English version

Джентльмен и хайтек

Камень и стекло, стилизация и современность, католическая романика и стекло с металлом – Евгению Герасимову удалось связать все эти темы в один непротиворечивый образ.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

24 Апреля 2014
mainImg
Архитектор:
Евгений Герасимов
Мастерская:
Евгений Герасимов и партнеры http://www.egp.spb.ru/
Проект:
Жилой дом в Ковенском переулке
Россия, Санкт-Петербург

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Евгений Львович Герасимов. Главный архитектор проекта: Петрова З.В. Руководитель группы архитекторов: Резникова Е.А. Архитекторы: Орлова-Шейнер М.Е., Манов О.В., Гвоздик А.Г. Главный конструктор: Резниченко М.Я. Руководитель группы конструкторов: Алексеева Н.В. Конструкторы: Белова Т.В., Ингер М.Л., Астапчик Д.А., Коблов А.А., Лебедева Т.Л. Инженерные разделы: ООО «Эдванс-И» Главный инженер проекта: Гражданова Н.В.

2007 — 2012 / 2011 — 2013

ОАО строительная корпорация «Возрождение Санкт-Петербурга»
0 Ковенский переулок находится в не вполне туристической, хотя исторической и приятной для прогулок части Петербурга, между Литейным и Лиговским проспектом, в районе, застроенном доходными домами XIX – начала XX века с редкими сталинскими вкраплениями. Безусловная жемчужина переулка – костел Лурдской Богоматери, здание начала XX века с бетонным сводом и брутально-романтическим гранитным фасадом.
Костел построен в 1903–1909 по проекту Леонтия Бенуа и Мариана Перетятковича для католической общины при французском посольстве. Известен в числе прочего тем, что в советское время он был единственным действующим католическим храмом в городе.

Здесь-то, в «объединенной охранной зоне», в 2004 году было разрешено, а в 2008 году началось строительство. Шесть лет назад проект был совершенно другим: 9-этажный дом с подземной стоянкой, спроектированный ООО «Пирамида», вызвал возмущение градозащитников и письма в адрес городских властей (см. «Живой город»). Затем проект радикально переработали (точнее будет сказать сделали заново) в мастерской Евгения Герасимова. Недавно строительство завершилось и даже у строгих к новшествам перебуржцев получившийся дом вызвал сдержанное приятие: «новый дом… тактично отнесся к окружающей среде и отчасти даже дополнил ее» – пишет Константин Бударин в Art1, одобрительно замечая, что …архитектор отказался от «неоклассических экзерсисов».
Если говорить о примере современной постройки, встроенной в ткань исторического города, этот дом – несомненная удача. Евгению Герасимову удалось не только снизить этажность и перенести подземную парковку на уровень первого этажа, избежав выкапывания котлована среди исторической застройки, но и тонко сыграть на антитезе  современного – исторического, построив архитектуру своего дома на почти классическом для XX века сопоставлении современности и историзма – теме, актуальнее которой для нового здания, построенного в историческом центре, в принципе придумать нельзя.

На красную линию переулка выходит жилой корпус, на первый взгляд – совершенно каменный. Легкая шершавость юрского камня сдержанно реагирует на грубоватый колотый руст гранита костела Бенуа-Перетятковича; французскую тему подхватывают рельефные вставки, ритмично разбросанные по фасаду нового дома – королевские лилии и узорчатые кресты. Они отвечают за «литературную» составляющую взаимодействия с контекстом, то есть почти буквально указывают на соседство с французской церковью и образ средневековой романики, присвоенный этому месту архитекторами-романтиками начала XX века.
Жилой дом в Ковенском переулке © «Евгений Герасимов и партнеры»
Жилой дом в Ковенском переулке
© «Евгений Герасимов и партнеры»
Жилой дом в Ковенском переулке © «Евгений Герасимов и партнеры»
Жилой дом в Ковенском переулке © «Евгений Герасимов и партнеры»

