ГМИИ: Победило сохранение

Три конкурсных концепции реконструкции ГМИИ: Юрия Григоряна, Сергея Скуратова и Владимира Плоткина.

mainImg
Как мы уже сообщали, победителем закрытого архитектурного конкурса на разработку концепции развития московского музея изобразительных искусств (ГМИИ им. А.С.Пушкина) стало бюро «Проект Меганом» и Юрий Григорян. В распространенном сегодня пост-релизе ГМИИ говорится, что «Сергей Скуратов Architects» занял по результатам голосования жюри второе место, а ТПО «Резерв» – третье. Вчера же, после «сложного и продолжительного» заседания жюри (состав жюри см. ниже) главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, директор музея Марина Лошак и глава Москомнаследия Александр Кибовский рассказали журналистам о результатах судейства и мотивах жюри. В числе прочего прозвучало, что победившая концепция будет дорабатываться.
Концепция развития ГМИИ. Корпус депозитария © Архитектурное бюро «Проект Меганом»
Марина Лошак, Сергей Кузнецов и Александр Кибовский отвечают на вопросы журналистов на пресс-конференции в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фотография Аллы Павликовой

По словам Сергея Кузнецова, именно внимательное отношение к контексту и к программе развития музея и вывело проект Юрия Григоряна на первое место: «Проект победителя продемонстрировал самое щадящее отношение к окружению. Подкупила нас и умелая работа с организацией общественных пространств. Немаловажным фактором стала продуманность общей концепции развития территории, при которой становится возможной поэтапная реализация реставрационных работ. Тем не менее, не могу не отметить, что все проекты, в том числе проект-победитель, собрали массу замечаний, поэтому очевидно, что выбранная концепция потребует существенной доработки», – заключил Сергей Кузнецов.

Между тем уже сегодня движение «Архнадзор» распространило заявление, в котором градозащитники поддерживают победившую концепцию, прежде всего потому, что она предусматривает полный отказ от сноса объектов культурного наследия и исторической застройки, а также сохраняет историческое межевание усадебных владений (прежняя концепция Нормана Фостера, – уточняется там же, – ставила под угрозу сразу несколько значимых объектов: задние флигели усадьбы Голицыных и усадьбы Глебовых, а также автозаправочную станцию 1930-х годов – выявленный объект культурного наследия).

Директор ГМИИ Марина Лошак назвала проект Юрия Григоряна интеллигентным: «Предметом этого конкурса были даже не чертежи, мы надеялись найти архитектора, чье образное понимание пространства будет созвучно нашему представлению об идеальном музейном комплексе. Таким человеком оказался Юрий Григорян. Он предложил подход, при котором весь музейный квартал, наполненный очень непохожими друг на друга зданиями, относящимися к разному времени, становится единым взаимосвязанным комплексом. При этом городок ГМИИ не похож ни на один из существующих в мире музейных городков. Юрий Григорян сделал его особенным, идентичным и узнаваемым».
Концепция развития ГМИИ. Корпус депозитария © Архитектурное бюро «Проект Меганом»
Концепция развития ГМИИ. Корпус депозитария © Архитектурное бюро «Проект Меганом»
Концепция развития ГМИИ. Корпус депозитария © Архитектурное бюро «Проект Меганом»
 
***
Концепция развития государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Архитектурное бюро «Сергей Скуратов Architects»

Проект Сергея Скуратова, напротив, отличается от двух других большей смелостью. Главное здание музея окружено тремя «музейными кварталами», каждый со своим логистическим центром, чтобы каждый из трех новых музейных центров мог функционировать автономно. Проект предполагает развитое подземное пространство со множеством транспортных и пешеходных коммуникаций; рядом с подземной парковкой площадью 6000 кв. м создается новый выход из метро, над которым Сергей Скуратов разместил многофункциональный павильон (7000 кв. м). В авторском описании Скуратов назвал новое большое здание в ансамбле ГМИИ «обдуманным и решительным жестом», «сдержанным и тактичным», но «ярким и энергичным». 

Между тем по словам выступавших на пресс-конференции членов жюри, – красивый, смелый и абсолютно самодостаточный проект Сергея Скуратова не мог претендовать на победу, поскольку предполагал снос памятников архитектуры. Александр Кибовский заявил журналистам, что он лично как член жюри  проект Скуратова не рассматривал, отдав предпочтение концепциям, в которых «бензоколонка, как и  другие памятники, оказывается неотъемлемой частью музейного квартала». 
Александр Кибовский. Фотография Аллы Павликовой

