15.09.2016
беседовала: Юлия Тарабарина

Оскар Мамлеев: «Студент должен сам выбирать траектории обучения»

Интервью куратора о проекте «Метафора. Новые смыслы», который будет показан на «Зодчестве».

информация:

Оскар Мамлеев
Оскар Мамлеев

Архи.ру:
– Одна из основных частей вашего проекта – выставка лауреатов премии ARCHIPRIX. Какие архитектурные школы участвуют в экспозиции?

Оскар Мамлеев:
– В контексте заявленной кураторами темы фестиваля мы хотели показать новые, нестандартные взгляды на формирование среды. Помимо работ из Великобритании, Новой Зеландии, Испании, Голландии, Китая представлены дипломы МАРХИ мастерских Юрия Григоряна и кафедры Дизайна среды.

– Какие мастер-классы планируются?

– На нашей площадке мы планируем проведение серии лекций, семинаров и мастер-классов с участием архитекторов из бюро «Космос», «Четвертое измерение», «Проект Меганом», школы «Эволюция», выпускников школы МАРШ.

– В вашем манифесте Вы сначала говорите об освобождении от стереотипов, а потом о поиске идеалов. Разве найденные идеалы не становятся потом новыми стереотипами?

– Слово «стереотип» означает сложившееся мнение, устоявшееся отношение к происходящим событиям. Жизнь показывает, что любая остановка и любование достигнутым приводит к переходу в арьергард. Задача концептуальных проектов в освоении не только новых форм решения, но и в новых видах восприятия. Городская среда с ресурсом для разностороннего развития и полноценного проживания – есть главная ценность.
Оборонительная архитектура. Николас Адам Сщепаняк, университет Вестминстера, руководители Сюзанна Иса, Саша Леон, Маркус Шейферман. Победитель Архипри
Оборонительная архитектура. Николас Адам Сщепаняк, университет Вестминстера, руководители Сюзанна Иса, Саша Леон, Маркус Шейферман. Победитель Архиприоткрыть большое изображение
Archipelago Lab. Атлас столичных островов для Мадрида. Педро Питарт Алонсо, Политехнический университет Мадрида, руководитель Федерико Сориано Пелас. Победитель Архипри
Archipelago Lab. Атлас столичных островов для Мадрида. Педро Питарт Алонсо, Политехнический университет Мадрида, руководитель Федерико Сориано Пелас. Победитель Архиприоткрыть большое изображение
Библиотека для слепых в Риме. Филиппо Мария Дориа. Делфтский университет технологий, руководители Генриетта Бир, Пьер Женнан,. Оскар Роменс, Марк Шондербик. Победитель Архипри
Библиотека для слепых в Риме. Филиппо Мария Дориа. Делфтский университет технологий, руководители Генриетта Бир, Пьер Женнан,. Оскар Роменс, Марк Шондербик. Победитель Архиприоткрыть большое изображение
Архитектура искусственного, зрелищного и воинственного. Размышление от отношениях Окленда с его гаванью. Франсис Купер, университет Окленда, руководитель Джереми Тредвел. Победитель Архипри
Архитектура искусственного, зрелищного и воинственного. Размышление от отношениях Окленда с его гаванью. Франсис Купер, университет Окленда, руководитель Джереми Тредвел. Победитель Архиприоткрыть большое изображение
Судоразделочный завод в Сильвертауне. Джонатан Скофилд, университет Вестминстера, руководители Уильям Файербрейс и Габи Шоукрос. Победитель Архипри
Судоразделочный завод в Сильвертауне. Джонатан Скофилд, университет Вестминстера, руководители Уильям Файербрейс и Габи Шоукрос. Победитель Архиприоткрыть большое изображение

– Там же в манифесте есть слова про то, что педагог должен «заставлять студента думать». Сложно с этим не согласиться, пожалуй только это и нужно самостоятельной личности. Но как Вы это делаете? Что нужно, помимо неопределимого словами учительского таланта, чтобы «научить учиться», развить, а не убить интерес? Какой подход к архитектурному образованию Вы считаете оптимальным и что в нем главное? Как раскрепостить студента творчески? В чем заключается мастерство педагога?

О. На самый длинный вопрос я дам самый короткий ответ, процитировав себя в интервью голландскому журналу HUNCH (издание Института Берлаге): «любовь и профессионализм».

– В чем, на ваш взгляд, заключаются ошибки современного архитектурного образования? Ну и главное: где лучше учиться на архитектора, в России, или за рубежом?

– В выборе образовательной модели отечественные архитектурные школы с трудом идут на новые методики. Экстремальный консерватизм становится наиболее характерной особенностью обучения, ориентированного на воспроизводство исторических стилей без попыток обновить набор объемно-пространственных и технологических решений.

