English version

Северный олень

Чуть больше года назад в городе Белоярский архитектурное бюро «Сити Арх» закончило строительство трехзвездочной гостиницы «Карибу». Названный в честь животного, символизирующего фауну Ханты-Мансийского края, отель и внешне напоминает статного оленя.

Автор текста:
Татьяна Пашинцева

14 Марта 2013
mainImg
Архитектор:
Валерий Лукомский
Мастерская:
Сити-Арх http://city-arch.com
Проект:
Гостиница в городе Белоярский
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Авторы проекта: Валерий Лукомский, Ирина Лукомская. Архитекторы: Свирская Татьяна Александровна, Осененко Александр Васильевич, Лукомский Антон Валерьевич, Лукомская Наталия Владимировна. Конструкторы: Азаренко Игорь Николаевич, Томилов Николай Александрович.

2005 — 2005 / 2006

Заказчик: Администрация Белоярского района. Генподрядчик: Nordbel ООО Строительный холдинг «Север-Строй Инвест»
0 С Белоярском бюро «Сити Арх» связывают давние отношения. По словам Валерия Лукомского, это тот удачный случай, когда архитектор нашел своего заказчика, полностью доверяющего профессиональному вкусу и квалификации автора, а заказчик – архитектора, воплощающего его самые смелые мечты. Началось сотрудничество бюро и администрации города еще в конце 90-х годов, и за это время архитекторы реализовали в Белоярском целую плеяду объектов. Это жилой район «Спортивный» и микрорайоны 4 и 7, детско-юношеский центр, плавательный бассейн, ледовый дворец, здание городского отдела народного образования, административное здание, храм в честь преподобного Серафима Саровского… А вот гостиницы в растущем городе долгое время не было, и когда в 2005 году Валерий Лукомский предложил мэру Белоярского спроектировать отель, тот его идею с энтузиазмом поддержал.

Место для будущей гостиницы также выбрал Валерий Лукомский – стремясь разместить единственный отель города максимально удобно для его постояльцев, архитектор предложил построить его на площади, замыкающей перспективу Центральной улицы. Кстати, именно здесь «Сити Арх» построили Центр особо охраняемых природных территорий «Нуви ат» – высотный объем гостиницы с двумя раскинувшимися в разные стороны крыльями примыкает к музею почти вплотную и тем самым завершает объемно-пространственную композицию площади.

И если в основу композиции «Нуви ат» архитекторы положили два самых ярких символа быта коренных народов Севера – лодку и чум, – то архитектурный образ отеля отсылает к едва ли не самому известному животному этого сурового края – северному отелю, в переводе на хантыйскый – карибу. Выгнутый упругой дугой задний фасад, обращенный к реке Казым, на которой стоит город, напоминает горделиво изогнутую шею оленя, а декоративная конструкция, венчающая высотную часть комплекса, символически изображает его рога.

Высотная часть, представляющая в плане треугольник со скругленными углами,  контрастирует с распластанными, вытянутыми по горизонтали крыльями здания, с двух сторон обнимающими площадь – они защищают это пространство от дующих из тундры северных ветров, что актуально не только с градостроительной, но и практической точки зрения – в дальнейшем на площади планируется организация различных городских мероприятий. Во фланкирующих гостиницу объемах размещается первый и пока единственный спа-салон, ресторан и бар. Название последнего – «ЧумБАР» – всецело обусловлено его архитектурным решением, по форме напоминающим традиционное жилище северных народов. К Центральной улице, то есть на юг, здание обращено полностью остекленным главным фасадом с цилиндрическим объемом панорамного лифта. Гостиница является самым высоким зданием в Белоярском (ее высота 44.5 м), и возвышается над его застройкой, так что из лифта открывается вид на весь город и окружающую его тундру.

Проект гостиницы был разработан еще в 2006 году, но строительство на стадии возведенного монолита было заморожено на неопределенное время из-за кризиса 2008-го. Тогда, кстати, в проект были заложены различные энергосберегающие технологии и материалы, но впоследствии, когда строительство возобновилось, от них пришлось отказаться в целях экономии.  И все же строительство было закончено, причем в довольно сжатые сроки, хотя работа в условиях тундры  сопряжена с большими объективными трудностями. Наземная часть здания опирается на трехметровые забивные сваи, пронзающие насыпанную песочную подушку и упирающиеся в вечную мерзлоту.  

Благодаря своему положению и доминирующему объему здание гостиницы формирует градостроительную среду не только этой отдельно взятой площади, но и всего города – создает новые видовые точки, задает перспективу и служит выразительным акцентом всей этой равнинной местности. Запоминающийся облик зданию придают не только его форма, но и отделка. В качестве последней используются самые разные материалы: например, металл с ржавым налетом, цвет и фактура которого напоминают оленью шерсть, или красные стволы сосен и болотные травы, которыми облицованы фрагменты фасада. По замыслу архитекторов, «Карибу» символизирует природное, естественное начало, контрастирующее с индустриальным вызовом цивилизации, воплощенном в алюминии и титан-цинковом покрытии кровли от Rheinzink.

Сейчас, когда в эксплуатацию сданы и центр «Нуви ат», и новый отель, идет работа над проектом благоустройства все прилегающей к этим зданиям территории – по проекту «Сити Арх» здесь ведется организация этно-парка и прогулочной зоны. Этот проект позволил связать город и набережную реки Кызым, тем самым восполнив острую нехватку рекреационных зон в Белоярском.
zooming
zooming
Архитектор:
Валерий Лукомский
Мастерская:
Сити-Арх http://city-arch.com
Проект:
Гостиница в городе Белоярский
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Авторы проекта: Валерий Лукомский, Ирина Лукомская. Архитекторы: Свирская Татьяна Александровна, Осененко Александр Васильевич, Лукомский Антон Валерьевич, Лукомская Наталия Владимировна. Конструкторы: Азаренко Игорь Николаевич, Томилов Николай Александрович.

2005 — 2005 / 2006

Заказчик: Администрация Белоярского района. Генподрядчик: Nordbel ООО Строительный холдинг «Север-Строй Инвест»

14 Марта 2013

Автор текста:

Татьяна Пашинцева
Технологии и материалы
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Подражание природе
Открываем новую рубрику «Нейросети» работой для конкурса AI&Biomimicry. Для концепции музейного комплекса авторы позаимствовали природные световые явления и принцип биомимикрии. Этот промт не был простым: использовались слова трабекулы, мезоглея, сцинтиллоны и динофлагелляты.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?