Архсовет Москвы–25

25 марта Архитектурный совет Москвы рассмотрел два очень разных проекта и утвердил лишь один из них: административно-коммуникационный комплекс в Лужниках.

mainImg
Проект православного духовного центра с гимназией в Южном Бутово
zooming
Проект православного духовного центра с гимназией в Южном Бутово. Проектировщик ООО «Рионела»

Православный центр с гимназией на 160 учеников предполагается построить в Южном Бутово на территории существующего храмового комплекса. Участок прямоугольной формы ограничен с одной стороны улицей Остафьевской, с другой – Академика Понтрягина. Церковные сооружения окружает очень разнообразная застройка – от многоэтажного панельного жилья до дорогих коттеджей за высокими заборами. Построить здесь школу с православным уклоном собирались давно, помимо этого готовятся проекты нового собора, значительно превышающего по размерам существующий храм, а также административного и хозяйственного блоков.
zooming
Проект православного духовного центра с гимназией в Южном Бутово. Проектировщик ООО «Рионела»

Как рассказал на совете докладчик из компании «Рионела», проектируя духовный центр, архитекторы старались следовать стилистике существующего ансамбля, опирающегося на традиции псковской и новгородской архитектуры. Крупное здание школы занимает протяженный угловой участок на территории комплекса. Один из его торцов, выходящий к существующей церкви и зажатый между проектируемыми хозяйственным и административным корпусами, решен в виде традиционной домовой церкви под высоким золотым куполом. Фасады школы используют образ палат с крупными арочными сводами и многочисленными декоративными элементами. Форма здания и обширное остекление, по словам докладчика, связаны с необходимостью обеспечить достаточное освещение в классах и рекреациях.
zooming
Проект православного духовного центра с гимназией в Южном Бутово. Проектировщик ООО «Рионела»
zooming
Проект православного духовного центра с гимназией в Южном Бутово. Проектировщик ООО «Рионела»

Выслушав доклад авторов проекта, Сергей Кузнецов пояснил, почему данная работа была вынесена на обсуждение совета. Дело в том, что в последнее время МКА активно обсуждает с Москомнаследием и РПЦ стилистику храмовых сооружений, пытаясь понять: соответствует ли она сегодняшнему дню, нуждается ли в осовременивании либо, наоборот, сильна своей архаичностью. Рассматриваемый проект гимназии, включенный в состав храмового комплекса, обострил эту дискуссию, в связи с чем главный архитектор и принял решение обратиться к членам совета.
zooming
Проект православного духовного центра с гимназией в Южном Бутово. Проектировщик ООО «Рионела»

Евгения Муринец сообщила собравшимся, что этот проект, во-первых, не соответствует ГПЗУ из-за превышения допустимой высоты – вместо разрешенных на данном участке двух этажей архитекторы спроектировали трехэтажный корпус. Во-вторых, вызывает массу вопросов предложенное архитектурное решение. И действительно, члены совета начали обсуждение с бурной дискуссии вокруг проработки планов, функционального наполнения здания и их несоответствия внешнему образу. Андрей Боков посоветовал авторам, прежде чем браться за проектирование столь значимого проекта, тщательно изучить историю архитектуры и, в частности – работы А.В. Щусева. Евгений Асс попросил архитекторов не прикрываться словом «православие», создавая безоговорочно плохую архитектуру: «Здесь нет ни псковской, ни новгородской школы. Это какой-то псевдоквазивизантийский стиль с очень некачественно проработанными деталями». Претензии у Асса возникли и к планировочной структуре здания, где под домовой церковью в абсиде устраивается столовая, а школьные рекреации не получают и половины необходимого освещения. Кроме того, у него возник вопрос, связанный с типологией православной школы: должна ли она как-то отличаться от обычной? В бутовском проекте отличия если и есть, то лишь в худшую сторону.
zooming

Кроме качества прорисовки фасадов, которая явно оставляет желать лучшего, Сергей Чобан увидел проблему еще и в противоречии, возникающем между очень крупным масштабом здания и измельченными деталями. По его мнению, следует посмотреть на школу как на ансамбль из нескольких домов с более человеческим масштабом и ясной структурой, благодаря чему и детали получили бы совсем иное качество.
zooming
Проект православного духовного центра с гимназией в Южном Бутово. Проектировщик ООО «Рионела»

Михаил Посохин не увидел в проекте той радостной палитры, которая присуща храмовой архитектуре. Категорически не понравились ему и многочисленные функционально никак не оправданные, но при этом дорогостоящие декоративные элементы. Например, устройство огромной прогулочной галереи вдоль всего вытянутого фасада здания, из-за которой пропадает почти весь первый этаж, показалось ему очень нерациональным. По мнению Посохина, здание надо максимально упростить, удешевить и избавить от излишнего пафоса. Школа не должна конкурировать с архитектурой существующего храма. Возмутило Посохина и стремление авторов «обмануть» горожан, придав одному из торцов гимназии вид церкви, тогда как внутри нет даже небольшой часовенки.

