Выкса: новые времена

Четвертый год подряд летом провинциальная Выкса становится энергичной и значительной. И всем, кто не попал туда на фестиваль новой городской культуры «Арт-овраг», должно казаться, что пропущено что-то важное, и на следующий год надо наверстать это и обязательно поехать в Выксу. Зачем?

mainImg
Не Мюнхен, а Выкса
Выкса – крупный металлургический центр в Нижегородской области. Поставляла трубы для «Северного», теперь – для «Южного потока». Но эти и другие производственные потоки, деньги, связанные с ними, не выделяли этот районный центр из множества других в России: археологические находки и сушеная фауна в краеведческом, покалеченные памятники архитектуры местного значения, подновленные храмы, Дни города с народными ансамблями и пирогами на площади. Теперь – с барбекю… Есть, конечно, местный колорит: история промышленников Баташевых и три больших пруда – там ныряют в воду прямо из бань на своих огородах, проводят все летние каникулы, последние годы еще и ходят под парусами. Во всем этом будто на десятилетия утонула фантастическая разработка инженера Шухова, построившего именно в Выксе удивительные конструкции на заводе и водонапорную башню. Специалисты об этом знают, но сетчатый гиперболоид и первые в мире парусообразные стальные сетчатые оболочки двоякой кривизны – за заводской проходной – просто так не посмотришь.
Башня Шухова на территории завода. Фото Надежды Щема
Башня Шухова на территории завода. Фото Надежды Щема

В 90-е годы профессор Татьяна Виноградова (Нижегородский архитектурно-строительный университет, кафедра ЮНЕСКО) приглашала в Выксу профессора Райнера Греффе (Институт теории и истории архитектуры, Инсбрук). Иностранный гость, увидев шуховскую оболочку листопрокатного цеха, упал на колени и от восторга воздел руки к небу. Он был уверен, что инженерно-строительную революцию совершили в 1972 году при возведении мюнхенского Олимпийского стадиона с гигантскими висячими перекрытиями-оболочками по проекту Фрая Отто. А оказалось, это произошло в Выксе еще в 1897 году. И в Выксе же годом позже заказали Шухову водонапорную башню – первую, после показа новейшей конструкции на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде.
Башня Шухова на территории завода. Фото Надежды Щема

Похоже, Выкса вместе с гостями испытала искреннее сожаление по поводу того, в каком состоянии находятся памятники гениальной русской мысли. В 2008 году руководство металлургического завода («Объединенная Металлургическая Компания») поддержало международный проект «Шуховское наследие». Администрация города вместе с коллегами профессора Греффе приступила к работе по включению шуховских объектов в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Нижегородское научно-исследовательское предприятие «Этнос» предложило концепцию историко-культурного заповедника на территории Выксы – с созданием музея-заповедника промышленного наследия. В цеху – музей, башня – в рекреационной зоне со смотровой площадкой и рестораном. Что еще? А вот это – главный вопрос: как все это будет жить вместе с городом?
 
Гости из будущего
Объекты на набережной. Работы студентов – участников «Архитектурного практикума» под руководством Оскара Мамлеева

Впервые за 4 года в рамках подготовки «Арт-оврага» еще в апреле прошел «Архитектурный практикум». Студенты из Вологды, Самары, Москвы и Нижнего Новгорода под руководством профессора МАРХИ Оскара Мамлеева придумывали функциональные объекты для разных территорий Выксы. Прикидывали, что хорошо, а что не очень для этого города. Закономерно, что в числе главных мест предпроектного анализа, наряду с парком, прудом и дворами, был и заводской цех с шуховскими конструкциями. Реконструкцию предлагалось провести по аналогии с известными московскими кластерами – Арт-плеем, Винзаводом, «Красным Октябрем», заводом «Флакон».
 
