В будущее с надеждой

Итоги спецпроекта «Будущее. Метод» на фестивале «Зодчество»–2014 подводят его куратор Оскар Мамлеев и студенты – участники проекта.

Нина Фролова

Беседовала:
Нина Фролова

mainImg
0 Архи.ру:
– Какие вы ставили перед собой задачи как куратор?

Оскар Мамлеев:
– С самого начала основная задача виделась в том, чтобы не отвечать прямо – «что такое архитектура будущего в России», потому что это вопрос скорее риторический, и очень сложно дать на него адекватный ответ. Скорее, мы хотели дать повод задуматься о современном состоянии архитектуры и перспективах ее развития в России.

– Что, в итоге, было показано в рамках выставки?

По сравнению с первоначальным замыслом наша выставка была несколько скорректирована. Ее составили две экспозиционные части длиной 12 метров каждая. На одной из них были две фотографии: известный снимок студентов ВХУТЕМАСа с макетами и постановочное фото современных студентов в окружении макетов. Между ними были размещены ответы российских и зарубежных архитекторов на вопрос «Что такое в вашем понимании архитектура будущего?». Среди респондентов были руководитель бюро «Снёхетта» из Осло Хьетиль Торсен, Ким Нильсен из копенгагенского 3XN, немецкий инженер Вернер Зобек, наши архитекторы – Николай Лызлов, Андрей Чернихов, Наринэ Тютчева, Алексей Муратов, Левон Айрапетов и другие. Также там были высказывания молодых – победителей различных конкурсов: NEXT, «Умный дом» и т.д. Текст при этом чередовался с изображениями проектов международного конкурса Archiprix, который совпадал с нашей экспозицией по идеологии: там побеждают интересные, перспективные работы, предлагающие решения актуальных проблем.
Оскар Мамлеев
Изображение предоставлено Оскаром Мамлеевым

Вторая часть экспозиции была посвящена архитектурному колледжу Александра Ермолаева, самарской мастерской Сергея Малахова и Евгении Репиной и школе МАРШ. Экспозиция Ермолаева показала методику, результатом которой является не столько проект, но нечто большее, наполненное интеллектуальным содержанием. Глядя на эту экспозицию, понимаешь, что молодых людей в колледже готовят к пониманию социальной ответственности профессии будущего.
Экспозиция раздела «Будущее. Метод» на «Зодчестве»-2014. Фотография предоставлена Оскаром Мамлеевым

С таким же настроением воспринималась экспозиция самарцев. Малахов и Репина давно занимаются вопросами сохранения среды старого города, и их часть выставки рассказывала о том, что творится с исторической Самарой сегодня, как целыми районами сносятся старые постройки, и на их месте возводятся огромные, чудовищные сооружения. Ребята-студенты мастерской представили своеобразное эссе, где обозначили существующие проблемы города и ответили на вопрос: какой стимул нужен, чтобы не уезжать, а продолжать жить в родном городе. Должен сказать, что «Зодчество 2014» сильно отличалось от фестивалей предыдущих лет, когда просто показывали постройки и проекты бюро из разных российских городов. В этот раз мы не просто фиксировали сложившуюся ситуацию в отечественной архитектуре, но и получили информацию о понимании молодыми людьми своей ответственности за профессию.
Экспозиция раздела «Будущее. Метод» на «Зодчестве»-2014. Фотография предоставлена Оскаром Мамлеевым

Многим посетителям фестиваля понравилась экспозиция школы МАРШ: там были представлены дипломные работы ее первого выпуска, а также очень интересные макеты к проекту, заказанному Музеем современного искусства «Гараж». Заданием было спроектировать павильон к 100-летию российской выставки на Венецианской биеннале.
Экспозиция раздела «Будущее. Метод» на «Зодчестве»-2014. «Елка» объединения «АрхКузница». Фотография предоставлена Оскаром Мамлеевым

Кроме того, мы показали две «татлиновские» елки объединения «Архкузница» – детища Петра Виноградова: варианты того, что ими было сделано прошлым летом в Выксе на фестивале «Арт-Овраг». Молодые архитекторы из бюро «Новое» поставили в центре нашей площадки экран с планом некоего города: когда зритель приближался к этому экрану, план постепенно превращался в фасады, а затем «выравнивался» в прямую линию: как будто ты уходишь в будущее и там растворяешься – элегантная работа.
Экспозиция раздела «Будущее. Метод» на «Зодчестве»-2014. Фотография предоставлена Оскаром Мамлеевым

– Но в рамках вашего проекта была не только «традиционная» экспозиционная часть, но и семинар?