Согласился с остальными членами совета и Андрей Гнездилов. Признавая, что это очень важный и нужный проект, он никак не смог его поддержать, поскольку «вывеска не соответствует содержанию». Проект расстраивает многочисленными фальшивыми компонентами и такими странными решениями, как вход, организованный прямо в абсиде. И это не говоря уже о том, что там очень неграмотно решено учебное пространство, где за кажущимися снаружи большими витражами скрываются темные помещения.
zooming
Проект православного духовного центра с гимназией в Южном Бутово. Проектировщик ООО «Рионела»
zooming
Проект православного духовного центра с гимназией в Южном Бутово. Проектировщик ООО «Рионела»

Алексей Воронцов посетовал, что в проекте разрушено одно из главных достижений допетровской архитектуры – крестово-купольная система, о которой авторы просто забыли. Авторам Воронцов посоветовал подумать, как сделать постройку адекватной сегодняшнему дню. Эту мысль подхватил и Александр Кудрявцев, отметивший, что в 1910-е гг. православная архитектура стала активно использовать элементы модерна, но революция прервала естественное эволюционное развитие на долгие годы. В настоящем проекте видна попытка использовать опыт мастеров архитектуры начала прошлого столетия, но дана слишком примитивная его трактовка. Авторам, по совету Кудрявцева, следует внимательнее изучить исторические аналоги.
zooming
Проект православного духовного центра с гимназией в Южном Бутово. Проектировщик ООО «Рионела»

Ханс Штимманн в своем выступлении деликатно обошел вопрос архитектуры представленного здания, лишь пожелав авторам в дальнейшем больше мужества и смелости. Его замечания касались урбанистического решения, при котором в работе нет никакой взаимосвязи между зданиями комплекса. Особенно стоит продумать взаимоотношения школы с существующей церковью. Церковь, являясь духовным центром, должна выделяться на фоне окружающей застройки, в особенности общественной – коей и является школа. Кроме того, предложенный генплан не предполагает организацию двора, что тоже можно рассматривать как ошибку. Отгораживаясь от города, храмовый комплекс становится очень похожим на монастырь. По мнению же Штимманна, устройство небольшой площади между храмом и школой сразу решит эту проблему, превратив комплекс в доступный горожанам культурный центр.
zooming
Проект православного духовного центра с гимназией в Южном Бутово. Проектировщик ООО «Рионела»

Похожее замечание высказал и Сергей Кузнецов: «Простой и удобный участок сам по себе предполагает устройство большого двора, но на генплане вместо этого вся территория методично застраивается зданиями. Правильнее было бы расположить постройки по периметру». Подводя итог обсуждению, главный архитектор обозначил «программу максимум» доработки проекта: архитектура здания должна стать более спокойной, конфигурация – пересмотрена с учетом создания внутренней общественной площади, а планы – приведены в соответствие с внешним образом и общими требованиями к образовательным учреждениям.

Административно-коммуникационный центр в Лужниках
Административно-коммуникационный центр в Лужниках. Второй вариант. Проектный институт «Арена»

Административный центр, в котором разместится все руководство комплекса «Лужники», предполагается построить на участке, расположенном между парком и ТТК, по обе стороны от подстанции в Новолужнецком проезде. Центр образован двумя отдельно стоящими зданиями. Один, главный, корпус займет трапециевидный в плане участок, а второй – отнесенную чуть в сторону вытянутую площадку поменьше. Основное здание представляет собой стеклянный 7-этажный объем, разбитый со стороны парка двумя глубокими внутренними дворами на три части. Таким образом, парковый фасад оказывается более дробным, не таким громоздким. Сплошное остекление стен позволяет наилучшим образом открыть вид на зеленый парк из рабочих кабинетов. Фасад, выходящий к шумному Третьему транспортному кольцу, а также торцы здания, соседствующие с прилегающей застройкой, авторы предложили сделать менее проницаемыми. Для этого используются высокие ламели из натурального камня, пилоны и жалюзи. И только верхние этажи решены с панорамным остеклением, поскольку оттуда открывается вид на город и Новодевичий монастырь.
 
zooming
Административно-коммуникационный центр в Лужниках. Генплан. Проектный институт «Арена»
Административно-коммуникационный центр в Лужниках. Первый вариант. Проектный институт «Арена»
Административно-коммуникационный центр в Лужниках. Первый вариант. Проектный институт «Арена»

Представитель проектного института «Арена», разработавшего проект, представил совету три варианта объемно-пространственного решения центра. Первый – наиболее лаконичный и экономичный, решенный в простых прямоугольных объемах. Второй – с округлыми внутренними дворами, колоннадой и вертикальными каменными пилонами, вытягивающими силуэт. И третий – наиболее сложно реализуемый, с силуэтами блоков в виде перевернутой трапеции.
 
