О’город–2015

В Нижнем Новгороде прошел 6-й архитектурный фестиваль «О’город». На этот раз его площадкой стал Александровский сад – зеленая зона на Волжском откосе, рядом с кремлем и другими открыточными достопримечательностями города.

mainImg
Такое место проведения, а так же появление солидного спонсора заставили организаторов строже подойти к формированию фестивальной программы. Хотя, конечно, помог и опыт: бывшие студенты работают в архитектурных бюро над серьезными проектами, и традиционные майские тусовки проходят «переформатирование» вместе с ними. На этот раз, словно по заказу «огородников», нижегородский культурный фонд FUTURO провел грантовый конкурс на фестивальные проекты – молодые архитекторы стали победителями наравне еще с тремя устроителями городских праздников. Немаловажно и то, что «О’город в Саду» проходит во второй раз.
 
«А-Александровский», команда «АМ!», Нижний Новгород. Фото: Михаил Солунин
«О`чки», команда «Глагол», Пенза. Фото: Михаил Солунин
«О`чки», команда «Глагол», Пенза. Фото: Марина Игнатушко

Сад

Про Александровский сад в Нижнем Новгороде хочется запеть, а не сказать словами из справочника. Только песня получается короткой: каскад зеленых террас обращен к Волге и бесконечному небесному простору. В советское время сюда приходили к сцене-ракушке: здесь летом звучали симфонические концерты. Сейчас в Саду случаются самые разные активности: от свадебных фотосессий до игр и соревнований, однако вид у территории отдыха (если не упиваться далями) унылый и запущенный. Градозащитники не так давно отстояли территорию от предпринимательской инициативы: там под строительство ресторана начали вырубать голубые ели.
zooming
Проект летней сцены в Александровском саду
zooming
Проект летней сцены в Александровском саду

Конечно, к Саду примеряются и теперь, но открыто ни один инвестор не заявил о намерении вдохнуть в зону отдыха новую жизнь. Только мэр Нижнего Новгорода, жена которого – главный девелопер города – провел конкурс на возрождение той самой «ракушки», правда, в пути сцена превратилась в нечто иное, получившее в интернете массу интерпретаций в комментариях. Кстати, и сам конкурс был сетевой: выставили три эскиза неизвестных авторов, народ проголосовал. Теперь это считается выбором нижегородцев…
 
«У реки», команда «КПСС», Самара. Фото: Михаил Солунин

Об этом можно бы и не вспоминать, но только именно «О’город» – единственный на сегодняшний день пример цивилизованного профессионального отношения к знаковому для города месту.
 
«У реки», команда «КПСС», Самара. Фото: Михаил Солунин

Действительно, если это – дорого и значимо, нельзя просто на демпинге что-то тихо «слабать» и выдать за общепринятое решение. Фестиваль «О’город», прежде чем строить, проводит конкурс, эксперты рассматривают работы и выбирают то, что к месту. Процедура – очевидная, но для наших условий – идеальная, как всякое честно организованное соревнование. Поэтому спасибо фестивалю уже за внятно проведенный конкурс.
 
«Гамаки», команда «Parkitects», Москва. Фото: Марина Игнатушко
«Гамаки», команда «Parkitects», Москва. Фото предоставлено организаторами фестиваля "О’город"

Честным по отношению к Саду можно назвать и выбор материалов: все объекты нетрудно разобрать и утилизовать. Тем более, что вопрос об их дальнейших эксплуатации и содержании – за рамками фестиваля. Архитекторы просто предлагают, ни на чем не настаивая: приглашают посмотреть, поиграть, освоить и принять, если понравится. Темой этого года стали смотровые площадки, и, похоже, видовые точки. Искать новые можно бесконечно, совершая приятные открытия. Примеряясь в поисках идеально уместного.
 