– Да, на этой же выставочной территории мы провели семинар, в котором приняли участие ребята из Казани, Самары и Москвы. Им тоже была поставлена задача – высказаться на тему «Что такое архитектура будущего в России?». Там было три команды. Самарцы, как и в случае с экспозицией мастерской Малахова и Репиной, показали ряд острых проблем своего города, а в итоге представили предложение по гуманизации среды.

Очень интересно выступила группа с кафедры «Дизайн среды» МАРХИ. Они не делали конкретного проектного предложения, решив, что попытки представить архитектуру будущего на отдаленный период при таком быстром темпе развития, как сейчас, могут вызвать лишь улыбку. Студенты сочинили историю под названием «Исповедь одного архитектора», разобрав различные ситуации в городе N-сква и с сарказмом описав все его проблемы: отношение к памятникам архитектуры, заигрывание государства с церковью, также они «прошлись» по проблемам дефицита общественных пространств, транспорта и т.д. Вот цитата: «Псевдоолигархи заказывают псевдотворцам из псевдозарубежа псевдоархитектуру за псевдоденьги для псевдохорошей жизни». А заканчивается все это исповедью другого архитектора, который, упомянув, что он «неправильный» архитектор, описывает, как на самом деле надо работать – по-честному. Эта команда оформила свою работу как брошюру, которую, я надеюсь, мы еще опубликуем.
Саида Бакаева, Андрей Лобанов, Дарья Макеенко, Дарья Свистова. «Мегаполис» – работа, созданная в рамках семинара на выставке «Будущее. Метод»
Саида Бакаева, Андрей Лобанов, Дарья Макеенко, Дарья Свистова. «Мегаполис» – работа, созданная в рамках семинара на выставке «Будущее. Метод»

– Как понимаю, было особенно важным соединить выставку с более «реактивной», творческой и образовательной составляющей?

– Началось все с того, что кураторы «Зодчества»-2014 Андрей и Никита Асадовы выразили надежду, что наш проект может получиться живым, потому что статичные экспозиции можно посмотреть и не все понять, а «активный» проект дает пространство для реакции и отклика. Моим помощником на семинаре был Егор Орлов, выпускник КГАСУ, автор очень интересной дипломной работы «Киберотопия. Смерть аналоговых городов», которая тоже вошла в нашу экспозицию. Я пригласил Тотана Кузембаева, Юрия Виссарионова, Николая Лызлова, Сергея Малахова, которые приняли участие в обсуждении семинарских проектов. Для студентов также была важна сама атмосфера диалога, общение с известными мастерами.
zooming
Презентация работы на семинаре, прошедшем в рамках выставки «Будущее. Метод». Фотография предоставлена Оскаром Мамлеевым

– Из вашего кураторского замысла получается, что будущее – это молодежь, новые архитекторы. А как вы, как педагог с большим стажем, оцениваете уровень оптимизма среди молодежи? Готовы ли они пытаться изменить мир к лучшему?

