Новое образование МАРШ

Совсем скоро начнет свою работу Московская архитектурная школа (МАРШ), совместное детище Евгения Асса и Никиты Токарева, созданное ими с тесном партнерстве с London Metropolitan University и Британской высшей школой дизайна. Мы попросили архитекторов рассказать о новом образовательном учреждении и о том, в чем состоит его принципиальное отличие от других российских архитектурных ВУЗов.

Автор текста:
Анисия Борознова

06 Апреля 2012
mainImg
0 Архи.ру: Когда откроется новая школа?

Евгений Асс: Работа администрации уже идет, так что в этом смысле школа открыта. Общественная презентация состоится 10 апреля, и это будет первым знаком появления нашей школы на свет. Затем в рамках «Арх-Москвы» состоится еще одна презентация, и с этого момента мы начнем принимать заявления, на основании которых будем отбирать студентов. Ну, и заключительным этапом открытия школы следует, наверно, считать первый день занятий, то есть первое октября.

Архи.ру: Что будет представлять собой МАРШ?

Е.А.:  Это магистратура, иными словами, двухлетнее обучение для тех, кто уже обладает степенью бакалавра.

Никита Токарев: Наша школа интегрирована в европейскую систему образования. Интересно что в других областях российского образовании эти процессы происходят уже давно. К примеру, степенью MBA никого не удивишь. А в архитектурной сфере ничего подобного ранее не было. Мы уверены, что пора эту ситуацию менять.

Е.А.: Факт выделения нашей школы в качестве post-graduate структуры сам по себе очень важен. Обычно студенты, получившие диплом бакалавра, по инерции продолжают учиться в тех заведениях, в которых они его получили. А ведь далеко не все из них обладают энергией и должной мотивацией для того, чтобы быть специалистами. Бывает и наоборот: учебное заведение уже не вполне соответствует их устремлениям и амбициям, однако, доучившись до конца шестого года, люди волей не волей получают диплом, как бы вымучив его. Так вот те, кто после четвертого курса считают для себя важным, интересным и ценным получить образование в другом ВУЗе, теперь могут придти учиться к нам. И в этом смысле мы считаем, что наша школа рассчитана на совершенно определенный тип студентов – более мотивированных, более самостоятельных и ответственных.

Если говорить о содержательной составляющей, то мы ориентируемся на те курсы, которые существуют в мире, в частности, в Европе. Мы ориентируемся на довольно широкий спектр авторских программ и планируем привлечь к преподаванию ведущих российских, а в перспективе и зарубежных преподавателей. В общем, мы довольно далеко уходим от той модели образования, которая традиционно применялась в России. В частности, наша образовательная конструкция будет опираться на модульную систему. Это важная инновация для всего российского архитектурного образования.

Н.Т.: Мы взяли за основу программу post-graduate по архитектуре London Metropolitan University (LMU), но сразу поняли, что копировать ее досконально невозможно и не нужно. Оставив формальные признаки –  набор предметов, продолжительность курса, – мы адаптировали программу к нашим реалиям. В этом и есть суть затеянного эксперимента: это не полная копия, а со-творчество, на которое университет охотно идет и с интересом наблюдает за тем, что получится.

Архи.ру: А почему было привлечено именно это учебное заведение?

Е.А.: Мы пробовали наладить контакт со многими институциями, и российскими, и зарубежными. Но, как говорится, во всех великих событиях есть элемент случайности. Нашу встречу с замечательным Робертом Маллом, деканом  архитектурного факультета LMU, можно считать счастливой случайностью. Он приехал в Москву со студентами, и мы, прознав об этом, назначили ему встречу. Идея о создании школы сразу захватила его, и он легко согласился способствовать ее реализации. Надо отметить, что за LMU я вообще наблюдаю довольно давно. Там преподают два блестящих всемирно известных архитектора – Флориан Бейгл, руководитель Architecture Research Unit, и Рауль Бунсхотен (Raoul Bunschoten), выдающийся архитектор-концептуалист и художник. И если раньше я наблюдал за их деятельностью со стороны, то теперь мы оказались в одной упряжке.

