнуто гладкие полы, подчеркнуто простой вид стен – тему задает именно потолок.
Входная зона «Немецкого центра промышленности и торговли» в Технопарке Nagatino i-Land
© Архитектурная мастерская Сергея Эстрина

Недавно мы доделали общественные пространства в башне «Евразия» в Москва-Сити. Там хотелось создать эффект, как будто солнце просвечивает сквозь кроны деревьев. Очень, кстати, сложно выполнялись эти подвешенные фанерованные элементы, каждый лепесток состоит из четырех частей, хотя швов и не видно. Аналогичная тема, и тоже декоративные элементы совмещены со светильниками, – в жилой части башни, там, где вход в апартаменты. Благодаря тому, что от регулярности нижней части пространства мы постепенно переходим к свободному решению наверху, создается ассоциация с природой, стволами деревьев…
Общественные зоны башни «Евразия» в Москва-Сити © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Башня «Евразия» в Москва-Сити, ресепшн © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина

А этому проекту уже больше десяти лет. Во входной зоне бизнес-центра «Капитал Тауэр» на 1-й Брестской мы «обматывали» все пространство целиком, но работает в основном опять же потолок, особенно в час пик, когда люди идут потоком и всё остальное закрыто. Поэтому всё самое важное было поднято наверх, и вот эти бешеные завихрения отлично видны, с улицы в том числе. Конструкция достаточно легкая – это пластификаторы, гипс и пустота внутри.
Входная зона бизнес-центра «Капитал Тауэр» на 1-й Брестской улице © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Входная зона бизнес-центра «Капитал Тауэр» на 1-й Брестской улице © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина

В интерьере научного центра Schlumberger эффект построен на чередовании зеркальных панелей с открытыми потолками. В одном из клубов World Class мы просто сетку крашеную помяли и подвесили над головами – получилось очень эффектно. В офисе Enter подвесили к потолку зонтики: компания молодежная, помещение замусоренное, там кроме потолка вообще было негде что-то сделать. А для табачной компании Philip Morris оформили потолок переговорной сигаретами. Прием, конечно, достаточно простой, но мы эти сигареты-светильники поместили в такое гипсовое «корыто» с массой изгибов, которые очень удачно отражают свет и в то же время дают какую-то структуру.
Научно-исследовательский центр Schlumberger © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Входная зона спортивного клуба World Class на ул. Климашкина © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Офис компании Enter, зона ожидания © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Офис компании Enter © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Переговорная в московском офисе Philip Morris © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина

В кабинете руководителя «Нордстар Девелопмент» главный выразительный элемент – это, конечно, Москва за панорамными окнами. Поэтому интерьер мы сделали достаточно нейтральный, но потолки снова «при деле». Благодаря крупным световым кругам создается впечатление куполов, как будто над тобой гораздо больше пространства и света, чем в действительности. Свет очень комфортный, красиво приглушается, и потолок играет совсем по-разному, а велюровые панели создают отличную акустику. Плюс эти круги организуют пространство: одна зона над самим руководителем, вторая над столом переговоров, третья над местом для отдыха.
Кабинет руководителя «Нордстар Девелопмент» © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина

То есть потолок не только образные, но и функциональные задачи часто решает?

С.Э.: И очень успешно. Например, надо тебе избавиться от тени – тогда можно сделать много источников света, и тень будет рассеянная, как вот в башне «Евразия». А в кафетерии The Visual Care Institute «Johnson & Johnson» мы сделали на потолке такой закругленный телевизор, благо сейчас технологии позволяют. То там маковое поле, то еще какая-нибудь красота. Люди сидят, обедают, кто-то читает или учится, а потом поднимают взгляд – и глаза отдыхают. Приятно и полезно.

А в офисе юридической фирмы «Baker & McKenzie» нужно было оформить вытяжки, спрятав при этом датчики. Мы пошли таким путем: брали карты городов, где у них есть штаб-квартиры, и подбирали под размер вытяжки один из кварталов. Такой прием, кстати, позволяет датчики совмещать с какими-нибудь выдающимися зданиями, например, или монументами.
Кафе в Johnson & Johnson Visual Care Institute © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Фрагмент интерьера московского офиса Baker & McKenzie © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина

А какие предъявляются требования к материалам, которые используются для оформления потолков? Чтобы не очень тяжёлые, наверное?

С.Э.: Не очень тяжёлые – это не требование, на потолке можно как угодно распределить нагрузку. В башне «Евразия» эти лепестки в принципе тяжёлые, но там много точек подвеса. С точки зрения пожарной безопасности должны быть материалы определенной категорийности, а больше в принципе ограничений нет. Потолки тем и хороши, что дают абсолютный простор для фантазии. Мы делали проект для Новолипецкого металлургического комбината и в качестве одного из вариантов подвешивали к потолку настоящую металлическую полосу. Дерево тоже было – в той же синагоге, в атриуме, плотный потолок из сосны, причем мы её просто обрезали, нас не волновали швы, это была часть дизайна. А в пентхаусе в ЖК «Соколиное гнездо» потолок, он же пол верхнего уровня, частично выполнен из стекла. Бетон, гипс – все эти материалы на потолке вполне уместны. Я только камень не очень люблю, но и его всегда можно сымитировать.
Интерьер частного пентхауса в ЖК «Соколиное гнездо» © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина

Сейчас же вообще часто без потолков проекты делают… 

С.Э.: Когда я оценивал проекты в жюри конкурса Office Next, обратил внимание на то, что процентов восемьдесят офисов предлагалось делать без потолка – якобы такая вот эстетика. Но это давно уже не оригинально, кроме того – это дороже, чем сделать потолок! Ведь закрыть все коммуникации и прочую ерунду гораздо проще, чем все вычищать, выравнивать, трубы проводить через перегородки… Вот, скажем, в той же компании Enter в зоне ожидания мы сделали печать на подвесном потолке – и художественный прием, и все закрыто, что не нужно видеть.