Административно-коммуникационный центр в Лужниках. Второй вариант. Проектный институт «Арена»
Административно-коммуникационный центр в Лужниках. Второй вариант. Проектный институт «Арена»

Перед обсуждением проекта членами совета Сергей Кузнецов напомнил, что этот объект должен стать завершающим и одним из самых крупных объемов в панораме Лужников. В связи с этим он попросил особенно внимательно отнестись к рассмотрению проекта, однако совет в своих оценках был как никогда единодушен. Андрей Боков предложил вовсе отказаться от обсуждения и дать возможность авторам самостоятельно выбрать оптимальный вариант, поскольку по качеству исполнения все три версии выполнены одинаково хорошо. Члены совета Бокова услышали, но решили все же помочь архитекторам определиться с финальной версией. Евгений Асс поздравил авторов с удачным проектом, а предпочтение отдал наиболее рациональному первому варианту, заметив, однако, что масштаб паркового фасада в нем крупноват и здесь стоило бы заимствовать вертикальное членение, предложенное во втором варианте.
Административно-коммуникационный центр в Лужниках. Третий вариант. Проектный институт «Арена»
Административно-коммуникационный центр в Лужниках. Третий вариант. Проектный институт «Арена»
Административно-коммуникационный центр в Лужниках. Третий вариант. Проектный институт «Арена»

Похвалил проект и Владимир Плоткин, отметивший абсолютную точность объемно-пространственной композиции, грамотное решение стены, выходящей к ТТК, четко продуманные видовые точки и наличие общественных первых этажей, что будет особенно востребовано в столь крупном парке. По мнению Плоткина, все три варианта могли бы быть с успехом реализованы в этом месте. Но свое личное предпочтение он отдал второму решению – как более яркому и индивидуальному. Сергею Чобану второй вариант, наоборот, показался сомнительным из-за своего мегамасштаба: «Такие вертикальные колонны и жалюзи подходят для невысоких 2-–3-этажных зданий. Когда их видишь на объеме высотой 26 метров, начинает проступать типология правительственных учреждений. Здесь это неуместно. В первом варианте мне нравится лаконичность и особенно – членение на торцах. Такой масштаб выглядит лучше, чем колоннада или гигантская рама, предложенная в последней версии».
 
Административно-коммуникационный центр в Лужниках. Проектный институт «Арена»

С Чобаном согласился Александр Кудрявцев. Для него самой главной задачей является сохранение ансамбля Лужников с тремя основными доминантами и панорамы, открывающейся с Воробьевых гор. «Важно наследовать сохранение пространственных связей внутри ансамбля, особенно в виду готовящегося включения данного комплекса в список объектов культурного наследия», – заметил Кудрявцев. Солидарный с ним Алексей Воронцов высказался за необходимость сохранения Лужников в первую очередь как спортивного парка, и только потом – архитектурного ансамбля.
 
Административно-коммуникационный центр в Лужниках. Проектный институт «Арена»

Ханс Штимманн успокоил Воронцова и порадовался тому, что авторам вполне удалось сделать новый объект частью существующего парка. «С точки зрения архитектурного решения совместить монументальность застройки советского периода с открытостью, свойственной сегодняшнему дню, очень сложно. Но с интеграцией авторы справились,» – похвалил их Штимманн. Единственное, на что он посоветовал обратить внимание – чрезмерная статичность фасада, выходящего к магистрали. Здание, по мнению немецкого архитектора, должно как-то реагировать на скорость, предлагая эффектный образ проезжающим мимо автомобилистам.
 
Административно-коммуникационный центр в Лужниках. Проектный институт «Арена»
zooming
Административно-коммуникационный центр в Лужниках. Проектный институт «Арена»

Михаил Посохин отметил высокий уровень работы и, поддержав Владимира Плоткина, заметил, что «второй вариант в случае успешной реализации имеет большой потенциал стать настоящим архитектурным событием». Такое же мнение высказал и Андрей Гнездилов и первым обратился к авторам проекта, поинтересовавшись, какая из версий ближе им самим. Оказалось, что и архитекторы, и заказчик ратуют за второй вариант. После этого признания дальнейшее обсуждение сошло на нет. Сергей Кузнецов предложил поддержать проектировщиков в их выборе, тем более, что многие из членов совета оказались с ними солидарны.

26 Марта 2015

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.