Самое новое деревянное: начинается голосование по премии «АРХИWOOD 2011»

Премия АРХИWOOD – за лучшее архитектурное сооружение с использованием дерева – будет вручаться в этом году второй раз. Генеральный партнер и организатор проекта – компания «Росса Ракенне СПб» (эксклюзивный дистрибьютор HONKA), соорганизатор – PR-Агентство «Правила общения», официальный партнер Премии в этом году – курорт «Пирогово». На прошлой неделе Экспертный совет Премии определил шорт-лист, сегодня начинается интернет-голосование – на сайте www.archiwood.ru. О том, как изменяющийся набор номинаций отражает актуальные тенденции в современной деревянной архитектуре, рассказывает куратор Премии Николай Малинин.

mainImg
У музыкантов считается, что второй альбом – самое страшное испытание. Первый – как новость – все приняли, третий (если будет) – само по себе прекрасно, а вот второй – главная засада. Заходя на второй круг, мы тоже, конечно, волнуемся. Работ на конкурс пришло меньше, чем в прошлом году. Немного обидно, но понятно: Экспертный совет принял решение отменить номинацию «проект», а она в прошлом году составила долю почти львиную. Отменили же потому, что по итогам первого конкурса лишний раз убедились: в дереве проектное решение имеет меньшую ценность, чем реализация. Хотя архитектор Юрий Горохов из Рязани тут же нам написал, что «мы лишаем аудиторию (и потенциальных заказчиков) возможности увидеть массу интересных идей», и что вообще «мыслить в дереве – тоже очень важно».

Конечно, важно, но проведенная нами весной в Музее архитектуры выставка «Уилл Прайс. Параллели» продемонстрировала такое богатство мысли, воплощенной в дереве по всему миру за последние 10 лет, что стало неловко. Проектируют из дерева вещи фантастические – и строят! Кроме того, сократилась география Премии – возможно, из-за того, что прошлогодними победителями стали сплошь москвичи. Но это – логичное следствие строгого судейства. Да, организаторы считают делом чести «открывать новые таланты» (как записано в Положении о Премии), и прошлогодний урожай интересных объектов со всей страны был впечатляющим, но в честной борьбе пока все равно побеждают лидеры профессии: Александр Бродский, Дмитрий Долгой, Николай Лютомский. Впрочем, молодых победителей тоже хватало: Петр Костелов, Сергей Гикало и Александр Купцов, Федор Арзаманов и Татьяна Бродач, бюро INN GROUP.

Споры же о номинациях на заседании Экспертного совета разгорелись нешуточные – и это радует как свидетельство осмысленности процесса. Учреждая премию, мы решили, что номинации каждый год Совет будет определять, исходя из поданного на конкурс материала – чтобы не упустить ничего интересного и, наоборот, не подбирать победителя ради номинации. Решение, может, и спорное, но зато теперь мы видим, что эта – почти бюрократическая! – процедура сама становится отражением реальной ситуации. Например, в этом году собрался большой урожай всевозможных надстроек, пристроек и всего того, что в западной архитектуре давно получило официальное имя parasite – это некий объект, прилипающий к телу существующего здания. Но номинацию «Паразит», предложенную Алексеем Муратовым, решили все же не учреждать. Хотя здесь могла бы развернуться увлекательная борьба между объектом Дмитрия Кондрашова (деревянная мини-спа площадью 11 кв.м на крыше дома в центре Москвы) и деревянной надстройкой, радикально преобразившей бетонный гараж (бюро METATECTURE).

Зато появилась номинация «Дизайн городской среды» – и это отдельный повод для радости. В прошлый раз деревянных объектов в городе не было вообще – а теперь их с десяток. Конечно, все они связаны с разного рода фестивалями, то есть невелики, временны и локальны, но это все равно шаг вперед. Тем более что мы продолжаем мечтать о выставке «Дерево в городе», на которой хотим показать, как современная деревянная архитектура нежно, но властно покоряет европейские города – один «Зонтик» Юргена Майера в Севилье чего стоит! Главным же российским прорывом в этой сфере является «Стрелка» – теперь ставшая и законным фаворитом в этой номинации.

