Надежда Снигирева: «Архитектор может и должен выступать в роли активиста»

О принципах и плодах партисипации, или «соучаствующего проектирования» – разговор с партнёром «Проектной группы 8» из Вологды Надеждой Снигиревой.

mainImg
Надежда Снигирева и Дмитрий Смирнов, одни из основателей вологодской «Проектной группы 8», во вторник в школе МАРШ прочитали лекцию, совмещенную с презентацией книги Генри Саноффа «Соучаствующее проектирование. Практики общественного участия в формировании среды больших и малых городов», издание которой архитекторы инициировали и подготовили сами. Обозначенным в книге принципам Надежда и Дмитрий давно следуют сами, несмотря на то, что в России архитектура традиционно насаждалась сверху. В довольно авторитарной архитектурной практике нашей страны не принято прислушиваться к мнению пользователей и уж тем более пытаться их вовлечь в процесс проектирования. «Проектная группа 8» вот уже несколько лет пытается противостоять сложившейся системе, активно привлекая жителей Вологды к участию в жизни родного города. О том, насколько это получается, мы попросили рассказать архитектора и специалиста по соучаствующему проектированию Надежду Снигиреву, которая уже излагала свои идеи в статье, опубликованной полгода назад на Архи.ру.
Надежда Снигирева © Проектная группа 8
© Проектная группа 8

Архи.ру:
– Какой смысл вы вкладываете в понятие «соучаствующее проектирование»?

Надежда Снигирева:
– Определение этому понятию давал еще Вячеслав Глазычев. Но мы внесли в него много своего. Отказавшись от таких труднопроизносимых и не вполне понятных обычным людям терминов, как партиципация или демократический дизайн, мы придумали емкое и простое название сложному процессу. Оно подразумевает участие не только горожан. Важно охватить самые разные дисциплины – дизайн, маркетинг, урбанистику, выстроить диалог с городской властью и бизнес-сообществом. Соучастное проектирование – это процесс с привлечением всех заинтересованных сторон. А результатом процесса в идеале должен быть проект, соответствующий ожиданиям жителей.

– Чем такой метод может быть полезен в российских условиях проектирования?

– Для нас всё началось с осознания того, что в процессе проектирования зачастую отсутствуют проектные коммуникации. Нет команды специалистов, нет понимания: для чего создается проект и кто им будет пользоваться. В итоге городская среда формируется по инициативе инвестора, но влияет в первую очередь на жизнь местного сообщества, часто не готового к переменам. В результате неизбежно возникает общественный резонанс, недовольство горожан, а иногда и запрет на строительство. Заказчик теряет средства, люди получают массу негативных эмоций. Наша цель – выстроить процесс иначе. Исследование и учет всех мнений должен предшествовать проектированию и являться его основанием.

– Как вам удается применять подобный подход на практике?

– На практике необходимо не только вовлечение. На начальном этапе нужна инициатива. Один из показательных примеров реализации такого подхода – остановка общественного транспорта «Драмтеатр» в Вологде. Это была инициатива снизу. Наше бюро приняло участие в молодежном форуме, где мы попытались привлечь внимание к проблемам общественного транспорта и дефицита остановок в городе, из-за чего пассажиры, ожидая автобус, вынуждены были мокнуть под дождем. Нам удалось занять первое место и в качестве приза получить поддержку реализации своего проекта. И всего за три месяца остановка была построена.



За это время мы провели анализ, собрали мнения представителей перевозчиков, департаментов администрации города, сотрудников театра, ревностно отстаивающих идею сохранения облика модернистского здания расположенного рядом театра, и, наконец, самих пассажиров. Спрашивали людей на улице, организовывали встречи и общественные мероприятия. Широкое обсуждение позволило выявить основные предпочтения горожан и на их основе сформулировать ключевые критерии разрабатываемой типологии городских остановок общественного транспорта. К примеру, большинство жителей вместо пластиковых и металлических павильонов, очень часто подвергающихся актам вандализма, хотели видеть деревянные. К дереву в Вологде особое отношение.

Построенная остановка в целости и сохранности стоит уже два года. К сожалению, с точки зрения качества реализации в виду сильно ограниченного бюджета получилось не всё. Но мы показали, что инициатива горожан имеет смысл, а архитектор тоже может и должен выступать в роли активиста.
Остановка «Драмтеатр» © Проектная группа 8
zooming
Исследование и опрос жителей перед строительством остановки «Драмтеатр» © Проектная группа 8

– В роли активистов архитекторы выступили как раз в проекте «Активация». Как вы оцениваете этот опыт?

– Проект преобразования общественных пространств в Вологде был реализован в 2012 году. Архитекторы тогда выступили не только активистами, они своими силами спроектировали и построили пять общественных зон. Интересно, что проект вырос из ничего, реализовывался на средства неравнодушных горожан и предпринимателей, но главное – он показал, что мы, архитекторы, можем повлиять на развитие города.
Проект «Активация» в Вологде © Проектная группа 8
zooming
Проект «Активация» в Вологде © Проектная группа 8
zooming
Проект «Активация» в Вологде © Проектная группа 8

– Расскажите о вашей инициативе благоустройства дворов в Вологде.

