Активация Вологды

Юлия Зинкевич, руководитель проекта АРХИWOOD, беседует о «Днях Архитектуры в Вологде» с их создателями – Александром Дудневым и Константином Гудковым.

mainImg
Вологда. Торжественное открытие «Бульвара раскладушек». 16 мая 2012 г
zooming
Константин Гудков и Александр Дуднев на стенде АРХИWOOD 2012 в Москве. Фото: Анна Пешкова
Две недели в тихой пасторальной Вологде на центральных улицах, в скверах жужжали электропилы, стучали молотки. Посреди города строились лестницы-скамейки, лежанки для отдыха, которые сразу же осваивались горожанами…

У пешеходного Красного моста появились ступени, сбегающие прямо к воде – идеальное место для романтических свиданий, на Каменном мосту возник «Бульвар раскладушек», и вот уже на деревянных скамьях отдыхают роллеры, кто-то устроился с ноутбуком.

У Драматического театра – уличная сцена, парапеты для скейтеров и велосипедистов, у Дома книги – клумбы и места для чтения, а у стен Вологодского университета – земля как будто встала дыбом, проросла амфитеатром, деревянными скамьями и партами – образовалась настоящая аудитория под открытым небом. 

Проект «Активация», в рамках которого молодые вологодские архитекторы преобразили пять мест в центре города – кульминация вторых «Дней Архитектуры в Вологде», которые проходили с 16 по 22 мая.
Бульвар раскладушек - островки отдыха и общения среди бурного потока повседневности (куратор проекта - Лев Анисимов). Фото: Алексей Курбатов
Бульвар раскладушек. Фото: Алексей Курбатов
Инициаторы «Активации» – молодые вологодские архитекторы из группы АВО! (Вера Смирнова, Михаил Приёмышев, Лев Анисимов, Денис Притчин, Надежда Снигирёва и другие).

Организаторы фестиваля – москвичи Александр Дуднев и Константин Гудков. К архитектуре они отношение имеют опосредованное, зато молоды, хорошо образованы, энергичны и умеют вдохновлять окружающих. Таких молодых-продвинутых и не хватало Вологде для того, чтобы отношения между городом и его жителями вступили в новую фазу.
Группа АВО!


– Как родился проект «Активация»?

Александр Дуднев: После первого фестиваля «Дни архитектуры» с нами познакомились молодые ребята-архитекторы из Вологодского университета – недавние выпускники и студенты последних курсов. У них давно была куча идей, как и что можно делать в городе – они хорошо знакомы с передовым международным опытом, даже преподавали за рубежом, а Вологду очень любят и знают её архитектурные проблемы. Они предложили обустроить общественные пространства в городе с помощью деревянных объектов, располагающих к общению. Все идеально сошлось в одной точке: и формат фестивальной архитектуры, и традиции зодчества Русского Севера, и мода на «новое деревянное», и исследования социальных вопросов урбанистики, которые вели на кафедре. А главное - желание сделать что-то приятное для родного города и выгодное властям раскрытие бренда Вологды как столицы деревянного зодчества.

Удивительно, но ребята, которых готовы принимать в Америке, Европе и Китае, готовы были работать бесплатно – изучать типы социальных взаимодействий, проектировать, искать спонсоров, параллельно – обучать студентов на воркшопах... Но им нужен был выход на городские власти. Есть такой парадокс: когда инициатива исходит от местных жителей – их не слышат.
Треугольный сад – новый «уличный зал» вологодского Политеха (куратор проекта – Вера Смирнова). Фото: Алексей Курбатов
Треугольный сад – новый «уличный зал» вологодского Политеха (куратор проекта – Вера Смирнова). Фото: Алексей Курбатов


– Что происходило в этом году на фестивале помимо «Активации»?

Константин Гудков: В этом году «Дни архитектуры» в Вологде были посвящены новым возможностям дерева – как материала для новой архитектуры и как экономически выгодного культурного наследия. В Вологде прошли лекции Тотана Кузембаева и бюро WOWHAUS, Николая Малинина и Ольги Севан, экскурсии для всех желающих от вологодских краеведов и реставратора Александра Попова, кинолекторий Дениса Ромодина, круглые столы.
Экскурсия на базу реставратора Александра Попова

Самая серьезная часть программы – форум «Большой тройки» деревянных городов: Вологды, Томска и Иркутска. Власти и архитекторы этих трех городов впервые встретились, чтобы обменяться опытом сохранения и использования деревянного архитектурного наследия; а мэры подписали соглашение об обмене опытом и сотрудничестве в разработке федеральной программы по сохранению уникальной городской деревянной архитектуры!
Константин Гудков и лекторы вторых «Дней архитектуры» – Тотан Кузембаев, Андрей Иванов, Николай Малинин


Дни архитектуры.
Как все начиналось, и что из этого вышло

– Итак, как вы пришли к формату «Дней архитектуры»?

