English version

Таганские ворота

Многофункциональный комплекс, проектированием которого Алексей Гинзбург занимается больше семи лет, должен занять участок на внешней части Садового кольца перед въездом в туннель, vis-à-vis здания Театра на Таганке.

mainImg
Алексей Гинзбург уже немного рассказывал об этом проекте в своём интервью Архи.ру – соседство с театром, знаменитым образцом московского брутализма, он считает особенно важным. «Я привозил на машине образцы кирпичей, ставил их рядом со стеной театра, и проверял, чтобы они попали в тон, но не слишком точно», – рассказывает архитектор. Впрочем контекст Таганской площади разнообразен и театр – не единственный его элемент, хотя один из главных.

Сложная форма участка в целом тяготеет к прямоугольному треугольнику, чья гипотенуза вытянута вдоль красной линии Земляного вала. Прямой угол – в глубине. Это удобная для магазина форма, поскольку протяженность витрин по главному фасаду оказывается довольно-таки большой по отношению к общей площади. Треугольник же обеспечивает необходимое «подбрюшье» собственно торговых площадей: внутри пять этажей магазинов, супермаркет, фудкорт и кинотеатр, сгруппированные вокруг предсказуемо треугольного атриума. Его небольшое пространство, что хорошо заметно на разрезе, архитектор наклонил подобно Пизанской башне: этаж за этажом оно сдвигается ступенчато вверх от центра в сторону Садового кольца – к плоскому, слегка покатому фонарю, чьё стекло наклонено к югу. Таким образом застеклённый внутренний дворик, почти обязательная часть современного магазина, ловит максимум солнечных лучей из возможных. Под землёй два яруса парковки.
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Проект, 2014 © Гинзбург Архитектс
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Ситуационный план. Проект, 2014 © Гинзбург Архитектс
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. План 1 этажа © Гинзбург Архитектс
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. План 2 этажа © Гинзбург Архитектс
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Разрез © Гинзбург Архитектс
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Анализ участка. Проект, 2014 © Гинзбург Архитектс

Сейчас участок пустует, только в углу засеянного травой холма расположилась небольшая наземная автостоянка. Но раньше он был занят Таганскими торговыми рядами, чьё здание историки пытались даже приписывать Осипу Бове. Трапециевидный контур рядов почти полностью совпадал с пустующим сейчас треугольником, хотя и вокруг, за границами рядов, лавок было множество. Торговые ряды снесли в 1960-е; тогда же на Садовом кольце под площадью проложили туннель, а саму площадь превратили в одну из самых просторных и проблемных развязок из числа «хайвеев по-московски». Место осталось пустым пятном, особенно заметным по контрасту с крупным объёмом театра на Таганке, который появился в 1980-е. Новый МФК должен расположиться прямо на месте торговых рядов и прямо наследует им, не только в том смысле, что он возрождает на этом месте торговую функцию, но и, скажем так, архитектурно-генетически: расстояние между простенками на главном фасаде нового здания буквально прорисовано с Таганских рядов. Новое здание прорастает из ритмического зерна предыдущего, превышая его по высоте, что, впрочем, нередко случается с детьми, вырастающими выше родителей.
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Поиск ритма. Проект, 2014 © Гинзбург Архитектс

Надо сказать, что даже советская власть позднего разлива признавала за Таганской площадью не только театральную, но и торговую роль – панельные дома в округе снабжены обязательными и очень обширными «стекляшками» вдоль улиц. В рыночные девяностые тему развили разномастные магазинчики и ларьки ближе к выходам из метро – часть их недавно пала жертвой известной истории со «сносом самостроев». Торговля, никогда не умирая на Таганке, перемещалась из упорядоченных лавок в старомосковских рядах с их арками и внутренними дворами – к советским зарегулированным стекляшкам – к грубоватому обаянию хаотично растущих «грибов» девяностых. Теперь, похоже, настало время торгового центра. Жалеть или не жалеть маленькие магазины – личный выбор каждого (я жалею), но достаточно очевидно, что рано или поздно их немудрящие строения в центре города должны уступить место чему-то иному. Впрочем напомним, что работа над проектом со сносами никак не связана, она началась ещё при прежнем мэре.

