Музей как ликбез

Начинаем вести блог Ирины Коробьиной, директора музея архитектуры. Первый текст – об образовательных программах музея и о том, что дискредитация российской архитектуры это следствие плохого образования.

mainImg
Роль музеев в современном мире исключительна. Музей сегодня является пространством, где человек осознает особенности текущего момента в контексте истории, где ему предъявляются истинные ценности, прошедшие апробацию не только экспертным сообществом, но и временем, где он начинает понимать собственную культурную принадлежность. Поэтому, несмотря на экономическую несостоятельность музеев, во всех странах существующих на государственные дотации, гражданское сообщество так заинтересовано в их развитии. Лучшие музеи мира становятся символами своих городов и даже стран, как например, Британский Музей, Лувр, Прадо, Гуггенхайм, Эрмитаж...

Особая, стратегически важная роль принадлежит музеям архитектуры, поскольку они работают с наследием, формирующим ориентиры для культурного самоопределения людей и для создания образов идентичности своих стран. Это чрезвычайно важно для национального самоуважения, для возникновения чувства привязанности к своей земле. Не случайно выдающиеся памятники называются ленд-марками, земля метится произведениями архитектуры. Они становятся своего рода маяками, напоминающими человеку о неповторимости его родины, о непрерывности ее развития. Архитектурное наследие с этой точки зрения несет в себе генетический код культуры.

Россия – страна великого архитектурного наследия, имеет все основания гордиться не только бескрайней территорией и бесценными природными ресурсами. Российские памятники архитектуры – будь то древнерусские храмы, или послевоенные высотки, или небольшое сооружение из двух цилиндров со странными сотообразными окнами – несут в себе образ культурной и просвещенной державы. Российские и в частности советские архитекторы не менее значимы в мировой культуре, чем российские писатели и поэты, художники и ученые. Не случайно в 20-е годы ХХ века весь мир признал новаторскую архитектуру молодой Страны Советов, переживавшей тогда разруху военного коммунизма, авангардом мирового архитектурного движения.

Мы провели опрос 100 человек в возрасте от 18 до 25 лет, заходящих в Библиотеку имени Ленина, результаты которого обескураживают. На вопрос: каких российских архитекторов вы знаете? – всего 8 человек назвали Василия Баженова, порядка 10 – Матвея Казакова и только один назвал Константина Мельникова. По результатам аналогичного опроса членов Российской академии архитектуры и строительных наук Константин Степанович Мельников был назван архитектором XX столетия номер один в СССР и России! В Европе, в частности, во Франции, Мельникова знают и почитают больше, чем французских архитекторов. Иван Леонидов, занимающий одно из лидирующих мест в мировой истории архитектуры ХХ века, вообще ни кем из опрошенных не был упомянут. Среди студентов МГУ в лучшем случае один из ста знает, что его главное здание строил архитектор Руднев. Между тем, больше 30 опрошенных назвали Гауди в ответ на вопрос, кого из иностранных архитекторов вы знаете. Выходит, Антонио Гауди – абсолютный лидер в сердцах и умах молодых россиян, посещающих Библиотеку имени Ленина.

Проведенный опрос не претендует на научную точность и соответствие исследовательским методикам. Тем не менее, он говорит о многом. Главный и самый очевидный вывод – система образования в стране игнорирует историю архитектуры. Этот факт – неоспоримого и очень досадного упущения. Ведь именно через архитектуру транслируется образ времени, не случайно говорят, что «архитектура – летопись в камне».

Увы, за долгие годы, потерянные для всеобщего архитектурного образования, хотя бы на уровне ликбеза, российское население потеряло способность к оценке роли и значения архитектурных памятников в своей жизни. Когда происходит дискуссия относительно сохранения или сноса тех или иных зданий, не все ее участники в полной мере понимают суть происходящего. Нередко непросвещенная и неподготовленная общественность становится жертвой PR-манипуляций.

В таких условиях Государственный музей архитектуры, деятельность которого адресована всему российскому сообществу, пытается восполнить явный дефицит архитектурного просвещения в стране своими образовательными программами, предназначенными для различных возрастных групп, экскурсиями, лекциями, научно-популярными изданиями и фильмами. В музее работает круглогодичный лекторий, постоянно расширяющаяся экскурсионная программа, детская школа. Сегодня идет напряженная работа по созданию постоянной экспозиции, важной частью которой станет «виртуальный коридор времени», представляющий историю русской и советской архитектуры с X по XXI век.

