Летний МАРШ

Подробный рассказ о летнем подготовительном курсе Школы МАРШ – Portfolio School.

Алла Павликова

Автор текста:
Алла Павликова

27 Августа 2015
mainImg
0 Двухнедельный курс Portfolio School прошел в МАРШ с 3 по 16 августа этого года. Это был первый опыт, по сути – эксперимент. Его цель – помочь будущим студентам правильно подготовиться к поступлению в бакалавриат МАРШ (его программа была разработана совместно с факультетом архитектуры The CASS в London Metropolitan University и рассчитана на три года обучения). Абитуриенты продемонстрировали высокий уровень подготовки, но одновременно стала заметна общая для большинства проблема – неумение доходчиво и ярко рассказать о себе с помощью портфолио. Тогда и возникла идея запустить небольшую летнюю программу с говорящим само за себя названием Portfolio School – «школа портфолио». Однако инициаторы курса настаивают, что в этой мини-школе не только учат делать качественные профессиональные портфолио, но и повышают общеобразовательный и культурный уровень учащихся, «погружают» их в профессию и предстоящий образовательный процесс.
Летний подготовительный курс Portfolio school в школе МАРШ. Из презентации Рубена Аракеляна
Рубен Аракелян с абитуриентами. Фотография из презентации Рубена Аракеляна

Руководителем школы стал сооснователь архитектурного бюро WALL Рубен Аракелян, который будет курировать модуль «Профессиональные навыки» в бакалавриате МАРШа. К работе с будущими студентами были привлечены специалисты из самых разных областей – московские художники Мария Покровская и Евгений Монахов, архитектурный фотограф Юрий Пальмин, архитектурный критик Александр Острогорский. Таким образом, абитуриенты получили возможность не только поучиться, узнав самые разные стороны профессии, но и познакомиться и даже подружиться с ее преподавателями.

Первую неделю курса полностью посвятили «материальным», техническим навыкам архитектора – умению работать с графической презентацией и изображением на плоскости с помощью графических и живописных техник, наблюдать и исследовать контекст, выявлять особенности места, изготавливать макет, моделировать и т.п. Упражнения сводились в целом к развитию у будущих архитекторов навыков наблюдения, интерпретации, рефлексии и созидания. На второй неделе обучения слушателям было предложено познакомиться с «нематериальными» навыками. В эту категорию попали искусство архитектурной фотографии и принципы работы с текстом и устной презентацией. С самого первого дня слушатели курса оказались целиком вовлечены в работу, причем методика предполагала и насыщенный лекционный курс, и непростые практические занятия, и серьезное обсуждение пройденного материала, предполагающее честную критику со стороны сокурсников и преподавателей. Занятия длились с утра до вечера, но разнообразие программы не давало утомиться, тем более – заскучать.
Place. Объект для исследования на территории Artplay © Из презентации Рубена Аракеляна

Знакомство с МАРШем началось с лекции Рубена Аракеляна, посвященной истории и природе портфолио. От теории тут же перешли к практике: в качестве конкретного примера был выбран объект на территории Artplay – небольшой сегмент городской среды 3х3х3 метра, который при своих скромных размерах соединил в себе многочисленные слои города и его отличительные особенности. Посмотреть на объект по-новому, детально изучить ситуацию, разобрать его по слоям, подметить, как он освещается, как дышит, как живет, какие люди и функции его наполняют – вот только краткий перечень задач, поставленных перед ребятами. Причем многие из них анализировали участок и окружение, изображали фасад и разрез здания впервые и вместе с этим учились смотреть на город по-новому – не как обыватели, а как архитекторы. Пожалуй, самым неожиданным заданием стала необходимость разобрать здание на слои – фактур, материалов, света и тени. Нарисовать черной тушью одну лишь тень, отдельно от предмета – казалось бы, просто, но ведь никому прежде это даже в голову не приходило, а получилось у всех очень красиво, живо. Свои работы – наброски, рисунки, чертежи – студенты показывали друг другу каждый вечер по завершении учебного дня на мини-выставках, бывших важной частью образовательного процесса.
Рисунок тушью. Наблюдение за светом и тенью © Дарья Котельник
Технические навыки. Рисунок тушью. Наблюдение за светом и тенью © Дарья Котельник
Рисунок тушью. Наблюдение за светом и тенью © из презентации Рубена Аракеляна

