Суровое жюри Archiprix на смотре в Железноводске

Проекты-призеры XXIV Международного смотра–конкурса выпускных квалификационных работ по архитектуре и дизайну, отмеченные дипломами Archiprix Russia.

mainImg
0 Ежегодный смотр-конкурс дипломных работ архитектурных ВУЗов России прошел в начале октября в Железноводске. Его провела Академия архитектуры и искусства Южного федерального университета под патронатом Межрегиональной общественной организации содействия архитектурному образованию (МООСАО) и Учебно-методическим объединением вузов РФ по образованию в области архитектуры (УМО).
Подведение итогов. Председатель жюри АRCHIPRIX Оскар Мамлеев., председатель МООСАО Сергей Бровченко, зав. кафедрой Нижегородского Университета Анна Гельфонд

В этом году в рамках смотра работало объединенное жюри Archiprix Russia и Фонда Якова Чернихова.
Работы выпускников на смотре-конкурсе оцениваются с точки зрения концептуальной составляющей, новаторства и графического мастерства.

В состав жюри вошли:
  • Оскар Мамлеев, профессор МАРХИ и МАРШ, директор Российского регионального отделения ARCHIPRIX
  • Андрей Чернихов, президент фонда им. Якова Чернихова
  • Алексей Муратов, партнер КБ «Стрелка»
  • Дмитрий Ликин, партнер бюро WOWHAUS
  • Татьяна Шулика, профессор, зам. зав. кафедрой МАРХИ
  • Виталий Саморогов, профессор, зав. кафедрой СамГАСУ
Оскар Мамлеев и член жюри зав. кафедрой Самарского Университета Виталий Самогоров

Дипломами Archiprix Russia были награждены 5 проектов. На смотр было представлено достаточно грамотных, профессиональных работ, но ни одна из них не соответствовала необходимому критерию креативности, открывающей новые горизонты архитектурного мышления. Поэтому премию фонда Якова Чернихова жюри решило не присуждать.

Ниже представлены проекты, награжденные дипломами Archiprix Russia.
 
***

Аномия как новый инструмент городского развития
Юлия Заречкина / Уфимский государственный нефтяной технический университет
Руководитель: проф. Баймуратов Р.Ф., доц. Баймуратова С.Х.


Развитие города и формирование городской среды неразрывной связаны с историческими процессами, политическими событиями, изменениями в обществе, научными открытиями. Для того, чтобы понять состояние современного города, необходимо рассмотреть динамику его развития, диагностировать период спада или подъема и понять, чем он вызван. А также понять, проходит ли город те же периоды кризиса и подъема, как и общество, чем характеризуются эти периоды, какие существуют способы преодоления состояния кризиса городской среды.

Переходный период – объективное состояние современного общества. Об этом говорится в ряде наук и концепций: состояние перехода от индустриального общества к постиндустриальному, от аналогового мира к цифровому, от одного технологического уклада к другому. В России данный период дополняется условиями перехода от социализма к капитализму, от плановой к рыночной экономике, от классового общества к гражданскому.

Период кризиса по аналогии с многими смежными науками был назван аномией. Аномия в социологии – отсутствие четкой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам. В более общем смысле, аномия характеризует состояние кризиса, хаоса, дезинтеграции и распада.

Переход от индустриального общества к постиндустриальному неизбежно сопровождается состоянием аномической дезинтеграции общества. В постсоветских странах этот процесс получил распространение в 90-е годы XX века и продолжается по сей день.

В процессе исследования применительно к градостроительной плоскости также был выявлен ряд кризисных периодов и круг общемировых проблем, характерных для современных городов. Были выделены три основные группы проявлений аномии в городе: социо-культурные (изменения на уровне самоощущения человека и восприятия им города), экономическо-управленческие (политика градостроительного планирования) и пространственные (отражение в пространстве города).

