Дома на набережных

Кафедра «Архитектура промышленных сооружений» МАРХИ представляет лучшие проекты студентов 3-го курса.

mainImg
О том, какие задачи стояли перед студентами и как они их решали, рассказывает руководитель проекта, преподаватель МАРХИ и основатель архитектурного бюро «Четвертое измерение»
Всеволод Медведев:

«Я давно преподаю в МАРХИ на кафедре «Архитектура промышленных сооружений». Студенты всегда удивляли нас свежими и необычными решениями, но набор этого курса настолько сильный, что о нем хочется рассказать особо. Учитывая огромный творческий потенциал и большое трудолюбие студентов нашей группы, мы вместе с другими руководителями, Михаилом Канунниковым и Зурабом Басария, решили создать для них условия проектирования, максимально приближенные к реальным. Группа копирует модель профессионального архитектурного бюро, а задачи, которые мы ставим перед студентами, по своей сложности и уровню проработки сопоставимы с задачами практикующего архитектора. Работа внутри нашего коллектива базируется на принципах равенства и взаимопомощи, а идеи рождаются и оттачиваются в процессе постоянных дискуссий. Выданная институтом тема проекта корректируется, затем определяется стратегия проектирования и генеральная концепция – единая для всех. Очень важно, что студенты и преподаватели взаимодействуют как равноправные коллеги, а не как ученик с учителем. Мы сознательно подводим своих студентов к профессиональному уровню подготовки проекта, который вполне можно рассматривать как стадию «архитектурной концепции».

Наблюдая за тем, как стремительно развиваются наши студенты, мы придумали проводить своего рода внутренние конкурсы, определяя пятерку лучших по каждому курсовому проекту. Сначала top-5 составляется, исходя исключительно из оценок преподавателей, а затем все работы студентов выставляются для всеобщего онлайн-голосования, по результатам которого победителям вручаются призы от «Архитектурного бюро «Четвертое измерение».

В этот раз ребята работали над довольно сложным заданием – «Жилой дом средней этажности». В качестве участков проектирования мы предложили им центральные набережные Москвы-реки, поскольку полноценное включение набережных в ткань города и преобразование их в обустроенные общественные пространства является сегодня одной из приоритетных задач города. Помимо базового задания МАРХИ, мы включили в ТЗ разработку подземной автостоянки, планировок и типологии квартир, также ребята должны были представить детально проработанный фрагмент фасада и написать небольшую пояснительную записку. Кроме того, в работе следовало учитывать действующие на выбранном участке проектные ограничения и техническое задание гипотетического инвестора. Такое максимальное приближение к действительности, на мой взгляд, позволяет решить очень широкий круг задач и получить по-настоящему ценный опыт, который жизненно необходим в практической деятельности архитектора.

По результатам внутреннего конкурса победителем стала Ольга Кузнецова и её проект «Жилой дом на Саввинской набережной», в котором найден интересный архитектурный образ, отчетливо видны авторский стиль и владение архитектурным языком. При этом хочу напомнить, что перед нами студенты всего лишь третьего курса, для которых проект среднеэтажного жилого дома стал всего лишь третьим проектом в их жизни. Ведь первые два года обучения в МАРХИ имеют очень мало отношения к реальному проектированию, и лишь начиная с третьего курса, студенты познают азы профессии, узнавая, что такое графическое изображение разрезов и планов, действующие нормативы и инсоляционные ограничения, расположение эвакуационных выходов, парковок и т.д. . Наша задача – дать им максимум знаний и навыков, которые помогут им в дальнейшей архитектурной практике».

Ниже представляем пятерку лучших проектов студентов 3-го курса Московского архитектурного института, кафедры «Архитектура промышленных сооружений», группы №6 на тему «Жилой дом средней этажности». Руководители проекта: Всеволод Медведев, Михаил Канунников, Зураб Басария.