«Гамаки», команда «Parkitects», Москва. Фото: Анна Липман

Так что Сад вполне узнаваем: те же тропинки, аллея, поляны, склоны, повороты. Только повеселел на время фестиваля. В сравнении с прошлогодним уплотнением объектами детского сквера, кажется, фестивалю удалось преодолеть желание провести выставку средового дизайна ради работы с пространством. Хотя бы на уровне общей концепции.
 
«Ориентир», команда «Шампунь», Нижний Новгород. Фото: Марина Игнатушко

Огород

Александровский сад обрел свой знак: в конце тенистой аллеи «огородники» установили объемную букву «А» из фанеры, будто изъеденной жуками. Дырки и прорези нужны для лианы: у подножия буквы-скульптуры посажены растения. Это простое решение не кажется формальным, напротив, вызывает ассоциации с летним чтением в саду, или желанием рассмотреть кору какого-нибудь дерева – пристально и близко. Другой знак, доставшийся Саду от фестиваля, стоит уже на фоне кремлевской башни. Подобные амбициозные указатели, «встраивающие» населенный пункт в сеть глобальных городов, встречаются нередко, но здесь заданы иные координаты: горы, проливы, реки, вулканы, заповедники, мысы. Север, юг, запад, восток, и вверх – посмотрите на 100 километров – линия Кармана – граница между авиацией и космонавтикой. Между этими знаками выстраивается такой сценарий: вошли в сад – вышли во Вселенную. Со стороны – забавно, но для Нижнего Новгорода – чистая правда: здесь на экскурсиях рассказывают, что с Откоса виден космос. Удачно указатель на чудеса мироздания соседствует с «Гамаками», похожими на тренажер для летчиков. Прежде, чем ощутить себя почти невесомым, требуется проползти по сетке, найти точку равновесия, где можно замереть.
 
«Ориентир», команда «Шампунь», Нижний Новгород. Фото: Михаил Солунин

С этими знаками можно и дальше работать: вообще на их основе, предположим, придумать тему будущего года (если Сад не испортят-таки каким-нибудь безумным строительством). Пока же они уже воздействуют на воображение, существенно расширяя границы парка.

Для созерцания окрестных ландшафтов выбраны проекты команд из Самары и Пензы. Несмотря на известный, тиражируемый прием с рамкой, сквозь которую смотрят в разных городах мира на какую-нибудь достопримечательность, фрагмент «балконного блока» стоит в Саду как родной. Снаружи выглядит как бесхитростный портал, проходишь – там благоустроенная терраса. Это почти аттракцион: выйти на площадку без ограждения. Но сразу можно сесть, и какой-то цветничок с галечкой вполне заземляет страхи. Получилась игра с присвоением пространства: выходишь, опять же, в небо, но остаешься в обустроенном под тебя «гнездышке». А пензенские желтые очки оказались самым популярным объектом – как качественная рекламная конструкция. Во-первых, можно сидеть и даже лежать, во-вторых – фотографироваться.
 
«Гнезда», команда «Одно место», Москва. Фото: Михаил Солунин

Впрочем, для селфи на фестивале был хороший выбор. Жаль, только во время праздника под елями размещались работы нижегородской Архитектурно-художественной студии: домики свисали с веток, как человечки на картинах Магритта. А вот пензенский «Цветок в кубе» остался. По задумке, плоскости с изображением должны были вращаться, но для механики требовалась инженерная точность и, конечно, металл. Ручка отвалилась, наверное, при первом разочаровавшемся зрителе, но для фотографов объект не утратил своей привлекательности.
 
«Свод», команда «107», Москва. Фото: Марина Игнатушко

В нескольких проектах можно было проследить, как меняется масштаб восприятия Сада. В большой аллее появился арочный тоннель из черенков лопат. На деревьях – гнезда для малышей. Даже «Амфитеатр» самарской команды «КПСС» больше напоминает пьедестал для друзей: здесь можно выступать с речью, песнями, сесть, лечь, переставить элементы конструкции на свое усмотрение. Постоянный партнер-участник фестиваля компания «Архиленд» показала, как обустроить клумбу в тени, а дизайнеры интерьеров провели мастер-класс, используя мольберты.
 