Традиционно потолок – место размещения источников света. Есть ли у вас предпочтения в этой области?

С.Э.: Когда произошла «светодиодная революция», стало возможно все. Если раньше надо было думать, как ты будешь светильники обслуживать, как быстро они перегорят, то теперь масса вещей решена. Теплоотвод достаточно просто сделать, служат долго… Так что одно удовольствие – создавать какие-то крупные световые композиции. В каталогах трудно найти по-настоящему крупные светильники, которые могли бы стать определяющими элементами интерьера. Другое дело – архитектурные решения, которые создаются с помощью светодиодных лент.Здесь у архитектора «развязаны руки», он может придумывать и воплощать интересные конструкции, полностью меняющие восприятие пространства. В конференц-зале Johnson & Johnson мы использовали совершенно стандартные светильники, но если их правильно организовать, получается целая тема. Здесь они и высоту не съели, и свет дают хороший – комфортный, бестеневой, как раз для конференц-залов.
Конференц-зал в Johnson & Johnson Visual Care Institute © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина

А конструктивно потолок в современном интерьере может нести какую-то функцию?

С.Э.: Во всех проектах, которые я показывал, это в общем-то декорация. Потолков, которые бы являлись прямо продолжением конструкции и несли какую-то функцию в этом плане, в современных интерьерах практически нет – хотя бы потому, что интерьеры делаются позже, чем строится здание. Если есть возможность это совместить, то получаются такие вещи, как нимейеровские соборы в Бразилии, или Капелла в Роншане Ле Корбюзье, или проекты Калатравы… Но у нас я не назову сейчас проектов, которые были бы построены сразу с переходящими из объема в интерьер элементами – если, конечно, мы не говорим про олимпийские объекты.

Есть ли какие-то приёмы, которые побуждают человека поднять взгляд к потолку? Не всегда же, придя в помещение, ты первым делом задираешь голову вверх.

С.Э.: Разумеется, есть. В той же готике это весь поток вертикальных колонн, который направляет взгляд наверх. Если брать наши проекты, то, например, в башне «Евразия» тема лепестков, существующая в основном на потолке, сначала намёком появляется на полу, чуть больше – на стенах… В «Капитал Тауэр» пространство закручивается внизу и только потом выстреливает наверх. А в офисе Бинбанка мы просто стены перевели в потолок. На самом деле чаще всего, направляясь в какой-то офис, человек сначала входит в здание, оформленное совсем в другой стилистике. Проходит через входную группу, поднимается на этаж, совершенно ещё не настроенный на то место, куда идет. И когда он открывает дверь – тут уже пора перебить ему дыхание. А что он первым делом видит в перспективе? Потолок!
Входная зона бизнес-центра «Капитал Тауэр» на 1-й Брестской улице © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Входная зона Capital Tower на 1-й Брестской © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина

Потолок – кульминационная точка?

С.Э.: Да, потолок – это один из приемов, позволяющий организовать кульминацию при прохождении через объект. Например, человек из тёмного пространства переходит в светлое или из маленького в просторное: потолки здесь замечательно работают, создавая эмоциональный контраст. Вы были в месте, где много мелких деталей, – и вдруг попадаете в помещение, где только одна деталь, но крупная, яркая. Где такую деталь можно разместить? Если мы говорим не о музее, а об обычном жилом, офисном, торговом пространстве, то потолок там чуть ли не единственный цельный элемент. Он может даже определять иерархию помещений – вот это пространство важное, это кабинет руководителя, это главная конференц-комната… Он не надоедает, он все время рядом с тобой, и если мебель можно переставить, экспозицию поменять, столы в банкетном зале разместить по-другому, то потолок при любых раскладах держит композицию и создает характер интерьера.
Архитектор:
Сергей Эстрин
Мастерская:
Архитектурная мастерская Сергея Эстрина

10 Ноября 2015

Похожие статьи
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Технологии и материалы
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Сейчас на главной
Равный полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Башни в детинце
Жилой комплекс в Уфе, построенный по проекту PRSPKT.Architects, объединяет два масштаба: башни маркируют возвышенность и въезд в город, а малоэтажные корпуса соотнесены с контекстом и историей места, которое когда-то было обнесено крепостными стенами.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Подражание природе
Открываем новую рубрику «Нейросети» работой для конкурса AI&Biomimicry. Для концепции музейного комплекса авторы позаимствовали природные световые явления и принцип биомимикрии. Этот промт не был простым: использовались слова трабекулы, мезоглея, сцинтиллоны и динофлагелляты.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.