Тут, конечно, снова возникает методологическая проблема: как можно равнять большую «Стрелку» с маленькими (но от того не менее важными) беседками в Марфино бюро «ПланАР»? Равнять, действительно, сложно, но и бесконечно множить список номинаций – значит, размывать суть. Тем более что список их и так радикально обновился: номинация «Конструктив» (за отсутствием внятного количества объектов) была упразднена, зато появились еще две новые: «Интерьер» и «Малый объект». В первой сошлись очень разные сюжеты: «дерево как объем» (красная труба магазина игрушек Алексея Невзорова), «дерево как отделка» (22 вида шпона в киевском зале Филиппа Пищика), «дерево как конструкция» («Деревянная курватура» Дмитрия Александрова и Веры Гапон), «дерево как объединяющий элемент» (екатеринбургский «Яндекс» Арсения Борисенко и Петра Зайцева) – что из этого чудесного набора выбрать (и как), я лично не знаю.

«Малый объект» – по количеству вышедших в шорт-лист объектов – в этом году сравнялся с номинацией «Загородный дом», а главная заслуга здесь принадлежит передаче канала НТВ «Дачный ответ». Именно по ее инициативе архитекторы сооружают на дачных участках безропотных подопытных удивительные объекты, и определить фаворита здесь крайне сложно: сравните беседки Анны Щетининой, Ивана Качалова, Анны Лепехи… Мощную конкуренцию им составляют «Архприют» Ивана Овчинникова, возведенный на горнолыжном курорте Шуколово за одни сутки, и «Удаленный офис» Александра Константинова, даривший гостям прошлогоднего фестиваля «Арх-Стояние» в Никола-Ленивце не только интернет, но и чудесное пространство.

Номинация же «Загородный дом» появилась лишь в этом году – в прошлый раз дома и беседки были объединены номинацией «Функция». Это решение было результатом дискуссии между двумя ведущими архитектурными критиками – Григорием Ревзиным и Дмитрием Фесенко. В том году Совет взял сторону первого, в этом – согласился с доводами последнего. В прошлом году рекордсменом в этом жанре оказался Николай Белоусов, самый последовательный энтузиаст деревянной архитектуры: из поданных им на Премию 9 построек и 11 проектов 9 работ прошли в шорт-лист. В этом году на это звание претендует уже Олег Карлсон – другой видный специалист по дереву. Конечно, его дом в Захарове выпадает из общей модернистской линии Премии, но именно то, что Карлсон демонстрирует умение сделать современный деревянный дом в классическом ключе, эксперты сочли не менее важным. Поспорят с ним за Премию как подмосковные объекты мэтров (Тотана Кузембаева и Николая Белоусова), так и дома, построенные под Петербургом, Нижним Новгородом, Новокузнецком, Новосибирском, в Тверской области.

Перечисляя участников этих историй (телеканал, горнолыжный курорт, фестивали, крупные компании), мы рады констатировать, что деревянная архитектура завоевывает самые разные сферы жизни. Хотя и ясно, что главным полигоном для самых острых экспериментов с деревом остается жанр арт-объекта. Отрадно, что в этом году в лонг-листе присутствуют работы не только от их традиционного «поставщика» – фестиваля «Города», но и от его кенозерского соратника – фестиваля «КенАрт». А у самой номинации появился спонсор – компания «Вектор Инвестментс», которая грозит превратить территорию Истринской долины в такой же рай для арт-объектов.

Ну, а самый мощный набор имен сошелся в номинации «Дерево в отделке»: Тотан Кузембаев, Александр Бродский, Дмитрий Долгой, Светлана Головина, бюро ДНК, прошлогодние победители Сергей Гикало и Александр Купцов. В футбольных жеребьевках такое называется «группой смерти», так что жюри предстоит очень сложная работа. В него в этом году вошли архитекторы Владимир Плоткин, Николай Лютомский, Александр Ермолаев, Федор Арзаманов (еще один прошлогодний победитель), специалист по деревянным городам Андрей Иванов, архитектурные критики Елена Гонсалес, Александр Ложкин и Николай Малинин.