А.Д.: Я родился в Вологде в деревянном доме на улице Благовещенской. Родители жили в этом бывшем доходном доме, построенном на рубеже XIX-XX веков, дом был в аварийном состоянии. Моя кровать на колесиках постоянно скатывалась, бегали огромные крысы, за водой нужно было ходить в соседний квартал. Холодный туалет в пристройке... Советская экономика не могла вытянуть огромное количество дореволюционного частного жилья – отсюда миф о деревянных зданиях как о «ветхом фонде». Многие вологжане до сих пор считают, что дерево – недолговечный материал! Я сам, только побывав за границей, увидел, что могут жить и процветать целые деревянные города XVIII века, например, в Скандинавии. И стало обидно, что родная Вологда, на порядок более интересная по архитектуре, находится в таком катастрофическом упадке.
Саша Дуднев на руках у родителей. Центр Вологды – еще почти весь деревянный


К.Г.: Я родился в Москве, поэтому для меня неповторимость и ценность Вологды именно как доброго тихого деревянного города особенно чувствуется. Все почему-то удивляются, что по специальности я кардиолог-реаниматолог, а занимаюсь вещами, такими далекими от профессии. Меня всегда увлекали искусство, архитектура. После того, как ушёл из больницы в фармкомпанию (занимаюсь клиническими исследованиями), стал много ездить по миру и понял, что нет ничего интереснее, чем Россия.

Несколько лет назад мы познакомились с создателями проекта «Дни архитектуры в Москве» Александром Змеулом и Натальей Алексеевой. «Дни архитектуры» - это международный формат фестивалей. Они регулярно проходят в Лондоне, Сингапуре, других городах. С 2006 года проводится «Международный день архитектуры в Нижнем Новгороде». Саша и Наташа организовали фестивали в Москве, в Ростове-на Дону, участвовали в проведении фестиваля в Екатеринбурге. Мы поняли, что формат «Дней архитектуры» поможет привлечь внимание к деревянной архитектуре Вологды, позволит показать ее горожанам и не только. Мы предложили ребятам сделать такой фестиваль в Вологде. В тот момент мы и подумать не могли, что будем делать его сами – Саша надолго уехал из России, осталась Наташа, которая очень помогла советами и связями.

Примерно в этот период мы стали заниматься наполнением Википедии статьями про Вологду. Саша начал писать путеводитель по деревянной Вологде.

В 2010 году мы пришли с идеей организовать «Дни архитектуры» в городскую администрацию, тогда не получилось реализовать проект по разным причинам, что оказалось только к лучшему. Ведь сначала мы плохо могли сформулировать, что именно хотим сделать. За год изучили все, происходящее в России с деревянной архитектурой. Сформировали программу первого фестиваля, который прошел в апреле 2011 года.

А.Д.: Мы находились в Москве, а в Вологде у нас не было никого. Реально это была авантюра, мы пришли в Вологду – два москвича, и замахнулись на то, что мы никогда раньше не делали. При этом первая цель была просветить вологжан! Сказать им, что деревянная архитектура это круто. Вторая цель – рассказать властям об успешном опыте по сохранению деревянных городов в России. Третья цель – чтобы в Вологде появилась и современная деревянная архитектура. Мы хотели открыть людям все те вещи, которые сами для себя открыли: что дерево – это актуально, что оно может сохраняться на протяжении сотен лет, что деревянные города могут привлекать туристов и большие деньги.
При переносе в советское время дом утратил модерновый декор, но сохранил выразительность форм. Фото: Николай Малинин


– Сколько человек вы охватили «Днями архитектуры в Вологде»?

А.Д.: Мероприятия 2011 года посетили около 500 человек. Население Вологды – около 300 000 человек. Преимущество маленького города – ты можешь физически сам связаться с самыми важными людьми. После удивительного для нас успеха (при оповещении только через интернет и «сарафанное радио») залы на открытии «Параллелей» Уилла Прайса и Николая Малинина, и лекциях Николая Белоусова и ARCHPOLE были переполнены! С тех пор наши самые большие друзья – студенты-архитекторы. А главное - появилось несколько человек, которым захотелось самим что-то сделать для города вместе с нами. Это были и студенты, и местный средний класс, молодая интеллигенция. В течение года мы с ними поддерживали связь, старались каждый месяц делать какое-то мероприятие...

Мы создали сообщество «Вконтакте» и стараемся его поддерживать (характерная ошибка – по московской привычке сначала сделали группу в Facebook, но вовремя поняли, почему в нее никто не вступает – в Вологде там почти никого нет). Сейчас в нашей группе около 550 человек.
Власти пока не способны остановить уничтожение исторической Вологды
Дом Кирхогланина. Во время Дней архитектуры 2012 года власти объявили о начале его реставрации


Потом было мощное мероприятие – сбор подписей за защиту деревянной Вологды. Собрали более 3000 подписей – каждый сотый житель города подписал! Это супер-результат.