«Амфитеатр», команда «КПСС», Самара. Фото: Михаил Солунин

Фестиваль

Из года в год участники фестиваля не успевают сдать объекты в срок. Неудивительно: у них не всегда есть необходимые материалы, инструменты и условия. Они все делают на энтузиазме, в этом году – к, счастью, не голом. Но у них нет крепких бригад, способных все сколотить к приходу гостей. Гости приходят и ворчат.
 
«Цветок в кубе», команда «Глагол», Пенза. Фото: Михаил Солунин

И на этот раз были претензии: сетовали на междусобойчик, степень готовности объектов, отсутствие веселых развлечений и на что-то еще. В первую очередь, следовало обидеться на погоду: она распугала фестивальные концерты под сенью лип.
 
«Цветок в кубе», команда «Глагол», Пенза. Фото: Михаил Солунин

Вот тут, действительно, неизбежно возникает вопрос: где границы этого праздника? Для участников он состоялся: приехали авторы проектов, дружно трудились, веселились, валились с ног от усталости. Публика приходила в Сад, внимала мастерам, пила коктейли, покупала хорошую, правильную еду, и, конечно, не могла оценить все планы организаторов с 13 до 20 часов. Даже в Николо-Ленивце невозможно увидеть все за день, в фестивальный день – тем более. Нужно ли архитектурному фестивалю скопление народа, жаждущего развлечений, как в парке аттракционов? Может ли камерный по своим возможностям праздник ориентироваться на монстров вроде «Архстояния»? Вообще, как продвигать и объяснять, что такое архитектурный фестиваль?
 
Мастер-класс по интерьеру. Фото: Марина Игнатушко

Однозначного ответа нет – все зависит от концепции. Ее надо продумывать и шлифовать – настолько, чтобы потенциальным участникам очень хотелось попасть в этот город и увидеть то, чего больше нет нигде, и поучаствовать в чем-то увлекательно-волшебном. Для этого город должен понять, что хорошую инициативу надо не эксплуатировать, а полноценно поддерживать – по-честному.
 
Организаторы фестиваля: вживую и на баннере.

Вот что думают об итогах «О’город»-2015 его организаторы:

Аня Липман:
«С главной задачей мы справились – в Саду стало приятнее гулять.»

Кирилл Бросалин:
«Рад, что из запланированного нам удалось на примере некоторых объектов показать интеграцию архитектурных решений в сложившуюся природную среду, реализовать «местные» и интерактивные объекты.»

Дарья Шорина:
«В этом году мы старались масштабировать фестиваль и выйти на новый качественный уровень как объектов, так и программы, в которой, помимо процесса возведения объектов и финальной презентации гостям фестиваля, нами было запланировано много культурной активности с фокусом на архитектурном дизайне среды различного уровня и средств.»

Ольга Аистова:
«Надеюсь, что дальше количество людей, неравнодушных к тому, что мы делаем, будет только расти.»

Дмитрий Соколов:
«О’Город 2015 – эксперимент на актуальной для города площадке. Время покажет, насколько город заинтересован в качественном преобразовании общественных городских территорий.»

Дмитрий Баранов:
«Не все удалось, но многое получилось, и мы кое- чему научились за эти месяцы. Думаю что у фестиваля большое будущее!»
 