Реконструкция промышленного цеха. Работы студентов – участников «Архитектурного практикума» под руководством Оскара Мамлеева
Трибуны в парке. Работы студентов – участников «Архитектурного практикума» под руководством Оскара Мамлеева

Работы участников воркшопа во время фестиваля экспонировались в ДК Металлургов. Горожане изучали планшеты и макеты, иногда вздыхая: «Это – нереально». Но разве могли они представить еще пять лет назад, например, что Выкса соберет отличную коллекцию стрит-арта на зависть многим, хоть тому же областному Нижнему Новгороду? В Нижнем власти поддерживают рекламно-пропагандистские росписи, всерьез говорят о раскраске домов как в Албании, а застройщики тиражируют один и тот же прием работы с цветом. Даже символ города – олень – появился на набережной областного центра через год после того, как венгерский скульптор Габор Секе поставил единорога в парке Выксы. «Арт-овраг» держится на кураторах – от их профессионального выбора зависит состав участников фестиваля, так что на Выксу можно ориентироваться… Фестиваль значительно расширил в Выксе границы реального. За четыре года это особенно заметно.
Единственное легальное граффити Паши 183 – в Выксе. Фото Надежды Щема
«Мондриановский техникум». Дмитрий Пархунов (Москва) и Мартин Шолт (Нидерланды). Фото Надежды Щема
Графити в Выксе. Фото Надежды Щема
Граффити «Близнецы». Фото Марины Игнатушко
zooming
Граффити в Выксе. Фото с сайта vykza.ru
Филипп Боделок. Графити «Олень». Фото Любови Игнатушко
Графитти в Выксе. Фото Надежды Щема

Что же касается студенческих проектов, то этот был лишь первый этап длительной работы. Так же, как и длинная скамья на Верхнем пруду – первая веха в создании набережной. Скамью построили Влад Савинкин и Владимир Кузьмин («Поле-дизайн»), называется объект «Выксунь вверх!» (Выксунь – речка, питавшая город). Это именно многофункциональный объект, утилитарный и символический одновременно. Скамья похожа на ладью или гигантский конек. Керамика облицовки – как ржавый металл. По функции – трибуна, ширма, президиум, игровой тренажер. Абсолютная новая и не просто уместная, но родная для Выксы штука. Будто сама и выросла, а дизайнеры вовремя подоспели, помогли.
«Поле-дизайн». Объект «Выксунь вверх!». Фото Марины Игнатушко
«Поле-дизайн». Объект «Выксунь вверх!». Фото Марины Игнатушко
«Поле-дизайн». Объект «Выксунь вверх!». Фото Надежды Щема

Олег Шапиро (московское бюро Wowhaus) с этого года курирует «Арт-овраг» и рассчитывает превратить фестиваль не просто в событие, но в процесс. Активно включить в него горожан, так, чтобы помимо летней кульминации, было еще несколько событий, влияющих на жизнь города. Тут важен не масштаб, а творческий импульс. Как это произошло, например, с проектом «Дворы»: жители участвовали в выборе площадки, а затем и благоустройстве вместе с бригадой архитектора Кирилла Баира.
Цветные ворота. Микрорайон Центральный. Фото Марины Игнатушко
Детская площадка. Улица 1-го мая. Фото Марины Игнатушко

Про коммуникации
До начала 90-х в Выксе можно было приземлиться на кукурузнике местных авиалиний. Сейчас на «Арт-овраг» летают лишь столичные гости, приглашенные фондом ОМК. Железнодорожный вокзал – в Навашино, основная междугородняя связь – автобусы. И, конечно, автомобили. В самой Выксе немало дорогих иномарок, в сюжетах местного телевидения – обращения выксунских автовладельцев к губернатору с просьбой построить новые городские дороги… В общем, комфортные внешние коммуникации пока – частное дело, а вот внутригородские – развиваются. «Арт-овраг» предложил жителям городской прокат велосипедов. Центральная библиотека договорилась с автопредприятием – теперь до ноября по городу курсирует «Читающий автобус» – с книжным обменом. Это замечательно, без сомнения, но вот гостям города все-таки не достает внятной навигации, даже за рулем не все удается объехать.
Граффити «310» squad (Москва). Фото Надежды Щема
Филипп Боделок. Графити «Кит-кот». Фото Марины Игнатушко
zooming
Филипп Боделок. Граффити «Леопард». Фото с сайта vykza.ru
Графитти «Гитарист». Фото Надежды Щема

