Работа над ошибками

Продолжается архитектурный конкурс на жилую застройку района «Технопарк» инновационного центра «Сколково». Победители первого этапа встретились с организаторами конкурса и обсудили правила игры, многие из которых пришлось корректировать прямо на ходу.

Елена Петухова

Автор текста:
Елена Петухова

mainImg
22 декабря, спустя 6 дней после объявления решения жюри, в Центре международной торговли собрались представители всех 30 команд, вышедших в финал конкурса. Архитекторы из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Ульяновска, Тюмени, Вильнюса, Риги и Парижа, именитые и пока еще малоизвестные, приехали в столицу, чтобы вместе с представителями Фонда «Сколково» и Института «Стрелка», выступающего консультантом конкурса, обсудить задание следующего этапа и более подробно ознакомиться с концепцией всего инновационного центра и района «Технопарк».

Эта встреча была необходима по нескольким причинам. Организаторы планировали познакомить финалистов с замечаниями к конкурсным работам, а также с изменениями, которые были внесены в сам проект планировки и нашли отражение в задании на второй тур (теперь оно включает не только скорректированный генплан и геоподоснову, но и разработанные недавно «Зеленые коды»). Существенные изменения коснулись и формата подачи конкурсных работ в финале. Со всеми новыми вводными архитекторам-финалистам предстояло ознакомиться за два с половиной часа, потом еще полчаса позадавать вопросы и отправиться на короткую экскурсию на территорию района «Технопарк», чтобы лично удостовериться в царящей там пустоте, а вечером подписать контракты на разработку архитектурных концепций.

Таков был план. Реальность же, как принято говорить, внесла свои коррективы. Оказалось, что у собравшихся уже накопилось немало вопросов к организаторам, а информация о новых конкурсных требованиях сработала как детонатор, запустивший термоядерную реакцию многочасовой дискуссии. И если на известие о введении трех категорий застройки (пока условно называемых «S», «M» и «L» – предназначенные для аренды различными группами будущих обитателей «Сколково», они  будут различаться между собой метражом, уровнем комфорта и качеством отделки) архитекторы прореагировали весьма индифферентно, то информация о корректировке плотностных показателей и уменьшении высотности многоквартирных домов (с 7 этажей до 5 максимум) вызвала у аудитории неподдельное волнение. Тревога еще больше усилилась после объявления о смене участков проектирования. Три участка, выделенные на первом этапе конкурса под проектирование трех типов застройки, – это лишь малая часть запланированных жилых кварталов, и теперь для того, чтобы приблизить работу конкурсантов к реальной ситуации, организаторы распределили 30 проектов-финалистов по всем имеющимся «островам» (так кураторы района «Технопарк» называют жилые кварталы). Причем распределили не случайным образом, а сгруппировав проекты по принципу сходности объемно-планировочного решения. Сделано это было лично председателем жюри Жаном Пистром, который также сопроводил каждый вышедший в финал проект небольшим списком замечаний и рекомендаций. Как не странно, сами эти рекомендации, которые изначально планировалось открыто обсудить, не вызвали особого интереса. Чего нельзя сказать о смене локализации и снижении показателей плотности застройки. В них присутствующие увидели серьезную проблему, опять-таки наиболее актуальную для авторов больших домов, ведь изменение диаметра пятна застройки (в некоторых случаях в 1,5 раза) вкупе с уменьшением этажности и плотности неизбежно повлечет за собой полную переделку проекта.

В условиях, когда большая часть отпущенного времени (сдача проектов запланирована на 3 февраля) приходится на новогодние и рождественские праздники, столь существенное увеличение объема работы не могло не вызвать встречной реакции. К общему сожалению, организаторы категорически отказались менять дату сдачи проектов или возвращаться на исходные позиции. Зато ощутимый реванш архитекторы взяли, когда речь зашла об объеме и составе конкурсных проектов. По изначальному предложению организаторов, финальная подача должна была быть представлена на 8 (!) планшетах формата А0 (и это после 1 планшета на первом туре) и состоять из основных проекций (планы, разрезы, фасады) в масштабе 1:100, визуализаций и даже эскизов интерьеров. Объем, сопоставимый с дипломной работой в архитектурном ВУЗе, категорически не устроил мэтров, у многих из которых за плечами, как они не преминули отметить, тысячи подобных конкурсов. С их стороны поступило жесткое встречное предложение сократить количество планшетов до 2, максимум 3, свести к минимуму «показушные» визуализации, отказаться от интерьеров и радикально уменьшить масштабы проекций до 1:200, а еще лучше унифицировать состав проекций и их размещение на листах, для удобства сравнения достоинств архитектурных проектов. В благородном гневе старших товарищей потонули слабые заверения молодых авторов в том, что они спокойно сделают и 8, и 10 планшетов. А организаторы поторопились скорректировать конкурсные условия (за вычетом унификации подачи), чтобы включить их в договора с участниками.