– Сейчас, конечно, поводов для оптимизма и у молодых ребят, и у умудренных опытом архитекторов не очень много. Но очень важно понимать, что, если бы люди не пытались высказать свое мнение о настоящей ситуации и не демонстрировали свою социальную активность, то нельзя было бы и говорить о том, что у них есть оптимизм. Такие действия уже служат стимулом, дают надежду на то, что люди будут противостоять странным событиями, порой происходящим вокруг нас, и одна из самых серьезных проблем – это непрофессионализм. Есть надежда на изменения к лучшему. В этом плане молодые архитекторы – оптимисты, хотя вслух они говорят о грустном. Важно то, чтобы педагоги, мастера своего дела, опытные архитекторы не только передавали студентам профессиональные, ремесленные навыки, но и воспитывали у них понимание того, где и как они живут, чтобы молодые архитекторы своими работами старались если не улучшить, то хотя бы не ухудшить город.
zooming
Экспозиция раздела «Будущее. Метод» на «Зодчестве»-2014. Фотография предоставлена Оскаром Мамлеевым

– Наши молодые архитекторы – неужели все они имеют активную социальную позицию?

– Нельзя сказать, что все. Когда я работал в жюри конкурса, проходившего в преддверии «Зодчества», то видел работы студентов и молодых архитекторов. Раздел молодых архитекторов выглядел довольно тоскливо. Я считаю, что в будущем стоит изменить фестивальную идеологию. Просто показывать реальную ситуацию, никоим образом ее не комментируя, неправильно. У нас есть масса интересных молодых ребят, я очень люблю молодежь и стараюсь поддерживать любые их начинания. Если бы эти архитекторы тоже принимали участие в «Зодчестве», то и у нас было бы больше оптимизма.

Со студенческими работами дело обстоит лучше, но, как всегда, есть известные лидеры среди школ, которые и на смотрах-конкурсах отличаются в лучшую сторону от остальных. Но их не так много, и в итоге не набирается достаточно интересных работ, которые стоит рекомендовать для показа на выставках, награждения дипломами и т.д.

– Вы упомянули талантливых молодых архитекторов, которые не подали свои работы на «Зодчество». Почему же они решили не участвовать?

– Это распространенная позиция, не только у этих молодых людей. Я сам лет пять вообще не ходил на «Зодчество», потому что там постоянно показывали одно и то же. Такая же реакция и у многих моих друзей. Я предлагал ответить на вопрос об архитектуре будущего нескольким известным архитекторам, но они, услышав слово «Зодчество», сразу отвечали, что никогда не принимали и не будут принимать участие в этом фестивале. Пока, к сожалению, существует очень большая разница между «Зодчеством» и «АрхМосквой». «АрхМосква» – это всегда некая интрига, поиск проблемы, привлечение новых людей и новых идей. Барт Голдхорн в этом плане – молодец, он организовал конкурс молодых архитекторов NEXT, благодаря которому мы узнали совершенно потрясающих ребят с нестандартным мышлением, которое и является залогом успеха в профессии. Если будет изменена идеология «Зодчества», то и участие в нем будут принимать гораздо больше архитекторов.

– Давайте вернемся к проблеме образования и его связи с реальностью, которая нас редко радует. Как надо готовить молодых архитекторов к реальной практике за стенами вуза? И стоит ли вообще это делать?

– Все очень просто: сама система образования должна быть скорректирована. Нельзя доводить академическую схему до абсурда. Понятно, что такие институции, как высшие школы – это огромные лайнеры, которые не очень мобильны и с трудом меняют свой курс. Но, тем не менее, если мы видим на горизонте цель, то должны корректировать наше движение, чтобы в итоге все же прийти к этой цели. Существует масса методов архитектурного образования, очень отличающихся друг от друга. Есть немецкие школы, особенно архитектурные факультеты технических университетов, где сильный крен делается в сторону технических дисциплин. Там есть отличные кафедры и специалисты по смежным дисциплинам. Работы студентов этих вузов очень серьезно проработаны.

Лучшие английские школы наполнены поэтикой, уходят в сторону фантазии. Решая серьезные проблемы, студенты там делают предложения, на первый взгляд, не очень реалистичные. Но ведь на знаменитых конкурсах «бумажной архитектуры», с точки зрения далеких от архитектуры людей, побеждали «абсурдные» работы. Но когда вы видите нестандартное предложение, оно побуждает вас поразмышлять на данную тему самому и, может быть, прийти к новаторскому решению. К сожалению, во многих отечественных архитектурных школах нет таких подходов, а учебные программы и задания не меняются десятилетиями, хотя в вузах есть и блестящие педагоги, и талантливые студенты. Мне кажется, что нужно смелее проводить реорганизацию.

