01.12.2014

Сергей Кузнецов: «Мы покажем творческий процесс, в результате которого появлялись станции московского метро»

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов о спецпроекте «Московский метрополитен. 80 лет в поисках идентичности» на фестивале «Зодчество» 2014.

информация:

Архи.ру:
– «Метро, метро московское…»: все привыкли думать, что лицо московского метро – это сталинский дворец, кусочек лучшей жизни, который обитатели коммуналок видели по пути на военный завод, а потом прятались там от бомбежек, благодаря бога и партию за глубокое залегание. Что бы Вы добавили к этому образу? Что еще идентичного в московском метро?

Сергей Кузнецов:
– Безусловно, сталинский период находится в фокусе внимания, что объяснимо, станции 1930-х – 1950-х годов задали тему дворцовости для Московского метрополитена. Также это самые интересные станции в сознании горожан и самые посещаемые туристами. Но я абсолютно уверен, что лицо Московского метрополитена формировалась и формируется все годы его существования. После сталинского периода было еще шестьдесят лет истории московского метро, это и хрущевский минимализм, и брежневский монументализм, и эклектичные и зачастую спорные станции постсоветского времени. Без всего этого невозможно говорить об идентичности московского метро.
 

Станция «Курская» Кольцевой линии. Аванзал. Арх. Г. Захаров, З. Чернышёва. 1950. © Метрогипротранс
Станция «Курская» Кольцевой линии. Аванзал. Арх. Г. Захаров, З. Чернышёва. 1950. © Метрогипротрансоткрыть большое изображение

– Пожалуй, в последние десять лет было несколько проектов, сетевых и офф-лайновых, посвященных московскому метро – чем отличается ваш проект для «Зодчества»?

– Проект «Московский метрополитен. 80 лет в поисках идентичности» показывает архитектуру метрополитена не как «застывшую музыку», а как результат живого творческого процесса. В фокусе проекта – поиски архитекторов: мы показываем идеи, как реализованные, так и нет, творческий процесс, в результате которого появлялись станции метро. Фактически, это материалы с рабочего стола архитекторов разного времени. Например, мы впервые покажем некоторые эскизы и чертежи из архива Метрогипротранса. Кроме того, мы призываем всех неравнодушных к теме метро присылать материалы, которые у них есть, это могут быть фотографии, а также сканы открыток, эскизов, статей и т.д. Самые интересные материалы мы используем в нашей экспозиции. В рамках нашего проекта будут показаны и поиски последнего времени, в том числе, результаты проведенного впервые за многие годы конкурса на проектирование станций метрополитена – «Солнцево» и «Новопеределкино», который организовал Стройкомплекс Москвы. Этот конкурс продолжает не только современную московскую конкурсную практику, но и отсылает к конкурсам на первые станции метрополитена.
 
Эскиз типовой станции метрополитена. Конец 1950-х – начало 1960-х годов © Метрогипротранс
Эскиз типовой станции метрополитена. Конец 1950-х – начало 1960-х годов © Метрогипротрансоткрыть большое изображение

– К слову о навигации и идентичности: одна из особенностей московского метро заключается в том, что оно – едва ли не самое путаное. Как-то я встретила там плачущую француженку, она не могла понять, как это может быть две станции Арбатских… Теперь Артемий Лебедев решает проблемы навигации наклейками, и они примерно за год уже почти стерлись. Будете ли вы ставить вопросы ребром, или ваш проект – скорее нарративный?

– Я не думаю, что стираемость наклеек – это самая главная проблема, особенно учитывая пассажиропоток Московского метрополитена. Тем более, что все вопросы, связанные с городской навигацией нельзя решить одномоментно. В рамках этого спецпроекта мы не  фокусируемся на теме навигации, но в своей профессиональной деятельности я, как и мои коллеги из других департаментов, уделяю много внимания этому вопросу. Это и таблички с названием улиц, и навигация в общественном транспорте, в том числе метро, и правила размещения вывесок и указателей – то, что можно назвать дизайн-кодом города. Вообще, это часть глобальной работы по формированию айдентики города. Например, сейчас мы активно работаем над модернизацией индустриального домостроения и над проектами, связанными с Москвой-рекой. Один из самых успешных инструментов в формировании, поисках айдентики – это конкурсы, которые мы проводим для решения задач самого разного масштаба – от градостроительных проектов и крупных комплексов до фасадов и даже отдельных элементов зданий.
Проектные предложения  для системы указателей метрополитена. 1967 © Метрогипротранс
Проектные предложения для системы указателей метрополитена. 1967 © Метрогипротрансоткрыть большое изображение

– Чего зрителям ждать от вашей выставки, в чем ее основной смысл?

Очевидно, что формат трехдневного фестиваля «Зодчество», насыщенного различными выставками и мероприятиями деловой программы, не дает возможности достаточно глубоко погрузиться в материал. Наша задача – обозначить тему, напомнить, заинтересовать посетителя, как профессионального, так, и просто интересующегося архитектурой. Хотелось бы, чтобы после посещения «Зодчества» посетитель зашел в интернет и прочитал об истории и перспективах московского метро, или просто посмотрел на станцию метро, которую он проезжает ежедневно, новым взглядом. Также напомню, что материалы всех выставок, которые делает Москомархитектура, доступны на портале Архсовета Москвы. Там вы можете увидеть фото и описания экспозиций которые мы делали на «АрхМоскве», в Музее архитектуры им. А.В. Щусева, на Венецианской биеннале и пр. Таким образом, проект и тема продолжают жить. Кстати, в этой связи хотел бы поблагодарить команду, которую помогает реализовать наши проекты: это Агния Стерлигова, Ирина Кузнецова, Александр Змеул, Игорь Сон.
 