Исходя из этих проявлений был выделен определенный инструментарий, который так или иначе направлен на эти кризисные явления. На каждый блок проблем был подобран ряд кейсов по их преодолению.
Тренды городского развития, теории прогнозирования. Проект «Аномия как новый инструмент городского развития». Автор: Юлия Заречкина
Мировое циклическое развитие. Переломные моменты. Проект «Аномия как новый инструмент городского развития». Автор: Юлия Заречкина
Состояние аномии города и методы ее преодоления. Проект «Аномия как новый инструмент городского развития». Автор: Юлия Заречкина
Модель действия совокупного метода аномии. Проект «Аномия как новый инструмент городского развития». Автор: Юлия Заречкина
Применение метода на примере города Уфа. Проект «Аномия как новый инструмент городского развития». Автор: Юлия Заречкина

***

Историческая эволюция и современные подходы к проектированию городских рынков
Алина Георгиевская / Самарский государственный архитектурно-строительный университет
Руководитель: канд. архитектуры, проф. Данилова Э.В. доц. Вальшин Р.М.


Диссертационное исследование рассматривает вопрос о переосмыслении роли рынков в городской структуре, как нового типа общественного пространства, которое поддерживает городские традиции и является центром для обмена между сообществами не только экономически, но и социально.

Несмотря на то, что рынки наиболее публичные пространства, сегодня их влияние на город почти не учитывается, а архитектура и роль мало изучены. Актуальность исследования определяется поиском новых форм рынка и функциональных программ, отвечающих требованиям современного потребителя.

Среди основных выводов исследования можно выделить:
  • радиусы доступности рынков и связь с транспортным каркасом были важными факторами на протяжении всей истории;
  • для процветания рынка необходима его функциональная насыщенность;
  • рынок может совмещаться с любой функцией, при этом экономика сама формирует запрос, создавая уникальность объекта;
  • отсутствие капитальных законных рынков провоцирует возникновение незаконной торговли. Независимо от запретов, рыночная торговля существовала и будет существовать, вопрос только в том, какого качества и в каком виде.
В результате анализа шести глобальных городов (Париж, Барселона, Лондон, Амстердам, Чикаго, Москва), где было выявлено количество, функциональный состав и специфика каждого рынка в условиях градостроительного контекста, очевидна органичная и неразрывная связь рынка с городской структурой, что усиливает ее значимость.

Концепция рынка на Хлебной площади в городе Самаре предполагает объединение рыночной торговли с культурными функциями, образовательными площадками и апартаментами. Рынок в данном проекте – это живое, интерактивное пространство, отвечающее современным потребностям городского жителя, а также платформа для коммуникации между местными сообществами.
Концепция рынка на Хлебной площади. Автор: Алина Георгиевская
Концепция рынка на Хлебной площади. Автор: Алина Георгиевская
Концепция рынка на Хлебной площади. Автор: Алина Георгиевская

***

Международный арт-центр в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства «The NEXT Helsinki»
Артем Скалкин / Московский архитектурный институт (Государственная академия)
Руководитель: рук. проф. Шутиков А.В., доц. Перекладов А.А., доц. Киселев В.В.


Проект изначально готовился как предложение по стратегии развития территории Южной гавани (South Harbour) города Хельсинки в рамках открытого международного конкурса THE NEXT HELSINKI. Позже он был развит и дополнен до дипломной работы.

Проект разработан на нескольких уровнях работы со средой:
  • как глобальная концепция единения стран Финского залива через сеть культурных центров в каждом городе. Также формируется «музейный» морской маршрут между этими городами. В каждом таком центре искусство страны противопоставлено другим в форме диалога выставочных пространств.> как часть городского пешеходного каркаса, сформированного из ценностей Хельсинки (таких как парки, музеи, театры, пешеходные зоны) путем особой формы благоустройства. Этот каркас построен по принципу дороги из желтого кирпича – куда бы вы ни пошли, вы придете к одному из знаковых мест города без гидов и карт. Такая система задает сценарии прогулок и помогает городу раскрыть себя.
  • как утилитарная городская структура, способная видоизмениться со временем (ее гибкость обеспечивает возможность изменения функции). Эта структура живет параллельно с городской набережной-променадом – одновременно она и имеет приметные маяки-входы, и интегрирована в среду, сохраняя идентичность города и его восприятие.
[ARTesium] – это некий монастырь искусства, где художник может жить, работать или учиться, а посетитель познавать культуру стран Балтики через 5 дворов человеческих чувств. Во дворе зрения представлена коллекция в привычном понимании в виде скульптуры, живописи и графики. Пространство осязания представляет современное направление тач-арта (от англ. touch – прикосновение). Двор слуха наполнен небольшими залами для музыкальных и поэтических выступлений, а также лекций и презентаций. Двор обоняния представлен как сад местной финской флоры, а двор вкуса масштабным ресторанным двориком.

