English version

Алексей Горяинов и Михаил Крымов: «Мы лепим из существующей глины, пытаясь изменить образ окружающего нас мира»

Руководители бюро Arch group о безграничных возможностях реконструкции, первом дне творенья, участии в открытых и закрытых конкурсах, реновации промышленных зон и козырьке-невидимке.

mainImg
Мастерская:
Arch group
Архитектурное бюро Arch group, созданное в 2007 году Алексеем Горяиновым и Михаилом Крымовым, за семь лет зарекомендовало себя как команда с огромным творческим потенциалом. Последние московские конкурсы проходили с их неизменным участием. И работы, как правило, оказывались в числе лучших. С руководителями бюро мы решили обсудить не только успешное участие в конкурсах, но и их особый интерес к реконструкции.

Архи.ру:
– Реконструкция – одно из ведущих направлений деятельности вашего бюро. Как вы выбрали это направление и почему оно вам интересно?

Михаил Крымов:
– Архитектура – это и есть реконструкция. Мы не создаем новое в безвоздушном вакууме, как Бог в первый день творения: мы лепим из существующей глины, меняя образ окружающего нас мира. Все задачи, с которыми мы сталкиваемся – это реконструкция разного масштаба: от крупных урбанистических задач реконструкции города, до реконструкции жилья отдельно взятого человека. При создании проекта мы учитываем и существующие конструкции, и окружающую среду, и сложившиеся сценарии, и ранее сделанные наработки, и множество других факторов. Нужное оставляем, а потенциальные возможности выявляем, используя для этого архитектурный инструментарий. Мы не столько демиурги, сколько хирурги.

Алексей Горяинов:
– Москва выглядит как сплошная сеть промзон. Они как болезнь – почти равномерно поразили город. В последние годы стало очевидно, что эта проблема требует решения. Попытки преобразования промышленных территорий уже предпринимаются, проводятся конкурсы. Но эта огромная работа только начата. Примерно треть всей территории Москвы, не говоря уже о других городах России, нуждается в срочной реновации. И это – очень масштабная задача.

Михаил Крымов:
– Кроме существующих предпосылок, таких как наличие нуждающихся в преобразовании промышленных территорий, к теме реконструкции нас подвела и экономическая ситуация в стране. Наше бюро начало активно работать в режиме реконструкции в разгар кризиса, в 2008 году, когда стало очевидно, что реконструировать здание существенно выгодней, нежели снести и построить заново.

– Каким был ваш первый проект реконструкции?

А.Г.: История началась с проекта реконструкции офисного здания на Нижней Красносельской улице для компании МОЭСК. К этому моменту наше бюро уже разработало и реализовало дизайн интерьеров нескольких этажей, которые были не раз отмечены различными конкурсами и премиями. Резкий контраст между внутренним наполнением здания и его довольно невзрачным внешним обликом практически вынудил заказчика задуматься о реконструкции. Мы придумали вполне симпатичные фасады с неровной «волной» балконов и лентами ограждений, скрывающих блоки кондиционеров. Результат нам понравился, появилось понимание того, что реконструкция подчас может дать не меньший эффект, чем строительство с нуля.
Михаил Крымов и Алексей Горяинов © Архитектурная мастерская Arch group
Интерьеры офисного здания на Нижней Красносельской улице © Архитектурная мастерская Arch group
Реконструкция фасадов офисного здания на Нижней Красносельской улице © Архитектурная мастерская Arch group
Реконструкция фасадов офисного здания на Нижней Красносельской улице © Архитектурная мастерская Arch group

М.К.: А кроме того, такой подход продемонстрировал особую рациональность. Вслед за первым проектом появился целый ряд подобных объектов: преобразование фасадов здания «ЦентрТелеком», реконструкция фасадов офисного здания на Староалексеевской, концепция реконструкции промышленного квартала на Каланчевской улице под бизнес-центр…

Потом была придумана довольно смелая концепция реконструкции здания на Малой Ордынке под клубный комплекс элитных апартаментов. Существующий дом мы полностью закрывали панелями, появились консольные балконы и террасы на приставных фермах, из-за чего здание стало похожим на фантастический суперкар. Если бы этот проект был реализован, то едва ли кто-нибудь смог бы догадаться, что это реконструкция. В этом, по сути, и состоит наш подход.
Реконструкция здания на Малой Ордынке под клубный комплекс апартаментов © Архитектурная мастерская Arch group
Реконструкция здания на Малой Ордынке под клубный комплекс апартаментов © Архитектурная мастерская Arch group

– Вы начали разговор с упоминания московских промзон, нуждающихся в реконструкции. Вам уже приходилось работать над подобными проектами?