– Там были какие-то конкретные пункты программы?

А.Д.: В течение года мы общались с разными людьми, в том числе с чиновниками, архитекторами в Вологде и пытались разобраться, почему же деревянную архитектуру сложно сохранить. За последние несколько лет утрачен каждый третий официальный памятник деревянной архитектуры. Одна из основных проблем – собственники деревянных домов не заинтересованы в их сохранении. Дома поджигают или сносят чаще всего сами владельцы. В итоге они получают участок, на котором можно построить согласованный с департаментом культуры дом в кирпичном исполнении, обшитый деревом. И это массовый процесс. А дома, находящиеся в муниципальной собственности, просто тихо умирают. 

Мы проконсультировались с юристами, московскими урбанистами, с Архнадзором, со специалистами из Томска и предложили внести конкретные изменения в градостроительный регламент с тем, чтобы запретить в нескольких зонах исторической деревянной застройки на месте снесенного деревянного дома строить кирпичный. Это сделает невыгодными поджоги. А если хотя бы на месте сгоревших деревянных домов будут строиться новые тоже деревянные по образу и подобию – сохранится дух города.
Дом Засецких. Самый старый деревянный особняк в Вологде. 1790-е.
ДК Льнокомбината. Экскурсия по советской деревянной архитектуре


– В Вологде сейчас много строится?

А.Д.: До кризиса город был одним из лидеров по строительству жилья. Строили кирпичные дома. Современных деревянных зданий в Вологде не строится до сих пор. Последние проекты были реализованы в 1980-е годы – в отдаленных районах строили щитовые бараки. На местной кафедре архитектуры вообще не учат строить из дерева! И это при том, что почти все загородное строительство – деревянное, в основном, из «цилиндровки». То, что строится, ничем не отличается от подмосковных «скворечников» и не имеет никакого отношения к архитектуре. У нас есть идея провести конкурс на «образцовый проект» современного деревянного дома для Вологды. Администрация не против!

Научный подход

– Как у вас распределяются роли в работе?

К.Г.: Саша больше отвечает за работу с властями, а я за образовательно-развлекательные проекты. У процесса есть и управленческая сторона, я год назад закончил MBА, что дало понимание стратегического менеджмента и места нашей деятельности в управлении городом. Теперь вместе пытаемся разобраться в маркетинге территорий и экономике культурного наследия. Сашины мечты о том, что Вологду можно открыть как туристический город, что деревянные здания могут встроиться в современную экономику – получили научное подтверждение. Наша сильная сторона в том, что мы привносим в гражданский активизм управленческие идеи и грамотный PR из бизнеса, соединяя эмоциональную и практическую стороны вопроса.

– Есть примеры в России, когда инициатива снизу привела к тому, что в городе действительно что-то поменялось?

К.Г.: Конечно, это является необходимым условием, но не достаточным. Интересно, что ключевым фактором успеха программ по сохранению и развитию деревянной архитектуры в Томске стала политическая воля власти, в Иркутске – эффективность для бизнеса. В Вологде тон стало задавать гражданское общество и молодые вологодские архитекторы. Будет здорово, если этот разносторонний опыт взаимно усилится благодаря новому союзу деревянных городов!

То, что точно уже удалось сделать в Вологде – утвердить бренд «деревянной столицы России» среди специалистов и широкой публики и начать настоящее взаимодействие между архитекторами, властями, общественными активистами и простыми горожанами ради сохранения и развития деревянной архитектуры. Наш фестиваль – это площадка для налаживания связей. По нашим оценкам, мероприятиями 2012 года мы охватили около 2000 человек, а если считать тех, кто задействован Активацией – то просто весь город!

Дни архитектуры 2011 года. Организаторы и гости. Наталья Алексеева, Юлия Зинкевич, Александр Дуднев, группа ARCHPOLE, Андрей Иванов, Константин Гудков, Наталья Лисовская (Томск). Фото: Николай Малинин
Экскурсия во время Дней архитектуры 2011 года. Фото: Николай Малинин
Доходный дом, просп. Победы, 32
Текст подготовлен при участии Марии Трошиной. 

13 Июня 2012

Похожие статьи
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Пресса: Новые герои: Организаторы «Дней архитектуры в Вологде»...
В рамках второго ежегодного фестиваля «Дни архитектуры в Вологде», проходившего с 16 по 22 мая этого года, стартовал проект «Активация», организатором которого выступило объединение молодых архитекторов Вологды АВО. Ребята направили свою деятельность на преображение внешнего облика города и попытку привлечь внимание горожан к проблемам средовой архитектуры.
Активация Вологды
Юлия Зинкевич, руководитель проекта АРХИWOOD, беседует о «Днях Архитектуры в Вологде» с их создателями – Александром Дудневым и Константином Гудковым.
Технологии и материалы
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Сейчас на главной
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.