Все эти дворы окружены функциональными «ячейками» с выставочными пространствами, арт-резиденциями, образовательным центром, мастерскими. Двор вкуса, например, включает не только фуд-корт и национальные рестораны, но и кулинарную школу. Помимо этого, в уровне набережной, также присутствует инфраструктура в виде магазинов и кафе, входных блоков арт-центра и пунктов велопроката.

Павильон «Финляндия» существует в диалоге и оппозиции с остальной частью музея, являясь символом места. Его форма продиктована и национальными мотивами, философским образом, и видовыми точками Хельсинки (Олений рог – национальный символ, его лучи направлены на Кафедральный и Успенский соборы и старую рыночную площадь. Основанием для рога является отсылка к балтийским шхерам и сосновым лесам). Напротив него находится Чаша-форум, мозговой центр с искусствоведами, кураторами и многофункциональным лекторием, способный раскрываться подобно шишке.

Культурное пространство [ARTesium] не отменяет основную функцию старой гавани, а, наоборот, подчеркивает ее, являясь отсылкой на сухие доки и корабельные верфи.
Концепция международного арт-центра в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства «The NEXT Helsinki». Автор: Артем Скалкин
Концепция международного арт-центра в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства «The NEXT Helsinki». Автор: Артем Скалкин
Концепция международного арт-центра в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства «The NEXT Helsinki». Автор: Артем Скалкин
Концепция международного арт-центра в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства «The NEXT Helsinki». Автор: Артем Скалкин
zooming
Концепция международного арт-центра в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства «The NEXT Helsinki». Автор: Артем Скалкин
Концепция международного арт-центра в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства «The NEXT Helsinki». Автор: Артем Скалкин
Концепция международного арт-центра в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства «The NEXT Helsinki». Автор: Артем Скалкин
Концепция международного арт-центра в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства «The NEXT Helsinki». Автор: Артем Скалкин
Концепция международного арт-центра в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства «The NEXT Helsinki». Автор: Артем Скалкин
Концепция международного арт-центра в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства «The NEXT Helsinki». Автор: Артем Скалкин
zooming
Концепция международного арт-центра в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства «The NEXT Helsinki». Автор: Артем Скалкин
zooming
Концепция международного арт-центра в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства «The NEXT Helsinki». Автор: Артем Скалкин
Концепция международного арт-центра в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства «The NEXT Helsinki». Автор: Артем Скалкин
Концепция международного арт-центра в составе кластера театрального, музыкального и визуального искусства «The NEXT Helsinki». Автор: Артем Скалкин

***

Гостиничный комплекс бизнес-класса в Самаре
Татьяна Спиридонова / Самарский государственный архитектурно-строительный университет
Руководитель: проф. Пастушенко В. Л., доц. Рыбачева О. С.


Гостиница расположена в лесном массиве недалеко от въезда в город по трассе М5. По функциональной организации это гостиница бизнес-класса. В основу архитектурной концепции положена идея «прозрачности» пространственно-планировочной структуры здания для внешнего окружения. Эффект прозрачности достигается за счет разомкнутой структуры планов и разрезов объекта, раскрытия интерьеров внутренних дворов объекта вовне через большие сквозные проемы. Отдельные блоки гостиницы связываются открытыми галереями и переходами. Склоны, включенные в периметр комплекса, сохраняются в естественном состоянии. Атмосфера гостиницы пронизана запахами и звуками леса. Лес «проникает» в объект, имиджи живой природы формируют визуальные сценарии общественных и жилых пространств гостиницы. Времена года сменяют картины пейзажа за витражами и окнами и «работают» над оформлением интерьерного пространства объекта.