Впрочем, на южнофранцузскую тему авторы смотрят через призму XX века, что особенно ощущается при взгляде на каменный объем жилого дома с самой выигрышной северо-восточной точки, со стороны костела и школьного здания 1930-х годов (архитектора Давида Бурышкина). Благодаря тому, что, отступив от стен костела, архитекторы устроили перед домом миниатюрную городскую площадь, – не сквер, а именно вымощенную каменную площадь, как в Венеции или в той же южной Франции, – так вот, благодаря отступу площади мы видим сразу два фасада каменного объема. Фасады совершенно одинаковы, покрыты регулярной сеткой окон с равными простенками, – отчего объем приобретает какие-то совершено кристаллические, метафизические качества. Здесь нет брандмауэра, фасадов главного и второстепенного, а есть строго организованная материя, воплощенное геометрическое правило. Тема, надо сказать, не новая, а напротив, очень популярная в сдержанно-классицизирующем направлении архитектуры XX века от кубического EUR-а Муссолини до тонких сеток Дэвида Чипперфильда (и, в частности Сергея Чобана, в партнерстве с которым Евгений Герасимов не так давно построил несколько зданий).

Словом, жилая часть комплекса с выигрышной северо-восточной точки кажется совершенным каменным кубом, прорезанным равными рядами окон, идеальной формой, пребывающей в пространстве, которое от этого становится как будто чуточку идеальнее. Несмотря на обилие стен и «каменность», с точки зрения классической архитектуры здание все же выглядит слишком прорезано, больше похоже на плотную каменную решетку, чем на традиционный массив с окнами. Если бы метафизическое ар-деко 1930-х надумало построить что-то романское, получился бы похожий дом; стилистически это отчасти связывает его с уже упомянутым школьным зданием. Казалось бы, костел Бенуа и школа Бурышкина – страшно далеки, прежде всего идеологически, и однако же стилизация, приправленная приемами ар-деко, позволила новому зданию найти общий язык с двумя, такими разными, соседями. Если же мы взглянем на новый дом с противоположной, западной стороны улицы, то здесь он встроен в линию доходных домов Петербурга – это третья тема архитектурного рассуждения, еще один оммаж контексту.
Жилой дом в Ковенском переулке
© «Евгений Герасимов и партнеры»
Жилой дом в Ковенском переулке © «Евгений Герасимов и партнеры»

Можно сказать, что выходящий на красную линию переулка жилой объем впитал в себя всю консервативную часть партитуры: фактурный камень, многозначительные кресты и лилии, геометрическая строгость – все служит контексту, строю улицы, откликается на соседние здания, аккуратно привнося свое. Дом-дипломат говорит не меньше, чем на трех языках, в меру консервативен, в меру подтянут, не чужд размышлений о перипетиях истории… Неудивительно, что столь респектабельный джентльмен вышел вперед.
Жилой дом в Ковенском переулке
© «Евгений Герасимов и партнеры»

Второй объем, входящий в состав комплекса – совершенно противоположен первому, строго воспитанному консерватору. Об архитектуре, спрятанной в глубине двора офисной части хочется сказать, что этот второй дом – затаившийся оппозиционер, стеклянное современное тело внутри исторического квартала. Офисная часть, конечно же, не совсем стеклянная, это было бы слишком просто и прямолинейно. Но вот ее двор-атриум – стеклянный совершенно, и переход в него тоже состоит целиком из стекла. Он расположен за миниатюрной площадью между костелом и жилым домом (о которой мы уже упоминали) и нанизан с этой мини-площадью на одну общую ось, перпендикулярную линии улицы. Перпендикуляр – символ противоположности, – более чем уместен. Двор противопоставлен улице, стекло – камню городского фасада.
Жилой дом в Ковенском переулке © «Евгений Герасимов и партнеры»
Жилой дом в Ковенском переулке © «Евгений Герасимов и партнеры»
Жилой дом в Ковенском переулке © «Евгений Герасимов и партнеры»
Жилой дом в Ковенском переулке © «Евгений Герасимов и партнеры»

