16.12.2016
беседовала: Алла Павликова

Андрей Баталов: «Архитектуру собора Покрова на Рву можно понять только исходя из особенностей ренессансной традиции»

Книга «Собор Покрова на Рву: история и иконография архитектуры» – фундаментальное научное исследование, которое должно перевернуть представления из учебников. Беседуем с автором.

Книга Андрея Баталова «Собор Покрова на рву: история и иконография архитектуры». Фотография © Алла Павликова
Книга Андрея Баталова «Собор Покрова на рву: история и иконография архитектуры». Фотография © Алла Павликоваоткрыть большое изображение

Публикация монографии приурочена к юбилею собора Покрова на Рву, более известного под именем собора Василия Блаженного, – в этом году храму, чьё строительство завершилось в 1561 году, исполняется 455 лет. Автор – историк архитектуры, доктор искусствоведения, профессор Андрей Леонидович Баталов, рассказал нам об истории, основных темах исследования и планах издания второго тома:

«Я занимаюсь изучением собора с начала 1980-х годов – то есть всю свою научную жизнь. В начале 2000-х, после смерти моего учителя Сергея Сергеевича Подъяпольского, мне пришлось возглавить комиссию по реставрации собора Василия Блаженного. С этого момента мы с ним оказались связаны накрепко. Это дало возможность по-настоящему исследовать памятник, вжиться в него, увидеть то, что я прежде увидеть не мог. Тогда же замечательный издатель Сергей Обухов буквально заставил нас вместе с Любовью Сергеевной Успенской написать небольшую книгу. Она стала своего рода дайджестом настоящего фолианта, над которым я работал более двенадцати лет. Я писал и переписывал книгу, возвращаясь к ней вплоть до осени нынешнего года, когда она уже была отредактирована и сверстана.
Книга Андрея Баталова «Собор Покрова на рву: история и иконография архитектуры». Фотография © Максим Деревянкин
Книга Андрея Баталова «Собор Покрова на рву: история и иконография архитектуры». Фотография © Максим Деревянкиноткрыть большое изображение

За эти годы были изданы книги "Сакральное пространство средневековой Москвы", «Церковь Вознесения в Коломенском», написанные вместе с Леонидом Беляевым; первый том Свода памятников архитектуры Московского Кремля, посвященный колокольне «Иван Великий» и соборным звонницам, и другие коллективные монографии. Я много писал, но долг и совесть постоянно заставляли меня возвращаться к Покровскому собору. Надо сказать, что изначально в мои планы не входило писать о нём отдельный труд. Я работал над книгой, посвященной истории русского зодчества при Иване Грозном. Но закончив её, понял, что история собора Покрова на Рву туда просто не поместится. Именно тогда возникла идея посвятить ему отдельную монографию.

Для меня эта книга стала знаковой. Она рассказывает об истории архитектурного замысла и строительства храма, о программе, лежащей в его основе – о тех интенциях, которые привели донатора к необходимости его возведения. При этом книга не только о самом соборе, но и о художественной культуре эпохи Ивана Грозного через призму одного архитектурного памятника. Рассказа о реставрации собора в книге нет. Но данному вопросу я планирую посвятить второй том, он уже сейчас находится в работе.
Книга Андрея Баталова «Собор Покрова на рву: история и иконография архитектуры». Фотография © Максим Деревянкин
Книга Андрея Баталова «Собор Покрова на рву: история и иконография архитектуры». Фотография © Максим Деревянкиноткрыть большое изображение
Книга Андрея Баталова «Собор Покрова на рву: история и иконография архитектуры». Фотография © Максим Деревянкин
Книга Андрея Баталова «Собор Покрова на рву: история и иконография архитектуры». Фотография © Максим Деревянкиноткрыть большое изображение
Книга Андрея Баталова «Собор Покрова на рву: история и иконография архитектуры». Фотография © Максим Деревянкин
Книга Андрея Баталова «Собор Покрова на рву: история и иконография архитектуры». Фотография © Максим Деревянкиноткрыть большое изображение
Книга Андрея Баталова «Собор Покрова на рву: история и иконография архитектуры». Фотография © Максим Деревянкин
Книга Андрея Баталова «Собор Покрова на рву: история и иконография архитектуры». Фотография © Максим Деревянкиноткрыть большое изображение

В 1988 я в соавторстве с Татьяной Вятчаниной написал статью о роли и значении иерусалимского образца в русской архитектуре. Тогда мне всё казалось предельно ясным. В данной книге мне пришлось пересмотреть свои собственные концепции. Я отошел от первоначальной версии о том, что храм Василия Блаженного является неким символическим образом Иерусалимского храма. Я должен был ответить на самый главный вопрос: в чем состоит тайна собора? Сейчас, мне кажется, что я смог найти ответ. Я доказал самому себе, что это произведение находится в русле европейского ренессанса. В русле той тенденции в итальянском ренессансе – la maniera tedesca, – которая связана с готикой. Готика никогда не была враждебна ренессансу. Просто её всегда так воспринимали, исходя из гневных фраз Джорджо Вазари.
Книга Андрея Баталова «Собор Покрова на рву: история и иконография архитектуры». Фотография © Максим Деревянкин
Книга Андрея Баталова «Собор Покрова на рву: история и иконография архитектуры». Фотография © Максим Деревянкиноткрыть большое изображение
Книга Андрея Баталова «Собор Покрова на рву: история и иконография архитектуры». Фотография © Максим Деревянкин
Книга Андрея Баталова «Собор Покрова на рву: история и иконография архитектуры». Фотография © Максим Деревянкиноткрыть большое изображение

