Алина Сапрыкина о городе будущего: взгляд музейщиков

Директор Музея Москвы – о фестивале «Москва будущего», приуроченном к Дню города (6-7 сентября).

mainImg
Шестого и седьмого сентября в Музее Москвы пройдет фестиваль «Москва будущего», приуроченный к Дню города. Накануне этого события мы побеседовали с директором музея Алиной Сапрыкиной, которая подробно рассказала о проекте и программе мероприятия.

Архи.ру:
– В чем суть проекта?

Алина Сапрыкина:
– Мы намеренно связали фестиваль с днем города Москвы, чтобы в эти праздничные дни попытаться по-новому взглянуть на нашу столицу, попробовать представить, какой она может стать в будущем, понять, какой ее хотят видеть горожане. При этом мы постарались учесть как исторический, так и современный аспект: исследовали концепции развития города и «перспективные проекты» столетней давности (к примеру, мы покажем знаменитую коллекцию открыток «Москва будущего», созданную товариществом «Эйнемъ» в 1914 году), и одновременно – современную городскую ситуацию, делали новые прогнозы на будущее.
Открытки Эйнемъ. Красная площадь. Материалы предоставлены организаторами фестиваля
Открытки Эйнемъ. Театральная площадь. Материалы предоставлены организаторами фестиваля
Открытки Эйнемъ. Ресторан. Материалы предоставлены организаторами фестиваля

Тема фестиваля – результат коллективной работы. В музее работает большая креативная команда, и в этом году мы все сошлись на мысли о проекте, в котором был бы четко очерчен идеальный, утопический образ Москвы – города, который стремительно меняется на наших глазах.

– Стал ли фестиваль реакцией на новую политику властей  по благоустройству города?

– Безусловно. Для нас, как для Музея Москвы, важно все, что происходит в городе – будь то создание парка, спасение памятника архитектуры, строительство нового объекта, транспортной развязки, реконструкция промышленных территорий, дизайн улиц или создание пешеходных зон. Именно поэтому мы выбрали для проведения нашего самого важного фестиваля День города, а не, скажем, Ночь музеев. Политика музея сегодня такова, что все его проекты и начинания так или иначе связаны с Москвой. В области интересов музея лежит не только история российской столицы, в последнее время мы стараемся активно работать в современном формате, посвящая выставки самым актуальным городским проектам. Так, в случае с конкурсом на концепцию парка Зарядье, наша команда подготовила и открыла масштабную экспозицию, которая охватила всю историю этого места, начиная с XII века и оканчивая последними конкурсными работами. Подобный подход нам показался очень важным и интересным.

Фестиваль стал поводом еще раз напомнить о том, что наш музей, который в будущем мы хотели бы видеть передовым музейным центром, уже сегодня может стать хорошей площадкой для размышления о будущем города, для синтезирования исторического опыта и наработок сегодняшнего дня с целью создания некой модели города мечты.

– Чем, на ваш взгляд, отличается сегодняшний «город будущего» от представлений двадцатых и семидесятых годов?

– Воображением, фантазией человека, рисующего образ города будущего, как мне представляется, движет с одной стороны мечта – а с другой стороны страх. В прошлом, например, опасения людей были совсем иными, чем сейчас. Сегодня человек боится экологической катастрофы, перенаселения планеты, модифицированных продуктов. Экологическое направление  становится одной из основных тем в современных урбанистических концепциях. Это то, чего не было сто лет назад. 

Сто лет назад в воображении людей, представляющих будущее, центральное место занимал образ движения. Однако движение тогда воспринималось как физическое явление – динамика улиц, транспортных потоков... Сейчас мы понимаем, что понятие движения находится не только в физической плоскости города, существует еще виртуальный мир, трафик информационных потоков. Этого аспекта не было и не могло быть в концепциях «города будущего» начала XX века, несмотря на то, что уже тогда люди поняли, что жизнь в движении, а остановка – это смерть города.

– Как эти темы отразились в выставках фестиваля?

– Фестиваль состоит из трех выставочных проектов, по-разному интерпретирующих предложенную тему. Один из них подготовлен известными современными художниками Александром Виноградовым и Владимиром Дубосарским и носит название «Москва: ускользающая реальность». Экспозиция будет представлена произведениями, рассказывающими об идеальном, но иллюзорном городе – прекрасном, но никогда не существовавшем на самом деле, а жившем только в воображении художников.
Выставка Виноградова и Дубосанрского «Москва: ускользающая реальность». Фото предоставлено организаторами фестиваля
Выставка Виноградова и Дубосанрского «Москва: ускользающая реальность». Фото предоставлено организаторами фестиваля
zooming
Выставка Виноградова и Дубосанрского «Москва: ускользающая реальность». Фото предоставлено организаторами фестиваля

