28.12.2016
беседовала: Елена Петухова

Никита Явейн: «Чем больше профессиональных бюро на рынке, тем лучше»

Говорим о ситуации на архитектурном рынке, профессиональном образовании, молодых коллегах, пользе конкуренции, трансформации «Зодчества» и планах «Студии 44», которая существует уже больше 25 лет, на будущее.

информация:

Архи.ру:
– Как Вы оцениваете прошедший год? На международном фестивале Арх Москва Вас выбрали «Архитектором года», в английском издательстве Thames&Hudson готовится к выходу книга о «Студии 44». Насколько это значительные события для Вас и для бюро?

Никита Явейн:
– Thames&Hudson издали альбом о реконструированном Главном Штабе. Книга оказалась достаточно популярной. Уже распродано порядка 2,5 тысяч экземпляров и издательство решило продолжить тему, выпустив нашу монографию.

Олег Явейн. Эрмитаж XXI век. Новый музей в Главном штабе. London: Thames & Hudson Ltd., 2014. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Олег Явейн. Эрмитаж XXI век. Новый музей в Главном штабе. London: Thames & Hudson Ltd., 2014. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.руоткрыть большое изображение

Что касается статуса «Архитектор года», то мне кажется, я в этом голосовании сыграл роль Трампа. Этот статус и то, что его в 2016 году получил именно я, можно оценивать по-разному. «Архитектор года» – это всё-таки «Архитектор года Москвы». Традиционно кандидатов выбирают из числа ведущих московских архитекторов в рамках внутрицехового понимания иерархии и качества архитектуры. В этой ситуации достаточно любопытно, что какая-то группа московских архитекторов выбрала питерского архитектора, посчитав мою работу достаточно интересной и значимой. Полагаю, какую-то роль здесь сыграло то, что мы активно участвуем в выставках. Прежде всего, на «Зодчестве», и уже несколько раз получали там главные призы. Сейчас фестиваль переживает новый период своего развития, если не сказать серьёзный кризис, и его характер меняется. Некоторое время назад у него был пусть спорный, но интересный период поисков и апробации новых форматов. Но сейчас он всё более и более явственно теряет свой общероссийский статус. Пусть в несколько архаичном формате, но на нём были представлены различные регионы. Сейчас региональной архитектуры становится всё меньше. Хотя именно сейчас, мне кажется, в регионах появилась хоть какая-то жизнь или стремление к её активизации. Но фестиваль «Зодчество» превращается в очередную московскую тусовку, ещё одну площадку для обсуждения московских проблем и тех проблем, которые возникают в регионах в связи с тем, что московские архитекторы активно их осваивают. «Зодчество» стало более живым, менее официозным. В этом есть плюсы и минусы, но для меня фестиваль стал менее интересен.

Впрочем, статус «Архитектор года» важен для меня, в числе прочего ещё и потому, что нужно будет сделать выставку. Я давно думаю об этом. «Студии 44» недавно исполнилось 25 лет. Я сам в профессии около 40 лет. Мы уже не раз обсуждали тему выставки с различными музеями, но всё было некогда. Все время бежишь, решаешь какие-то бесконечные проблемы, что-то согласовываешь. А тут уж нет вариантов. Это будет первая выставка, которую мы сами соберём, и мы хотим сделать её передвижной. Мы сможем её экспонировать и развивать. Она станет для меня поводом для осмысления пройденного пути.
Студенческое кафе кампуса Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Постройка, 2014. Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова
Студенческое кафе кампуса Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ). Постройка, 2014. Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекаловаоткрыть большое изображение

– А как Вы оцениваете эти 25 лет, это была прямая линия развития или сложный зигзагообразный путь?

– Я думаю, что это был и есть, по большому счету, прямой путь, несмотря на то, что со стороны он мог представать несколько зигзагообразным. Но все поиски шли в рамках одного очень ясного вектора. Оглядываясь назад, я даже сам удивляюсь, с каким упорством шел по нему, несмотря ни на что. Полагаю, это связано с семейными корнями. Согласно конфуцианской традиции, сын должен реализовывать нереализованные заветы отца. Вот этим я усиленно и занимаюсь, создав свою мастерскую, а теперь уже можно сказать и школу. Опыт работы в «Студии 44» формирует архитекторов. Я вижу это на примере тех ребят, которые обзавелись своими бюро. И даже если они сами этого не осознают, влияние «Студии» чувствуется и в поведенческой, и в организационной схеме, и в архитектурной.
Государственный Эрмитаж, новая Большая Анфилада в восточном крыле Главного Штаба, Санкт-Петербург © Студия 44
Государственный Эрмитаж, новая Большая Анфилада в восточном крыле Главного Штаба, Санкт-Петербург © Студия 44открыть большое изображение

– Как Вы выстраиваете свои отношения с молодыми архитекторами? В Москве недавно была выставка и конференция на тему архитектурного образования, его проблем и дальнейших путей развития.