Станция «Жулебино». Л.Л.Борзенков (руководитель авторского коллектива), М.В.Волович, С.Ф.Костиков, Т.А.Нагиева, Н.Н.Солдатова, В.К.Уваров, 2013 © Л. Борзенков
Станция «Жулебино». Л.Л.Борзенков (руководитель авторского коллектива), М.В.Волович, С.Ф.Костиков, Т.А.Нагиева, Н.Н.Солдатова, В.К.Уваров, 2013 © Л. Борзенковоткрыть большое изображение

– Считаете ли Вы правильным искать идентичность и уникальность сейчас, или, может быть, логичнее сосредоточиться на качестве жизни? Или, наоборот, на общечеловеческих проблемах, забыв про своеобразие?

– Уверен, что можно и нужно совмещать и то, и другое: в конце концов, приоритетная задача правительства Москвы – создание комфортной среды для человека. До 2020 года в столице планируется построить более 160 км линий метро и 78 новых станций, 13 из которых уже открыты. Это позволит снизить нагрузку на действующую сеть метро, а также обеспечит «шаговую доступность» к станциям для 93% жителей Москвы. То есть мы решаем вполне прикладные задачи, при этом не забывая об эстетической стороне. И конкурс на «Солнцево» и «Новопеределкино» – пример этого подхода.
 
беседовала: Юлия Тарабарина
Станция «Новопеределкино». Конкурсный проект. Gerber Architekten. 2014 © Стройкомплекс Москвы
Станция «Новопеределкино». Конкурсный проект. Gerber Architekten. 2014 © Стройкомплекс Москвыоткрыть большое изображение
Станция «Новопеределкино». Конкурсный проект. U-R-A (United Riga Architects). 2014 © Стройкомплекс Москвы
Станция «Новопеределкино». Конкурсный проект. U-R-A (United Riga Architects). 2014 © Стройкомплекс Москвыоткрыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

статьи на эту тему:

все тексты темы

статьи на эту тему:

статьи на эту тему:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Павел Андреев
  • Юрий Виссарионов
  • Сергей Переслегин
  • Евгений Герасимов
  • Сергей Кузнецов
  • Игорь Шварцман
  • Алексей Горяинов
  • Владимир Биндеман
  • Всеволод Медведев
  • Наталия Шилова
  • Валерий Лукомский
  • Сергей Труханов
  • Алексей Иванов
  • Николай Переслегин
  • Константин Ходнев
  • Олег Карлсон
  • Владимир Плоткин
  • Алексей Гинзбург
  • Александр Скокан
  • Александр Бровкин
  • Михаил Канунников
  • Олег Мединский
  • Полина Воеводина
  • Николай Миловидов
  • Антон Лукомский
  • Арсений Леонович
  • Тотан Кузембаев
  • Андрей Асадов
  • Антон Надточий
  • Никита Бирюков
  • Левон Айрапетов
  • Сергей  Орешкин
  • Александр Асадов
  • Зураб Басария
  • Михаил Крымов
  • Наталья Сидорова
  • Олег Шапиро
  • Никита Явейн
  • Илья Уткин
  • Юлий Борисов
  • Андрей Романов
  • Сергей Эстрин
  • Анатолий Столярчук
  • Вера Бутко
  • Георгий Трофимов
  • Андрей Гнездилов
  • Никита Токарев
  • Валерия Преображенская
  • Илья Машков
  • Александра Кузьмина
  • Сергей Скуратов
  • Дмитрий Ликин
  • Даниил Лоренц
  • Александр Попов
  • Сергей Чобан
  • Дмитрий Васильев
  • Юлия Тряскина
  • Екатерина Кузнецова
  • Сергей  Цыцин
  • Роман Леонидов
  • Карен  Сапричян

Постройки и проекты (новые записи):

  • Многофункциональный жилой комплекс на территории завода «Филикровля»
  • Многофункциональный жилой комплекс на территории завода «Филикровля»
  • Многофункциональный жилой комплекс на территории завода «Филикровля»
  • Многофункциональный жилой комплекс на территории завода «Филикровля»
  • Многофункциональный жилой комплекс на территории завода «Филикровля»
  • Отель 7132 – реконструкция
  • Развитие территории старого аэропорта города Саратова
  • Многоквартирный жилой дом на ул. Орджоникидзе
  • «Даниловская мануфактура»

Технологии:

14.02.2017

В Испании на 3D-принтере напечатали бетонный мост

Институт современной архитектуры Каталонии (IAAC) представил первый в мире бетонный пешеходный мост, созданный с помощью объемной печати.
09.02.2017

Артек 2.0. Перезагрузка


Экофон (Ecophon)
07.02.2017

Сервисы компании «Славдом»: оптимизируем подбор строительных и отделочных материалов

Конфигураторы с живой картинкой, расчёты стоимости, чертежи узлов и возможности каталога.
Компания Славдом
06.02.2017

Трехмерный графен открывает новые перспективы в строительстве

В MIT создали объемную форму графена, рассчитав геометрическую структуру, подходящую для строительного применения также и с другими материалами.
другие статьи