Н.Т.: Важно также сказать о втором партнерстве: наша школа находится в рамках образовательного кластера, который формируется в ArtPlay на базе Британской высшей школы дизайна. В кластер также будут входить школа кино и школа музыки. С нашей точки зрения, это важное обстоятельство – помещение архитектуры в контекст современной визуальной культуры и современных медиа. Мы предусматриваем для студентов возможность пользоваться в процессе учебы теми ресурсами, которые предоставляет кластер. Если человек хочет заниматься фотографией – он может пойти в фотостудию, хочет заниматься моделированием – для это тоже найдутся средства. Если, скажем, для проекта нужно снять видео-ролик, мы поможем студенту найти необходимое оборудование и преподавателя.

Архи.ру: Как давно родилась идея о создании школы и сколько времени потребовалось на ее реализацию?

Н.Т.: Идея у Евгения Асса родилась давно. А с момента начала плотной работы прошло всего 4 месяца. Встреча с Робертом Маллом состоялась в ноябре 2011-го года. С Александром Аврамовым, руководителем Британской школы дизайна, мы повстречались немного раньше, в октябре.

Е.А.: Вообще идея возникла еще 25 лет назад, когда в рамках МАрхИ появилась Мастерская экспериментального учебного проектирования (МЭУП). Это было попыткой создания, пускай и внутри структуры МАрхИ, институции, ориентированной на современные и актуальные методики. Дальше, когда идея мастерской потребовала выхода за пределы МАрхИ, я стал думать о создании нового учебного заведения и разговоры об этом вел с конца 1990-х годов. А реализовать это удалось лишь совсем недавно.

Архи.ру: Вы упомянули МЭУП. Можно ли считать МАРШ преемницей мастерской?

Е.А.: Меня всегда интересовали эксперименты и поиски внутри архитектурного и учебного процессов. На момент своего создания мастерская была очень революционной и новаторской, но она, конечно, далека от тех моделей, которые мы разрабатываем сегодня. Тогда речь шла о том, как изменить программу МАрхИ, приспособив ее к новым реалиям, как изменить структуру образования, уделив особое внимание визуальной культуре и художественной практике. Со временем мастерская развивалась, у нас появилось много новых идей, фактически мы вышли на новые уровни понимания архитектурного образования и так подошли к созданию новой архитектурной школы.

Мастерская была локальным экспериментом внутри большой и довольно инерционной машины института. То, что мы делаем сегодня, это не совсем преемственный продукт, это новый продукт, но он не мог бы состояться без того огромного опыта (20 с лишним лет!), который дала мастерская.

Н.Т.: Теперь мастерская станет одной из проектных студий внутри МАРШа. Так как мы будем работать в школе не только в качестве руководителей, но и в качестве преподавателей, то, конечно, что-то из курса мастерской найдет отражение и в программе нашей студии.

Архи.ру: Каким образом будет осуществляться отбор студентов?

Е.А.: Наличие степени бакалавра – это формальный признак, чтобы быть рассмотренными в качестве претендента. Далее необходимо предоставить портфолио. И уже по результатам отбора портфолио мы будем приглашать людей на собеседование. Никаких ограничений по национальности и гражданству нет. Учиться могут все на общих условиях.

В Европе применяется практика, когда степень бакалавра студент получает в одной области, а на магистра подает в другой. Мы, к сожалению, пока не можем на это пойти. У нас нет уверенности, что за два года можно сделать архитектора из другого специалиста. Но архитектура и сама сегодня разделяется на несколько специальностей: объемное проектирование, градостроительство, дизайн среды, реконструкция и реставрация – и бакалавров всех этих специальностей мы готовы принимать. По окончании нашей магистратуры студенты получат диплом архитектор широкого профиля – post-graduate diploma in architecture.

Н.Т.: Чем шире направление, тем проще найти работу выпускникам. Если мы зададим более узкие рамки, то возможностей трудоустройства будет меньше. Для нас важно познакомить студентов с как можно более широким кругом задач.

Е.А.: Мы предполагаем, что наш курс будет включать все сферы архитектурной деятельности. В частности, будет курс урбанистики, ландшафтной архитектуры, менеджмента и т.д. Иными словами, все необходимые знания для работы в различных сферах архитектуры мы предоставим.

Архи.ру: Можно ли говорить о том, что по сравнению с МАрхИ студенты МАРШа будут обладать более широкими знаниями?

Е.А.: Основное отличие – это углубленный аналитический подход. Наши студенты должны будут серьезно и основательно исследовать окружающую их действительность. Подобное погружение в реальность мы считаем основополагающим для того подхода, который мы исповедуем, и который, мы надеемся, будет укоренен в нашей школе.