Но хайтектовская материя будущего не только противопоставляет себя традиционному камню и прячется, вынашивая свои футуристические блики в спокойной тишине делового двора. Она еще и наблюдает, обрамляет и демонстрирует город, любуется им. Стеклянный коридор выстраивает перспективное взаимодействие между двумя дворами и городом – выходя из стерильного офисного блеска мы погружаемся в город послойно-постепенно, переходим к нему через посредство театрально-архитектурной постановки. Разыгранная здесь тема – совершенно классическая и, если вдуматься, она продиктована обстоятельствами. Иначе и быть не могло: офисы вещь современная, их полагается строить из стекла (хотя бы ради освещения рабочих мест), но в центре города стекло не приветствуется. Каменный жилой дом представительствует и ведет диалог, офис же прячется внутри, отчего энергетика его стеклянного образа только усиливается, приобретает вместо рутинной офисной скуки неожиданную спектакулярность и напряжение.
Жилой дом в Ковенском переулке © «Евгений Герасимов и партнеры»
Жилой дом в Ковенском переулке © «Евгений Герасимов и партнеры»
Жилой дом в Ковенском переулке © «Евгений Герасимов и партнеры»
Жилой дом в Ковенском переулке © «Евгений Герасимов и партнеры»
Жилой дом в Ковенском переулке © «Евгений Герасимов и партнеры»

Впрочем, между классикой и современностью имеется переход: в отличие от стеклянного атриума внешняя стена офисной части решена в духе holland wall – стены гладкого юрского камня со свободным ритмом окон. Прием, крайне популярный в 2000-х и теперь уже порядком надоевший здесь вполне уместен, так как образует промежуточную ступеньку между жесткой классицизированной сеткой кубического объема и совершенно прозрачным стеклом атриума. Переходный мотив «сращивает» половинки комплекса, – сложно сказать, возможно, без этого примиряющего слоя архитектурное высказывание прозвучало бы острее; но, с другой стороны, переходный фасад добавляет решению не только сложности, но и эмоциональной гармонии.
Жилой дом в Ковенском переулке © «Евгений Герасимов и партнеры»
Жилой дом в Ковенском переулке
© «Евгений Герасимов и партнеры»
Жилой дом в Ковенском переулке © «Евгений Герасимов и партнеры»
Жилой дом в Ковенском переулке © «Евгений Герасимов и партнеры»
Жилой дом в Ковенском переулке © «Евгений Герасимов и партнеры»
Жилой дом в Ковенском переулке © «Евгений Герасимов и партнеры»
Жилой дом в Ковенском переулке © «Евгений Герасимов и партнеры»

Помимо театрально разыгранной темы «классика–современность» комплекс обладает своим секретом. Левее новой офисной части, то есть прямо за костелом, расположено здание бывшего гаража фирмы Крюммеля, который был отремонтирован и включен в состав офисного корпуса. 
Вокруг здания гаража, построенного в 1909–1910 годах, известного как первая в Петербурге постройка с железобетонными перекрытиями и плоской кровлей и наделенного статусом выявленного памятника наследия, во время строительства комплекса «Ковенский, 5» также развернулись споры. Строители снесли расположенное рядом четырехэтажное здание мастерских, которое не имело охранного статуса, хотя и составляло, по словам историка Бориса Кирикова, с гаражом единый комплекс. Снос мастерских вызвал возмущение среди петербургских градозащитников: многие решили, что снесли сам гараж, и хотя девелоперы проекта опровергли эту информацию, им поверили не все. Между тем следует признать, что гараж цел, снесены мастерские.
Жилой дом в Ковенском переулке © «Евгений Герасимов и партнеры»

Вобрав в себя здание гаража, новый комплекс таким образом буквально «врос» в исторический город, стал его частью, как становились и постройки начала XX века, когда различие между современностью и историей уже было осознано, но не так остро, как сейчас, когда любое вторжение в контекст старой застройки воспринимается как враждебное. Между тем взаимодействие между старым, новым и стилизованным началось в Ковенском переулке не десять, а сто лет назад. Костел с его технологически продвинутыми бетонными сводами и романским фасадом; гараж с первым в городе плоским перекрытием и тонкими опорами – в свое время они были на волне прогресса (интересно, что мы сказали бы сейчас, если бы за алтарями церкви начали бы строить парковку?). Здание Евгения Герасимова подхватывает и развивает тему, заостряет противоречие, продолжает диалог, – что позволяет ему при всей деликатности остаться заметным, не подавленным контекстом, а быть полноправной, – и значит, живой, – частью города.
 