Мария Покровская прочитала студентам лекцию про живописное изображение на плоскости. А дальше Рубен вместе с Марией предложили продолжить работу по формированию скетчбука – «дневника настоящего архитектора». И это не просто зарисовки на последней странице школьной тетради, а осмысленные архитектурные сюжеты, в которых читалось бы и понимание места, и внимательное наблюдение, и умение подмечать интересные, акцентные детали, выявлять главное. Многие слушатели потом признавались, что, проведя несколько часов за рисованием маленького кирпичного фрагмента здания, стали совершенно иначе на него смотреть: кому-то он стал особенно дорог – так, что хотелось сохранить в неизменности и чистоте каждую его линию, а у кого-то родилась идея, как сделать его еще более ценным и самобытным. Многие и на здания в целом стали смотреть совершенно по-другому: «Как будто сознание за одну ночь перезагрузилось», – пояснила одна из абитуриенток.
Первый взгляд. Наблюдение за объектом © Мария Екушевская
Первый взгляд. Наблюдение за объектом © Анна Бабат
Первый взгляд. Наблюдение за объектом © Мария Екушевская
Первый взгляд. Наблюдение за объектом. Фактура и цвет © Мария Сажина
Архитектурная фотография. Съемка макета © Алиса Бунятова

Вторая неделя обучения после единственного, мгновенно промелькнувшего выходного воскресного дня началась с фотографии. Занятия с Юрием Пальминым студентам запомнились особо. Кроме содержательной лекции, посвященной истории фотографии сквозь призму личности фотохудожников, он провел мастер-класс по фотосъемке. Фотографировали новое здание Музея современного искусства «Гараж» в Парке Горького, и, несмотря на очень разнящийся уровень подготовки – некоторые слушатели давно увлекаются фотографией, другие же никогда этим не занимались, результат удивил своим высоким качеством. Чувствовать архитектуру почти тактильно, добиваться ее объемного изображения, находить неожиданные ракурсы – удалось все.
Архитектурная фотография. Съёмки в музее современного искусства «Гараж» © Мария Екушевская
Архитектурная фотография © Артем Абгарян

Искусству писать, говорить и рассказывать учил Александр Острогорский. Он предложил нечто вроде игры, в которой каждый должен сходу, без подготовки рассказать о себе – по сути, сделать короткую самопрезентацию. Преподаватель начал с себя, а продолжили самые смелые студенты. Конечно, сначала стеснялись, робели, а потом нащупали и схему, и рамки рассказа, актуального в данной ситуации. Как объяснил Александр, все они сделали это интуитивно и абсолютно верно, но только во время обсуждения услышанного научились осознанно подходить к вопросу, выявлять границы той или иной истории, самые важные, ключевые ее аспекты. Итогом работы стал текст, написанный каждым абитуриентом для своего портфолио.
Слушатели летнего подготовительного курса. Фотография из презентации Рубена Аракеляна

На исходе второй недели Рубен Аракелян сделал абитуриентам настоящий подарок – целый день экскурсий по самым крупным мастерским столицы. В списке оказались «Проект Меганом», «Цимайло&Ляшенко», Wowhaus, FASt, «Архитекторы АСС» и WALL – бюро, руководителями которого являются сам Рубен и его партнер, главный архитектор Айк Навасардян. Юрий Григорян, Олег Шапиро, Александр Цимайло, Николай Ляшенко и другие именитые архитекторы подробно рассказывали, как работают их бюро, с какими трудностями каждый день сталкивается практикующий архитектор и как он их преодолевает. Студенты забрасывали своих старших коллег вопросами – причем не только о работе, и, наверное, после такого насыщенного дня каждый нарисовал себе свое будущее.
Скетчбук. Наблюдение за объектом © Из презентации Рубена Аракеляна

Основная часть обучения уже была пройдена, но впереди оставался не менее важный этап – подготовить, сверстать и самостоятельно презентовать перед многочисленной публикой свою работу. Все свои мысли и суждения, очень изменившиеся за две недели, нужно было собрать на нескольких страницах и на примере одного крохотного объекта суметь рассказать о себе самом. На помощь снова пришел руководитель курса. Рубен Аракелян предложил слушателям определенный стандарт верстки и подачи портфолио в электронном виде. Шаг, с одной стороны, неоднозначный – ведь задача состояла в том, чтобы научить их делать это самостоятельно – а, с другой стороны, вполне оправданный. Как объясняет сам Рубен, «это было сделано осознанно, чтобы приучить их к какому-то вкусу. Конечно, потом они обязаны будут выработать свой стиль, но за две недели этого сделать невозможно. А так у работ появился более высокий уровень, планка качества, которой теперь они обязаны будут соответствовать». Интересно, что каждое портфолио было предложено начать с одного изображения и всего одного слова, характеризующих прожитые 13 дней в Школе МАРШ.