– Я имела в виду даже не то, что образование фантазийно или, напротив, реалистично, а то, что атмосфера школы «идеальна». Студент в комфортной среде развивает свои идеи, его поддерживают. А потом он оказывается в реальной жизни, где приходится лавировать между заказчиками, чиновниками и т.д., а новые, интересные идеи далеко не всегда находят положительный отклик.

– Я сейчас говорил о методике, а вы затронули квалификационный вопрос. В какой именно методике вы работаете – это не столь важно, а ключевым моментом является профессионализм и понимание как технических, так и всех остальных вопросов. Почему во всех странах приоритет отдается не отдельным архитектурным вузам, а университетам с архитектурной школой в его составе? Потому что на тех же технических кафедрах работают высококлассные специалисты-практики, которые держат руку на пульсе развития профессии. Они прекрасно знают, какие бывают современные материалы и технологии, и этому учат студентов. Нельзя же по учебникам 20- и 30-летней давности учить ребят стоечно-балочной системе. Каждый педагог должен самосовершенствоваться, и преподавать может только человек, который сам постоянно учиться. На прошедшем в декабре в четвертый раз Московском урбанистическом форуме я не видел педагогов МАРХИ – за некоторым исключением. В то время как архитекторы-практики постоянно бывают на таких мероприятиях, потому что там обсуждаются интересные темы – не только узкопрофессиональные, а охватывающие весь спектр проблем города. Профессионализм, уровень, квалификация – это главное. Можно закончить разные школы, но если ты достиг определенного уровня мастерства в профессии, то это и есть залог успеха. Но, конечно, архитектурные мастерские у нас далеко не все идеальны, потому что большое давление на них оказывает строительный комплекс, и приходится использовать те технологии, которые не меняются десятилетиями. Многие вчерашние студенты, попадая в такие бюро, соглашаются работать в этих рамках ради зарабатывания денег, ну а когда результат их труда показывают на фестивале «Зодчество», то он оказывается далек от идеала.

Т. Трусова, А. Бенца, К. Рыкова, А. Каракашян. «Чепуха» – работа, созданная в рамках семинара на выставке «Будущее. Метод»


Участники семинара на выставке «Будущее. Метод» – студенты 5-го курса МАРХИ, кафедры «Дизайн архитектурной среды»
 

Саида Бакаева:
«Зодчество – это искусство проектировать. Цель фестиваля – это повышение уровня архитектурной и градостроительной деятельности в России с помощью выставок, лекций, презентаций и дискуссий. Анализируя три дня фестиваля, можно смело заявить об успешно достигнутой цели: он привлект не только профессионалов, но и широкую публику, что, я уверена, принесет свои плоды. Осознание, погружение, соприкосновение – вот слова-синонимы «Зодчества»–2014.
Поучаствовав в воркшопе на тему «Архитектура будущего», я поняла, насколько важно давать людям свободу мысли, свободу фантазии, свободу действия. Не ограничивать и не ставить рамки. Только благодаря этому, я и моя команда смогли преодолеть «рамки» и сделать работу, которая отражала бы «утопию» нашего будущего – мир, отмечающий каждый день «день победы» над здравым смыслом!»

Анаида Каракашян:
«Зодчество. Много материала, возможность отвлечься, осмотреться.
Другая обстановка, другой формат. Воркшоп. Возможность оторваться, сыграть в игру, перестать быть серьезными, постоянно занятыми. Посмотреть просто на такую важную тему, как будущее. Заставило задуматься...
А почему бы нам не быть свободными всегда, работать, играть и получать удовольствие?!»