А.Г.: Да, и не раз. Один из самых крупных – проект реновации территории бывшего химзавода на Бережковской набережной. Это был закрытый конкурс, проводившийся дважды. В первый раз, когда предполагался снос всех существующих объектов, выиграла концепция бюро «Проект Меганом». Мы участвовали тогда, когда конкурс проходил во второй раз, и требовалось уже не сносить, а реконструировать существующую застройку. И наше предложение заняло первое место.

Проект был интересен не только с точки зрения масштабности задачи: огромная территория, один собственник и почти полная свобода творчества, но и с точки зрения важности участка для города. Более семидесяти заводских зданий вытянулись вдоль русла Москвы-реки, напротив комплекса Москва-Сити. По мысли заказчика, территория могла бы стать чем-то вроде нового Винзавода, только значительно масштабнее и с расширенным функциональным составом.
Реновация территории завода на Бережковской набережной © Архитектурная мастерская Arch group

М.К.: Мы придумали функциональную программу, разбив все постройки на семь отдельных групп. Например, красивые краснокирпичные здания решили превратить в апартаменты в стиле лофт; крупные производственные корпуса стали торговыми и офисными центрами; историческим постройкам отвели роль культурных и выставочных объектов. Для подобного зонирования пришлось сделать очень серьезный анализ территории.

Кроме того, нам оказалась очень близка эстетика этого места, пересеченного подвесными мостками, преобразованными в подсвеченные пешеходные маршруты, объединяющие здания на втором уровне. В проекте сохранена зелень, появились водоемы и главная ось – широкая пешеходная улица.
Реновация территории завода на Бережковской набережной © Архитектурная мастерская Arch group
Реновация территории завода на Бережковской набережной © Архитектурная мастерская Arch group

– Насколько я понимаю, реконструкция и сейчас остается актуальным направлением работы бюро. Над чем вы работаете?

М.К.: Один из наших последних проектов – деловой центр «Новоостаповский». Право проектирования мы выиграли в объявленном заказчиком закрытом конкурсе. Нужно было превратить протяженное двухэтажное промышленное здание, вытянутое вдоль Шарикоподшипниковской улицы, в современный офисный центр. Задача осложнялась тем, что в собственности заказчика оказалась лишь половина здания, и вторая его часть должна была остаться нетронутой. Мы предложили интересное, на мой взгляд, решение: отказавшись продолжать горизонтальную тему застройки, разбили корпус на серию вертикальных объемов. Эта нарезка из по-разному решенных фрагментов имитирует разнородную городскую среду с плотно примыкающими друг к другу фасадами, которые отделаны с применением различных материалов и незначительно отличаются друг от друга по высоте и глубине отступа от линии застройки. Таким образом, вместо одного очень длинного корпуса возникает целая оживленная улица. За разноликими яркими фасадами – офисы и небольшие магазинчики, которых так не хватает в этом районе. А главное – у места появляется человеческий масштаб.
Деловой центр «Новоостаповский» на Шарикоподшипниковской улице © Архитектурная мастерская Arch group
Деловой центр «Новоостаповский» на Шарикоподшипниковской улице © Архитектурная мастерская Arch group

Еще один подобный проект, тоже попавший к нам по результатам закрытого конкурса, – редевелопмент радиозавода имени А.С. Попова в Омске. Его основное отличие от предыдущего в том, что здесь нужно было реконструировать функционирующее и, по сути, градообразующее предприятие: три разновысотных здания, не имеющие общего фасада. Одно из них – маленькая проходная, второе – крупный панельный блок, а третье – традиционный кирпичный корпус. Но, в отличие от предыдущего проекта, в этом случае нам показалось правильным сделать цельный фасад, единый для всех трех объемов. Здания решили объединить, достроив между ними переход. А общим мотивом стал образ таинственного радиоприбора: на стены главного фасада из тонированного стекла нанесен рисунок, символически повторяющий сложную спектрограмму радиоволн.
Проект реконструкции радиозавода имени А.С. Попова в Омске © Архитектурная мастерская Arch group

Кроме того здесь сохранены фрагменты советской архитектуры. Самые важные и выразительные детали закрыты в специальные кожухи из металлической сетки. Такой прием позволяет сохранить память о том, каким было здание до реконструкции. Подсвеченные изнутри, эти детали превращаются в некие скульптуры, напоминающие о прошлом завода.