Первое место. Проект жилого дома на Саввинской набережной. Ольга Кузнецова
Проект жилого дома на Саввинской набережной. Ольга Кузнецова
Проект жилого дома на Саввинской набережной. Ольга Кузнецова

Жилой дом расположен на довольно узком и протяженном участке вдоль Саввинской набережной. Его длина достигает порядка ста метров. Окружение составляет плотная городская застройка средней этажности.
Проект жилого дома на Саввинской набережной. Ольга Кузнецова

Здание представляет собой композицию из трех объемов со скругленными углами, в разных уровнях объединенных пролетами этажей. Отдельные этажи то смещаются друг относительно друга, то выступают за плоскость основного фасада, то, наоборот, образуют глубокие ниши с большими открытыми террасами, служащими дополнительными общественными пространствами для жителей дома, откуда открываются красивые виды на Москву-реку и Новодевичий монастырь. Такое дробление полотна фасада на отдельные корпуса, этажи и балконы, по словам автора, не только позволяет избежать монотонности, но и примиряет современную архитектуру с соседствующими с ней разноликими зданиями старой Москвы. Кроме того, сдвижка этажей и отсутствие сплошного остекления на террасах дает возможность решить проблему освещенности квартир, обращенных окнами на северо-запад.

Между центральным и одним из боковых блоков устроен сквозной проход со стороны набережной во внутренний благоустроенный двор. За счет активной пластики главного фасада вдоль набережной высвобождается дополнительное пешеходное пространство, которое предлагается превратить в оживленную городскую улицу. В связи с этим первые этажи жилого дома отведены под размещение кафе, книжных магазинов и разнообразных шоурумов.
Проект жилого дома на Саввинской набережной. Ольга Кузнецова

Второе место. Проект доходного дома на Саввинской набережной. Полина Явна 
Проект доходного дома на Саввинской набережной. Полина Явна

Для проектирования выбран участок вдоль Саввинской набережной. Архитектурно-планировочные решения опираются на особенности расположения участка в городе, его ориентацию и соседство с такими важными для города объектами, как парк «Новодевичьи пруды» и Новодевичий монастырь.
Проект доходного дома на Саввинской набережной. Полина Явна

Форма здания вырастает из абриса участка – узкого и вытянутого. По мере приближения к парку объем еще сильнее сужается, что придает ему динамичный характер. Главным фасадом дом ориентирован на северо-запад, что могло бы привести к недостатку освещенности квартир, если бы автор не предусмотрела небольшой разворот отдельных жилых блоков в сторону запада. Эта идея выросла из образа сцепленных в замок пальцев рук, а в результате возникла красивая композиция из равномерно смещенных секций-«пальцев». Глубина фасада подчеркивается выбором материалов и цветовыми решениями: некоторые выступающие объемы сделаны полностью стеклянными – как, например, объем пентхауса в верхушке дома, другие решены в светлом натуральном камне, для третьих выбрана отделка темного, шоколадного оттенка.
Проект доходного дома на Саввинской набережной. Полина Явна

Пешеходную зону вдоль набережной предлагается расширить путем смещения первых полностью общественных этажей вглубь участка. Ближе к парку, также в первом этаже дома, запроектировано кафе с открытой верандой и видом на Москву-реку.
Проект доходного дома на Саввинской набережной. Полина Явна

Третье место.
Проект жилого комплекса на Садовнической набережной. Яна Остапчук
Проект жилого комплекса на Садовнической набережной. Яна Остапчук

Участок проектирования расположен на Садовнической набережной, на котором автор предлагает разместить жилой комплекс из трех отдельно стоящих корпусов, имеющих в плане форму эллипса. Такое решение позволяет ориентировать окна квартир таким образом, чтобы всем жильцам обеспечить виды на город и расположенный неподалеку комплекс Московского Кремля. Невысокие круглые башни выполнены с применением декоративного стекла и алюминиевых панелей. Две из них, обращенные к Москве-реке, практически идентичны, а третья, спрятавшаяся в глубине участка, решена несколько иначе: она выше своих соседей на один этаж, а для ее отделки используется технология «зеленого» фасада, из-за чего со стороны набережной кажется, что во дворе комплекса очень много зелени. Эффект усиливается за счет оригинального решения залить двор водой, а доступ к зданиям осуществлять исключительно по предусмотренным мосткам.
Проект жилого комплекса на Садовнической набережной. Яна Остапчук

От набережной комплекс отделен одноэтажным стилобатом с эксплуатируемой кровлей, который целиком отдан под общественные функции и расположение объектов инфраструктуры.  
Проект жилого комплекса на Садовнической набережной. Яна Остапчук
Проект жилого комплекса на Садовнической набережной. Яна Остапчук

Четвертое место. Проект жилого дома на Котельнической набережной. Анна Тузова
Проект жилого дома на Котельнической набережной. Анна Тузова

