Будущее архитектурного пространства. Киберотопия. Смерть аналоговых городов

Публикуем дипломную работу выпускника КГАСУ Егора Орлова, номинанта конкурсов Archiprix 2015 и МООСАО 2014.

mainImg


Пролог
 
Предисловие к сказкам
 
В попытке рассказать псевдоподобную историю о будущем человека, историю, которая еще не началась, в которую даже сам автор верит с большим трудом и не ожидает, что в нее поверят и другие, он попытался смоделировать наше с вами будущее и сделать его достаточно актуальным к тем переменам и вибрациям, что имеют место быть в сегодняшнем мире. Тем не менее, эта история правдива. Она обязательно произойдет с нами уже в самом ближайшем времени. Это будущее не монолитно, оно безумно горькое на вкус, приправлено сдобным количеством апокалипсических кадастров и бессчетным числом ошибок, совершенных человечеством, в тоже самое время оно безумно сладкое, так как является утопической квинтэссенцией всего самого искреннего и наилучшего – Эдемских плодов, что непременно получит человечество по прибытии на место. И сама возможность альтернативного исхода событий вызывает у человека полное неприятие и несогласие, близкое к неочеловеческому неверию в обитающих тут и там духов. Такая позиция может показаться досадным упущением с целью приукрасить ожидающее нас будущее во имя прекрасного, и именно поэтому автор намеренно исключает саму ее возможность. Он предлагает подготовить наши с вами сердца к восприятию новых и незнакомых нам пока ценностей. Попытаться представить мир, в котором человек, свободный от оков религий и морали, путешествует в бесконечных космических океанах, то и дело открывая новые космические резервации. Он ясно осознает, что бескрайние просторы космоса, его разливы и многочисленные рукава, указывают на несовершенство и ложность религиозных сказаний, существующих и сохраняющих свою актуальность лишь в рамках нашей Солнечной системы. Он так же ясно осознает, что для полного понимания космической структуры необходимо избавиться от накопленного веками опыта и, постаравшись переосмыслить его, построить новую мораль, произрастающую на почве нескончаемых космических путешествий и общечеловеческих открытий. «И хотя в некоторых простых отношениях вы и добились полного развития, более высокий потенциал вашей духовности даже и не начал давать побегов» (Олаф Стэплдон «Последние и первые люди»).
 
Егор Орлов. «Будущее архитектурного пространства. Киберотопия. Смерть аналоговых городов». Дипломная работа выпускника Казанского государственного архитектурно-строительного университета
Модель города будущего © Егор Орлов

За последние годы человечество накопило больше знаний, чем за всю свою историю. Скорость обмена знаниями выросла в тысячи раз и продолжает расти. Именно этот фактор дает основания говорить о том, что в ближайшие десятилетия произойдут фундаментальные открытия в области науки и техники, что повлекут за собой изменения самого общества, а значит, и архитектуры города, которая будет ему необходима. По степени влияния это можно сравнить с эпохой Великих географических открытий. Наш день уже сегодня начинается с информационного душа. Ежедневно мы формируем и трансформируем напор и конфигурацию его насадки. Безумно глупая информация в эпоху BIG DATA стала безумно умной, она не стремится обрушиться на потребителя, она стремиться его ублажить, доведя до кибероргазма. Человек растворился в киберприроде. Почти исчезнув, она приобрела свое истинное значение. Природу мы вновь начали обожествлять, бегая нагими по киберлугам! Мы чувствуем ее вибрации, мы ощущаем ее дыхание, мы сами растворились в ней по высокоскоростным кабелям! И удаляясь в кромешный туман, что изрыгается из недр кибернетической матки, праматери всех матерей, мы растворяемся в нем. Наше сознание пластично, оно плавает в кибернетическом тумане. Наше тело осталось за пределами этого мира.
 