Торговые центры тоже, впрочем, бывают разные, есть в них и неизбежное зло укрупнения, и сила сетевой логистики, и обаяние комфортного консьюмеризма – всего понемногу. Но подчеркну, что Алексей Гинзбург сумел при согласовании настоять на столичном формате магазина, с витринами и уличным променадом. Магазина, подобного европейским пассажам и большим магазинам, всем этим парижским Le Bon Marché, и родственного в этом смысле московскому ГУМу, который, к слову, тоже заменил собой послепожарные торговые ряды Бове на Красной площади. МФК Алексея Гинзбурга – гибрид атриумного здания с пассажем и городской улицей, помнящий к тому же о старых торговых рядах. Появится ли здесь, на бровке Садового кольца, магазинный променад? А почему бы нет. От метро два шага, половина автомобильного трафика убрана ниже, на уровень туннеля и здесь, на горке, ощущается не слишком сильно.
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Вход с Таганской площади. Проект, 2014 © Гинзбург Архитектс

Третья важная часть контекста после театра и торговых рядов – домики XIX века, которые тянутся по той же стороне Земляного вала почти непрерывно в сторону Яузы. Для того, чтобы не «задавить» их массивным объемом, главный фасад МФК разделён на три ризалита. Между ними – стеклянные перемычки входов, треугольно утопленные внутрь, что хорошо видно на плане. Они почти зеркально отвечают зданию театра, где напротив есть два кирпичных треугольных выступа похожего размера. На плане хорошо видно: два здания – кусочки одной мозаики, а выступы-впадины это ключ для их соединения. Вот только они разделены, разрезаны Садовым кольцом, и главный фасад нового здания получился пористым, решетчатым – как срез. А тыльные стены, обращенные к соседним улицам – цельные, здесь окон становится меньше, простенков больше. Здесь расположены подъезды для загрузки магазинов, и относительная простота, замкнутость фасадов обусловлена прагматически. И в то же время внешность «заднего двора» даже сильнее перекликается с ритмом и пластикой здания театра, как будто МФК и впрямь – отколовшийся фрагмент его кирпичной скалы, вторая половинка Геркулесовых столбов. Конечно же, в паре с театром новое здание образует пропилеи въезда на площадь – в этом его градостроительный смысл: оно станет вторым, недостающим пилоном нового варианта Таганских ворот. К слову, старые, построенные в XVII веке деревянные ворота Земляного города находились на нынешней территории МФК, так что наследование происходит с полным правом, хотя современный вариант пропилей изменил масштаб и местоположение – так ведь и трасса Садового кольца проходит здесь не по линии вала, а западнее.
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Генеральный план. Проект, 2014 © Гинзбург Архитектс

Пропилеи, конечно же, будут работать как при въезде на площадь, так и при выезде с неё. Сейчас, особенно когда поворачиваешь с Серпуховской улицы на кольцо в сторону Курского вокзала, площадь кажется избыточно широкой и неоформленной, а новое здание станет ещё одним пограничным акцентом. Перекликающимся, посмею сказать, помимо театра ещё и с церковью Николы на Болвановке: раньше площадь оформляли два заметных объема, теперь будет три.

Впрочем, будучи масштабной парой здания театра, МФК вовсе не становится его полным отражением. Скорее он играет с шедевром контекстуального брутализма в похожий-непохожий. Особенно заметен контраст цельного, и в то же время топорщащегося кирпичными ширмами здания театра – и ребристо-проницаемой легкой решетки главного фасада МФК. Фасад-экран, фасад-витрина выставлен вдоль Садового подобно щиту, опирающемуся на треугольное основание здания. Его плоскость даже немного удлинена, растянута между двумя торцами – северным и южным углами треугольника, которые берут на себя роль важных акцентов, обращенных к зрителям, к трассе кольца. На торцах будут установлены медиа-экраны, они примут на себя роль вывесок и рекламных щитов. Но помимо светящихся дополнений сама форма торцов – сложная, остро-огранённая, с легким поворотом их кубистической «головы» к трассе – способна привлечь внимание. Нос северного торца остро зависает в пространстве, противореча инерции склона с подчеркнутой непринужденностью. Под ним – лёгкая бетонная лестница ведёт через подсвеченное по вечерам высокое стекло прямо на второй этаж. Ниже лестницы уместился въезд-выезд из подземной парковки: плюсы склона использованы и функционально, и пластически.
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Проект, 2014 © Гинзбург Архитектс

Перепад высот на участке – восемь метров, что не много и не мало, в портфолио Алексея Гинзбурга есть здания и на более крутых склонах, более того, архитектор даже любит работать с рельефом, считая его не обременением, а интересной задачей. Вот и здесь – здание не сползает по склону, а поднимается под строго горизонтальный карниз. Практически это означает, что к северному краю постепенно прирастает два дополнительных этажа. Со стороны площади объем четырёхэтажный, хотя если учесть деликатно вырезанную сверху контекстуальную ступеньку – то этажей даже три, а со стороны Яузы, с севера – их шесть, что даёт совершенно иной масштаб, летящий. Рисунок фасадов также эволюционирует: южный ризалит раскроен дробно, поэтажно, вторя масштабу исторического города, центральный – он прямо напротив театра – получает самый крупный ритм, здесь этажи объединены и по два, и даже по три по высоте. Северный, самый высокий, получает вторую горизонтальную перемычку. Впрочем разноречивый ритм объединен общей фактурой и логикой построения.
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Проект, 2014 © Гинзбург Архитектс
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Вид с ул. Земляной Вал. Проект, 2014 © Гинзбург Архитектс
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Проект, 2014 © Гинзбург Архитектс
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Проект, 2014 © Гинзбург Архитектс
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Проект, 2014 © Гинзбург Архите14
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Вид с Таганской площади. Проект, 2014 © Гинзбург Архитектс
zooming
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Проект, 2014 © Гинзбург Архитектс