Гостиница представляет многофункциональный комплекс с номерами, рестораном, бизнес зоной, фитнес-клубом с бассейном, выставочным залом, конференц-залом, летним амфитеатром со сценой и двумя отдельно стоящими коттеджами. Перепад рельефа повлиял на архитектурно-планировочное решение гостиницы. В результате, некоторые корпуса подняты над землей на опорах, другие врезаны в рельеф. В плане функциональные блоки формируют внутренние дворы, которые раскрываются вовне через горизонтальные протяженные проемы корпусов на опорах.

Гостиница состоит из главного трёхэтажного корпуса, в состав которого входят: главный вход, ресторан, офисы, 20 жилых номеров, два конференц-зала; двух жилых корпусов на 28 номеров и 21 номер; двух коттеджей для VIP гостей по 2 номера каждый. Все блоки комплекса соединяются между собой в двух уровнях: на отм. +0.000 м и на отм. -3.300 м. Одним из композиционных центров пространства гостиницы является уличный амфитеатр с нависающим над ним объёмом конференц-зала в уровне 2-го этажа. Для освещения пространства амфитеатра естественным светом объем нависающего конференц-зала разделен сквозным проемом верхнего света. В отделке фасадов здания применены натуральные состаренные материалы: дерево, металл, штукатурка песчано-серого цвета, что позволило органично встроить объект в цветовую и световую среду природного ландшафта.

Технико-экономические показатели:
  • Общая площадь здания – 8320 м2;
  • Площадь застройки – 3460 м2;
  • Строительный объем – 29900 м3;
  • Количество номеров – 73;
  • Количество парковочных мест 55
Гостиничный комплекс бизнес-класса в Самаре. Автор: Татьяна Спиридонова
Гостиничный комплекс бизнес-класса в Самаре. Автор: Татьяна Спиридонова
Гостиничный комплекс бизнес-класса в Самаре. Автор: Татьяна Спиридонова
Гостиничный комплекс бизнес-класса в Самаре. Автор: Татьяна Спиридонова
Гостиничный комплекс бизнес-класса в Самаре. Автор: Татьяна Спиридонова
Гостиничный комплекс бизнес-класса в Самаре. Автор: Татьяна Спиридонова
Гостиничный комплекс бизнес-класса в Самаре. Автор: Татьяна Спиридонова
Гостиничный комплекс бизнес-класса в Самаре. Автор: Татьяна Спиридонова

***

Проект научно–исследовательской магнитометрической станции в экстремальных условиях Арктики
Аюна Митупова / Московский архитектурный институт (Государственная академия)
Руководитель: проф. Кулиш В.О., ст.преп. Самойлова Н.И., констр. Ермолов В.В.


Идея проекта – в создании подвижной научной-исследовательской станции, адаптирующейся под условия изменчивой внешней среды.

Проектное решение представляет собой кинематический механизм подвижной геодезической оболочки для воссоздания ползущей локомоции всего объема станции при помощи применения последних исследований в области роботики (патент Case Western Reserve University, Кливленд, штат Огайо). В соответствии с симметричным радиальным строением оболочки к ней закрепляются подвижным тросами в направлении постоянных ангулярных векторов внутренние объемы капсул. Строение Внутренних капсул основано на принципе гироскопа, что дает нам прочную стабилизирующую систему соединения и поддержания постоянного уровня платформ для обитания человека.

Капсульный принцип с соединительными гибкими кольцами обеспечивает сегментированное строение внутреннего насыщения, что дает свободу движения и также предусматривает разнообразное функциональное использование отдельных капсул и возможность самостоятельного жизнеобеспечения в случае экстренной ситуации.

Все это обеспечивает прочную стабилизирующую систему соединения внутренней оболочки с внешней приводной системой ( движитель). Двигатель находится в моторных отсеках станции, закрепленные к приводным дискам в обоих концах станции, что обеспечивает нам движение по принципу «Тяни-Толкай».

