Константин Ходнев: «Нам было важно сделать не просто благоустройство»

В рамках воркшопа «Весенний МАРШ» в Казани, организованного МАРШ Лаб по инициативе правительства республики Татарстан, команда под руководством Константина Ходнева разработала концепцию преобразования села Верхний Услон в современную комфортабельную туристическую зону.

mainImg
Архитектор:
Константин Ходнев
Архи.ру:
– Почему вы решили стать тьютором «Весеннего МАРШа» в этом году? Вы ведь участвуете в воркшопе уже во второй раз?

Констанин Ходнев:
– Мне все очень понравилось в прошлом году. Энергетически это был невероятно сильный процесс. Честно говоря, я потом на этом заряде еще несколько месяцев существовал. Там казалось, что время сжимается, потому что за очень короткое время ты делаешь столько, сколько в Москве получается за полгода. Плюс очень хорошая интеллектуальная атмосфера общения с коллегами. Определенную роль сыграла и вовлеченность местных властей. Было совершенно неожиданно, что прошло всего несколько месяцев, а многое уже было реализовано. В московских реалиях такого вообще никогда не ожидаешь. Поэтому когда меня спросили, хочу ли я поехать еще раз, я просто сказал «Да!». Хотя в этом году все было немного по-другому.

– Какая же была разница?

– Прежде всего все было короче. В прошлом году воркшоп длился, мне кажется, около трех с половиной недель. Теперь же все надо было все сделать за неделю, хотя объем работ остался тот же самый. Впрочем многие вещи уже не надо было объяснять, потому что довольно много участников этого воркшопа были участниками и предыдущего. Также принимал участие «Архитектурный десант», который занимался рабочей документацией и авторским надзором того, что мы делали в прошлом году. То есть сейчас задача была в большей степени стратегическая: требовалось не столько говорить о конкретных павильонах, сколько о том, что нужно в целом.

– Что за участок достался вам в этом году?

– Село Верхний Услон, самый близкий к Казани участок. Оно находится на противоположном берегу Волги. Туда достаточно просто добраться, особенно летом, на рейсовом кораблике можно доплыть за двадцать минут. На машине дорога занимает примерно час. Там красивые ландшафты, высокий берег Волги, с него открывается прекрасный вид на панораму Казани, которую так просто изнутри и не увидишь, длинный песчаный пляж, в сущности единственный в округе, там можно купаться. Достоинств еще много.
Анализ поверхностей. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar
Расположение села. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

Мы поняли, что это место – точка притяжения для жителей Казани, которые приезжают туда отдыхать. Но при этом никакой туристической или рекреационной инфраструктуры не существует. Даже пляж – просто полоска песка. Приехать и остановиться официально невозможно – никаких гостиниц нет. Люди буквально ходят по дворам, стучатся в калитки и спрашивают, можно ли снять жилье.

А задача была как-то сформулирована? Или вам просто дали участок и сказали: «Делайте, что хотите».

Не скажу, что мы полностью перевернули восприятие этого места. Там уже была проведена определенная работа. Местные власти тоже прекрасно понимают, что сейчас туризм – это некая проблема, которую нужно решить. Но им скорее в качестве точки приложения усилий виделась прибрежная зона. Мы же подошли к вопросу не локально, а комплексно.

– В чем именно заключалась комплексность?

– Для нас было важным сделать не просто благоустройство из разряда «Мы хотим, чтобы у нас было, как в Москве», а наметить те вещи, которые важны с точки зрения функционирования села. То, что позволит ему стать полноценным современным и комфортным местом для отдыха. Чтобы у него появилась какая-то цель, специализация, возникли новые рабочие места. С социальной точки зрения это очень важно.

Сейчас местные жители, может быть, и не очень рады тому, что приезжают какие-то люди и жарят шашлыки на пляже, а потом за ними приходиться убирать, потому что нет никакой инфраструктуры. Если все оживить и превратить в благоустроенное пространство, то те, кто приезжает, будут приносить деньги. Сейчас у них просто нет возможности это сделать. Но когда они смогут жить в гостинице, обедать или ужинать в ресторане, заниматься водными видами спорта и так далее – все это позволит малому бизнесу развиваться и будет поддерживать качество жизни в селе. Тогда то же самое благоустройство – начиная от новых фонарей и мощения улиц – станет оправданным. Так мы рассуждали.