18 Мая 2015

Похожие статьи
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Подпольный город
Новая книга Андрея Иванова посвящена вернакулярным районам городов мира и заставляет подумать о вещах сверх того: например, степени субъектности человека, живущего в окружении застройки, «спущенной сверху» государством или архитектором. Прочитали книгу целиком и делимся своими впечатлениями.
Наше всё
Кто такой Щусев? В последние пару недель, с тех пор, как архитектору исполнилось 150 лет, на этот вопрос отвечают с разных сторон по-разному. Самый пространный, подробно иллюстрированный и элегантно оформленный ответ – выставка в двух корпусах Музея архитектуры на Воздвиженке. Четыре куратора, полтора года работы всего музея и экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер. Рассматриваем и показываем, что там к чему.
Искусствовед между молотом и наковальней
Советская эпоха, несомненно, воспитала своего человека. Образ его, как правило, соотносят с колоннами физкультурников и другими проявлениями тоталитарной телесности, но это по крайней мере лишь половина дела. Режиму было важно не только то, как маршируют, но и как думают. А также – как проектируют и строят. Илья Печёнкин – о книге Николая Молока «Давид Аркин: «идеолог космополитизма» в архитектуре».
Все наоборот
Мало премий вместо многих, вручение в первый день а не в последний, проекции вместо планшетов, деревья внутри, а объекты на улице – обновление фестиваля Архитектон пошло, как будто бы, по надежному пути переворачивания всех традиций профессионального цеха – ну или хотя бы тех, что подвернулись под руку. Придраться, конечно же, есть к чему, но ощущение свежее и импровизационное. Так, чего доброго, и Москву начнут учить. Мы рассказывали об элементах фестиваля частями в телеграме, теперь рассматриваем все целиком.
Фальконье
Во Флигеле Руине Музея архитектуры открыта выставка «стеклянных кирпичей» Густава Фальконье. Они – прародители стеклоблоков, но более сложные и красивые. Выставка показывает подлинные «кирпичи», архитектуру с ними, историю уничтожения окон Фальконье в здании Госархива, а еще она стала одной из причин возродить технологию производства.
Ручеек вернакулярности
Книга Андрея Иванова «ГюмрИ», продолжающая его «Иереван» – одновременно урбанистическое исследование вернакулярного города на конкретном примере, краеведческий очерк и поэма. Она очень обаятельна и в ней, как и в «вернакулярном» городе, место находится практически для всего. Для четкого определения границ вернакулярности вот только не нашлось места, ну да это не страшно, образ города книга создает живейший.
Радикальная ирония
Издательство АСТ выпустило первый тираж путеводителя от авторов термина «капиталистический романтизм» и телеграм-канала «Клизма романтизма». Книга выходит за рамки жанра и предлагает широкому кругу читателей понять и простить здания, которые часто называют «градостроительными ошибками». Мы почитали и составили впечатление, делимся.
Улица рисунков зодчего Росси
В берлинском Музее архитектурного рисунка Фонда Сергея Чобана открыта новая выставка, на которой представлены более 100 работ итальянского архитектора Альдо Росси, многие из них экспонируются впервые.
«Новая Эллада»
Публикуем рецензию на вышедшую в этом январе книгу Андрея Карагодина «Новая Эллада. Два века архитектурной утопии на южном берегу Крыма».
Планета Шехтель
Под занавес ушедшего года в издательстве «Русский импульс» увидела свет книга «Мироздание Фёдора Шехтеля», составленная Людмилой Владимировной Сайгиной – научным сотрудником Музея архитектуры, на протяжении многих лет изучающим биографию и творчество корифея московского модерна. Иначе говоря, под обложкой 640-страничного издания представлен материал, собранный в ходе исследования, ставшего делом всей жизни. Это дорогого стоит, хотя издание подкупает демократичностью исполнения и ценой.
Судьба Иофана
В издательстве «Кучково поле. Музеон» вышла книга Владимира Седова «Архитектор Борис Иофан». Она основана на материалах архива семьи архитектора из коллекции Музея архитектурного рисунка Сергея Чобана и дает возможность познакомиться с большим объемом малоизвестных ранее материалов. Но текст книги выходит далеко за рамки комментария к архиву – по словам автора, это творческая биография. Написана она живо, местами пронзительно и оттого звучит очень актуально.