Создание интерактивной инсталляции в разделительном коридоре парадной анфилады музейного комплекса стало возможным благодаря запуску Виртуального Музея Архитектуры (ВМА), созданного силами и на материалах музея архитектуры по инициативе и при поддержке Министерства культуры РФ. Сайт виртуального музея – vma.muar.ru – представляет уникальную возможность для самой широкой аудитории познакомиться с историей российской архитектуры, которая разворачивается на конкретных проектах и постройках в фотосъемке и на музейных материалах.
Директор Музея архитектуры Ирина Коробьина. Фотография предоставлена ГМА им А.В. Щусева
Проект экспозиции «Коридор времени» коридоре анфилады Главного здания усадьбы Талызиных – часть постоянной экспозиции, которая в виртуальном формате расскажет об истории русской архитектуры в здании Музея © АБ «Народный архитектор»
Проект экспозиции «Коридор времени» коридоре анфилады Главного здания усадьбы Талызиных – часть постоянной экспозиции, которая в виртуальном формате расскажет об истории русской архитектуры в здании Музея © АБ «Народный архитектор»

Музей впервые в таком масштабе открывает и показывает свои фондовые материалы. Фотографии, чертежи, обмеры, гравюры, макеты, оцифрованные в высоком качестве, складываются в хронологическую шкалу, делящую историю отечественного зодчества на периоды, проиллюстрированные аннотированными материалами из музейных коллекций. Доступный и увлекательный ресурс позволяет заново открыть и по-новому понять знаковые сооружения своей эпохи, осознать очевидную связь истории российской архитектуры с развитием государственности в стране. Виртуальный музей архитектуры – единственный ресурс, который дает представление о том, что такое российский национальный ландшафт.

Интерактивные 3D-модели позволят посетителям сайта увидеть несохранившиеся или проектные сооружения с разных сторон, ходить и летать вокруг них, получить справочную информацию. Сейчас на сайте доступны виртуальные экскурсии по непостроенному Большому Кремлевскому дворцу архитектора Василия Баженова и разрушенным в советское время Кремлевским монастырям (Чудову и Вознесенскому), а также по разным версиям проекта Дворца Советов, разработанным выдающимися архитекторами ХХ века.
Виртуальный музей архитектуры (vma.muar.ru), фрагмент: реконструкция перспективы Вознесенского монастыря в московском Кремле. Предоставлено ГМА им А.В. Щусева
Виртуальный музей архитектуры (vma.muar.ru)
Виртуальный музей архитектуры (vma.muar.ru)

Сайт Виртуального музея архитектуры является уникальной платформой, на которой популярно объясняются и прекрасно визуализируются достижения русской архитектуры, представляя основные этапы ее эволюции. Каждый интернет-пользователь из любого города России и мира теперь сможет не только ознакомиться с историей русской архитектуры, но и создавать собственные подборки объектов и изображений, отсортировав их по автору, стилю, времени, городу или улице. Виртуальный музей архитектуры становится единственным в своем роде ресурсом по изучению истории отечественной архитектуры – прогрессивным, мобильным и доступным.
 

22 Июля 2015

Похожие статьи
Памяти Шехтеля
К 90-летию со дня смерти Федора Осиповича Шехтеля рассказ директора Музея архитектуры Ирины Коробьиной о знаменитом архитекторе модерна.
Una seconda vita per l′avanguardia
Директор Музея архитектуры – об экспозиции на тему истории русского авангарда на миланской триеннале «21 век. Дизайн после дизайна».
Лица физические и юридические
Начинаем вести блог Андрея Бокова, президента Союза архитекторов России. Первая публикация посвящена поправкам в закон «Об архитектурной деятельности», законопроекту, который недавно начал движение по инстанциям.
Лезь на забор!
Молодые архитекторы Петербурга, организовав персональную выставку, объявили о рождении движения «максимализма». Публикуем их манифест и статью о выставке.
Конкурсы для всех?
Наш постоянный читатель архитектор Виталий Ананченко – о том, как сделать конкурсы привлекательнее для архитекторов и как познакомить горожан с их результатами.
Высокая бесполезность
Этим текстом мы начинаем серию очерков архитектора-философа Александра Раппапорта. Итак, польза или бесполезность?
Итоги вне премии
Вика Абель слагает с себя полномочия куратора премии «Дом года» и озвучивает свою версию итогов проекта «20 лет архитектуры постсоветской России» и объявляет новую премию.
Технологии и материалы
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Сейчас на главной
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Башни в детинце
Жилой комплекс в Уфе, построенный по проекту PRSPKT.Architects, объединяет два масштаба: башни маркируют возвышенность и въезд в город, а малоэтажные корпуса соотнесены с контекстом и историей места, которое когда-то было обнесено крепостными стенами.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.