И не попадался пока полный каталог граффити, даже в сети. А жаль… Три первых года фестиваль курировала «Арт-резиденция» Константина Гроусса, и эта команда наполнила Выксу совершенно новыми для города образами. Новыми художествами, помогающими развивать восприятие, чувствовать гармонию, любоваться ракурсами, оттенками, светом, играть в ассоциации. Конечно, это все сложно отформатировать, привязать к социальным программам, но – спасибо! – уже сделало Выксу интересней, современней. Следующая команда все систематизирует, структурирует и создаст законченный кусок новой городской среды, а выксунцы непременно все оценят и поймут.
Джон Пауэрс «Большой Джинни». Объект уничтожен. Фото Марины Игнатушко

Их понимание – очень важно. Вот как невзлюбил кто-то из них интеллектуальную композицию «Большой Джинни» американского скульптора Джона Пауэрса – так, в конце концов, и сжег. В память о работе Пауэрса теперь стоит другая композиция, под названием «Нигде», от бюро «Народный архитектор» а перед ней – информационные таблички с историей «Большого Джинни». Аннотация – эпитафия гласит: «Местные жители добровольно и сознательно отказались от арт-объекта, создав на его месте пустоту. Мы материализуем эту утрату, изымая пространство, где стояла скульптура и тем самым создаем символическую пустоту».
Объект «Нигде» (памяти «Большого Джинни»), бюро «Народный архитектор». Фото с сайта vykza.ru
Объект «Нигде» (памяти «Большого Джинни»), бюро «Народный архитектор». Фото Марины Игнатушко

Кстати, выксунцы собрали подписи под обращением к местной администрации о необходимости установить дополнительные камеры видеонаблюдения в городском парке культуры и отдыха. Судя по опросам на городском форуме, большинство респондентов не симпатизирует и «Башне у ГАИ» – железной елке от команды «Про.Движение» архитектора Петра Виноградова. Почти 60% хотели бы ее «развидеть», и почти 30% – рады, что она есть. О чем говорят эти цифры? По-моему, они лишь напоминают, что целые десятилетия город был почти безучастен к судьбе даже того, что появилось у Выксы первой в мире, и не удивительно, что за сравнительно краткое время оптика рядового горожанина не успела измениться.
«Про.Движение». «Башня у ГАИ». Фото Нины Дементьевой

Архитекторы построили елку в июне, ее подсветка должна включаться вместе с городским освещением. «Конструкция башни-елки – шуховская, – рассказывает Петр. – Мы делали расчеты». Рифленая арматура – ветви, сама башня – из уголка 32х32 мм. Символически – Шухов вышел с закрытой территории в город. И его башня пошла в рост, ожила. Не исключено, что с этой елки Выкса начнет отсчитывать новые года.
 
«Елку» готовят к монтажу. Фото Надежды Щема
Красная башня – копия Шуховской башни в Выксе. Установлена во дворе Краеведческого музея. Инсталляция посвящена великим людям из провинциальных городов. Фото Надежды Щема
Красная башня – копия Шуховской башни в Выксе. Инсталляция посвящена великим людям из провинциальных городов. Фото Марины Игнатушко
Лоренсо Фернандес-Ордоньес. «Дрожащая башня» (2012). Фото Марины Игнатушко