Маршрут построен
При поддержке фонда DICTUM FACTUM вышел в свет путеводитель по новейшей архитектуре Санкт-Петербурга, составленный Анной Мартовицкой. Делимся впечатлениями о книге.
Ода к ОАМ
В Петербурге начала работу VIII архитектурная биеннале. На дискуссии, где обсуждалось архитектурное просвещение, зал и председатель ОАМ попросили у редакции Архи.ру больше критики. Мы решили попробовать, и начать с самой выставки.
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
К почти забытому юбилею
В Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка офортов архитектора-неоклассика Ивана Александровича Фомина, приуроченная к 150-летию со дня рождения мастера.
Город в потоке
Книги Института Генплана, выпущенные к 70-летию и к юбилейной выставке – самый удивительный трехтомник из всех, которые мне приходилось видеть: они совершенно разные, но собраны в одну коробку. Это, впрочем, объясняется спецификой каждого тома, разнообразием подходов к информации и сложностью самого материала: все же градостроительство наука многогранная, а здесь оно соседствует с искусством.
Архитектура взаимопонимания
В книге Феликса Новикова и Ольги Казаковой собран пласт малоизвестных построек 2 половины XX века, что позволяет выстроить новый визуальный ряд в рамках истории советской архитектуры от «классики» до постмодернизма. Но, как признают сами авторы, увы, пока не полностью.
Русско-советский Палладио. Мифы и реальность
Публикуем рецензию на книгу Ильи Печенкина и Ольги Шурыгиной «Иван Жолтовский. Жизнь и творчество» , а также сокращенную главу «Лиловый кардинал. И.В. Жолтовский и борьба течений в советской архитектуре», любезно предоставленную авторами и «Издательским домом Руденцовых».
Архитектура СССР: измерение общее и личное
Новая книга Феликса Новикова «Образы советской архитектуры» представляет собой подборку из 247 зданий, построенных в СССР, которые автор считает ключевыми. Коллекция сопровождается цитатами из текстов Новикова и других исследователей, а также очерками истории трех периодов советской архитектуры, написанными в жанре эссе и сочетающими объективность с воспоминаниями, личный взглядом и предположениями.
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Открыть что можно
Обнародован проект реконструкции и реставрации павильона России на венецианской биеннале. Реализация уже началась. Мы подробно рассмотрели проект, задали несколько вопросов куратору и соавтору проекта Ипполито Лапарелли и разобрались, чего убудет и что прибудет к павильону Щусева 1914 года постройки.
Живое дерево
Новая книга признанного специалиста по современной деревянной архитектуре России Николая Малинина, изданная музеем «Гараж», нетрадиционна по многим пареметрам, начиная с того, что не вписывается в правила жанровых определений. Как дышит автор – так и пишет. Но знает свой предмет нешуточно, так что книгу надо признать скорее приметой рождения нового жанра исследования, чем простым отступлением от норм.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Город сбывшейся мечты
Путеводитель Владимира Белоголовского по архитектуре Нью-Йорка последних 20 лет, изданный DOM Publishers, свидетельствует: реальный мегаполис начала XXI века ничуть не скромней фантастических проектов для него, которые так и остались на бумаге.
Черная точка
Выставка Александра Гегелло в музее архитектуры талантливо раскрывает творчество архитектора, который начал как ученик Фомина и закончил проектом мавзолея Сталина. В его работах переплетаются поиски метафизической формы, выучка неоклассика и лояльность мейнстриму.
Молодой город для молодой науки
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.
Приключения цилиндра
Выставка в Комо, посвященная московскому клубу им. Зуева Ильи Голосова и его современнику – жилому дому «Новокомум» Джузеппе Терраньи, помещает Россию и Италию в международный контекст авангарда 1920-х. В сентябре ее покажут в Музее архитектуры им. А.В. Щусева.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.