Как оказалось, состав проектов – это отдельная «больная тема». Публикация проектов-финалистов на Архи.ру позволила всем участникам сравнить свои работы и обнаружить существенные, порой принципиальные расхождения. В адрес жюри было высказано немало претензий по поводу того, что эксперты столь снисходительно отнеслись к допущенным отдельными конкурсантами нарушениям не только заданных градостроительных и проектных параметров, но и общего требования представить свою работу на одном планшете. Попытки организаторов обратить внимание недовольных, что в первом туре требования были не столь жесткими исключительно из-за желания собрать в финале наиболее талантливые и перспективные коллективы, особого эффекта не возымели. И перед устроителями был жестко поставлен вопрос о недопустимости подобных поблажек.

В общем, три часа пролетели незаметно. Количество вопросов и уточнений, которые участники конкурса адресовали присутствующим представителям организаторов, а также отсутствующим членам жюри и идеологам проекта «Сколково», впечатляло. В какой-то момент было даже трудно понять, что именно движет архитекторами: профессиональное возмущение непродуманностью конкурса, амбициозное желание прояснить все нюансы, чтобы сделать качественный проект и победить, или патриотичное стремление уличить «чужаков», посягнувших на «общую поляну» в тотальном незнании местных «правил игры». Азарт вопрошающих и их нередкое невнимание к ответам не только организаторов, но и своих же коллег, нередко заставлял сомневаться в желании вести конструктивный диалог.

Несомненно, и сам проект «Сколково» и данный конкурс оказались на острие архитектурной дискуссии не случайно. На него спроецировались многие проблемы, тяготящие профессиональное сообщество на протяжении последних 10 лет.. Это и захват рынка иностранными «гастролерами», и теневые игры при распределении крупных и значимых заказов, и двойные, если не тройные стандарты в прохождении экспертизы различными проектами, и утрата хоть сколько-нибудь заметного влияния на этот процесс профессиональных общественных организаций. Возможно, именно проект «Сколково», в рамках которого предполагается провести еще несколько конкурсов, станет катализатором качественного изменения ситуации, но произойти это может только благодаря совместной работе обеих сторон. Впрочем, организаторы конкурса несколько раз повторили, что все замечания и предложения, высказанные участниками семинара, чрезвычайно важны для них и будут учтены.

По итогам второго тура конкурса не менее 10 участников получат контракт с Фондом «Сколково». В случае, если в их числе окажутся молодые архитекторы, не имеющие собственных проектных бюро, они получат поддержку выбранного Фондом Генерального проектировщика, задачей которого является подготовка необходимой документации.

PS Многие вопросы архитекторов на семинаре были адресованы организаторам конкурса и членам жюри. Судя по репликам выступающих, в роли первых выступал исключительно Фонд «Сколково» (на самом деле непосредственно координацией конкурса занимается институт «Стрелка»), а вторые ассоциировались лично с Жаном Пистром. Как-то в стороне оказалось соображение, что все ключевые вопросы архитекторы могли адресовать не только сюда, но и в Союз архитекторов России, т.е. в свою собственную общественную организацию. Как указано в анонсе состязания на сайте САР «Цель конкурса, подготовленного Фондом «Сколково» совместно с Союзом архитекторов России, – выбор эффективного архитектурно-планировочного и объемно-пространственного решения объектов жилых кварталов района «Технопарк». Правда, после объявления о начале приема заявок 16 октября 2011 года на «Зодчестве», в котором принимал участие Андрей Боков, Союз архитекторов занял позицию избирательной вовлеченности в процесс проведения конкурса. Характерно, например, что на сайте САР проекты победители I тура так и не были опубликованы. Официальные представители Союза не присутствовал и на семинаре, хотя там должны были быть определены принципы проведения второго – решающего – этапа конкурса и преодолены все вскрытые проблемы, о которых заявляли сами деятели Союза. Иными словами, отстаивать интересы архитекторов, принимающих участие в конкурсе, пришлось самим архитекторам, а никак не той общественной организации, которая как бы обязана осуществлять эти функции, в том числе и в силу  своего официального участия в подготовке конкурса.

