Пять проектов. Елизавета Клепанова

Постоянный автор Архи.ру, работающий в Германии российский архитектор Елизавета Клепанова рассказывает о пяти объектах, которые произвели на нее самое сильное впечатление.

mainImg
За всю мою писательскую жизнь составление списка из пяти любимых объектов оказалось самой сложной задачей. Я всегда очень лично подхожу к каждой своей статье и вообще ко всему, что делаю, и для меня творчество, люди, эмоции, города очень тесно связаны между собой. Так что сегодня я поделюсь с вами не просто интересными с моей точки зрения вещами, но частью самой себя.

1. Отель Sofitel Stephansdom в Вене
Архитектор Жан Нувель, художник Пипилотти Рист.

 
zooming
Елизавета Клепнова
zooming
Отель Sofitel Stephansdom в Вене © Елизавета Клепнова

Это была моя «первая Вена». Часовой перелет из Милана по приглашению на симпозиум по советскому модернизму. До симпозиума оставался еще день, который я рассчитывала провести, изучая новый для себя город. В Вене меня уже ждал друг нашей семьи –российский архитектор, который, собственно, и настоял на моем прилете на симпозиум. И потому первое, что я услышала по сотовому, приземлившись в 8 утра в аэропорту, было «Я здесь уже заказал водку и черную икру, ты голодная?». Я быстро зарегистрировалась в своей гостинице, и мы, встретившись с ним на берегу Дуная, пошли знакомить меня с австрийской столицей. Он небрежно бросил, что был в Вене уже одиннадцать раз, и его здесь уже ничем не удивишь. А я тогда подумала, что никогда не устану удивляться этому городу.
zooming
Отель Sofitel Stephansdom в Вене © Елизавета Клепнова

Архитектор рассказывал мне про Холляйна и показывал шикарные барочные церкви, Музейный квартал, здание Сецессиона и прочие достопримечательности. А поздно вечером мы опять вернулись на набережную Дуная и увидели новую гостиницу Sofitel Stephansdom, спроектированную Жаном Нувелем. Ее здание почти исчезало на фоне темного неба: было видно лишь несколько световых полос окон. Когда мы обходили вокруг него, стало понятным, почему отель назван в честь главного венского собора – часть кровли Sofitel точно повторяет орнамент кровли собора Святого Штефана. Потом мы попытались попасть в бар на последнем этаже отеля, потому что очень хотелось увидеть потолки работы художника Пипилотти Рист. Нас попросили подождать, так как все места были зарезервированы: бар оказался страшно модным среди местного населения. Пришлось с печальными глазами объяснить, что мы русские архитекторы и, если мы не увидим сию же минуту интерьер бара, то наше чувство прекрасного этого не переживет. Через несколько минут для нас нашли свободный столик. Это было прекрасно: из окон открывался вид на всю Вену, с потолка «падали» осенние листья и мигал большой глаз. Нувель любит говорить: «Если в архитектуре нет магии, она ему неинтересна». Здесь эта магия была: магия театра, хорошо продуманного спектакля, где каждый актер на своем месте и играет свою роль талантливо и профессионально. А примой была Вена, которая – в тон осенних листьев на потолке – в тот вечер была золотой.
zooming
Отель Sofitel Stephansdom в Вене © Елизавета Клепнова

На следующий день я пошла фотографировать гостиницу при солнечном освещении. Она выглядела просто и элегантно, уже не растворяясь в среде, но поблескивая серебром на фоне утреннего неба.
zooming
Отель Sofitel Stephansdom в Вене © Елизавета Клепнова
zooming
Отель Sofitel Stephansdom в Вене © Елизавета Клепнова

На симпозиуме мы, устав от обсуждения советского модернизма, тихонько перебрасывались впечатлениями от Sofitel. И мой спутник очень печально, даже мрачно говорил, что много было подобных идей, но с такими заказчиками, как у нас, как же их можно воплотить? Они не понимают, что в архитектуре должна быть магия, и как им это объяснить?

2. Парк Портелло в Милане.
Ландшафтные архитекторы Чарльз Дженкс и бюро LAND.

zooming
Парк Портелло в Милане © Елизавета Клепнова

Это было невыносимо: видеть рендеры прекрасного парка – дела рук Чарльза Дженкса и миланской студии LAND и знать, что строительство завершится еще нескоро и парк откроют, в лучшем случае, через полгода, и при этом ощущать его непосредственную близость и даже видеть частично реализованные участки сквозь решетку ограды. Я была котом, а этот парк – недосягаемой сметаной, не дававшей мне покоя.
zooming
Парк Портелло в Милане © Елизавета Клепнова
zooming
Парк Портелло в Милане © Елизавета Клепнова
zooming
Парк Портелло в Милане © Елизавета Клепнова

Одним ранним воскресным утром мною было принято волевое решение во что бы то ни стало попасть в парк. Я благополучно перелезла через забор и оказалась в окружении красоты. Я пробыла в парке около часа: поднималась на искусственные холмы, смотрела на панораму Милана с его заводами, несущимися с огромной скоростью автомобилями, старинными соборами и немногочисленной зеленью. Я ходила по мягкому настилу с травой, смотрела на «лягушачий пруд» и все больше понимала значение фразы «искусственно созданная естественная среда».
zooming
Парк Портелло в Милане © Елизавета Клепнова
zooming
Парк Портелло в Милане © Елизавета Клепнова

Этот парк, сейчас уже открывшийся – интроверт, как и большинство вещей в Милане. Он расположен вдали от проторенных туристических троп, не слишком близко от центра, рядом с очень простым районом, который только-только начинает становиться модным, и у этого парка – крайне «невнятный» вход, который удается найти далеко не всем. Но, если вы все же туда попали, то, я уверена, меня поймете и полюбите это место потому, что не полюбить его просто невозможно.