30 Июля 2014

Похожие статьи
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Подпольный город
Новая книга Андрея Иванова посвящена вернакулярным районам городов мира и заставляет подумать о вещах сверх того: например, степени субъектности человека, живущего в окружении застройки, «спущенной сверху» государством или архитектором. Прочитали книгу целиком и делимся своими впечатлениями.
Наше всё
Кто такой Щусев? В последние пару недель, с тех пор, как архитектору исполнилось 150 лет, на этот вопрос отвечают с разных сторон по-разному. Самый пространный, подробно иллюстрированный и элегантно оформленный ответ – выставка в двух корпусах Музея архитектуры на Воздвиженке. Четыре куратора, полтора года работы всего музея и экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер. Рассматриваем и показываем, что там к чему.
Искусствовед между молотом и наковальней
Советская эпоха, несомненно, воспитала своего человека. Образ его, как правило, соотносят с колоннами физкультурников и другими проявлениями тоталитарной телесности, но это по крайней мере лишь половина дела. Режиму было важно не только то, как маршируют, но и как думают. А также – как проектируют и строят. Илья Печёнкин – о книге Николая Молока «Давид Аркин: «идеолог космополитизма» в архитектуре».
Все наоборот
Мало премий вместо многих, вручение в первый день а не в последний, проекции вместо планшетов, деревья внутри, а объекты на улице – обновление фестиваля Архитектон пошло, как будто бы, по надежному пути переворачивания всех традиций профессионального цеха – ну или хотя бы тех, что подвернулись под руку. Придраться, конечно же, есть к чему, но ощущение свежее и импровизационное. Так, чего доброго, и Москву начнут учить. Мы рассказывали об элементах фестиваля частями в телеграме, теперь рассматриваем все целиком.
Фальконье
Во Флигеле Руине Музея архитектуры открыта выставка «стеклянных кирпичей» Густава Фальконье. Они – прародители стеклоблоков, но более сложные и красивые. Выставка показывает подлинные «кирпичи», архитектуру с ними, историю уничтожения окон Фальконье в здании Госархива, а еще она стала одной из причин возродить технологию производства.
Ручеек вернакулярности
Книга Андрея Иванова «ГюмрИ», продолжающая его «Иереван» – одновременно урбанистическое исследование вернакулярного города на конкретном примере, краеведческий очерк и поэма. Она очень обаятельна и в ней, как и в «вернакулярном» городе, место находится практически для всего. Для четкого определения границ вернакулярности вот только не нашлось места, ну да это не страшно, образ города книга создает живейший.
Радикальная ирония
Издательство АСТ выпустило первый тираж путеводителя от авторов термина «капиталистический романтизм» и телеграм-канала «Клизма романтизма». Книга выходит за рамки жанра и предлагает широкому кругу читателей понять и простить здания, которые часто называют «градостроительными ошибками». Мы почитали и составили впечатление, делимся.
Улица рисунков зодчего Росси
В берлинском Музее архитектурного рисунка Фонда Сергея Чобана открыта новая выставка, на которой представлены более 100 работ итальянского архитектора Альдо Росси, многие из них экспонируются впервые.
«Новая Эллада»
Публикуем рецензию на вышедшую в этом январе книгу Андрея Карагодина «Новая Эллада. Два века архитектурной утопии на южном берегу Крыма».
Планета Шехтель
Под занавес ушедшего года в издательстве «Русский импульс» увидела свет книга «Мироздание Фёдора Шехтеля», составленная Людмилой Владимировной Сайгиной – научным сотрудником Музея архитектуры, на протяжении многих лет изучающим биографию и творчество корифея московского модерна. Иначе говоря, под обложкой 640-страничного издания представлен материал, собранный в ходе исследования, ставшего делом всей жизни. Это дорогого стоит, хотя издание подкупает демократичностью исполнения и ценой.
Судьба Иофана
В издательстве «Кучково поле. Музеон» вышла книга Владимира Седова «Архитектор Борис Иофан». Она основана на материалах архива семьи архитектора из коллекции Музея архитектурного рисунка Сергея Чобана и дает возможность познакомиться с большим объемом малоизвестных ранее материалов. Но текст книги выходит далеко за рамки комментария к архиву – по словам автора, это творческая биография. Написана она живо, местами пронзительно и оттого звучит очень актуально.