– Это беда жуткая. Кризис образования колоссальный. Когда я выпускался, на курсе было по крайней мере 10 человек, уже сложившихся как профессиональные архитекторы. Сегодня в Академии я вижу не больше четырёх-шести человек просто профессионально пригодных.

– И как эта проблема может быть решена? Получается, что функции образования должны взять на себя архитектурные мастерские. Если они хотят иметь квалифицированных сотрудников, то должны принимать на стажировки студентов и выпускников и учить их профессии.

– Мы уже давно применяем такой метод. Я преподаю и это дает мне возможность увидеть в студентах потенциал. Практически все молодые лидеры нашей мастерской, работают здесь с 3 курса. В нашем бюро есть ресурсы для развития и обучения. Три наши мастерские имеют собственную специфику и идеологию. Молодой архитектор имеет возможность попробовать себя в разных форматах, научиться профессии, найти себя и свою место в процессе. Многие из тех, что прошли нашу школу, остались в бюро, 2-3 человека ушли и основали свои собственные компании. К этому я совершенно спокойно отношусь. Чем больше хороших профессиональных бюро на рынке, тем лучше.
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфманаоткрыть большое изображение

– Вас не беспокоит проблема конкуренции?

– Надо понимать, что те, кто уходит чтобы вести самостоятельную практику, в большинстве случаев, уходят в интерьеры, или, в лучшем случае, в коттеджи, и дальше как-то прорываются. Рынок очень жёсткий, рынку нужны абсолютные гарантии и именно это имеет решающее значение для заказчиков, которые действительно реально чего-то хотят. В этой ситуации только внутри достаточно крупного проектного бюро у молодого архитектора есть возможность принять участие в разработке серьёзнейших объектов, которые в одиночку они получили бы не раньше, чем в 50 лет. Но и в этом случае нужны дополнительные стимулы. Например, партнёрство, когда ведущий архитектор принимает на себя ответственность за работу мастерской внутри бюро или за крупный проект. Например, Антон Яр-Скрябин практически самостоятельно сделал вместе с тремя-четырьмя коллегами Иркутский конкурс за 2 недели и уверенно победил с большим отрывом. Или Иван Кожин – прекрасный художник, с которым мы будем делать небольшой московский объект. Или Вера Бурмистрова; и так далее.
Большой Гостиный Двор. Амфитеатр © Студия 44
Большой Гостиный Двор. Амфитеатр © Студия 44открыть большое изображение

– Насколько удаётся сохранить индивидуальность архитектора при такой системе профессионального роста внутри мастерской с очень ярким и сформировавшимся имиджем? Есть ощущение, что в российской архитектуре очень ощущается нехватка оригинальных профессиональных высказываний.

– Как показал недавний фестиваль WAF, сложности с индивидуальностью есть везде. Там было очень чётко видно, как все проекты и все архитектурные решения делятся на 8-10 типов. Словно щебень при сортировке, они ровно укладываются в ту или иную ячейку. И какие ячейки нынче в моде, в полосочку или клеточку, та и выстреливает. Я думаю, это в принципе, при огромном разнообразии, скукота.

В нашей ситуации всё сложнее. Сегодня самый главный показатель – уровень образования и профессионализма, класс решения проблем. А уже в рамках этого класса возникает индивидуальность. А если твоя индивидуальность состоит в том, что ты проектировать не умеешь, а играешь в какие-то визуальные игры, подменяешь одно другим, тогда и о профессионализме не приходится говорить. Это видно сплошь и рядом. Особенно на конкурсах.
Спортивно-оздоровительный комплекс школы дзюдо. Проект, 2016 © Студия 44
Спортивно-оздоровительный комплекс школы дзюдо. Проект, 2016 © Студия 44открыть большое изображение

– В результате основной костяк ведущих архитекторов в крупнейших городах России составляют профессионалы, начинавшие работать еще в 90-е. Молодежь появляется, но отнюдь не так активно, как можно было бы ожидать.