Работа над проектом длилась долго, авторы рассмотрели множество вариантов облицовки. Несколько белокаменных, с тонкими перемычками из юрского мрамора и крупной стеклянной вставкой-«головой». И несколько кирпичных, в том числе – с широкими крупными рамками порталов. В данном случае итоговой стала действительно удачная, выстраданная и современная, не чуждая свежих веяний, версия. Фактура кирпича, пёстрого от серого до чёрного через «красный театра», балансирует на грани между детализацией и минимализмом. Главный декоративный элемент – ступенчатые откосы, их ряды аккуратно выступают один за другим по полширины тычка, тоже намекая на разрыв поверхности, «отколовшейся» от театра. Простой сам по себе приём, кроме того, рассчитан на светотень: фасад смотрит на запад и косое солнце должно неплохо подчеркнуть рельеф. Кирпичные ступеньки также будут видны большей части пешеходов, поскольку основной поток людей идёт от метро вниз – слева откосы чаще есть, справа нет, и обрамления высоких окон, объединяющих по два-три этажа, получаются асимметричными, а перемычки – треугольными. Для облицовки планируется использовать голландский клинкер.

Сказать, что задача, поставленная в этом проекте, была сложной и ответственной – значит ничего не сказать. Заметное место, напротив – шедевр, изучением архитектуры которого Алексей Гинзбург, по его собственному признанию, занимался ещё в студенческом возрасте, любимый, достойный преклонения памятник модернизма. И не только его, а и в целом – ключевое место московской истории 1970-х, всё же «Таганка», здесь Высоцкого хоронили. Городское пространство в этом месте так перенасыщено смысловыми «слоями», что и пустоты поневоле начинают говорить; и в то же время построить здесь что-то бесхребетное в режиме регенерации было бы ужасно. В данном случае, как кажется, и баланс удалось найти, и избежать робости, остановившись на точном, в чём-то даже звенящем решении – щите-зеркале, достойной паре знаменитого театра, по-своему интерпретирующей своё время. Наше торговое, помешанное на комфорте горожан, но кое-что о себе ещё не забывшее, время.
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Фрагмент фасада. Проект, 2014 © Гинзбург Архитектс
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Варианты фасадов. Проект, 2014 © Гинзбург Архитектс
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Фасады и развертки. Проект, 2014 © Гинзбург Архитектс
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Развертки. Проект, 2014 © Гинзбург Архитектс
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Вид с Таганской площади. Проект, 2014 © Гинзбург Архитектс
zooming
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Фасад © Гинзбург Архитектс
zooming
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Фасад © Гинзбург Архитектс
zooming
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Проект, 2014 © Гинзбург Архитектс
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Проект, 2014 © Гинзбург Архитектс
zooming
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Фасад © Гинзбург Архитектс
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Ситуационный плна. Проект, 2014 © Гинзбург Архитектс
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Генеральный план. Проект, 2014 © Гинзбург Архитектс
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. План -1 этажа © Гинзбург Архитектс
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. План -2 этажа © Гинзбург Архитектс
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. План -3 этажа © Гинзбург Архитектс
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. План 3 этажа © Гинзбург Архитектс
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. План 4 этажа © Гинзбург Архитектс
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. План цоколя © Гинзбург Архитектс
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. План кровли © Гинзбург Архитектс
zooming
Многофункциональный комплекс на ул. Земляной Вал. Разрез © Гинзбург Архитектс