Всего же в шорт-лист вышло 44 работы. Все они представлены на сайте Премии, а, кроме того, войдут в ее каталог и будут экспонированы на выставке АРХИWOOD 2011, которая состоится в ЦДХ в рамках выставки «Арх-Москва». Развернута она будет на том же месте, что и в прошлом году – прямо у входа в здание, а над ее дизайном работает Антон Кочуркин – автор экспозиции выставки «Уилл Прайс. Параллели», которая сейчас, кстати, демонстрируется в Вологде, возбуждая у вологжан закономерное желание не только хранить деревянное наследие, но и преумножать его. Что, собственно, и является главной задачей Премии: доказать, что дерево это традиционно, но современно, просто, но красиво, модно, но вечно.

А поспособствовать этому мы приглашаем всех вас: для этого надо просто зайти на сайт www.archiwood.ru и отдать – в каждой номинации – свой голос за понравившийся вам объект!
zooming
Члены Экспертного совета Премии
Заседание Экспертного совета Премии
«Уроборос». Команда ReHouse. Фестиваль «Города», Греция
Офис удаленного доступа. Александр Константинов. Никола-Ленивец, Калужская обл., Фестиваль «Архстояние-2010»
zooming
Дом-мост. Архитектурная мастерская Белоусова Н.В.
zooming
«Дом у пятой лунки» курорт «Пирогово». Архитектор Александр Бродский
zooming
«Стрелка». Архитектурное бюро Wowhaus
zooming
Беседки в Марфино. Студия «ПланАР»
zooming
Буква «Покой». Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»
zooming
Буква «Азъ». Доната Богородская
zooming
Беседка для передачи «Дачный ответ». АДБ «Терра»
zooming
Беседка для передачи «Дачный ответ». Алексей Николашин
zooming
Магазин игрушек «Играем вместе». «АрхПроект-3»
zooming
Офис Yandex в Екатеринбурге. Za Bor Architects
zooming
Фитнес-центр. Антон Кочуркин, Дарья Бутахина
zooming
Детская площадка «Еж». ООО «Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева»

14 Мая 2011

Похожие статьи
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Воображаемая стена
В Никола-Ленивце сожгли на Масленицу объект со многими смыслами: кому «языческая традиция», кому преодоление преград. Замысел был тонкий и сложный, так что ничего удивительного, что получилось не всё. Действо, однако, провоцирует к усложнению процесса сожжения, предлагает новые слои последовательного восприятия. И, конечно, оставляет свободу интерпретаций. Что искусительно. Ими и займемся.
Пресса: Цивилизация Третьей Волны. Премия АРХИWOOD
26 мая прошла церемония награждения премии АРХИWOOD. Есть ощущение, что это лучшее событие Арх Москвы. Куратор Николай Малинин проявил интуицию, придумав в 2010 году премию по деревянной архитектуре. У деревянного дома на земле есть выигрышное качество – его бесспорность и нужность людям и ландшафту.
Посчитали прищепки
26 мая в рамках «Арх Москвы» состоялась церемония награждения лауреатов премии за лучшее архитектурное сооружение из дерева «АРХИWOOD 2011». В каждой номинации было по два победителя – одного выбрало профессиональное жюри, второй определился по итогам народного голосования.
Пресса: Премия АРХИWOOD 2011: народное голосование началось
Экспертный совет премии АРХИWOOD определил шорт-лист конкурса текущего года. К выбору лучших деревянных объектов приглашаются все желающие. «Народное» голосование проходит на сайте www.archiwood.ru в разделе Голосование / Номинанты/ Шорт-лист в период с 16 по 26 мая 2011 года.
Самое новое деревянное: начинается голосование по...
Премия АРХИWOOD – за лучшее архитектурное сооружение с использованием дерева – будет вручаться в этом году второй раз. Генеральный партнер и организатор проекта – компания «Росса Ракенне СПб» (эксклюзивный дистрибьютор HONKA), соорганизатор – PR-Агентство «Правила общения», официальный партнер Премии в этом году – курорт «Пирогово». На прошлой неделе Экспертный совет Премии определил шорт-лист, сегодня начинается интернет-голосование – на сайте www.archiwood.ru. О том, как изменяющийся набор номинаций отражает актуальные тенденции в современной деревянной архитектуре, рассказывает куратор Премии Николай Малинин.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.