По словам Марины Лошак, она оценила позицию Сергея Скуратова, человека очень принципиального, уверенного в том, что значимость нового архитектурного проекта ничуть не менее, а может быть и более важна, чем сохранение исторического наследия. Минусом, при всех архитектурных достоинствах проекта, жюри также сочло предложение по освоению обширных подземных площадей, что, как уточнил Сергей Кузнецов, неизбежно привело бы к существенному удорожанию проекта.
Концепция развития государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Архитектурное бюро «Сергей Скуратов Architects»
Концепция развития государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Архитектурное бюро «Сергей Скуратов Architects»
Концепция развития государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Архитектурное бюро «Сергей Скуратов Architects»
***
Концепция развития ГМИИ им. А.С. Пушкина. ТПО «Резерв»

Проект Владимира Плоткина жюри также оценило очень высоко: один из выступавших даже сказал, что концепция «Резерва» проиграла только по общему количеству голосов. Особую роль этом проекте играет ландшафтное решение общественных пространств, связывающих разрозненные здания музея в единый ансамбль. На территории главенствуют пешеходы – особый акцент сделан на мощении, которое на всем пространстве музейного городка расположено на одном уровне, без перепадов, с рисунком разнообразным, но подчиненным общей идее (рисунок мощения детально проработан и восходит к орнаменту полов музейного здания Клейна). Здания музейного хранилища и новых выставочных залов (которые, как и в других проектах, расположены в восточной части территории, во дворах за церковью Антипия) решены в виде поставленных друг на друга прямоугольных брусков разной длины, но с общим для всех сечением 6х9 метров – этот модуль авторы разработали, изучая пространство залов исторического здания ГМИИ. Мощение, как главный объединяющий элемент музейного городка, входит в первые этажи новых корпусов.

Марина Лошак подчеркнула, что проект Владимира Плоткина отличается особой тонкостью и деликатностью, автор особенно чутко относится к среде, насыщая ее огромным количеством растений, светильников и городской мебели. Лошак даже использовать эти сильные стороны концепции ТПО «Резерв» в дальнейшей доработке концепции победителя. 
Концепция развития ГМИИ им. А.С. Пушкина. ТПО «Резерв»
Концепция развития ГМИИ. Корпус депозитария © ТПО «Резерв»
Концепция развития ГМИИ им. А.С. Пушкина © ТПО «Резерв»
Концепция развития ГМИИ. Корпус депозитария © ТПО «Резерв»
Концепция развития ГМИИ им. А.С. Пушкина. ТПО «Резерв»
Концепция развития ГМИИ им. А.С. Пушкина. ТПО «Резерв»
***
Как известно, перед участниками конкурса была поставлена задача предложить концепцию создания на территории ГМИИ современного музейного комплекса, объединенного благоустроенными общественными пространствами. При этом следовало учитывать ранее разработанную компанией Avesta Group Consultancy концепцию развития музея. Одним из самых важных критериев оценки было бережное отношение к имеющимся на участке памятникам архитектуры и деликатное встраивание новых объектов в историческую среду улицы Волхонки, вдоль которой расположен музейный городок.

В настоящее время музей уже находится в процессе реставрации, работы ведутся в здании института Философии, который вместит в себя лучшую коллекцию импрессионистов, здании Вяземских, в котором расположится галерея старых мастеров, и доме Стулова в Знаменском переулке. По итогам конкурса победитель становится руководителем и главным архитектором проекта развития музейного квартала, реализовать который планируется до 2020 года.
 
Состав жюри: (вернуться вверх)
Петр Авен – президент ОАО «Альфа-банк», со-председатель Попечительского Совета ГМИИ им. А.С. Пушкина; 
Левон Айрапетов – руководитель архитектурных бюро «PAPER architectural team» и «Totement»; 
Ирина Антонова – президент ГМИИ им. А.С. Пушкина; 
Андрей Баталов – заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля по научной работе; 
Александр Кибовский – Министр Правительства Москвы, руководитель департамента культурного наследия г. Москвы; 
Сергей Кузнецов – главный архитектор города Москвы, первый заместитель председателя Москомархитектуры 
Марина Лошак – директор ГМИИ им. А. С. Пушкина 
Григорий Пирумов – Заместитель министра культуры Российской Федерации; 
Александр Скокан – директор, главный архитектор Архитектурного бюро «Остоженка»; 
Массимилиано Фуксас – архитектор, директор-основатель Massimiliano Fuksas Architetto (Италия); 
Энрике Собехано – архитектор, партнер-основатель Nieto Sobejano Arquitectos (Испания) 

Энрике Собехано и Массимилиано Фуксас, по признанию директора музея, также выразили готовность участвовать в доработке концепции как эксперты-консультанты. 
 