– А что конкретно ваша команда предложила?

– Прежде всего мы придумали, что собственно нужно делать с пляжем, поскольку с ним была проблема. Там причал, а по нормам от причала до пляжа должно быть не меньше километра. Кстати старый деревянный причал мы предложили обязательно сохранить как память места, потому его собиралась разобрать, чтобы построить новый. Поскольку пляж длинный, то первый километр от причала мы решили превратить в рекреационный парк у воды с зонами активного отдыха и спорта, павильоном еды и детскими площадками.
Решение зоны причала. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

Сам пляж, оборудованный для купания, решили передвинуть дальше. Там как раз есть прекрасная бухта, где сейчас и купаются местные. Получилась линейная структура с разными функциональными зонами.
Схема генерального плана. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

Плюс мы предложили посадить деревья. До появления Куйбышевского водохранилища, когда Волга разлилась и часть села ушла под воду, здесь была роща и кое-какие деревья сохранились на пляже. Мы предложили сделать зеленый мыс, который будет защищать от ветра и позволит создать более укромные зоны, в которых можно оборудовать в том числе кемпинг. Мы общались с дендрологами, выясняли, какие деревья здесь можно посадить.
Фрагмент генерального плана. Зеленый мыс. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar
Деревья, предложенные к посадке в зоне пляжа. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

Практически в центре Верхнего Услона стоит заброшенный завод. Бывшая промышленная территория – единственное более-менее свободное место поселка. Мы предложили сделать там туристический центр, условно говоря, гостиный двор. Чтобы там появились гостиница, кафе и рестораны, лавки с местными товарами и, может быть, даже небольшая мануфактура. Район славится своим сельским хозяйством – говорят, что там растут знаменитые услонские помидоры, ягоды и яблоки. Все, что там выращивается, можно было бы там же и перерабатывать. То есть, вполне возможно развивать еще и агротуризм.
План «Гостиного двора». Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

В этом селе большая сезонность по численности населения?

– Да, сезонность довольно сильная, зимой людей в четыре – пять раз меньше, чем летом.
Мы поняли, что есть летний туризм, а в остальное время место не работает. Еще одна задача заключалась в том, чтобы сделать эту загрузку более равномерной. Поэтому, кроме пляжного отдыха, мы предложили программу фестивалей и туристический пешеходный маршрут.

Мы обошли село вместе с местными архитекторами и администрацией. Они нам показывали достопримечательности. Потом мы сделали карту фотоактивности, используя сервисы, связанные с Яндекс.Фото и Google Photos, которые по геотэгам определяют, в каких местах люди чаще всего фотографируются.
Тепловая карта фотоактивности. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

Мы поняли, что хорошо бы сделать кольцевой маршрут, в который войдут краеведческий музей, парк в центральной части, который они уже начали развивать, церковь, памятники истории и культуры, ландшафтные достопримечательности – каменные овраги, холм, карстовое озеро – интересные для туризма в любое время года. Карстовое озеро можно было бы еще использовать зимой как каток.
Потом мы проанализировали сообщества велосипедистов, где они расписывают свои треки. Мы наложили на поселок сетку перемещения велосипедистов и поняли, что они тоже проходят по тем местам, которые мы хотели включить в маршрут.
Схема велосипедных маршрутов. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

По большому счету, единственная улица в селе – улица Чехова, магистраль, которая связывает собственно село и воду. По ней прибывают гости, на этой же оси находится и будущий туристический центр. Как обычно бывает в селах, градостроительном отношении она «рыхлая», с неясным фронтом. По ней неприятно и неинтересно ходить, потому что нет тротуаров, зато есть какие-то вставки из зон торговли и заборы. Мы предложили ею также заняться.
Схема ключевых объектов и общественных зон. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar
Улица Чехова. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

Дальше улица спускается к причалу, площадь перед причалом – последняя точка, которую мы наметили и которую тоже надо сделать. Это главная площадь села, которая какую-то часть времени работает как стоянка, но на ней могут проходить и ярмарки, и городские праздники с фейерверками, которые будут устраиваться у воды. Мы наметили культурную программу: праздники, посвященные первым урожаям, концерты, фестивали воздушных змеев на горе Соколка, потому что там постоянно ветер и это бы прекрасно работало. То есть, какие-то мероприятия в дополнение к памятникам истории и культуры.

А есть какие-то памятники истории и культуры?