– Отдельный блок в портфолио бюро – реконструкция аэропортов. Как продвигается эта работа?

А.Г.: Мы действительно сделали несколько проектов реконструкции аэропортов крупных российских городов. В основном это типовые советские постройки со старыми панельными фасадами. Во всех случаях предполагалось оставить только конструктивный каркас, на основе которого могли быть созданы самые разные фасады. Где-то аэропорт просто обретал современные черты, а где-то, как например, в Абакане, фасад был решен с учетом национальных особенностей региона.
Концепция реконструкции аэропорта в Абакане © Архитектурная мастерская Arch group
Концепция реконструкции аэропорта в Абакане © Архитектурная мастерская Arch group
Концепция реконструкции аэропорта в Воронеже © Архитектурная мастерская Arch group
Концепция реконструкции аэропорта в Воронеже © Архитектурная мастерская Arch group

– А реконструкция фасадов детских поликлиник?

А.Г.: Что же касается поликлиник, то это была инициатива города по их модернизации. И как мне кажется, идея была очень правильной. На этой волне мы сделали несколько предложений, которые могли бы превратить унылые и пугающие панельные постройки в яркие жизнерадостные здания. Однако дальше идеи дело не пошло: городская инициатива была свернута так же внезапно, как и возникла.
Реконструкция детской поликлиники в Новопеределкино © Архитектурная мастерская Arch group
Реконструкция детской поликлиники в Солнцево © Архитектурная мастерская Arch group

– Вы упомянули о своем участии в закрытых конкурсах. Вам больше нравится участвовать в них или в открытых?

М.К.: На самом деле закрытые конкурсы нам, действительно, нравятся больше. И дело не в количестве участников, с которыми приходится конкурировать, а в подходе к оценке конкурсных проектов. В закрытом конкурсе работы рассматривает непосредственно заказчик, который в первую очередь обращает внимание на их соответствие техническому заданию, экономике и здравому смыслу. В открытых конкурсах выбор жюри чаще всего продиктован ярким впечатлением от подачи или случайной эмоцией, а такая оценка не всегда объективна. Победить в таком конкурсе очень сложно, поэтому мы рассматриваем это скорее как упражнение для ума.

– И все-таки вы активно участвуете в открытых конкурсах, в том числе в области реконструкции. Скажем, недавно работы вашей мастерской были отмечены в конкурсах на проект реконструкции бассейна в Лужниках и хлебобулочного завода в Черемушках...

М.К.: Бассейн Лужники – это не вполне реконструкция, поскольку по заданию конкурса существующее здание целиком сносится, включая фундаменты. Однако три стены бассейна предполагается в точности воссоздать, а вот четвертая, обращенная к метромосту и эстакаде, и стала предметом проектирования.
Проект реконструкции бассейна Лужники © Архитектурная мастерская Arch group

А.Г.: Лужники – это комплекс, построенный в советское время как единый ансамбль. Здание бассейна хорошо просматривается с моста, но практически не попадает в панораму города. Мы полностью спрятали его объем, опустив в красивом изгибе кровлю, с тем, чтобы из города была хорошо видна главная арена Лужников. И детально продумали пятый фасад бассейна, обращенный к метромосту.
Проект реконструкции бассейна Лужники © Архитектурная мастерская Arch group
Проект реконструкции бассейна Лужники © Архитектурная мастерская Arch group

М.К.: Проект был очень серьезно проработан, вплоть до конструкций и системы подачи воды. Наверное, здесь мы сильно перестарались, так как в открытом конкурсе в первую очередь важен образ, а только потом детали. Мы сделали проект, который идеально учитывал все требования технического задания и предлагал простые и понятные решения. И заняли третье место, но опыт был интересным.
Реконструкция хлебобулочного завода «Простор» в Черемушках © Архитектурная мастерская Arch group

А.Г.: В конкурсе на реконструкцию хлебозавода в Черемушках нужно было несколько отдельных заводских корпусов со сложной конфигурацией и огромной площадью фасадов решить как единый ансамбль. Один протяженный фасад должен был формировать улицу с активным движением пешеходов и общественного транспорта. Другой – рассчитан на восприятие издали, а значит должен иметь выразительный и читаемый с большого расстояния образ.
Реконструкция хлебобулочного завода «Простор» в Черемушках © Архитектурная мастерская Arch group

М.К.: Мы придумали, как совместить эффектный образ с возможностью его простой и не слишком затратной реализации. Мы предложили использовать для отделки фасадную сетку с нанесенными на нее изображениями отпечатков рук – как будто стены только что вылеплены из мягкого теста. Это прямая ассоциация с деятельностью завода. Это – внутренний фасад. Уличный выглядит чуть сложнее. Здесь эффектно подсвеченная, двухслойная стена похожа на срез свежеиспеченного хлеба.