Архитектор:
Евгений Герасимов
Мастерская:
Евгений Герасимов и партнеры http://www.egp.spb.ru/
Проект:
Жилой дом в Ковенском переулке
Россия, Санкт-Петербург

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Евгений Львович Герасимов. Главный архитектор проекта: Петрова З.В. Руководитель группы архитекторов: Резникова Е.А. Архитекторы: Орлова-Шейнер М.Е., Манов О.В., Гвоздик А.Г. Главный конструктор: Резниченко М.Я. Руководитель группы конструкторов: Алексеева Н.В. Конструкторы: Белова Т.В., Ингер М.Л., Астапчик Д.А., Коблов А.А., Лебедева Т.Л. Инженерные разделы: ООО «Эдванс-И» Главный инженер проекта: Гражданова Н.В.

2007 — 2012 / 2011 — 2013

ОАО строительная корпорация «Возрождение Санкт-Петербурга»

24 Апреля 2014

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Галерея для курьера
Что думают профессионалы об интерьерах мест общего пользования в современных жилых комплексах? Вместе с выпускниками Geometrium School мы рассмотрели пять проектов: от ар-деко во всем его блеске до сдержанного северного минимализма.
Маршрут построен
При поддержке фонда DICTUM FACTUM вышел в свет путеводитель по новейшей архитектуре Санкт-Петербурга, составленный Анной Мартовицкой. Делимся впечатлениями о книге.
Три в одном
Дом на Тележной улице, построенный по проекту мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» всего в паре шагов от Невского проспекта, визуально делится на три самостоятельных объекта. Так архитекторы сохраняют масштаб исторической улицы и преодолевают недостатки вытянутого участка.
NEVA HAUS – узорчатые шкатулки на Неве
Отличительной особенностью комплекса NEVA HAUS являются необычные фасады из кирпича: кирпич от «ЛСР. Стеновые» стал материалом, который подчеркивает индивидуальность каждого из корпусов нового комплекса, делая его уникальным.
Градсовет Петербурга 25.05.2022
Градсовет рассмотрел дом от Евгения Герасимова на Петроградской стороне и жилой квартал на Пулковском шоссе от Сергея Орешкина. Обе работы получили поддержку экспертов, но прозвучало мнение о проблемах с масштабом и разнообразием в новой застройке.
Градсовет Петербурга 26.04.2022
Градсовет обсудил два масштабных проекта северной столицы: застройку второй половины намыва Васильевского острова жилыми кварталами и перенос основной части Санкт-Петербургского государственного университета в город Пушкин.
Снег на красном
Дом на Миргородской улице по проекту мастерской Евгения Герасимова завершает ансамбль площади вокруг Феодоровского собора и рассказывает три истории: о русской старине, классическом Петербурге и современной архитектуре в их контексте.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Градсовет Петербурга 14.01.2022
На днях состоялся первый после смены председателя КГА и главного архитектора Петербурга градостроительный совет. На нем рассматривались: доработанный вариант реконструкции «Фрунзенской», жилой комлпекс на месте «Ленэкспо» и очередная LEGENDA Евгения Герасимова. Также были представлены новые лица в составе совета.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Бинарная оппозиция
Рассматриваем довольно редкий случай – две постройки Евгения Герасимова на одной улице с разницей в пять лет, на примере которых удобно рассуждать об общих подходах и принципах мастерской.
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Фриланс у реки
Коворкинг по проекту бюро «Евгений Герасимов и партнеры» завершает ансамбль Аптекарской набережной и предлагает комфортное рабочее пространство с видом на Большую Невку. В числе прочего показываем рабочие эскизы, которые помогли найти броскую форму, соответствующую духу места.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Видный дом
Art View House на открыточном «перекрестке» Мойки и Крюкова канала – еще один эксперимент бюро «Евгений Герасимов и партнеры» с неоклассикой, а также аккуратное завершение архитектурной панорамы в центре города.
Новое воспоминание
«Русский дом» мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» – одна из самых заметных и тепло встреченных новостроек в центре Петербурга. Разбираемся, из чего он состоит и в чем секрет успеха.
Краеугольные преобразования