26 Июня 2014

Пресса: Музейный городок ГМИИ: от Нормана Фостера к Юрию Григоряну
25 июня 2014 г. в Государственном музее изобразительного искусства им. А.С. Пушкина были объявлены итоги закрытого конкурса на создание архитектурной концепции Музейного городка ГМИИ. Победителем стало бюро «Проект Меганом» во главе с Юрием Григоряном. Теперь этому известному московскому архитектору предстоит возглавить новый этап уже многолетних строительных работ по реорганизации обширной территории к юго-западу от Кремля c большим количеством разнородной исторической застройки.
Пресса: Музейный городок ГМИИ: три концепции
Подробный анализ трех проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на разработку архитектурной концепции развития Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Финальная версия победившего бюро «Проект Меганом» должна в итоге учесть сильные стороны всех трех решений.
Пресса: «Кто-то имеет в виду нашу территорию. За нее зверски...
Проект Юрия Григоряна, победивший в конкурсе на архитектурную концепцию ГМИИ имени Пушкина, устроил многих, но не инициатора грандиозной реконструкции Ирину Антонову. 92-летняя президент Пушкинского рассказала корреспонденту «Известий» о том, как музей будет бороться за новые здания и почему власти предпочитают цветочки на траве «пятилистнику» Нормана Фостера.
Пресса: «Мы находимся в состоянии транзита»
На прошедшей неделе стали известные результаты конкурса на реконструкцию Пушкинского музея. Теперь квартал на Волхонке ожидает долгая и тотальная перестройка. «НИ» встретились с директором ГМИИ имени Пушкина Мариной Лошак и выяснили, как будет меняться всемирно известный храм искусств и каким видит его будущее новый директор.
Пресса: Юрий Григорян: Новое основание для музея
Архитектурное бюро «Проект Меганом» стало победителем конкурса на разработку архитектурной концепции развития ГМИИ им. А.С. Пушкина. Основатель бюро, архитектор Юрий Григорян рассказал об особенностях конкурса и своем проекте.
Пресса: Музейный квартал как концепция архитектора
Подведены итоги конкурса на разработку архитектурной концепции развития Музея изобразительных искусств имени Пушкина, то есть создания в районе улицы Волхонка и музейного комплекса, и общественного пространства.
Пресса: Когда прекратится зачистка архитектурного наследия?
Обсуждение «болевых точек» московской архитектуры с членом президиума общественного экспертно-консультативного совета при главном архитекторе Москвы Алексеем Клименко и членом Президентского совета по культуре Константином Михайловым.
Пресса: Энрике Собехано выступил в Пушкинском музее
Член жюри конкурса по развитию Пушкинского музея изобразительных искусств и автор ряда известных проектов музеев и музейных реконструкций, партнер-основатель мадридского бюро Nieto Sobejano Arquitectos, Энрике Собехано выступил с лекцией в Отделе личных коллекций.
Пресса: Конкурс на архитектурную концепцию развития Пушкинского...
Объявление итогов конкурса на разработку архитектурной концепции развития Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина не прояснило, каким будет к 2020 году музей и свято для московской истории место вокруг него, где стоят все 27 прилегающих к нему строений. Приятная новость только, что ни одно из них не пострадает и останется на своем месте — даже древняя автозаправка.
Пресса: ГМИИ: сносов не будет
«Архнадзор» поддерживает отказ от сноса исторических зданий в новой концепции развития ГМИИ имени Пушкина.
Пресса: Юрий Григорян попал в Пушкинский музей
Подведены итоги закрытого конкурса на новую концепцию реконструкции ГМИИ имени Пушкина, в котором участвовали три архитектурных бюро — «Проект Меганом», студия Сергея Скуратова и ТПО «Резерв». Победителем стал «Меганом» Юрия Григоряна, чей проект, по словам членов жюри конкурса, не требует сноса памятников.
Пресса: Тендер имени Пушкина
Объявлен победитель архитектурного конкурса на концепцию развития ГМИИ им. А.С. Пушкина. Им стало архитектурное бюро «Проект Меганом», возглавляемое Юрием Григоряном. Его проект поддержали почти все — от руководства ГМИИ до строгих градозащитников из «Архнадзора». «Газета.Ru» прошла по району Волхонки и узнала, как будет развиваться музейный городок ГМИИ.
Пресса: Пушкинский музей перестроят без сносов
Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина подвел итоги закрытого конкурса и назвал мастера, которому предстоит реконструировать ГМИИ и превратить целый квартал в Музейный городок. Жюри Сергеем Кузнецовым выбирало лучший проект из трех вариантов.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Технологии и материалы
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Сейчас на главной
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Башни в детинце
Жилой комплекс в Уфе, построенный по проекту PRSPKT.Architects, объединяет два масштаба: башни маркируют возвышенность и въезд в город, а малоэтажные корпуса соотнесены с контекстом и историей места, которое когда-то было обнесено крепостными стенами.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.