Публикуем комментарии преподавателей и слушателей летнего подготовительного курса Portfolio School:


Рубен Аракелян,
руководитель курса:

«Portfolio School – это своего рода тест-драйв первого семестра обучения. За 13 дней мы постарались погрузить абитуриентов в профессию, повысить их общекультурный уровень, расширить кругозор, познакомить с самыми разными формами высказывания – и это не только макеты, живопись и графика, но также фотография, текст, презентация, даже музыка. Было особенно важно охватить самые разные и, казалось бы, напрямую не связанные с архитектурой области знаний. Многие известные архитекторы, от Палладио до Петера Цумтора, не имели специального архитектурного образования, но это только помогло им добиться успеха. Ведь чем шире круг навыков, тем больше шансов стать хорошим архитектором. Поэтому мы с особым удовольствием приветствовали абитуриентов с экономическим, искусствоведческим, техническим образованием.

Практическое задание, которое я предложил слушателям, называлось Place. Объект – 27 кубических метров, на примере которого мы постарались объяснить, что все начинается с места. Место – это первоисточник архитектурной формы. Архитектор должен уметь ограничивать пространство, защищать и приспосабливать его. Было интересно показать, как один маленький городской сегмент отображает суть и историю целой Москвы. Мы намеренно выбрали очень сложное место, где пересекаются разные состояния города – экстерьер, интерьер, малые формы, ландшафт, зелень, человек. Все это необходимо было увидеть, зафиксировать с помощью различных художественных техник и осмыслить в масштабах городской среды. Таким образом, всего за несколько дней ребята примерили на себя роль ученых, исследователей, художников, архитекторов.

Некоторые работы хочется отметить отдельно. Например, Мария Екушевская неожиданно сменила масштаб. Нарисовав кирпичную кладку, увидела в ней модель, карту города, где кирпичи – это здания, объемы, а бетонный раствор – улицы и переулки. Александра Щербакова предложила минимальные изменения, повесив большое зеркало. Ее проект получился очень красивым. Некоторые ничего не захотели менять в существующем объекте, но в этом случае я просил их написать более развернутый текст, чтобы обосновать свое решение.
Наблюдение за объектом. Кирпичная кладка как карта города © Мария Екушевская

Моей основной задачей было познакомить слушателей с таким особенным жанром, как портфолио. Но я решил существенно расширить программу этого курса, как и программу своего основного модуля в бакалавриате. Портфолио – это не отчетная работа. Это самокритика, коллекция историй. Когда ребята на первое занятие принесли свои портфолио, стало очевидно, что практически не одно из них не имеет нужных качеств. У всех была развита только одна сторона – художественная, тогда как аналитическая вообще отсутствовала. Однако то, что мы получили в конце, как мне кажется, полностью перевернуло их представление и сознание. Я думаю, они сами не ожидали такого результата».

Юрий Пальмин,
преподаватель:

«Задачей моего курса было знакомство студентов с архитектурной фотографией. Мы начали с вводной лекции об истории фотографической репрезентации архитектуры: от зарождения профессии в середине XIX века до ее зыбкого и противоречивого настоящего. Следующим шагом стала прогулка по территории Artplay. Мы старались обращать внимание на особенности фотографирования архитектуры на примерах уже знакомых студентам зон, фигурировавших в их основных заданиях. Утром второго дня мы встретились в Музее современного искусства «Гараж», где обсудили роль фотографии в критическом осмыслении современной архитектуры и провели реальную сессию съемки обложки журнала Garage по эскизу Рема Колхаса. Вторую половину этого же дня мы посвятили критическому просмотру фотографий студентов и обзору нескольких моих проектов. Помимо этого, очень полезной оказалась короткая съемка макетов, сделанных студентами в рамках курса Евгения Монахова. Съемка проходила в фотостудии БВШД с использованием профессионального осветительного оборудования».
Архитектурная фотография. Съемка макета © Александра Щербакова

Александр Острогорский,
преподаватель:

«Эта школа, как мне кажется, дала потенциал для саморазвития всех ее участников. Причем этот потенциал можно использовать во всех сферах жизни – не только для создания архитектурного портфолио для поступления в вуз. В рамках программы по работе с текстом мы постарались дать участникам инструмент, с помощью которого они могут конструировать тексты, связанные с презентацией. Начали с самопрезентации экспромтом. Понятно, что все рассказы крутились вокруг одних и тех же тем. Но в этом и был смысл, поскольку сама ситуация определяет рамки выступления. Истории студентов стали тем исходным материалом, который потом позволил нам, обсудив его, понять, откуда эти рамки появляются и как научиться их определять осознанно, а не интуитивно. Следующим шагом стали видеолекции известных архитекторов, которые, по сути, тоже являются самопрезентацией, но построены иначе, вокруг самых важных для архитектора аспектов истории его профессиональной деятельности. Конечной целью нашего курса был текст для портфолио. Мне было важно направить мысли студентов, но каждый сам решал, какую историю он хочет рассказать. Дальше мы обсудили, какие тексты они хотят, чтобы у них появились, о чем они хотят сказать в своем портфолио, какую историю они должны рассказать. Как мне кажется, получились небольшие, но емкие высказывания и тезисы об архитектуре или выполненном проекте».

Артем Абгарян,
слушатель:

«После этого летнего курса я переосмыслил свое отношение к архитектуре, стал мыслить глубже. Важно, что мы получили возможность сразу познакомиться со всеми преподавателями – они замечательные. Теперь я очень надеюсь продолжить свое обучение в МАРШ».

Мария Екушевская,
слушатель:

«МАРШ дал возможность научиться по-новому оценивать пространство – например, видеть в обычной кладке кирпича масштаб города. А также понять, что в некоторых случаях сохранение объекта в нетронутом виде гораздо ценнее, чем новые привнесения».

Алиса Бунятова,
слушатель:

«Я поняла, что архитектура – это не просто форма. Архитектура начинается с анализа местности, а на ее восприятие влияет множество деталей. Я узнала, что тень может совершенно преобразить форму. Я научилась переводить объемное изображение в двухмерное. А в результате в предложенном нам объекте я увидела, как мне кажется, главное – необходимость вернуть ему идентичность, очистить от ненужных современных наслоений».

Всего в подготовительном курсе приняло участие четырнадцать абитуриентов и практически все они, за исключением тех, что еще не окончили среднюю школу, после двухнедельной программы выразили желание учиться в МАРШ. Надо сказать, что погружение в предстоящий образовательный процесс получилось полным. Все было по-настоящему, оттого и решение всерьез посвятить себя профессии архитектора для многих после Portfolio School стало окончательным и бесповоротным.

27 Августа 2015

Алла Павликова

Автор текста:

Алла Павликова
Похожие статьи
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Воображаемая стена
В Никола-Ленивце сожгли на Масленицу объект со многими смыслами: кому «языческая традиция», кому преодоление преград. Замысел был тонкий и сложный, так что ничего удивительного, что получилось не всё. Действо, однако, провоцирует к усложнению процесса сожжения, предлагает новые слои последовательного восприятия. И, конечно, оставляет свободу интерпретаций. Что искусительно. Ими и займемся.
Курдонеры на «гринфилды»
Еще один проект, рассмотренный градсоветом Петербурга, – эскиз застройки микрорайона по соседству с Юнтоловским заказником. Бюро SLOI Architects понизило высоту на 20 метров, добилось силуэтности и сохранило коэффициент использования территории на прежнем уровне. Но вопросы к работе все равно остались.
Палисады в Мытном дворе
На прошлой неделе градсовет Петербурга рассмотрел проект застройки территории Мытного двора, подготовленный «Студией 44». Исторические здания отреставрируют, утраченные восстановят, а на месте складов появятся новые четырехэтажные дома. Проект приняли тепло, вопросы у экспертов вызвало только примыкание к Овсянниковскому саду и высота, показавшаяся слишком скромной.
Технологии и материалы
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Подражание природе
Открываем новую рубрику «Нейросети» работой для конкурса AI&Biomimicry. Для концепции музейного комплекса авторы позаимствовали природные световые явления и принцип биомимикрии. Этот промт не был простым: использовались слова трабекулы, мезоглея, сцинтиллоны и динофлагелляты.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?