Дарья Свистова:
«Зодчество-2014 стал моим первым шагом выстраивания новых отношений в профессиональной среде архитекторов, проектировщиков, художников, педагогов. В одном пространстве сосуществовали архитектурные школы, независимые проекты, «мастеровитые» архитекторы. Фестиваль стал индикатором моего места в профессиональной среде и оказался правдоподобным отражением этой среды. Контрастные экспозиции в соседстве друг с другом подчеркивали разобщенность проектного мира, живущего в подобных противоположностях: пафос и естественность, сложность и простота, искренность и фальшь, компромисс и беспрекословность. Искусственная выстроенность экспозиции читалась разве что во внешней форме – намеке на связь с архитектурой. Я не увидела на выставке экспозиций абсолютных, несомненных, идеальных, но именно поэтому фестиваль показался прямым и честным, как сама жизнь.
Воркшоп «Архитектура будущего» в секции «Будущее. Метод» – это не столько фантазии о будущем, сколько переживание настоящего, еще один повод остановиться и осмыслить сегодняшний день. Мне важно делать такие остановки, паузы. А воркшоп – это всегда пауза и попытка осмыслить весь свой опыт с иной позиции. В учебном процессе института бесконечные рамки приводят к зашоренности, закрытости, узости взгляда, а значит, закостенелости проектных решений. Черствость, однозначность, монументальность, «вечность» в архитектуре, мне кажется, равноценны провалу, потому что означают смерть. О жизни говорит гибкость, подвижность, изменяемость, легкость. И эту легкость дает только постоянное выдергивание себя из святой уверенности в собственной важности, авторитетности проектов. Мой малый проектный опыт был не перечеркнут, но скорректирован под влиянием воркшопа. И мне жаль, что титулованные архитекторы не прошли подобный путь на «Зодчестве» в те три дня. Мир стал бы лучше.»

Диана Мариничева:
«Я впервые участвовала в таком фестивале, где была затронута тема очень близкая мне духовно. Чувствовалось участие и взаимодействие в попытке найти выход из сложившегося настоящего дня в завтрашнее будущее. Всегда волновал вопрос: а что же будет завтра? Было очень здорово обсуждать проекты, касающиеся нашего будущего, в таком сплоченном кругу. Для меня коллективное обсуждение на таком уровне было, пожалуй, самым важным событием, поскольку я чувствовала наше хоть и маленькое, но участие в общем деле, чувствовала, что от нас ждут идей и открытий, которые смогут в будущем помочь нашей жизни и жизни наших детей. Меня действительно поразило то, как мы всеми общими силами участвовали в общем деле. То, как люди разных возрастов делились мыслями и предложениями, и как яростно каждый из нас пытался донести свои идеи, как с уважением и благосклонностью к ним относились слушатели – поддерживали и давали советы. Самое важное – это то, что фестиваль заставляет каждого хоть на один момент задуматься о завтрашнем дне, и, возможно, кто-то после посмотрит на эту важную сторону нашей жизни – будущее – совсем по-другому. С большой благодарностью за предоставленную возможность участия в таком важном деле.»

Мария Широва:
«В просторах Гостиногo двора было интересно, простая организация и тема фестиваля позволила вновь обратить внимание на авангардное прошлое, идеи которого ценятся и по сей день. Хороший подбор фотографий и работ позволили вдохновиться и поучаствовать в воркшопе Оскара Раульевича Мамлеева. Тематика его воркшока обращена к фестивалю и сподвигла нас на переосмысление и осознание будущего, его возможного и невозможного изменения. Нам была дана полная свобода в проектировании любого объекта и любой концепции. Также помогал вести проектный процесс Егор Орлов, которому пришлось выслушивать и развивать наши туманные идеи и запутанные мысли. Его способность задавать и изменять направление развития идеи помогла нам создать концепцию проекта «Тюрьма переосмысления». Суть этого проекта – в том, чтобы создать такое пространство в антиутопическом будущем, которое позволит человеку задуматься о настоящих ценностях нашего существования. И хочется его поблагодарить за поддержку и вдумчивость. Было очень здорово попробовать себя в новом формате, отличающегося от учебных проектов нашего института. Хотелось бы видеть будущие фестивали «Зодчество» в более «наполненом» состоянии, чтобы там было как можно больше воркшопов и других мероприятий, а также участников.»