Жилье города. Взгляд в будущее © Егор Орлов



Проблемы
 
Пространственная структура мегаполиса, сотканная из сказки и реальности, уже сегодня генерирует более сложную конструкцию города и социальных отношений, что протекают в нем. Пространства этих «сказок» имеют целую картотеку, не свойственную реальному пространству законов физики и механики. Возможность летать или гулять с планеты на планету, проходить сквозь стены во время системных багов усложняет архитектурные комбинации города. Киберпространство, наполненное глюками и багами, компонентами своей естественной среды обитания, вырвалось в реальный город, не разрушив его, а сформировав совершенно новое и ранее неизведанное место – Киберотопию. Рост скорости развития технологий дает возможность соприкасаться этим мирам все плотнее и естественнее, а, конечном итоге, и вовсе трансформируют киберпространство города и его физическую часть в новую благоприятную среду для жизни человека будущего и других его горожан. Киберпространства мегаполиса являются его естественными округами со своими собственными жителями, которые образуют коммуны и налаживают странные и нелепые для нас отношения не только между собой, но и с самими людьми. Сегодня киберрезервы города нарочито игнорируются, они лишены всяческой структуры и качественного осмысления. Сегодня это плотные кибертрущобы города, огромный резерв для его дальнейшего пространственного и программного развития. Роботы, обладающие искусственным интеллектом; переговаривающиеся между собой и беседующие на самые задушевные темы предметы бытовой утвари; киберлюди, превратившиеся из людей с ограниченными возможностями в «горожан» с огромным арсеналом взаимодействия с новой городской типологией и топографией; наделенные собственным разумом животные – гуси, совершающие каждодневные прогулки в соседний гипермаркет, а также и вовсе не существующие в реальности и не имеющих каких бы то ни было аналогов существа из киберреальности, что вырвались на улицы мегаполиса. Как будет выглядеть «комфортная» среда обитания для таких «новых горожан»? Какие новые типологии они потребуют от города? Как трансформируются его улицы, общественные пространства, «природные» элементы, промышленность и жилье, преследуя данные цели? Сегодня рожденная высокоскоростным прогрессом киберприрода лишена диалога между естественными, «новыми», обитателями города. Несмотря на то, что потенциал ее компонентов не уступает, а в ряде своих случаев и превосходит «аналоговых, натуральных дубликатов», этот потенциал настойчиво продолжает игнорироваться. Дальнейшее отклонение от киберизации среды обитания и отсутствие в городе новой кибертопографии не только лишает его преимуществ, но и однозначно наносит непоправимый вред проживающему в нем сообществу. Мегаполис лишен органичных пространственных конструкций, помогающих соединить городскую топографию, раскинувшуюся в реальном мире, и киберпространстве. Вопрос как относиться к такой новой среде обитания и каким должен быть город, органично сочетающий в себе реальность и киберсказку, становится все актуальнее. Именно поэтому он заслуживает особенного и тщательного изучения.
 
Программные блоки жилья города © Егор Орлов



Сказки о Киберотопии
 
«Техноязычество. Маги и колдуны нью-эйджевской эпохи»
 
Нежная мамина рука скользнула по моей голове перед тем, как я начал тонуть в невиданных сказочных мирах, полных причудливых существ и созданий, волшебников и злодеев, мире тотального добра и зла. Любая сказка начинается с маминого голоса, расплывающегося в комнате, словно улыбка Чеширского Кота. Нашептанная нам на ушко на ночь – апофеоз детства – она достигает новой вершины абсурдности в будущем, “в котором, квинтэссенция материнства – убаюкивания младенца – осуществляется по видеофону, с компанией MaBell в роли суррогатной матери” (Марк Дери “Скорость убегания: киберкультура на рубеже веков”) – удаленного доступа, посредством интернета соединяющего молодую мамашу-яппи, находящуюся на внеочередной конференции TED, и ее новорожденное дитя. Сегодня сказочный мир – это удел гиков и кибер-хиппи, торчащих от ежеминутно получаемого кибероргазма из недр киберпространства. Их часто называют детьми цветов 60-х и технарями нью-эйджевской эпохи 90-х. “Они готовы в любой момент избавиться от тела, но намерены сохранить при этом свою человечность, одержимы апгрейдом умственных способностей (smartdrugs), но жаждут телесных наслаждений грядущего дионисийского возрождения.” (Марк Дери “Скорость убегания: киберкультура на рубеже веков”). Город наполнен духами и божествами – Эрос, Кама и Ангус – что позволяют человеку наслаждаться всеми радостями жизни, требуя взамен лишь искреннее вожделение и родительское почитание. Программисты же являются их жрецами, пишущие на своих домашний персональных PC, культовых атрибутах для оккультного магического обряда почитания от Apple, заветное писание нового Вавилона, “сегодня возводимого для того, чтобы люди вновь научились друг друга понимать”(Марк Дери). Их пальцы настукивают манускрипты, словно древнюю и никому кроме них самих не известную мантру, состоящую из гигантских, странных и возбуждающих своей таинственностью кодов, еле умещающихся на светящихся полотнах монитора, былины о новых и ни на что не похожих мирах, что давно выплеснулись в метрополисы и перечеркнули все грани между реальностью и сказкой. Они с неизменной страстью ведают нам о жизни этих таинственных божеств и богинь, обладающих колоссальным могуществом, давно принявшими в свое материнское лоно все нерадивое и непослушное человечество, а мы, словно малые дети, с вожделением и огромным почтением слушаем их истории из мира наших грез и фантазий. “В некотором смысле история закончится...Возможно, наша роль на этой планете состоит не в том, чтобы поклоняться богу, но в том, чтобы его создать. И тогда наша работа будет сделана и настанет время для игры” (Марк Дери “Скорость убегания: киберкультура на рубеже веков”). “Бог хочет появления кого-то, с кем он мог бы разговаривать на его собственном уровне, и именно созданием этого кого-то человечество и занимается” (Марк Дери). Из утробы кибернетической матки то и дело изрыгаются на свет новые биты скоростной  информации, годной для скорейшего потребления. По сверхпроводным кабелям они направляются в информационную закусочную города.
 