Маршрут построен
При поддержке фонда DICTUM FACTUM вышел в свет путеводитель по новейшей архитектуре Санкт-Петербурга, составленный Анной Мартовицкой. Делимся впечатлениями о книге.
Ода к ОАМ
В Петербурге начала работу VIII архитектурная биеннале. На дискуссии, где обсуждалось архитектурное просвещение, зал и председатель ОАМ попросили у редакции Архи.ру больше критики. Мы решили попробовать, и начать с самой выставки.
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
К почти забытому юбилею
В Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка офортов архитектора-неоклассика Ивана Александровича Фомина, приуроченная к 150-летию со дня рождения мастера.
Город в потоке
Книги Института Генплана, выпущенные к 70-летию и к юбилейной выставке – самый удивительный трехтомник из всех, которые мне приходилось видеть: они совершенно разные, но собраны в одну коробку. Это, впрочем, объясняется спецификой каждого тома, разнообразием подходов к информации и сложностью самого материала: все же градостроительство наука многогранная, а здесь оно соседствует с искусством.
Архитектура взаимопонимания
В книге Феликса Новикова и Ольги Казаковой собран пласт малоизвестных построек 2 половины XX века, что позволяет выстроить новый визуальный ряд в рамках истории советской архитектуры от «классики» до постмодернизма. Но, как признают сами авторы, увы, пока не полностью.
Русско-советский Палладио. Мифы и реальность
Публикуем рецензию на книгу Ильи Печенкина и Ольги Шурыгиной «Иван Жолтовский. Жизнь и творчество» , а также сокращенную главу «Лиловый кардинал. И.В. Жолтовский и борьба течений в советской архитектуре», любезно предоставленную авторами и «Издательским домом Руденцовых».
Архитектура СССР: измерение общее и личное
Новая книга Феликса Новикова «Образы советской архитектуры» представляет собой подборку из 247 зданий, построенных в СССР, которые автор считает ключевыми. Коллекция сопровождается цитатами из текстов Новикова и других исследователей, а также очерками истории трех периодов советской архитектуры, написанными в жанре эссе и сочетающими объективность с воспоминаниями, личный взглядом и предположениями.
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Открыть что можно
Обнародован проект реконструкции и реставрации павильона России на венецианской биеннале. Реализация уже началась. Мы подробно рассмотрели проект, задали несколько вопросов куратору и соавтору проекта Ипполито Лапарелли и разобрались, чего убудет и что прибудет к павильону Щусева 1914 года постройки.
Живое дерево
Новая книга признанного специалиста по современной деревянной архитектуре России Николая Малинина, изданная музеем «Гараж», нетрадиционна по многим пареметрам, начиная с того, что не вписывается в правила жанровых определений. Как дышит автор – так и пишет. Но знает свой предмет нешуточно, так что книгу надо признать скорее приметой рождения нового жанра исследования, чем простым отступлением от норм.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Город сбывшейся мечты
Путеводитель Владимира Белоголовского по архитектуре Нью-Йорка последних 20 лет, изданный DOM Publishers, свидетельствует: реальный мегаполис начала XXI века ничуть не скромней фантастических проектов для него, которые так и остались на бумаге.
Черная точка
Выставка Александра Гегелло в музее архитектуры талантливо раскрывает творчество архитектора, который начал как ученик Фомина и закончил проектом мавзолея Сталина. В его работах переплетаются поиски метафизической формы, выучка неоклассика и лояльность мейнстриму.
Молодой город для молодой науки
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.
Приключения цилиндра
Выставка в Комо, посвященная московскому клубу им. Зуева Ильи Голосова и его современнику – жилому дому «Новокомум» Джузеппе Терраньи, помещает Россию и Италию в международный контекст авангарда 1920-х. В сентябре ее покажут в Музее архитектуры им. А.В. Щусева.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.