Концепция развития «Красного треугольника» от мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» отвечает на вопрос о том, как архитектурными средствами превратить депрессивную территорию в инвестиционно привлекательную. Основные идеи – многообразие функций и большое общественное пространство.
Воля к разнообразию
ЖК «Европа Сити» оживил как минимум три вещи: бывшую промышленную территорию на окраине Петроградской стороны, классические приемы построения городской застройки и устоявшиеся представления о панельной архитектуре.
Репрезентативная выборка
Семь архитекторов Петербурга – о завершившейся на днях биеннале, защите рынка и открытости, разных поколениях, и о традициях фестиваля, организуемого ОАМ.
Похожие статьи
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Промежуточное состояние
Общественный центр нового района в Цзясине по проекту B.L.U.E. Architecture Studio совмещает достоинства интерьерных и открытых пространств, городских и природных зон.
Контринтуитивное решение
Архитекторы UNStudio выяснили на примере своего свежего люксембургского проекта, что углеродный след гибридной бетонно-стальной конструкции может быть меньше, чем у деревянного каркаса.
На нулевом уровне
Кэнго Кума построил в префектуре Эхиме небольшой отель Itomachi 0 с нулевым уровнем потребления энергии из внешних источников. Это первый подобный объект на территории Японии.
Всех накормить
На ВДНХ для выставки «Россия» силами Концерна КРОСТ был спроектирован и реализован «Дом российской кухни» – в рекордные сроки. Он умело выстроен с точки зрения современного общепита, помноженного на шумную культурную программу, – и столь же успешно интерпретирует разностилевой характер выставки достижений. В то же время значительная часть его интерьера восходит к прообразам 1960-х годов, хоть «про зайцев» тут пой.
Образовательные технологии
Бюро Vallet de Martinis architectes построило недалеко от Парижа корпус новой инженерной школы ESIEE-IT. Среда здесь стимулирует разноуровневую коммуникацию как неотъемлемую часть современного процесса обучения.
Вокзал в лесу
В основу проекта железнодорожного вокзала Цзясина, разработанного бюро MAD, легла концепция «вокзал в лесу».
Ансамбль у мечети
Бюро ОСА подготовило мастер-план микрорайона в южной части Дербента. Его задача – положить начало формированию современной комфортной среды в городе. Организация жилых кварталов подчинена духовному центру: в зависимости от расположения относительно соборной мечети дома отличаются фасадными и пластическими решениями. Программа также включает центр гостеприимства, административные здания, образовательный кластер и воздушный мост.
«Зеленая» сладкая жизнь
Zaha Hadid Architects представили типовой проект заправочной станции для прогулочных судов на водородном топливе. Сначала станции планируется возводить в Средиземноморье, а затем и в других популярных у любителей катеров и яхт регионах мира.
Дом за колоннадой
Жилой дом Highnote по проекту бюро Studioninedots в Алмере включает полуобщественные пространства, которые должны оживить центр этого основанного в 1970-х нидерландского города.
Спасти книжный
Бюро Wutopia Lab спроектировало в Шанхае книжный магазин для тех, кто не читает. Чтобы заставить потенциальных посетителей вынырнуть из своих смартфонов, для них создали целый вертикальный город и наполнили его жизнью.
Образовательный маяк
Здание мореходного училища в порту Свеннборга, спроектированное C.F. Møller Architects совместно с EFFEKT, получило жесткую сетку открытых бетонных конструкций. Решение позволило добиться функциональной гибкости и проницаемости пространства.
Технологии и материалы
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Подражание природе
Открываем новую рубрику «Нейросети» работой для конкурса AI&Biomimicry. Для концепции музейного комплекса авторы позаимствовали природные световые явления и принцип биомимикрии. Этот промт не был простым: использовались слова трабекулы, мезоглея, сцинтиллоны и динофлагелляты.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?
За актовым залом
Для оформления интерьера микро-клуба в Калининграде Олеся Левкович обратилась к духу Италии 1980-х, а чтобы в помещение без окон проникал естественный цвет, вмонтировала в стены россыпь стеклоблоков.