Второе – недостаток квалифицированных педагогических кадров, регулярно и системно обновляющих свой информационный запас. Необходимо привлекать практиков, тяготеющих к преподаванию, участвовать в обсуждении проектов мастеров современной архитектуры.
Тюрьма. Юлия Уресметова, МАРХИ, студия Елены Стегновой
Тюрьма. Юлия Уресметова, МАРХИ, студия Елены Стегновойоткрыть большое изображение
Тюрьма. Юлия Уресметова, МАРХИ, студия Елены Стегновой
Тюрьма. Юлия Уресметова, МАРХИ, студия Елены Стегновойоткрыть большое изображение
Коэметериум. Кладбище как общественное пространство. Дарья Макаренко, МАРХИ, студия Елены Стегновой
Коэметериум. Кладбище как общественное пространство. Дарья Макаренко, МАРХИ, студия Елены Стегновойоткрыть большое изображение
Поклонная гора. Осмысление котлована, оставшегося от океанариума. Екатерина Нуждина, МАРХИ, студия Юрия Григоряна
Поклонная гора. Осмысление котлована, оставшегося от океанариума. Екатерина Нуждина, МАРХИ, студия Юрия Григорянаоткрыть большое изображение
Поклонная гора. Осмысление котлована, оставшегося от океанариума. Екатерина Нуждина, МАРХИ, студия Юрия Григоряна
Поклонная гора. Осмысление котлована, оставшегося от океанариума. Екатерина Нуждина, МАРХИ, студия Юрия Григорянаоткрыть большое изображение

Третье – сложившийся стереотип архитектурного образования фактически девальвировал роль студента, превратив его лишь в «обучаемый объект». Привыкнуть к тому, что студенту принадлежит ведущая роль в образовательном процессе архитектурного вуза довольно трудно с позиций десятилетиями укоренившегося представления о нём как о просто слушателе.

Как и в любом процессе, необходима конкуренция. В стране появляются новые образовательные институции. У МАРХИ есть безусловный потенциал в укреплении позиций не только на отечественном, но и на международном уровне.

Преимущества зарубежных вузов в разнообразии ярко выраженных и чётко сформулированных методик. Студент, реально мотивированный на получение знаний, должен сам выбирать свои «траектории» обучения, близкие по духу учебные заведения с позиции определения своего места в профессии.
беседовала: Юлия Тарабарина

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

статьи на эту тему:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Александр Скокан
  • Карен  Сапричян
  • Всеволод Медведев
  • Полина Воеводина
  • Юлий Борисов
  • Сергей Эстрин
  • Никита Явейн
  • Олег Мединский
  • Вера Бутко
  • Александр Бровкин
  • Сергей Чобан
  • Евгений Герасимов
  • Илья Машков
  • Илья Уткин
  • Андрей Романов
  • Олег Шапиро
  • Сергей  Цыцин
  • Валерия Преображенская
  • Павел Андреев
  • Константин Ходнев
  • Андрей Асадов
  • Михаил Канунников
  • Олег Карлсон
  • Антон Надточий
  • Владимир Биндеман
  • Алексей Иванов
  • Никита Токарев
  • Екатерина Кузнецова
  • Сергей Кузнецов
  • Андрей Гнездилов
  • Александр Попов
  • Наталья Сидорова
  • Зураб Басария
  • Сергей Труханов
  • Роман Леонидов
  • Александра Кузьмина
  • Сергей Скуратов
  • Дмитрий Ликин
  • Левон Айрапетов
  • Тотан Кузембаев
  • Антон Лукомский
  • Михаил Крымов
  • Никита Бирюков
  • Даниил Лоренц
  • Сергей Переслегин
  • Юрий Виссарионов
  • Алексей Гинзбург
  • Юлия Тряскина
  • Валерий Лукомский
  • Анатолий Столярчук
  • Арсений Леонович
  • Наталия Шилова
  • Николай Переслегин
  • Дмитрий Васильев
  • Александр Асадов
  • Алексей Горяинов
  • Георгий Трофимов
  • Владимир Плоткин
  • Игорь Шварцман
  • Николай Миловидов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Жилой комплекс V-House
  • Спортивно-оздоровительный комплекс в Химках
  • Жилой дом на Ивановской ул., 16
  • Жилой комплекс «Полуостров ЗИЛ» (лот №1 и лот №2)
  • Частный жилой дом «Julia House»
  • Магазин Bauhaus Берлин-Халензе
  • ЖК «ЛофтКвартал»
  • Серия частных жилых домов «Русский стиль»
  • Завод по производству минеральной воды San Pellegrino

Технологии:

22.03.2017

Опоры Buzon для купола Михайловской дачи

Для возведения купола нового конференц-зала в Михайловке были использованы регулируемые опоры Buzon, позволившие в точности реализовать сложный архитектурный замысел.
BUZON
07.03.2017

В MIT изобрели солнечные панели-«хамелеоны»

Компания Sistine, основанная в школе управления Слоуна при Массачусетском технологическом институте (MIT), разработала солнечные панели, которые могут имитировать любую поверхность.
03.03.2017

LafargeHolcim Awards 2017: улучшаем жизнь местных сообществ

Конкурс с призовым фондом $2 000 000 проводится в сотрудничестве с ведущими техническими университетами мира: Швейцарским технологическим университетом, Высшей архитектурной школой Касабланки, Массачусетским институтом технологий и другими.
LafargeHolcim
другие статьи