Жители мегаполиса собираются вместе, чтобы обсудить вкусненькую информацию. Информационная трапеза – киберпорно в середине рабочего дня – удел самых настоящих технофилов и киберхиппи. Заказы здесь могут быть и индивидуальны. Твой личный информационный шеф-повар подберет для тебя сам сегодня утром что-нибудь остренькое и вкусненькое на твой вкус, именно то, что ты любишь, ведь он знает о тебе абсолютно все. Кстати, интересная вещь – фрак... он обезличивает официантов.
Экспериментально архитектурные апробации © Егор Орлов


 
Киберотопия. Смерть аналоговых городов. «Фикция»
 
Город будущего организован и спроектирован одновременно в цифровом и физическом пространствах. Совершенно новая топография города. Карта, которая включает в себя кибермиры со свойственной им географией, законами физики, качествами и даже жителями. Словно ландшафты компьютерных игр вплелись в пространство города, став его органичной частью.
 
Киберотопия. Смерть аналоговых городов © Егор Орлов



Новая топография города будущего. «Кибернетические луга»
 
Теперь модульность мегаполиса, ранее ориентированная тотально на человека, ориентируется и на «машины», которые становятся полноценными участниками как социальных и культурных процессов мегаполиса, так и его полноценными конструкторами. Конструирование городской среды исходит из потребностей пространственного и эстетического комфорта не только человека, но и «робота». Механизированный город, новое понимание «доступной среды обитания». Новое поле для диалога машин и людей. Жизнь на грани театрализованного риска, тотально спродюссированного спектакля. Вагонетки никогда не пересекутся в этом безумно сложном организме, хотя и производят впечатление, что катастрофа вот-вот произойдет. Сама катастрофа становится мифом старого мира, где технологии и человек не понимали друг друга, общаясь на непонятных собеседнику языках. Вагонетки никогда не столкнутся, им этого и не нужно, они слышат, чувствуют и понимают друг друга и без физического касания. Молча. На языке машин. Язык, которому теперь машины учат человека, в мире живых вещей, что заигрывают с нами, словно соблюдая ритуалы в каких-то странных любовных трипах. Места таких божественных трансов пропитаны электричеством, изрыгаемым нашими с вами телами, бьющимися в ритмических конвульсиях. Так выглядит трепетный шепот от любовного слияния технофила и механической электроники. Ритмичный «лув». Виртуальное пространство подвержено глюкам и багам. Человеку необходимо свыкнуться с этим. Они не кажутся странными. Это его новая реальность. К примеру, ни у кого не вызывает удивления пролетающий по улице огнедышащий дракон, пытающийся убедить тебя купить самую последнюю модель трусиков.
 
Программная секция © Егор Орлов



Архитектура города будущего
 
Жилье не статично, оно больше не ограничивает и не стесняет горожан города. Житель имеет возможность пожить в совершенно разных местах сколь угодно раз. Исходя из обстановки ежесекундно трансформирующегося и «передвигающегося» города места стационарного проживания лишены своего смысла. Сегодня есть возможность поработать и пожить там, завтра – в другом месте. Сама пространственная структура жилого комплекса так же гибка и подвижна. Весь комплекс формируется вокруг каркасной структуры, по которой перемещаются краны, достраивающие и перемещающие целые блоки комплекса. Часть каркасной структуры может быть разобрана сразу же после достройки района жилого комплекса или же намеренно остаться облеченной в каркас для потенциальной возможности дальнейшей трансформации и изменения в будущем. Целые, достроенные районы жилого комплекса могут перемещаться в отдельный сектор, чтобы «не мешать» и «не стеснять» дальнейшую стройку или же вкрапляться прямо в каркасную структуру для трансформации программной палитры или ее намеренного уплотнения.
 