Другая выставка – репортажный фотопроект «Сделано в Москве», покажет работы лучших фотографов, посвященные современному состоянию промышленных территориий и процессам их  преобразования. Нам показалось интересным ее сочетание с утопической художественной выставкой Виноградова и Дубосарского. Наконец, третья экспозиция с красивым названием «Летающие города» посвящена архитектурным концепциям городов будущего, созданным в XX веке: в нее войдут проекты художников и архитекторов Вячеслава Локтева, Георгия Крутикова, Антона Лавинского, Ивана Леонидова. Эта история будет соединена с работами Алексея Каллимы – это была идея нашего куратора Евгении Кикодзе.
Выставка «Сделано в Москве». Фотограф Максим Букин
Выставка «Сделано в Москве». Фотограф Александр Спасский
Выставка «Сделано в Москве». Фотограф Ярослав Филипов


– Все это будет сопровождаться какими-то событиями, как сейчас модно говорить, ивентами? 

– Самым «продвинутым» фестивальным форматом станет лекторий, посвященный утопической Москве, его придумала наш новый куратор Александра Селиванова. В течение дня приглашенные лекторы, среди которых Рустам Рахматуллин, Сергей Никитин и другие, будут выступать в паре с художником, представляя свою концепцию Москвы будущего. То есть одновременно с выступлением лектора художник по мотивам услышанного создаст собственное новое произведение. Итогом лекций станет выставка полученных работ.

Также в рамках праздника пройдет большая уличная игра «Город мечты», которую продюсирует Александр Острогорский. На территории двора музея будет организована игровая зона, где посетители смогут сконструировать свой город мечты из больших кубиков, вырезанных из пенопласта. Модераторами выступят сотрудники детского центра Музея Москвы. С одной стороны, это просто забавная игра, но с другой – это задание на коллаборацию, умение работать совместно.

Вечером 6 сентября публика увидит настоящее шоу – эффектный аудио-визуальный перформанс, подготовленный творческим объединением «Лаборатория 7» и коллективами «Радуга Дизайн» и «Сила Света», известными своим умением «оживлять» фасады зданий. С помощью света они превратят одно из зданий Провиантских складов в огромный экран, демонстрирующий открытки 1914 года и работы учеников детской архитектурной школы «Старт». Нам показалось важным представить детское видение, ведь именно дети увидят ту Москву будущего, о которой мы сегодня только размышляем.

7 сентября фестивальный день завершится показом черно-белого фильма «Москва» 1927 года, который мы организуем совместно с нашим Центром документального кино. Это очень красивая и впечатляющая картина, которую мы хотим показать во дворе музея в сопровождении специально написанной для этого показа музыки от музыкальной Лаборатории Петра Айду.
Детский праздник в Музее Москвы, 2014. Материалы предоставлены организаторами фестиваля

 
– На какого зрителя ориентирована программа фестиваля?

– Мы приглашаем всех без исключения, включая самых маленьких посетителей. Подача материала – доступная и понятная каждому – это то, над чем мы очень активно работаем. На выставках мы тоже  используем несколько способов подачи информации. Дети воспринимают экспонаты на одном, доступном им уровне, взрослые – на ином, более сложном, есть контент, рассчитанный на узких специалистов. Понятно, что в один проект невозможно вместить все, но мы стараемся учитывать интересы разных посетителей. Так, игра «Город будущего» станет веселым и занимательным развлечением и для детей, и для их родителей. Аудио-визуальное шоу рассчитано абсолютно на всех, включая самую возрастную публику. Лекционная же программа привлечет интеллектуалов – урбанистов, архитекторов, историков. Кроме того, в этом году наше экскурсионное бюро во главе с Марией Синицыной подготовило в рамках Дня города более 170 бесплатных специальных экскурсий по всей Москве – вся программа выложена на сайте www.mosbureau.com.

– Где развернется основное действие фестиваля и для кого он будет открыт?

– Перформансы, ярмарки, игры и кинопоказы пройдут во дворе Провиантских складов. Провиантские склады – это три уникальных здания, памятник архитектуры федерального значения, постройка 1836 года. Музей Москвы параллельно своей деятельности и развитию занимается постепенной реставрацией комплекса. Один из корпусов сейчас закрыт на ремонт в данный момент работают два выставочных корпуса, где в период проведения фестиваля можно будет ознакомиться со старой постоянной экспозицией (мы ее пока законсервировали и работаем над новой), а также посмотреть недавно открывшуюся выставку о Первой мировой войне и три новых выставки, о которых я рассказывала выше. И 6, и 7 сентября в честь Дня города вход в наш музей будет свободным. Мы надеемся, что каждый человек, интересующийся сегодняшней Москвой или ее историей, в стенах нашего музея найдет для себя что-то важное и интересное.

Страница проекта в фейсбуке
Выставки продлятся до 28 сентября

05 Сентября 2014

Похожие статьи
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.