– Мы пробовали работать с дворовыми территориями, но ситуация сильно осложнялась отсутствием бюджета. Решения, предложенные жителям совершенно бесплатно, оказалось некому воплощать. А сами они браться за это не захотели. Несколько лучше получилось в Уфе. Заинтересованность горожан и городских властей нашим опытом соучастного проектирования помогла выработать нужный подход: мало сделать проект, необходимо объяснить, как его реализовать. Говоря словами одного из жителей, «не надо давать людям рыбу, лучше научить их рыбачить». Почему, например, жители повсеместно мастерят лебедей из старых покрышек? Не потому, что они очень им нравятся. А потому, что все знают, как это сделать. Исходя из этой логики, для одного конкретного двора в Уфе мы разработали пошаговую инструкцию и прописали очереди реализации. На момент разработки проекта сформировалась активная группа жителей, которая помогала вовлекать остальное население.
Программа благоустройства дворов в Уфе © Проектная группа 8

Вдохновлённые такими результатами мы запустили инициативу по комплексному благоустройству жилых территорий в Вологде. Будущим летом мы планируем выпустить инструкции для горожан, включающие модель двенадцати шагов, которые помогут жителям привести в порядок двор, оценить качество благоустройства, научиться управлять своей территорией. Этим летом мы планируем принять участие в городском образовательном проекте – «Школа ландшафтного дизайна», которая помогает людям получать базовые знания и навыки в области благоустройства. Также наша команда вместе с архитектурными бюро «Селигер» и «ПЛРК» участвует в работе над преобразованием двух дворов вместе с инициативными жителями в рамках программы «Арт-Двор» для фестиваля «Арт-Овраг» в Выксе, частичная реализация проектов по благоустройству планируется уже этим летом.
Программа благоустройства дворов в Выксе в рамках фестиваля «Арт-овраг» © Проектная группа 8

– Наверное, самый амбиционный проект с участием вашего бюро – «Новая школа», где вы пытаетесь создать очень гибкую программу для столь жестко ограниченного нормативами учреждения. Опять же, опираясь на мнения и пожелания горожан. Расскажите об этом.

– Строительство новой школы в Вологде – это настоящее событие, причем крайне ответственное. Программа «Новая школа» была разработана осенью 2014 года по инициативе городских властей, я работала над исследованием для данного проекта, которое в итоге легло в основу технического задания на проектирование.
Воркшопы и дизайн-игры в рамках исследования «Новая школа» © Проектная группа 8

Принцип работы в этом случае был схож с анализом, проведенным при проектировании остановки: встречи, семинары, интервью с учителями, учениками и их родителями, мозговые штурмы, исследования и дизайн-игры. Всего в проекте приняло участие более 400 человек, сформулировавших более 500 предложений. Мы работали со школьниками разного возраста. Предлагали детям ответить на простые вопросы, о том, что им нравится и не нравится в их школе, и какой она, по их мнению, должна быть. Забавнее всего свою точку зрения сформулировал ученик начальных классов: «Школа должна быть такой, чтобы её жалко было подрывать». Также дети работали в группах, оценивая территорию, фасады, интерьеры, рекреации и предлагая собственные идеи по улучшению пространства. Можно выделить три основных предложения. Ученики начальной школы свое внимание сконцентрировали на классной комнате. Среднее звено придумало школу-остров, где рекреация – это море, по которому можно путешествовать от одного класса-острова к другому. Старшеклассники же центральное место отвели рекреации, превратившейся в огромный атриум с зонами отдыха и кафе, при этом классы оказались на втором плане.
Воркшопы и дизайн-игры © Проектная группа 8

На основе полученных данных было выработано десять ключевых принципов, вошедших в ТЗ. Например, принцип пространственного разнообразия – когда все помещения отличаются друг от друга и демонстрируют достоинства того или иного предмета. Пока проект находится в стадии разработки, но мы надеемся, что наше исследование будет учтено.

– Вы упомянули опыт работы в Уфе. А в каких еще городах, кроме Вологды, вам доводилось внедрять свой соучастный подход к проектированию?

– Мы работали во многих городах. Участвовали в конкурсе в Казани. Проводили воркшоп для архитекторов в Екатеринбурге. Разрабатывали проект с вовлечением местных жителей по развитию села Борисово-Судское в Вологодской области. Участвовали в проведении форума для подростков в Каргополе. В Москве нам удалось принять участие в конкурсе на концепцию реконструкции кинотеатров «Восход» и «Варшава».
Воркшопы и дизайн-игры © Проектная группа 8
Воркшопы и дизайн-игры © Проектная группа 8

– Не так давно в Вологде были реконструированы набережные в центральной части города. Планируется реконструкция ещё нескольких участков вдоль реки с вырубкой деревьев и уничтожением существующего ландшафта. Совершенно очевидно, что не все горожане с воодушевлением восприняли этот проект. Не тот ли это случай, где инициатива снизу была бы крайне необходимой?

– В провинции почему-то считается, что бетонные набережные – это хорошо. Но нельзя взять питерскую набережную и перенести ее в Вологду. Из-за этого утрачивается всякая идентичность места. Я знаю, что люди с недоверием отнеслись к проекту. Как только стало известно о планах города, наша команда пыталась вмешаться. Мы проанализировали ситуацию и поняли, что, к сожалению, ничего изменить уже не сможем. Это федеральная программа. И, как мне объяснили, в разработанном проекте даже артикул плитки менять нельзя. Бывают случаи, когда любая инициатива оказывается бессильной. Но все-таки, если говорить о реализованном участке, следует попытаться собрать мнения горожан, и, к примеру, попробовать «оживить» набережную, сделав ее полностью пешеходной, дополнив ее городской мебелью, растениями, деревьями. Что касается следующих этапов реализации проекта, на мой взгляд, здесь просто необходимо наладить диалог с жителями и учесть уже совершенные ошибки. Очень надеемся, что это будет сделано и не в режиме формальных публичных слушаний. Со своей стороны мы готовы активно участвовать и помогать привлекать горожан к обсуждению и поиску решений.
 

09 Марта 2016

Похожие статьи
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.