03 Февраля 2015

Нина Фролова

Беседовала:

Нина Фролова
Пресса: Фестиваль «Зодчество-2014» - кураторский порыв назло...
В конце декабря в Гостином дворе прошел 22-й Международный фестиваль «Зодчество-2014», ситуативным контекстом которого стала профессиональная рефлексия по поводу последствий для строительной практики двукратной девальвации рубля.
Пресса: Эдхам Акбулатов, мэр Красноярска: «Стремительное...
Экспозиция Красноярска стала одной из самых ярких на XXII международном фестивале «Зодчество» в Москве. Сибиряки привезли в столицу новый генеральный план развития города. Мэр Красноярска Эдхам Акбулатов рассказал, какой опыт Москвы может быть полезен городу, зачем он планирует реорганизовывать промзоны в промышленном сердце Сибири и как изменится Красноярск к проведению Универсиады-2019.
Пресса: В Москве прошел Международный фестиваль «Зодчество»
В Москве прошел Международный фестиваль «Зодчество». Его тема звучала довольно сложно – «Актуальное. Идентичное», с посвящением 100-летию русского авангарда. Организаторы объяснили, что, соединяя прошлое с настоящим, современные архитекторы формируют будущее. Тем самым у них в руках – ключ к зарождению нового авангарда.
Пресса: Северный эпос
Архитектурная мастерская «Атриум» открыла мощный источник вдохновения в традициях и природе Якутии, когда разрабатывала конкурсную концепцию для международного центра Олонхо в Якутске. Сооснователь мастерской, архитектор Антон Надточий призывает не забывать о культурах малых народов в разговоре о российской идентичности.
Загадки русской души
Участникам фестиваля «Зодчество» удалось перевести его опасную тему – идентичность, в единственно адекватную плоскость: нервной рефлексии на грани абсурда. Сохранив невозмутимое выражение лица.
Пресса: Ольга Бумагина: Детский сад как центр притяжения
Главный архитектор и гендиректор мастерской ППФ «Проект-Реализация» Ольга Бумагина убеждена в том, что социальные объекты не должны являться довеском к жилой застройке, а вполне могут стать центрами притяжения в жилых кварталах.
Пресса: Большая встреча с кураторами фестиваля «Зодчество-2014»
12 ноября 2014 года на площадке архитектурной школы МАРШ состоялся круглый стол «Специальные проекты фестиваля «Зодчество-2014». Кураторы, среди которых Андрей и Никита Асадовы, Елена Гонсалес, Александр Змеул, Оскар Мамлеев, Елена Петухова, Алексей Комов, Вероника Харитонова, Александра Селиванова и Борис Кондаков, рассказали присутствующим о философии своих выставочных проектов, их профессиональной и общественной направленности, а также поговорили об идентичности российской архитектуры.
Загадки русской души
Участникам фестиваля «Зодчество» удалось перевести его опасную тему – идентичность, в единственно адекватную плоскость: нервной рефлексии на грани абсурда. Сохранив невозмутимое выражение лица.
Антон Шаталов: «В Сибири для пассионариев наилучшая...
Куратор выставки «Прошлое, настоящее и будущее Красноярска» – о городе, который находится сейчас «на этапе социальной эволюции, когда людям предоставляется безграничный выбор возможностей для проявления себя».
Владислав Кирпичев: «Мы все живем запахами из детства»
Говоря о своей экспозиции на «Зодчестве» 2014, глава школы EDAS Владислав Кирпичев признался, что не делал попыток вписаться в тему фестиваля («актуальное идентичное»), – и между тем, кажется, сказал о ней очень многое.
Между прошлым и будущим
Публикуем кураторский манифест фестиваля «Зодчество», который пройдет 18–20 декабря в Гостином Дворе. Кураторы – Андрей и Никита Асадовы.
Технологии и материалы
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Подражание природе
Открываем новую рубрику «Нейросети» работой для конкурса AI&Biomimicry. Для концепции музейного комплекса авторы позаимствовали природные световые явления и принцип биомимикрии. Этот промт не был простым: использовались слова трабекулы, мезоглея, сцинтиллоны и динофлагелляты.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?