– В селе есть памятник чешским легионерам. Гражданская война оставила свой след, потому что здесь происходила битва за Казань. Памятник относительно недавний, минималистичный, сделанный на деньги Чешской республики. Он находится на Верхнеуслонской горе, где стояла батарея Чехословацкого корпуса.

Еще есть музей Янки Купалы. Казалось бы, Татарстан, село Верхний Услон – ничто не предвещало. Но он есть. Оказывается, Купала жил тут в эвакуации.
План благоустройства улицы Чехова. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

Музей располагается в здании мукомольного комбината. Оно красивое, кирпичное, конца XIX века, стоит на берегу. Мы говорили о том, что из него получилась бы гостиница с прекрасными видами на Волгу и на Казань. Оно могло бы быть ключевой точкой всего развития села, и, если включить фантазию, то можно превратить его в туристическое место мирового уровня – все для этого есть.
Расположение музея Янки Купалы. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

Насколько тщательно удалось проработать проект?

– Семь дней, а реально было даже пять рабочих дней, не тот срок, за который можно полноценно сделать большой проект. Но наметить основные вещи возможно. Мы поставили перед собой амбициозную задачу – сделать и общий стратегический анализ, и постараться дойти до небольших, но важных деталей.

Мы искали некие пути и символы, чтобы выявить идентичность. Например, анализировали поверхности для того, чтобы сделать дизайн общественных зон пляжа связанным с местом. Не просто нарисовать некие линии, волнистые или прямые, и сказать, что теперь здесь будет, предположим, парк, а понять место с его ландшафтом, культурой и историей. На мой взгляд очень важно связывать идеи с контекстом и местом. В данном случае – опосредованно, через поверхности.
Здание мукомольного завода. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

На местном пляже в начале 1980-х годов были сделаны своеообразные малые формы из смальты. Сейчас они похожи на руины исчезнувшей цивилизации. Это подтолкнуло нас к тому, чтобы в благоустройстве бетонные поверхности имели похожий растр из плитки либо мощение брусчаткой было с тем же рисунком, который образует смальта, только укрупненным. Получилась своего рода «сверхмозаика», где большая площадь мощения по сути превратилась в «сверхживописное» полотно, что визуально уменьшает масштаб и создает уникальную среду.

Еще там есть необычная галька, которая, в принципе, представляет собой размолотый исторический Верхний Услон. Когда пятьдесят лет назад появилось водохранилище, некоторые сельские улицы были затоплены. За это время вода превратила дома в гальку, но эта галька из стройматериалов: из кирпича, известняка – из того, из чего эти дома были сложены. Мы отталкивались и от этой гальки. Мы можем использовать ее узор в благоустройстве как ломаный фрактальный паттерн, который накладывается и крупной сеткой рисунка благоустройства, и мелкими пикселями на элементы мощения.
Сохранившиеся украшения пляжа. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

На берегу сейчас лежат старые лодки с очень живописными поверхностями из нескольких протертых слоев краски, они напоминают картины Поллока. Похожую, состаренную многослойную окраску мы предложили использовать для деревянных поверхностей павильонов на пляже.

Решение павильонов – асболютно спокойное, тоже отчасти связанное с историей пляжа. Здесь частично сохранилась вышка спасателей, сваренная из тонких металлических конструкций. В павильонах мы использовали тонкий металлический каркас – простая архитектура, ничего на себя не берущая, а просто создающая фон.
Анализ поверхностей. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

Мы сделали несколько презентационных картинок осознанно открыточного характера: коллажи из картин передвижников, совмещенные с нашим местом. Например, иллюстрация пляжа сделана на основе «Бурлаков на Волге». Это легкий юмористический прием визуализации идеи и смыслов. Но на самом деле он достаточно глубокий, потому что это вещи, связанные и с культурой, которую все понимают, и с этим контекстом.
Проект пляжного павильона. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

– Что вам дало участие в воркшопе и что, по вашему мнению, вы дали своим слушателям?

– Воркшоп дал мне, возможно, даже больше, чем я его слушателям. Нет, я конечно старался (смеется). Честно говоря, я тоже очень многому учусь. В первую очередь, это опыт быстрого формулирования задач и дирижирования. Я, как и другие тьюторы, не был там руководителем компании, как в архитектурном бюро. Мы скорее обучали и должны были не предлагать идеи, а рассказывать и направлять. То есть структурировать работу и задавать те вопросы, которые слушатели сами себе, может быть, не задали бы.