А.Г.: Наша работа прошла в финал, но вот выиграть не получилось. Как мы узнали из интервью Юлия Борисова, выступавшего в качестве одного из членов жюри, заказчик засомневался в надежности выбранного для отделки материала. Жаль… К слову сказать, из такой именно сетки был построен выставочный павильон Германии для ЭКСПО-2010, который благополучно пережил выставку, встретив миллионы посетителей.

– Был же еще один конкурс – проект реконструкции козырька гостиницы Украина.

А.Г.: Это, пожалуй, самый необычный проект из ряда реконструкций. Мы не очень хотели принимать участие в этом конкурсе, однако когда у нас родилась совершенно неожиданная идея козырька, не смогли удержаться. Дело в том, что козырек гостинице нужен исключительно для защиты от дождя. При этом очевидно, что любой козырек просто закроет большую часть фасада и испортит облик этого уникального памятника архитектуры. Поэтому единственное правильное решение – сделать козырек, которого нет. Так появился невидимый козырек, работающий по аналогии с воздушными завесами, которые отсекают воздух. Горизонтальная воздушная завеса сдувает капли дождя и снег на шесть метров от входа, в ту сторону, где нет пешеходного движения. Козырек работает только во время дождя, причем напор воздуха зависит от количества осадков.
Конкурсный проект козырька гостиницы «Украина» © Архитектурная мастерская Arch group

М.К.: На первом этапе конкурса мы представили свой проект как идею, и нам передали сомнения заказчика в реализуемости и эффективности замысла. В итоге ко второму туру совместно с немецкой компанией Arup мы всё просчитали. Расчеты были настолько тщательными, что демонстрировали не только алгоритм работы, но даже траектории движения сдуваемых капель и их скорость. Было найдено место для установки необходимого оборудования, представлена сводка о годовом количестве осадков в Москве, просчитана стоимость реализации и эксплуатации, которая оказалась примерно в десять раз меньше затрат на строительные работы по возведению любого, даже самого простого козырька… Тем не менее проект не выиграл. Но сожаления нет: нам не интересно было стать авторами некоего козырька, а вот авторами необычного решения мы и так стали. Удивительно, но таких козырьков в мире еще нет!
Конкурсный проект козырька гостиницы «Украина» © Архитектурная мастерская Arch group

– А были открытые конкурсы, которые вы выиграли?

А.Г.: Мы выиграли международный конкурс на строительство русского духовного культурного православного центра в Париже. Мы тогда предложили, сохранив и реконструировав существующие здания, объединить их стеклянной оболочкой в единый комплекс. Внутри стеклянного объема оказывается и белокаменный храм, что с некоторой долей иронии можно назвать реконструкцией православной архитектуры. Однако даже победа в конкурсе отнюдь не гарантирует участия в реализации проекта. И этот конкурс не стал исключением. Сейчас строительством в Париже занимается другая компания.

– В чем для вас прелесть реконструкции? И не тесно ли вам в рамках этого направления?

М.К.: Конечно, наше бюро специализируется не только на реконструкции. Но на начальном этапе для такой молодой команды, как мы, реконструкция стала реальной возможностью заниматься архитектурой, пока еще не набран достаточный профессиональный вес.

А.Г.: Как правило, мы работаем только с остовом здания, что не слишком сужает архитектурные возможности, ведь с ограничениями по габаритам архитектор сталкивается, приходя и на пустой участок. Реконструкция имеет свои плюсы – например, она позволяет сразу оценить масштаб здания, а кроме того, реализация проектов реконструкции происходит гораздо быстрее, чем новых объектов, строительство которых иногда затягивается на десятилетие, в результате чего архитектура успевает устареть.

М.К.: Архитектура – это созидательный род деятельности. Главная награда архитектора – видеть, как его усилиями меняется мир. Создавать новое – это здорово, но преображать существующий мир своими руками – это совсем иные ощущения. Это особая архитектурная магия.
 
Мастерская:
Arch group

03 Декабря 2014

Похожие статьи
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.