15 Августа 2016

Гинзбург Архитектс: другие проекты
Белый тюльпан
В данный момент актуальны два проекта Большой соборной мечети в Казани, в феврале перенесенной на участок в Адмиралтейской слободе. Один, от АБ «ЦЛП», недавно был показан на Арх Москве, – а мы сейчас публикуем другой проект, предложенный в тот же период для того же участка. Его автор – Алексей Гинзбург, победитель конкурса 2022 года, но проект – совершенно другой. Теперь это скульптурной купол-цветок: белый тюльпан.
Terra incognita
Гостиничный комплекс на 800 номеров, спроектированный Гинзбург Архитектс, предлагает Анапе фрагмент упорядоченной городской среды, сохраняющей курортный дух. Авторы уходят от традиционных белых фасадов, обращаясь к античному периоду истории места и даже архаике, находя вдохновение в цвете красной глины и простых, но легких формах.
Сбалансированное решение
Жилой комплекс Balance на Рязанском проспекте – один из масштабных, сравнительно экономных московских комплексов. Его первая очередь уже построена и благоустроена, работа с другими в процессе. Тем не менее он наделен целостной внутренней логикой, которая основана на равновесии функций, высотности, даже образного и объемно-пространственного построения. Предложенные решения узнаваемы и лаконичны, так что каждое из них авторы свели к графическому «логотипу». Чтобы увидеть все – надо долистать до конца.
Кристалл квартала
Типология и пластика крупных жилых комплексов не стоит на месте, и в створе общеизвестных решений можно найти свои нюансы. Комплекс Sky Garden объединяет две известные темы, «набирая» гигантский квартал из тонких и высоких башен, выстроенных по периметру крупного двора, в котором «растворен» перекресток двух пешеходных бульваров.
Белая роща
Проект «Гинзбург Архитектс» занял первое место в международном конкурсе на эскизный проект соборной мечети в Казани, посвященной 1100-летию принятия ислама в Волжской Булгарии. Предложенная архитекторами концепция «белого сада» в современных формах интерпретирует правила и понятия ислама и апеллирует к историческим цифрам. Рассматриваем проект в деталях.
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
«Архитектурная археология» Наркомфина: итог
Одно из важных событий 2020 года – завершение самой ожидаемой реставрации памятника советского авангарда – ансамбля Наркомфина, прародителя типологии социального жилья. Дом сохранил жилую функцию как основную, равно как и ряд свидетельств его прошлого и музеефицированных реставрационных расчисток.
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Галерейный подход
Рассказываем о концепции Центральной районной больницы вместимостью 240 мест «Гинзбург архитектс», которая заняла 1 место на конкурсе Союза архитекторов и Минздрава.
Допожарный классицизм
По проекту «Гинзбург Архитектс» отреставрирован особняк бригадира А.П. Сытина – редкий памятник московской деревянной архитектуры начала XIX века.
Шарнир Наркомфина
В комплексе Наркомфина завершилась реставрация корпуса прачечной – важнейшего элемента в системе самого знаменитого памятника советского авангарда
Нагатино: четыре истории
Проект застройки западной части Нагатинского полуострова бюро «Гинзбург Архитектс» начинало разрабатывать четыре раза, послойно накладывая на территорию одну концепцию за другой и формируя уникальный городской кейс. Рассматриваем все четыре, начиная с сотрудничества с Уильямом Олсопом.
Внедрение в контекст
Проектируя дом на Серпуховском валу, удивительно небольшого для современной Москвы масштаба, Алексей Гинзбург умело вписался в периметр Хавско-Шаболовского жилмассива, но подчеркнул отличие от советских построек волнообразным срезом кровли.
Частица городского калейдоскопа
Так можно определить здание отеля на Дубининской улице. Его архитектура совершенно не претенциозна и даже бравирует своей незаметностью, но при ближайшем рассмотрении обнаруживаются интересные детали.
Фракталы и кварталы
Два проекта курортных ансамблей в Геленджике Алексея Гинзбурга демонстрируют структуралистское чувство формы. А планировка апартаментов наследует жилым ячейкам Моисея Гинзбурга, автора дома Наркомфина.
15 фактов о доме Наркомфина
Реставрация дома Наркомфина идет полным ходом, в мае начались продажи квартир. А много ли известно о знаменитом памятнике архитектуры конструктивизма? Мы поговорили в Алексеем Гинзбургом, посчитали заблуждения и постарались их развеять, заодно вникнув в некоторые детали реставрации и исследования дома.
Архитектор строгих правил
В издательстве «Близнецы» вышла книга архитектора, театрального художника и издателя Татьяны Бархиной «Архитектор Григорий Бархин» к 140-летию мастера. Книга издана при поддержке «Гинзбург Архитектс». Публикуем рецензию и отрывок из воспоминаний Татьяны Бархиной.
Архитектурная терапия
Публикуем конкурсный проект реновации кварталов 32,33,34,35 на проспекте Вернадского консорциума ОАО «Моспроект» и ООО «Гинзбург Архитектс».
Два дома: возвращение
Оставаясь в рамках выполнения заказа, но тщательно работая с деталями, Алексею Гинзбургу удалось вернуть прежний облик усадьбе Долгоруковых-Бобринских на Малой Дмитровке и дому Сытина на Тверской. Рассказываем, что и как сделано.
Похожие статьи
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.