Предчувствую отрицательную реакцию части моих читателей, поскольку в книге я пересматриваю и отрицаю большинство мифов. Но истина дороже. Книга опровергает эволюционную теорию, преодолевает миф об изоляции русского искусства после бегства в 1538 года последнего «большого» итальянского архитектора. На протяжении многих лет я занимался изучением всех контактов московского царства с западной Европой. Документы свидетельствуют о том, что начиная с 1548 в Москву направляется поток специалистов самых разных профессий – от делателей пороха до изготовителей изразцов (изразцы присутствуют и в Покровском соборе, и в обновленном после пожара 1547 года Великокняжеском дворце). Появляются также и военные инженеры из Европы, которые были, как известно, и архитекторами. Достоверно известно, что при дворе Ивана Грозного работали английские архитекторы. Весь этот многонациональный мир кипел и творил в 1550–1560 гг.
Книга Андрея Баталова «Собор Покрова на рву: история и иконография архитектуры». Фотография © Максим Деревянкин
Книга Андрея Баталова «Собор Покрова на рву: история и иконография архитектуры». Фотография © Максим Деревянкиноткрыть большое изображение
Книга Андрея Баталова «Собор Покрова на рву: история и иконография архитектуры». Фотография © Максим Деревянкин
Книга Андрея Баталова «Собор Покрова на рву: история и иконография архитектуры». Фотография © Максим Деревянкиноткрыть большое изображение
Книга Андрея Баталова «Собор Покрова на рву: история и иконография архитектуры». Фотография © Максим Деревянкин
Книга Андрея Баталова «Собор Покрова на рву: история и иконография архитектуры». Фотография © Максим Деревянкиноткрыть большое изображение

Ещё раз повторю, что понять собор можно только исходя из особенностей ренессансной традиции. Его нельзя изучать как средневековое произведение. Собор следует рассматривать только сквозь призму комбинаторного мышления итальянского архитектора, способного перефразировать самые разные традиции – романские и готические. Способного всё это соединить и создать архитектуру, никогда до этого не существовавшую. Собор Покрова на рву – это архитектурный трактат эпохи ренессанса. И в этом главный смысл всей книги. Но в то же время собор – это ключевой памятник всего русского искусства.

В этом году мы празднуем 455-летие со дня его основания. И я счастлив, что успел завершить работу над книгой к этой дате».
 
беседовала: Алла Павликова

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Сергей Труханов
  • Сергей Чобан
  • Екатерина Кузнецова
  • Анатолий Столярчук
  • Полина Воеводина
  • Андрей Асадов
  • Сергей  Орешкин
  • Наталья Сидорова
  • Никита Бирюков
  • Владимир Биндеман
  • Юлий Борисов
  • Владимир Ковалёв
  • Алексей Иванов
  • Левон Айрапетов
  • Сергей Эстрин
  • Олег Карлсон
  • Антон Надточий
  • Сергей  Цыцин
  • Антон Лукомский
  • Дмитрий Ликин
  • Валерий Лукомский
  • Александр Скокан
  • Роман Леонидов
  • Евгений Герасимов
  • Сергей Переслегин
  • Александр Попов
  • Никита Явейн
  • Наталия Шилова
  • Алексей Горяинов
  • Илья Уткин
  • Зураб Басария
  • Карен  Сапричян
  • Вера Бутко
  • Олег Мединский
  • Екатерина Грень
  • Николай Переслегин
  • Даниил Лоренц
  • Тотан Кузембаев
  • Михаил Крымов
  • Александр Бровкин
  • Константин Ходнев
  • Илья Машков
  • Олег Шапиро
  • Алексей Гинзбург
  • Георгий Трофимов
  • Александра Кузьмина
  • Всеволод Медведев
  • Юлия Тряскина
  • Владимир Плоткин
  • Юрий Виссарионов
  • Андрей Гнездилов
  • Андрей Романов
  • Павел Андреев
  • Игорь Шварцман
  • Валерия Преображенская
  • Михаил Канунников
  • Николай Миловидов
  • Сергей Кузнецов
  • Александр Асадов
  • Дмитрий Васильев
  • Арсений Леонович
  • Никита Токарев
  • Сергей Скуратов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Малая сцена «Электротеатра Станиславский»
  • Реновация парка «Пехорка» в Балашихе
  • Церковь Воскресения Христова на Остоженке
  • Парк «Чёрное озеро»
  • Благоустройство ЖК «Фили Град»
  • Образовательный комплекс в составе ЖК «Символ»
  • Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
  • Комплекс спортивных сооружений для футбольной детско-юношеской Академии ФК «Зенит»
  • Конкурсный проект жилого квартала в Уфе

Технологии:

17.05.2017

Эстетическое превосходство

Потолочные, стеновые и фасадные системы «АСП-Технолоджи»: все разнообразие ассортимента на примерах самых ярких проектов, реализованных в последние годы в России.
Компания «АСП-Технолоджи»
16.05.2017

Вода и камень: новая коллекция Italon Climb на выставке Батимат 2017

Сочетание воды и камня коллекции Italon Climb создает самодостаточное пространство, где царит единение с природой, атмосфера медитации, умиротворения, отсеченные от суетного внешнего мира, и эстетика, сплавленная с функциональностью.
ЗАО «Керамогранитный Завод»
другие статьи