English version

Собрание сочинений

Проектируя для Одинцовского района Московской области масштабный жилой район, «Мастерская Алексея Иванова «Архстройдизайн АСД» разработала сразу несколько форматов застройки.

mainImg
Архитектор:
Алексей Иванов
Мастерская:
Архстройдизайн АСД http://www.archaos.ru
Проект:
ВТБ City
Россия, Москва, Московская область, Одинцовский р-н, с.п. Успенское

2011 — 2012
Конкурс эскизных проектов нового района состоялся в декабре прошлого года, его организатором выступила компания «ВТБ Недвижимость», которая и владеет территорией площадью 99,87 га в едва ли не самом престижном месте Московской области, между Рублево-Успенским и Новорижским шоссе. Добрая половина этих гектаров, правда, приходится на охранную зону газопровода, которая дробит участок на три почти равных сегмента. С одной стороны, это принудило инвестора включить в состав будущего жилого района ландшафтный парк (никакие другие варианты использования охранной территории невозможны), а с другой, подсказало ему идею создания трех разных по классу микрорайонов. Собственно, предметом конкурса и стали эти районы – участники должны были предложить варианты либо микрорайона малоэтажных жилых домов, либо квартала таунхаусов, либо коттеджного поселка. «Мастерская Алексея Иванова «Архстройдизайн АСД», обладающая солидным опытом работы в каждом из этих жанров, предложила концепцию развития территории целиком, потому проект и получил название «Антология».

«Наше «собрание сочинений» предлагает не только разные типы застройки, но и три принципиально разных схемы генплана, – рассказывает архитектор Алексей Иванов. – Мы исходили из того, что покупатели коттеджей ценят более традиционное жилье, аудитория таунхаусов не против некоторых вольностей, а жители городского квартала открыты для инноваций и экспериментов, так что в нашей концепции жилье от участка к участку постепенно эволюционирует от традиционного к футуристическому».

Вообще у заказчика на момент проведения конкурса уже была схема функционального зонирования будущего поселения, на которой планировки всех трех кварталов были проработаны довольно подробно, однако участники состязания могли менять ее по своему усмотрению, и команда Алексея Иванова этой возможностью воспользовалась. Сам участок в плане представляет собой крайне замысловатую фигуру, которую, наверно, можно сравнить разве что с молотком с одним заостренным концом. Это заострение – граница ближайшего к дороге участка, который планируется отвести под микрорайон малоэтажной многоквартирной застройки. По другую сторону от условной «ручки» раскинулся более прямоугольный в плане участок таунхаусов, перпендикулярно дороге вытянулась территория будущего парка, а уже за ней – будущий коттеджный поселок, который сам по себе в плане напоминает рыбку, хвостом примкнувшую к парку, а острым носом развернувшуюся подальше от шоссе.
Изначальный генплан развития территории
Генплан, разработанный мастерской Алексея Иванова

В варианте ВТБ эта «рыбка» была буквально усеяна домовладениями – квадратными в плане домами и такими же компактными участками, на которые была нарезана вся территория. Между линиями застройки проектировщики ВТБ пустили дорогу, которая описывала в центре поселка нехитрую петлю. «Как будто лассо туда забросили, - поясняет Алексей Иванов, которому такая планировка с самого начала показалась не слишком гуманной. – Слишком много домов, никакой иерархии пространства и, как следствие, отсутствие гармонизированной среды обитания – сплошные коттеджи, заборы, дороги». Архитекторы разработали иной градостроительный сценарий: проложили одну центральную аллею, сместив ее ближе к западной границе участка, в самом широком его месте очертили полукруг, расположив дома амфитеатром, в центре которого разместили общественную площадь. А для того, чтобы не сажать абсолютно все домовладения на одну-единственную ось, от аллеи они пустили несколько коротких «отростков» и еще одну петлю спроектировали ближе к парку – в результате и панорамы поселка стали интереснее, и по общему количеству домовладений проигрыша почти нет. Что же касается архитектурного решения коттеджей, то здесь Алексей Иванов верен своему принципу предлагать потребителю то, что проверено временем. Почти плоские кровли с широкими свесами, большие окна, сочетание темного камня и светлого дерева – аллюзии на «дом прерий» Райта очевидны, и архитектор этого не скрывает. Использование дерева придает домам большую камерность и теплоту, создавая образ уютного загородного жилища, близкого к природе.
ВТБ City © Архстройдизайн АСД
ВТБ City © Архстройдизайн АСД

Таунхаусы в проекте застройщика располагались двумя змейками, обвивавшими внутриквартальный проезд то с одной стороны, то с другой. Вроде бы и довольно интересный планировочный прием, но размноженный на всю территорию, он грозил обернуться однообразием среды и панорам. «Архстройдизайн АСД» пустили дорогу по периметру участка с таким расчетом, что от автотрассы ее будет отделять полоса зеленых насаждений, а не домов – это позволило максимально удалить от дороги сами таунхаусы. Сблокированы дома по-разному: и «лесенкой», и строчками, и в виде небольших дуг. Подобное расположение позволило разместить на участке максимальное число домовладений, но за счет того, что все они развернуты в разные стороны, домов, которые бы смотрели «окна в окна», здесь нет. Ощущение приватности каждого отдельно взятого жилища также подчеркивают многоскатные кровли и развернутые в разные стороны секции, которые к тому же имеют разную высоту. Эти объемы как будто образованы вставленными друг в друга несколькими домиками, за счет чего приобретают живописный силуэт, позволяющий компенсировать предельную плотность застройки.
ВТБ City © Архстройдизайн АСД

И, наконец, район малоэтажной застройки архитекторы решают в нарочито футуристическом ключе.
Автор планировочной схемы архитектор Александр Хомяков дал схеме название «Flexebility», что предполагает гибкий подход к освоению  участка: т.е. изменение очередей строительства и финансирования и  возможность независимой корректировки каждого кластера. Транспортное обслуживание осуществляется по наружному периметру квартала.  В остроконечный треугольник участка архитекторы вводят биссектрису широкого зеленого бульвара, по обе стороны от которого располагают дома. Это довольно крупные сооружения, в плане имеющие форму овалов и плавных дуг и потому напоминающие корабли. Сходство с лайнерами им придают и многочисленные террасы, образованные за счет уменьшения площади каждого последующего этажа, а также облицовка прозрачным и разноцветным стеклом. Стилобаты всех зданий максимально развиты – вмещая в себя многочисленные общественные функции и парковки, они также служат для организации уютных пешеходных плаз, защищенных от солнца и осадков. А их кровли архитекторы озеленяют, так что главная палуба домов-кораблей превращается в полноценный сквер, соединенный с соседним широким мостом. Фактически у бульвара возникает верхний уровень, предназначенный преимущественно для жильцов домов.
ВТБ City © Архстройдизайн АСД

Иными словами, каждый из трех сегментов будущего «ВТБ city» архитекторы соединяют с ландшафтным парком: в коттеджный поселок из него ведет аллея, в квартал таунхаусов – широкий променад, а в район малоэтажной застройки парк сам словно вливается широким протуберанцем, сообщая вполне городской по духу и плотности среде отчетливый привкус жизни на природе. 
ВТБ City © Архстройдизайн АСД
ВТБ City © Архстройдизайн АСД
Архитектор:
Алексей Иванов
Мастерская:
Архстройдизайн АСД http://www.archaos.ru
Проект:
ВТБ City
Россия, Москва, Московская область, Одинцовский р-н, с.п. Успенское

2011 — 2012

13 Марта 2013

Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.