Архсовет Москвы-18

20 августа Архитектурный совет не просто рассматривал проекты, но пытался найти решения для таких актуальных для столицы вопросов, как благоустройство Москвы-реки и типовое жилищное строительство.

mainImg
Проект парковочно-офисного комплекса с рестораном на Краснопресненской набережной
Парковочно-офисный комплекс с рестораном на Краснопресненской набережной, вл. 6. АПБ «Резерв»

Участок проектирования, имеющий почти правильную прямоугольную форму, расположен на одной из центральных набережных Москвы-реки, неподалеку от таких доминант, как Белый дом и высотка на Кудринской площади. Со стороны реки новое здание, проект которого разрабатывает ТПО «Резерв», предполагается встроить в существующую нишу между современным комплексом и сталинским жилым домом. Такое соседство вместе с важностью новой постройки с точки зрения формирования фронта набережной и определило ее композиционные и фасадные решения.
Парковочно-офисный комплекс с рестораном на Краснопресненской набережной, вл. 6. АПБ «Резерв»
Парковочно-офисный комплекс с рестораном на Краснопресненской набережной, вл. 6. Вид сверху. АПБ «Резерв»

Границы участка четко следуют красным линиям. Однако авторы приняли решение несколько отступить от них, привязав постройку к линиям существующей застройки. По высоте проектируемый комплекс не превышает 30 м, его высота соответствует отметке карниза сталинского дома и кровли расположенного справа здания ТЭЦ.
Парковочно-офисный комплекс с рестораном на Краснопресненской набережной, вл. 6. Ситуационный план. АПБ «Резерв»

Для решения фасадов было сделано множество вариантов, но в итоге авторы остановились, пожалуй, на самом спокойном, где поверхности из натурального юрского камня разбиты вертикальными лентами остекления. Особым акцентом служит условная диагональ на главном фасаде, похожая на лестницу, составленную из трех крупных стеклянных квадратов-ступеней. В одном из таких квадратов устроена ниша центрального входа.
Парковочно-офисный комплекс с рестораном на Краснопресненской набережной, вл. 6. Генплан. АПБ «Резерв»

Большую часть площадей комплекса предполагается отдать под автопарковку. Помимо этого, там предусмотрено размещение офисов, ресторана и кафе. Также авторы детально продумали концепцию благоустройства двора, обращенного к расположенному на второй линии застройки жилому дому, и пешеходной территории вдоль набережной.
Парковочно-офисный комплекс с рестораном на Краснопресненской набережной, вл. 6. Развертки. АПБ «Резерв»
Парковочно-офисный комплекс с рестораном на Краснопресненской набережной, вл. 6. Фотофиксация. АПБ «Резерв»
Парковочно-офисный комплекс с рестораном на Краснопресненской набережной, вл. 6. АПБ «Резерв»
Парковочно-офисный комплекс с рестораном на Краснопресненской набережной, вл. 6. Центральный вход. АПБ «Резерв»

Разрешенная ГПЗУ высота здания составляет 50 м. Авторы снизили высотность здания до 30 м во избежание затенения расположенного за ним жилого дома. Однако большинство членов совета сошлось во мнении, что комплексу сильно не хватает массы. Юрий Григорян предложил прибавить хотя бы 6-7 м: «Жаль, что все значимые для города места заполняются под влиянием различных ограничений: соблюдая требования инсоляции, мы лишаем набережную красивого силуэта и массы».
Парковочно-офисный комплекс с рестораном на Краснопресненской набережной, вл. 6. АПБ «Резерв»

Также Григорян обратил внимание на то, что, несмотря на достаточно интересную гаражную функцию, здание выглядит простым офисным центром. С этим высказыванием согласился и Андрей Гнездилов, который, тем не менее, подчеркнул, что целиком поддерживает проект и уважает позицию автора. Сергей Кузнецов парировал, что в таком месте не стоит подчеркивать функцию гаража, более того, на одном из предварительных рассмотрений в МКА такая рекомендация авторам проекта уже поступала. В качестве решения проблемы недостаточной высоты комплекса Кузнецов предложил подумать над возможностью сделать ограждение на кровле или стеклянный парапет, который существенно не повлияет на освещенность соседнего жилого дома, но слегка вытянет пропорции комплекса. Также Кузнецов поддержал инициативу инвестора по благоустройству прилегающей территории, выходящей за границы участка, и попросил городские префектуры активно поддержать эту идею.
Парковочно-офисный комплекс с рестораном на Краснопресненской набережной, вл. 6. Ночной вид. АПБ «Резерв»