3. Вилла Ротонда в Виченце
Архитектор Андреа Палладио

 
zooming
Вилла Ротонда в Виченце © Елизавета Клепнова

В конце 2-го курса МАРХИ на занятие по основам архитектурного проектирования нам нужно было принести макет и буклет с аналитическими материалами по любимому жилому дому. Во мне боролись студенческая лень и желание сделать что-то «по любви». Лень подсказывала выбрать какой-нибудь японский кубик с квадратными окошками и покончить с этим заданием за пару часов непыльной работы. Любовь требовала сделать макет и анализ виллы Фоскари («Мальконтента») Палладио, что предполагало уже значительно больший объем труда. Моя рациональность всегда оставляла желать лучшего, и любовь победила. После бессонной ночи я взахлеб рассказывала перед преподавателями и одногруппниками про достоинства виллы и показывала их на макете. Я была счастлива и получила свою первую десятку.
zooming
Вилла Ротонда в Виченце © Елизавета Клепнова

Через несколько лет после этого я училась в Миланском политехническом и уговаривала друзей-латышей, у которых была машина, поехать смотреть виллы Палладио. В тот сезон Мальконтента была закрыта для посещений, а вот Ротонда и несколько других – открыты.
zooming
Вилла Ротонда в Виченце © Елизавета Клепнова

Именно здесь, в Ротонде, я поняла, что такое архитектура и какой она должна быть – независимо от того, к какому стилю и эпохе она относится. Здесь были покой, величие и вечность, застывшая в воздухе. Здесь не было ни сегодня, ни завтра, ни вчера, а было что-то особое. Кто-то назвал бы это четвертым измерением, а я думаю, что это была душа.

4. Большая мечеть Хасана II в Касабланке
Архитектор Мишель Пинсо

 
zooming
Большая мечеть Хасана II в Касабланке © Елизавета Клепнова

В Касабланке носят смешные тапочки с загнутыми носами, как у Маленького Мука, терракотовые халаты-джелабба с капюшонами, готовят кус-кус в тажине и делают очень неплохую современную архитектуру. Последнее, кстати, стало для меня абсолютной неожиданностью. Здесь работают, в основном, французские архитекторы и марокканцы, которые прошли французскую архитектурную школу.
zooming
Большая мечеть Хасана II в Касабланке © Елизавета Клепнова

Для меня Марокко – страна очень традиционная – стала, как ни странно, показателем того, что все границы в архитектуре могут быть преодолены, даже если они вообще и существуют. Подумайте сами: как король Марокко Хасан II мог заказать строительство самой большой мечети в стране французскому архитектору – не мусульманину Мишелю Пинсо? И как он, архитектор, мог так прекрасно прочувствовать традиции незнакомых ему культуры и религии, чтобы сделать абсолютно современную мечеть на воде?
zooming
Большая мечеть Хасана II в Касабланке © Елизавета Клепнова
zooming
Большая мечеть Хасана II в Касабланке © Елизавета Клепнова

Она невероятно красива, и ее обязательно нужно увидеть собственными глазами. Поэтому я не буду заранее рассказывать вам о прекрасных пропорциях этого здания, окружающего его религиозного комплекса и новой площади, их вписанности в ландшафт, завораживающих орнаментах из итальянского камня, созданной там атмосфере. Не буду потому, что вы должны прочувствовать это место сами, неспешно подходя к нему из центра Касабланки через трущобы, вдыхая соленый воздух океана под звуки волн и азана
zooming
Большая мечеть Хасана II в Касабланке © Елизавета Клепнова
zooming
Большая мечеть Хасана II в Касабланке © Елизавета Клепнова

И еще про границы в архитектуре: в Касабланке – огромное число мечетей на любой вкус, но местные жители сотнями приходят именно сюда – в мечеть современную, созданную архитектором другой страны и иной веры, где так хорошо, что эти детали кажутся условностями.

5. Альдо Росси.
 
zooming
Альдо Росси

Недавно я была на ужине у одного мюнхенского профессора архитектуры и его супруги – архитектора из Швейцарии. В неспешных разговорах об архитектуре, музыке, вкусной еде прошел ужин, и наступило время чая. И вдруг на столе появился чайный сервиз Альдо Росси, а у меня – ощущение абсолютного счастья.
Пятый элемент моего списка – это человек, который для меня был целой эпохой в архитектуре. Я люблю его книги. Я люблю его философию. И мне безумно жаль, что у меня никогда не будет возможности с ним поговорить или послушать его лекции. Я разговаривала с его учениками, расспрашивала о нем своих миланских профессоров, которые были с ним лично знакомы, я ездила на все выставки, посвященные его творчеству.
Мои родители-архитекторы с самого детства говорили мне, что архитектура – профессия комплексная, сочетающая в себе творчество, психологию, экономику, менеджмент, философию и многое другое. К сожалению, сейчас эти качества в архитектуре и архитекторах сочетаются редко: всегда есть ощущение, что та или иная сторона превалирует. Мне хочется верить, что в Росси все эти аспекты сочетались гармонично, но нам об этом уже никогда не узнать точно – что, в конечном счете, может быть и к лучшему.

Елизавета Клепанова окончила в 2013 МАРХИ (факультет «Жилые и общественные здания»; специалист архитектуры) и Миланский политехнический университет (магистр архитектуры).
В 2008–2011 – архитектор в АБ «А. Клепанов А-С-Д». В 2012–2013 – автор интернет-портала Architectural Digest Russia. С 2013 – автор интернет-портала Archi.ru. С января 2014 – архитектор бюро Peter Ebner and friends (Мюнхен).

18 Января 2015

Похожие статьи
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.