Ознакомительный семинар второго этапа конкурса на архитектурную концепцию жилых кварталов района «Технопарк» инновационного центра «Сколково»
Участники семинара - представители 30 архитектурных команд, победивших в первом туре конкурса
Ведущие семинара (слева-на право): Джемал Сурманидзе, Наиль Бородина, Анна Тургеньева, Ольга Хохлова, Гари Вентворт
Директор района «Технопарк» Гари Вентворт
Смену «островов» комментирует Наиль Бородина, менеджер проекта
Корректировка условий конкурса по замечаниям архитекторов
На переднем плане: Сергей Скуратов и Дмитрий Буш
На переднем плане: Дмитрий Величкин и Николай Голованов
Михаил Белов
Справа: Вера Бутко и Антон Надточий
Сергей Скуратов
Андрей Савин и Михаил Хазанов
Выступает Левон Айрапетов
Георгий Снежкин (Санкт-Петербург)

27 Декабря 2011

Елена Петухова

Автор текста:

Елена Петухова
Жилая спираль
Проект жилого квартала №11 в районе D2 «Технопарк» иннограда «Сколково», который строится по проекту французского бюро Agence d’Architecture Anthony Bechu.
Экологичный тетрис
В иннограде Сколково близится к завершению строительство трех жилых кварталов в районе D2 «Технопарк». Один из них, десятый, реализуется по проекту UNK project, который в 2012 году победил в открытом конкурсе.
Книга архитектора
Книга «Гиперкуб» Бориса Бернаскони – не только рассказ об одноименном здании в «Сколково», но и отражение времени и взгляда на него архитектора.
В Венеции Россия будет представлена проектом Сколково
В преддверии открытия 13-й Веницианской архитектурной биеннале Сергей Кузнецов, Григорий Ревзин и Сергей Чобан рассказали о том, что ждет зрителей в российском павильоне. Правда, завесу тайны они приподняли не полностью: теперь всем известно, что именно будут показывать в павильоне, но не известно – каким образом. Кураторы обещают завораживающую и по-настоящему инновационную эскпозицию.
Жизнь в два яруса
Один из проектов, победивших в конкурсе на жилые кварталы района «Технопарка» в Сколково – квартал таунхаусов Веры Бутко и Антона Надточия. Он похож на скульптуру гигантского механизма, и, по-видимому, обыгрывает таким образом специальность своих будущих жителей.
Катализатор инноваций
15-16 июня в Суздале прошло заседание Градостроительного Совета при Фонде «Сколково». Основным предметом обсуждения стали среда будущего иннограда, а также посвященная ему экспозиция российского павильона на XIII Международной архитектурной биеннале в Венеции.
Пропуск в Сколково
Первый за историю развития проекта «Сколково» открытый конкурс на проект жилой застройки района «Технопарк» (D2) завершился. На этой неделе были объявлены 10 команд, по чьим проектам будут построены дома для будущих жителей инновационного центра.
Круг успеха
Подведены результаты первого тура конкурса на жилые кварталы в районе «Технопарк» иннограда Сколково. Из 300 проектов отобраны 30 финалистов. В их число вошли как признанные лидеры российской архитектуры, так и немало талантливых архитекторов, еще пока не известных широкой общественности.
Сколково: открытый конкурс
Фонд Сколково собирает заявки на участие в первом открытом конкурсе эскизных концепций жилья для будущего иннограда. Конкурс открыт для профессиональных проектировщиков с законченным высшим образованием, которым предлагается поработать с тремя основными типами жилья: многоквартирными домами, таунхаусами и коттеджами. Подать заявку на участие можно до 16 ноября.
Инноград Сколково: конкурсы для российских архитекторов
Григорий Ревзин, архитектурный критик, куратор и эксперт, входящий в состав градостроительного фонда «Сколково», выступил на Арх Москве с лекцией, в которой рассказал о перспективах привлечения российских архитекторов к участию в конкурсах на проектирование объектов иннограда. Приглашаем всех архитекторов, которым это интересно, участвовать в обсуждении планируемых архитектурных конкурсов на Архи.ру.
Сколково будут строить по генплану AREP
Совет Фонда развития инновационного центра «Сколково» определил победителя конкурса на градостроительную концепцию первого российского иннограда. Им стало французское архитектурное бюро AREP; сейчас проект-победитель обсуждается Советом в Париже.
Улица новаторов
Неделю назад, 20 декабря, градостроительный совет фонда Сколково выбрал двоих победителей конкурса на градостроительную концепция иннограда: голландско-международное бюро ОМА и французское AREP, с двумя принципиально разными концепциями. Предлагаем вашему вниманию рассказ обо всех шести проектах, участвовавших во втором туре.
Технологии и материалы
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Сейчас на главной
Башни в детинце
Жилой комплекс в Уфе, построенный по проекту PRSPKT.Architects, объединяет два масштаба: башни маркируют возвышенность и въезд в город, а малоэтажные корпуса соотнесены с контекстом и историей места, которое когда-то было обнесено крепостными стенами.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Подражание природе
Открываем новую рубрику «Нейросети» работой для конкурса AI&Biomimicry. Для концепции музейного комплекса авторы позаимствовали природные световые явления и принцип биомимикрии. Этот промт не был простым: использовались слова трабекулы, мезоглея, сцинтиллоны и динофлагелляты.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.