Николай Шумаков развил тему высоты здания, озвучив идею сдвинуть весь объем к красной линии. По его мнению, так появится возможность добавить еще один этаж, не нарушая инсоляционных требований. Такая идея среди членов совета одобрения не нашла, поскольку в данном случае пострадает общее градостроительное решение.
Парковочно-офисный комплекс с рестораном на Краснопресненской набережной, вл. 6. АПБ «Резерв»

Ханс Штимман согласился с мнением коллег, назвав проект компромиссом между необходимостью соблюсти нормы и поддержать линию набережной. Также он попросил авторов сконцентрироваться на решении кровли здания, поскольку из-за небольшой высоты она очень хорошо просматривается из окон соседних домов. Кровлю можно было бы озеленить или устроить на ней террасу ресторана.
Парковочно-офисный комплекс с рестораном на Краснопресненской набережной, вл. 6. АПБ «Резерв»
Парковочно-офисный комплекс с рестораном на Краснопресненской набережной, вл. 6. АПБ «Резерв»
Парковочно-офисный комплекс с рестораном на Краснопресненской набережной, вл. 6. Разрез. АПБ «Резерв»

Итогом обсуждения стало единодушное мнение поддержать проект с учетом всех необходимых корректировок.

Модернизация ДСК
zooming
Жилой комплекс «Эдальго». Концерн «Крост». Из презентации Сергея Кузнецова

Доклад, посвященный программе модернизации серий жилых домов повторного применения, членам совета представил Сергей Кузнецов и Евгения Муринец. На сегодняшний день доля панельного домостроительства составляет почти половину от всего строящегося в столице жилья. При этом большая часть домов строится по устаревшим стандартам и с применением старых, довольно примитивных технологий производства. В связи с этим вопрос о том, какой должна быть массовая застройка сегодня, стоит особенно остро. Ответом на него, по убеждению докладчиков, должна стать внятная программа модернизации ДСК. Сергей Кузнецов подчеркнул, что необходимо сохранить все плюсы панельного домостроения – а это и высокая скорость работы, и относительно недорогое производство, и возможность в кратчайшие сроки обеспечить большое количество людей доступным жильем. Но при этом стоит задуматься о внедрении новых требований к жилой застройке. Такие базовые требования и критерии и были вынесены на обсуждение Архитектурного совета.
Олимпийская деревня в Лондоне. Сборные ж/б элементы из архитектурного бетона. Из презентации Сергея Кузнецова

Всего было выделено пять основных позиций. Помимо принципов квартальности и разделения пространства на частное (внутренний двор) и общественное (улица), о которых в последнее время ведется много разговоров, было внесено предложение о переменной этажности зданий внутри квартала, а также возможности размещения секций со смещением друг относительно друга. Варьирование этажности от 6 до 16 этажей, по мнению разработчиков предложения, позволит создавать более комфортную жилую среду. Для этих же целей предлагается сделать одним из основных требование к разнообразию фасадов, что позволит уйти от монотонности и добиться адресности каждой жилой ячейки. Одним из важных требований стало наличие полноценной угловой секции, а также свободная планировка квартир. И, наконец, как для города, так и для его жителей крайне необходимы общественные пространства. Для этого планируется обеспечить свободную планировку первых этажей зданий, чтобы разместить там объекты социальной и бытовой инфраструктуры.
Индустриальное домостроение в Финляндии. Из презентации Сергея Кузнецова

Все предложения базируются на позитивных примерах мирового и отечественного опыта строительства панельных домов. По мнению Сергея Кузнецова, было бы правильно задуматься о качестве работы с «панелью», изучить примеры удачного масштаба застройки при довольно высокой плотности. Из российских начинаний главный архитектор выделил такие проекты, как «Микрогород в лесу», который несет в себе все признаки нового индустриального домостроения, и жилой комплекс на Базовской улице – как пример того, чего можно добиться от панельного домостроительства в современных условиях и как можно улучшить не только среду, но и сами здания. Однако этот проект Кузнецов попросил не рассматривать как образец на будущее.
Микрогород в лесу. Из презентации Сергея Кузнецова