– Я бы тут разделил рынок большой архитектуры и дизайнерский, интерьерный рынок. В последнем работать и продвигаться проще. И, теоретически, из него можно вырасти и занять своё положение на поле большой архитектуры. Но здесь основная часть – половина или даже две трети работ выполняется проектными организациями при строительных фирмах. Именно они реально формируют лица наших городов. Оставшаяся часть приходится на бюро, имеющие репутацию и опыт реализации. Заказчики выбирают архитекторов отнюдь не за победы в конкурсах, публикации в журналах или участие в выставках. И это объясняет проблемы с продвижением молодежи. Один заказчик говорит с другим заказчиком, смотрит, как и что согласовал тот иной архитектор, как довёл, что не довёл. Двадцать раз перепроверят, чтобы выйти на новую фамилию. Это закрытая абсолютно клубная история, в которой конкуренция идёт не в поле качества или оригинальности проектов, а в сфере эффективности и гарантий прохождения согласований. К сожалению, такая ситуации не способствует ни появлению новых интересных команд, ни созданию ярких проектов.

– А какова ситуация в «Студии 44»? Что удалось сделать в 2016 году, какие планы на 2017?

– Мы вышли на ряд очень серьёзных заказов. Удастся их построить или нет, пока сложно сказать. Посмотрим. Но среди них есть крупные жилые комплексы, в которых мне бы хотелось бы апробировать и реализовать принципиально новые подходы к проектированию жилья. Мы активно работаем с регионами, в Томске, в Сочи и других городах. Томский проект, как я надеюсь, станет по-настоящему прорывной вещью, в первую очередь, с точки зрения технологий. Мы ставим перед собой задачу реабилитировать дерево как материал.
беседовала: Елена Петухова
Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44
Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44открыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Шимон Матковски
  • Никита Токарев
  • Полина Воеводина
  • Никита Явейн
  • Юлия Тряскина
  • Александр Бровкин
  • Зураб Басария
  • Карен Сапричян
  • Павел Андреев
  • Роман Леонидов
  • Валерий Лукомский
  • Сергей  Орешкин
  • Дмитрий Ликин
  • Владимир Плоткин
  • Антон Лукомский
  • Михаил Крымов
  • Андрей Романов
  • Алексей Иванов
  • Александра Кузьмина
  • Сергей Переслегин
  • Владимир Биндеман
  • Магда Чихонь
  • Александр Попов
  • Илья Машков
  • Сергей  Цыцин
  • Наталия Шилова
  • Валерия Преображенская
  • Александр Асадов
  • Сергей Скуратов
  • Лукаш Качмарчик
  • Алексей Горяинов
  • Петр Фонфара
  • Олег Мединский
  • Владимир Ковалёв
  • Михаил Канунников
  • Наталья Сидорова
  • Сергей Труханов
  • Илья Уткин
  • Никита Бирюков
  • Арсений Леонович
  • Антон Надточий
  • Всеволод Медведев
  • Левон Айрапетов
  • Олег Карлсон
  • Алексей Гинзбург
  • Сергей Эстрин
  • Сергей Кузнецов
  • Игорь Шварцман
  • Олег Шапиро
  • Константин Ходнев
  • Николай Переслегин
  • Юлий Борисов
  • Екатерина Кузнецова
  • Андрей Гнездилов
  • Александр Скокан
  • Дмитрий Васильев
  • Андрей Асадов
  • Сергей Чобан
  • Магда Кмита
  • Николай Миловидов
  • Анатолий Столярчук
  • Евгений Герасимов
  • Юрий Виссарионов
  • Тотан Кузембаев
  • Даниил Лоренц
  • Екатерина Грень
  • Георгий Трофимов
  • Вера Бутко

Постройки и проекты (новые записи):

  • Проект реставрации и приспособления объекта культурного наследия «Здание дома-коммуны Наркомфина» (2015–2017)
  • Жилой комплекс ЗИЛАРТ (лот №3)
  • Апарт-отель Пальм Джумейра
  • Башня и квартал на Якушева
  • Станция метро «Ржевская»
  • Жилой квартал TWIST&STEP
  • Интерьеры автосервисного комплекса «Авангард»
  • КП «Миллениум Парк»
  • Коттеджный поселок «Европа»

Технологии:

26.06.2017

Крепёж в стиле Smart

Темпы строительства с каждым годом всё больше поражают воображение. Всего за несколько месяцев на неприметном пустыре может вырасти огромный логистический терминал, производственное здание или торговый центр.
Компания Металл Профиль
21.06.2017

Какого цвета интерьеры будущего: мнение ведущего мирового эксперта

Ежегодно Международный Центр Эстетики компании AkzoNobel составляет прогноз по тенденциям цветового оформления интерьеров и объявляет модные оттенки ближайших лет. В 2017 в топе все оттенки голубого, от нежно-воздушного до индиго.
Dulux
19.06.2017

Программа «Мансарда без ошибок»

Строите дом? Проверим вашу мансарду на ошибки!
VELUX (Велюкс)
другие статьи