Серии каркасно-пространственных элементов, что сооружаются посредством 3D-принтинга или же с помощью дронового строительства выполняют роль структур для последующего локального уплотнения и изменения. Центральная ось комплекса, что объединяет серию жилых кварталов, содержит в себе монорельс, по которому передвигается принтер, допечатывающий, а в ряде случаев – стирающий пространственные структуры. Внутри этой протяженной коммуникации расположился внутриквартальный поезд, что с гигантской скоростью перемещает горожан из одной части города в другую. Технологии стали настолько безопасны и точны, что полностью слились с повседневной жизнью горожан. К примеру, если в семье появился ребенок, то она может заказать печать новой комнаты, расширив свою жилую площадь, и обживать эту комнату, пока она печатается, а повседневная жизнь течет своим чередом.
 
Модель потенциальных трансформаций © Егор Орлов



Образ жизни на строительной площадке.
 
Трансформации жилого комплекса четко спрограммированы и активируются по мере программной необходимости. Тем не менее, сам комплекс находится в постоянном динамическом росте и пространственном уплотнении. Такая динамическая палитра пространственных трансформаций не мешает естественной жизни внутри жилого комплекса. Растворившиеся в среде технологии, что никогда не дают сбоя, трансформировали опасную строительную площадку в новый формат общественного пространства мегаполиса: строительные леса становятся новыми временными улицами и площадями.
 
Силиконовая долина, квартал на периферии, привокзальный квартал, архивный квартал © Егор Орлов



Послесловие.
 
«Растворяясь в киберприроде».
 
“Мы поколение, которому выпало стать свидетелем космического богоявления. В нашем переселении из земного мира в киберпространство нам дано будет увидеть самые величайшие перемены с момента рождения нашей Вселенной» (Марк Дери).
 
Любая сказка заканчивается хорошо, и эта не исключение…
 
Мегаполисы наводнились существами из киберпространства. Бестиарий неестественной цифровой природы – существа из сказок, прочитанных нам на ночь.
 
Аксонометрический видовой кадр © Егор Орлов

29 Сентября 2014

В горах Сванетии
Шесть дипломных проектов ярославских студентов, посвященных возрождению альпинистских лагерей в Грузии.
Лаконизм и уместность
Шквал курсов и публикаций, посвященных качеству подачи портфолио архитектора, приносит плоды. Публикуем несколько позитивных примеров портфолио третьекурсников МАРХИ с комментариями авторов.
МАРХИ-2019: 11 лучших рисунков
Как изображать современную архитектуру? Ответ постарались найти участники конкурса рисунка, прошедшего в МАРХИ. Представляем результаты творческих поисков.
МАРХИ-2019: 10 проектов на тему «Школа»
Школа для детей с инвалидностью, воспитательная колония для малолетних преступников, интернат для детей-сирот – студенты МАРХИ создают новый образ современного образования.
Студентам от студентов
Подведены итоги конкурса на лучшую зону отдыха для московских вузов. Победили выпускницы МАРХИ с проектом для Московского авиационного технологического института. Представляем работы, занявшие призовые места.
Полное погружение
Публикуем проекты студентов магистратуры МАРШ, разработанные в рамках студий «Ремонт ландшафта» и «Из Москвы в Никола-Ленивец».
Наша Вологда
Проекты студентов МАРХИ и ВоГУ – участников воркшопа, посвященного благоустройству общественных пространств в Вологде.
Приморский контекст
Обзор студенческих проектов для Владивостокской агломерации за 2003-2016 годы, объединённых темой экологии. Каждая работа – результат скрупулёзного исследования климатических особенностей разрабатываемой территории.
МАРХИ: Золотая медаль 2016
Представляем проекты победительницы и четырех номинантов ежегодного конкурса для выпускников Московского архитектурного института.
Новое измерение
Лучшие дипломные проекты бакалавров МАРХИ группы под руководством Всеволода Медведева, Михаила Канунникова, Зураба Басария.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.