Первым свое мнение по итогам презентации программы модернизации ДСК высказал Юрий Григорян: «В мире действует законодательство, которое запрещает строительство типовых проектов. Мы же вознамерились просто заменить старые типовые проекты на новые. А это изначально обречено на неудачу. Жилье, строящееся по типовому проекту – это плохое жилье. Я ценю благородство намерений, но, возможно, следует рассматривать шаг к модернизации панельного домостроения как переходный период перед полным отказом от типовых проектов? В мире индустриальные комбинаты реализуют самые разные проекты, у них нет своих собственных серий. У нас же некачественное панельное жилье еще и стоит гораздо дороже, чем монолитное жилье, скажем, в Голландии».
zooming
Микрогород в лесу. Из презентации Сергея Кузнецова

Сергей Кузнецов согласился с Григоряном, однако заметил, что в нашей стране невозможно одномоментно отказаться от панельного производства. Проблемы, накапливающиеся десятилетиями, решить получится не сразу – необходимо вырабатывать пошаговую стратегию.  С этой целью и принято решение о создании критериев, нацеленных на модернизацию существующего производства.
zooming
Жилой комплекс «Эдальго». Концерн «Крост». Из презентации Сергея Кузнецова

Серьезные опасения по поводу идеи о свободной планировке квартир высказал Владимир Плоткин. По его словам, свободная планировка хороша, когда в здании выполняется весь комплекс мероприятий с возможностью подключения сантехнического и другого оборудования в любом месте. Однако всегда лучше сразу сделать хорошие планировки, чтобы дом после сдачи в эксплуатацию не превращался в одну большую стройку с целым ворохом вытекающих из этого проблем. Также Плоткин обратил внимание присутствующих на тот факт, что при нынешних возможностях ДСК не получится добиться разнообразия фасадов. Производство предоставляет весьма ограниченный ассортимент панелей, и единственной лазейкой для достижения разнообразия становится цвет. Кроме того, помимо разработки новых технологий, стоило бы подумать и о разработке новых типологий.
zooming
Жилой комплекс «Эдальго». Концерн «Крост». Из презентации Сергея Кузнецова

Довольно радикальное предложение внес Николай Шумаков – полностью отказаться от панелей и заменить их блоками, что с архитектурной точки зрения откроет массу новых возможностей.  
zooming
Жилой комплекс «Эдальго». Концерн «Крост». Из презентации Сергея Кузнецова

Следом за этим предложением выступил Юрий Григорян, чья речь была поддержана аплодисментами зала: «Во-первых, нельзя говорить о квартальности: не существует квартальной застройки выше девяти этажей. Известно, что 9-этажные кварталы дают большую плотность, чем микрорайоны. Но мы снова приходим к 16 этажам. Не надо обманывать себя и называть 16-этажную линейную застройку квартальной. Кроме того, существует подмена декоративности фасадов пестротой, раскраской, цветом. Если мы посмотрим на Париж, то там все дома одноцветные, а разнообразие – налицо. Там есть квартальность, есть дома 7-этажной высоты и т.д. Мы это повторить не сможем, но, создавая правила, в этом отношении нужно быть очень критичными, иначе вся эта пестрота, повешенная на типовые панельные здания, превратится в страшный кошмар нашего города. Даже на этапе переходного периода эти решения воспринимаются с трудом».
zooming
Жилой комплекс «Эдальго». Концерн «Крост». Из презентации Сергея Кузнецова



Сергей Кузнецов вновь согласился с доводами Юрия Григоряна, но посетовал, что на сегодняшний день у архитекторов имеется очень немного инструментов. Что же касается этажности, то при действующих нормативах довольно сложно сразу понизить высоту до 6–9 этажей, но, действуя четко и слаженно, постепенно город к этому придет.

«Прежде чем выдумывать критерии, следует найти инструменты решения поставленных задач, – уверен Андрей Гнездилов. – Должны быть выработаны экономические, юридические и планировочные принципы».  В ответ на это замечание главный архитектор заверил присутствующих, что эта инициатива полностью поддержана городскими властями, и есть все рычаги для решения поставленной задачи.
zooming
Жилой комплекс «Эдальго». Концерн «Крост». Из презентации Сергея Кузнецова

В заключение Евгения Муринец рассказала о сроках реализации программы: в сентябре, в рамках очередного Архсовета, будут представлены предварительные предложения, которые в дальнейшем будут направлены на рассмотрение комбинатам. Затем запланирована целая серия публичных дискуссий, и уже в конце декабря появятся окончательные варианты, которые и будут пущены в производство. Таким образом, к концу 2016 года планируется начать реализацию новых серий.

22 Августа 2014

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.