Выбранный участок находится в исторической части города, в непосредственной близости от церкви Николая Чудотворца, построенной по проекту О.И.Бове. Объем здания выстроен по периметру участка, в результате чего получилась замкнутая форма слегка деформированного кольца. Внутри образовался просторный двор для жителей дома. Кровля также сделана эксплуатируемой и превращена в озелененное общественное пространство.
Проект жилого дома на Котельнической набережной. Анна Тузова

Для отделки фасадов используется сплошное остекление, благодаря чему жильцы квартир получают самые лучшие панорамные виды на Москву. Чтобы раскрыть двор на церковь Николая Чудотворца, предлагается пробить объем жилого дома двумя арками сложной геометрии. Их внутренняя поверхность будет зеркальной, выполненной из полированных стальных листов. Помимо крупных арочных проемов, разнообразие фасадам добавляют озелененные террасы и балконы такой же затейливой формы.
Проект жилого дома на Котельнической набережной. Анна Тузова

Часть первого и второго этажей предполагается отдать под общественные функции: магазины, кафе, кинотеатры. 
Проект жилого дома на Котельнической набережной. Анна Тузова

Пятое место. Проект жилого комплекса на Садовнической набережной. Василиса Котлярова
Проект жилого комплекса на Садовнической набережной. Василиса Котлярова

На площадке прямоугольной формы предлагается разместить комплекс из четырех приблизительно равных по своим габаритам объемов. Все четыре корпуса жилого комплекса являются своего рода деталями одного пазла или одной геометрической фигуры, поделенной на несколько элементов причудливой формы. Два из них решены в плавных, округлых линиях. Для поддержания мягкости и невесомости их образа используется стекло синего оттенка. Два других корпуса, напротив, имеют острые углы и вогнутые контуры стен, а их фасады решены с применением рельефного камня, соседствующего с гладкими оштукатуренными поверхностями и сбитым ритмом оконных проемов.
Проект жилого комплекса на Садовнической набережной. Василиса Котлярова

Корпуса расставлены на участке довольно близко друг к другу, однако окна квартир ориентированы таким образом, чтобы жильцам не пришлось смотреть на торец соседнего здания. Вместо этого из каждой квартиры открывается вид на реку и город.  
Проект жилого комплекса на Садовнической набережной. Василиса Котлярова
Проект жилого комплекса на Садовнической набережной. Василиса Котлярова

Для всех жителей комплекса создана общая прогулочная аллея между набережной и детской площадкой. Весь периметр участка занят общественными пространствами, тогда как внутренняя дворовая территория принадлежит исключительно жителям дома.

29 Апреля 2014

В горах Сванетии
Шесть дипломных проектов ярославских студентов, посвященных возрождению альпинистских лагерей в Грузии.
Лаконизм и уместность
Шквал курсов и публикаций, посвященных качеству подачи портфолио архитектора, приносит плоды. Публикуем несколько позитивных примеров портфолио третьекурсников МАРХИ с комментариями авторов.
МАРХИ-2019: 11 лучших рисунков
Как изображать современную архитектуру? Ответ постарались найти участники конкурса рисунка, прошедшего в МАРХИ. Представляем результаты творческих поисков.
МАРХИ-2019: 10 проектов на тему «Школа»
Школа для детей с инвалидностью, воспитательная колония для малолетних преступников, интернат для детей-сирот – студенты МАРХИ создают новый образ современного образования.
Студентам от студентов
Подведены итоги конкурса на лучшую зону отдыха для московских вузов. Победили выпускницы МАРХИ с проектом для Московского авиационного технологического института. Представляем работы, занявшие призовые места.
Полное погружение
Публикуем проекты студентов магистратуры МАРШ, разработанные в рамках студий «Ремонт ландшафта» и «Из Москвы в Никола-Ленивец».
Наша Вологда
Проекты студентов МАРХИ и ВоГУ – участников воркшопа, посвященного благоустройству общественных пространств в Вологде.
Приморский контекст
Обзор студенческих проектов для Владивостокской агломерации за 2003-2016 годы, объединённых темой экологии. Каждая работа – результат скрупулёзного исследования климатических особенностей разрабатываемой территории.
МАРХИ: Золотая медаль 2016
Представляем проекты победительницы и четырех номинантов ежегодного конкурса для выпускников Московского архитектурного института.
Новое измерение
Лучшие дипломные проекты бакалавров МАРХИ группы под руководством Всеволода Медведева, Михаила Канунникова, Зураба Басария.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.