Я старался научить их смотреть на вопрос шире. Если речь шла о пляже, то мы рассматривали все связи и в целом – как пляж связан с Казанью, как до него люди добираются, что там происходит в другое время года, что еще может происходить. Если мы рассматривали село, то я говорил: «Давайте посмотрим на весь район, что еще в районе важного происходит, чем он славится, что еще можно добавить?» Это было очень полезно, потому что отличается от любой проектной практики, когда мы решаем конкретную узкую задачу. Возможность посмотреть шире, сделать более широкий и стратегический анализ, она очень ценная.
Иллюстрация из презентации. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar
Иллюстрация из презентации. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

Детали важны, им, безусловно, тоже надо учиться. Но сначала надо понимать, что делать и зачем это делать. Только ответив на эти вопросы, можно идти дальше. Но если ответить на них неправильно или не ответить вовсе, и пойти дальше, то можно сделать вещи, которые не будут работать. В общественных пространствах же главное, что бы они работали. Это, кстати, было не всем до конца понятно. Например, для кого-то парк был просто местом, куда приходят люди. А зачем они придут туда, кто именно туда придет, что нужно, чтобы они пришли и было интересно – вот эти очень важные вопросы часто ускользали от внимания.
Фрагмент генерального плана. Зона активного отдыха. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar
Карстовое озеро. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar
Фрагменты благоустройства зоны активного отдыха. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

– А как вы строили свою работу с командой?

– Я уже говорил, что была важна быстрая формулировка задач, а еще понимание для самого себя сильных и слабых сторон предложений команды.

Когда мы только отправились на место, я попросил, чтобы все зарисовывали и записывали свои мысли и ощущения, анализировали все в онлайн режиме. Мне это кажется ценным. Когда мы вернулись, я дал полтора часа на то, чтобы каждый подготовил свою презентацию про место. Было очень интересно, как все себя раскрыли. Были сделаны блестящие вещи, которые потом вошли в окончательный анализ.
И, конечно, это было удобно, потому что сразу стало понятно, кто как думает. Для распределения работы мне нужно было понять, у кого какие сильные стороны, и кто что может сделать.
Эскизы. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar
Эскизы. Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar

Параллельно каждый день я проводил своеобразные мини-лекции: когда мы подходили к обсуждению какого-то вопроса или решению какой-то проблемы, я рассказывал, какие вообще есть способы решения таких проблем, вкратце описывал аналогичные ситуации, иллюстрировал их, начиная общими примерами и заканчивая вполне конкретными фотографиями из путешествий. Мне было интересно направлять ход мыслей команды. В ней были и районные архитекторы Татарстана, и члены «Архитектурного десанта», и просто молодые архитекторы. Степень подготовленности была разной, но в целом все довольно сильные. Коллеги из Татарстана производят очень благоприятное впечатление. Они очень активны, всем интересуются и невероятно работоспособны. Я бы с удовольствием, честно говоря, работал бы с ними и на постоянной основе.

Думаю, это был очень полезный и интересный опыт для участников воркшопа и для развития Верхнего Услона.
***

Состав команды под руководством тьютора Константина Ходнева на МАРШ Лаб 2017: Камиль Гарипов, Лилия Гиззятова, Карина Давлетьянова, Алексей Карасев, Анна Лазарева, Иса Магомедов, Лейсан Минлибаева, Александр Новоселов, Айдар Нуруллин, Вадим Убейкин, Ленар Хамитов.
 
Весенний МАРШ в Казани. Село Верхний Услон. Тьютор: К. Ходнев. Авторы: К. Гарипов, Л. Гиззятова, К. Давлетьянова, А. Карасев, А. Лазарева, И. Магомедов, Л. Минлибаева, А. Новоселов, А. Нуруллин, В. Убейкин, Л. Хамитов / предоставлено Park.tatar
Архитектор:
Константин Ходнев

24 Мая 2017

Похожие статьи
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Юлий Борисов: «Одной только графикой улучшить жизнь...
В рамках воркшопа «Весенний МАРШ», организованного МАРШ Лаб по инициативе правительства республики Татарстан, группа Юлия Борисова предложила вместо простого проекта благоустройства села Старое Дрожжаное программу его эко-развития, совместив экологию с экономикой.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.