Общая гибкая конфигурация станции дает возможность удлинения ее и расширения тем самым пространства обитания. А также возможность множественных композиций переплетений данной станции. С архитектурной точки зрения интересом представляет возможность плавного соединения различных по функциям помещения и в то же время хорошей логистики внутри всего объема станции, поэтому каждая капсула имеет свой выход, и также ее модулярность конструкций предусматривает возможность переконфигураций капсул.

В момент стабилизации на водной плоскости 2 ( 3, 4 и т.д.) станции свертываются в луп (узелок, торус) и надувая балласт в межпространстве внутренней и внешней оболочки – закольцовываясь в бесконечную ленту внутри, симулируя полноценное жизненное пространство для обитания на воде.

Необходимые ресурсы. Использование инновационных материалов, с целью максимального облегчения конструкции ( необходимость держаться на плаву, а также на прослойке льда ( макс нагрузка до 9 тонн) . Применение карбоновых технологий, последних разработок в области энергетики на альтернативных источниках, знания и консультации по робототехнике и механике, и главное выработка общей стратегии для комплексного решения проблемы .

Ожидаемые результаты и эффекты. Освоение одного из фундаментальных региона нашей планеты и раскрытие феномена магнетометрии и магнитных аномалий, наблюдение за арктической средой, предоставление всех необходимых условий для этого, а также обезвоживание проживания и обитания человека в условиях экстремальных сред. (Арктика – не единственный возможный регион применения данной проектной концепции)
Проект научно – исследовательской магнитометрической станции в экстремальных условиях Арктики. Автор: Аюна Митупова
Проект научно – исследовательской магнитометрической станции в экстремальных условиях Арктики. Автор: Аюна Митупова
Проект научно – исследовательской магнитометрической станции в экстремальных условиях Арктики. Автор: Аюна Митупова

18 Ноября 2015

В горах Сванетии
Шесть дипломных проектов ярославских студентов, посвященных возрождению альпинистских лагерей в Грузии.
Лаконизм и уместность
Шквал курсов и публикаций, посвященных качеству подачи портфолио архитектора, приносит плоды. Публикуем несколько позитивных примеров портфолио третьекурсников МАРХИ с комментариями авторов.
МАРХИ-2019: 11 лучших рисунков
Как изображать современную архитектуру? Ответ постарались найти участники конкурса рисунка, прошедшего в МАРХИ. Представляем результаты творческих поисков.
МАРХИ-2019: 10 проектов на тему «Школа»
Школа для детей с инвалидностью, воспитательная колония для малолетних преступников, интернат для детей-сирот – студенты МАРХИ создают новый образ современного образования.
Студентам от студентов
Подведены итоги конкурса на лучшую зону отдыха для московских вузов. Победили выпускницы МАРХИ с проектом для Московского авиационного технологического института. Представляем работы, занявшие призовые места.
Полное погружение
Публикуем проекты студентов магистратуры МАРШ, разработанные в рамках студий «Ремонт ландшафта» и «Из Москвы в Никола-Ленивец».
Наша Вологда
Проекты студентов МАРХИ и ВоГУ – участников воркшопа, посвященного благоустройству общественных пространств в Вологде.
Приморский контекст
Обзор студенческих проектов для Владивостокской агломерации за 2003-2016 годы, объединённых темой экологии. Каждая работа – результат скрупулёзного исследования климатических особенностей разрабатываемой территории.
МАРХИ: Золотая медаль 2016
Представляем проекты победительницы и четырех номинантов ежегодного конкурса для выпускников Московского архитектурного института.
Новое измерение
Лучшие дипломные проекты бакалавров МАРХИ группы под руководством Всеволода Медведева, Михаила Канунникова, Зураба Басария.
Технологии и материалы
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Подражание природе
Открываем новую рубрику «Нейросети» работой для конкурса AI&Biomimicry. Для концепции музейного комплекса авторы позаимствовали природные световые явления и принцип биомимикрии. Этот промт не был простым: использовались слова трабекулы, мезоглея, сцинтиллоны и динофлагелляты.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?