Н.Т.: Примерно половина времени, отведенного на курс проектирования, будет посвящена аналитической работе, вторая половина – проектной. Такая пропорция задана английской программой, и мы считаем этот подход правильным. Кроме того, мы предусматриваем большой курс теории и истории, включающий также идеологические и философские предпосылки архитектуры и призванный дать студентам четкое понимание, что архитектура должна быть мотивированной. Особое внимание будет уделено и вопросу интеграции в проектную деятельность усилий разных специалистов. К слову, в российском архитектурном образовании на данный момент нет аналога курсу integrated design study, призванному учитывать вклад в проект каждого из вовлеченных специалистов, будь то конструктор, социолог, транспортник, климатолог и т.д. Студенты в своих дневниках должны фиксировать, что эти люди привнесли в проект, и тем самым обосновывать свои архитектурные решения.

Архи.ру: Насколько сильной будет загруженность студентов?

Е.А.: Загруженность будет довольно большая, но тут надо сразу заметить, что принципиальная особенность нашей школы – очень высокая степень самостоятельности студентов, это апелляция к сознательности и желанию студентов учиться. Я всегда придерживался точки зрения, что архитектуре нельзя научить, но научиться можно. И эту мысль мы продвигаем в нашей школе.

Н.Т.: Семестры в нашей школе будут длится по 15 недель. Таким образом, учебный период будет с октября по май. Средняя загрузка будет составлять 6 академических часов в день. Всего таких «контактных» дней, когда студент получает знания непосредственно от преподавателя, будет 4. Один день остается свободным, но предполагается, что это будет не дополнительный выходной день, а время для самостоятельной работы.

Е.А.: Причем, эта работа должна быть отражена в отчетной документации, то есть в дневниках, которые студенты будут нам сдавать в конце каждого семестра. Увеличению самостоятельности будет также способствовать тот факт, что мы не станем формировать устойчивые учебные группы на весь курс, как это принято в российских ВУЗах. Вместо этого вокруг определенного преподавателя формируются учебные студии сроком на один семестр или год, если речь идет о дипломном проекте. Студенты имеют возможность выбирать преподавателя, но не имеют права оставаться у него же с началом нового семестра.

Н.Т.: Таким образом студенты смогут познакомиться с разными методиками и подходами к архитектуре, с новыми личностями. В перспективе мы хотим, чтобы и другие курсы давали возможность выбора, но это уже организационная задача, сразу ее решить не удается. Однако в дальнейшем курсов по выбору студентов должно стать больше.

Архи.ру: Какие возможности будете давать диплом МАРШ?
 
Е.А.: Это будет диплом, признанный во всем мире. Соответственно, он позволит студентам начать профессиональную карьеру в любой точке земного шара. Но возможности архитектора зависят не только от диплом, но и от его личных способностей и возможностей. И что касается персональных возможностей, то мы надеемся, что наши выпускники будут прилежными студентами и к моменту окончания школу будут обладать всеми необходимыми навыками для начала карьеры.

Н.Т.: Многие иностранные фирмы, которые работают в России, очень заинтересованы в сотрудниках, которые имели бы диплом западного образца о соответствующем уровне образования и при этом владели бы русским языком и были погружены в российский контекст. KCAP, OMA и прочие компании если и не сражаются за таких сотрудников, то по крайней мере охотно их к себе принимают.

Я думаю, что и в России европейский диплом будет востребован. После вступления в ВТО конкуренция между нашими и зарубежными архитекторами будет только обостряться. А значит, нашим коллегам здесь надо будет искать сотрудников, которые могли бы работать на соответствующем уровне и эту конкуренцию выдерживать.

Архи.ру: К чему надо быть готовым в финансовом плане тем, кто собирается поступать в вашу школу?

Е.А.: Обучение у нас платное. Мы рассчитываем на частные спонсорские влияния, но они скорее всего будут целевыми – на библиотеку, оборудование и т.д., – и гранты для студентов с хорошей успеваемостью. А в целом, все расходы будут покрываться за счет денег, поступающих к нам от студентов. Стоимость пока что еще обсуждается, но в любом случае она едва ли ли будет намного превышать стоимость контрактного обучения в МАрхИ.
 
Евгений Асс и Никита Токарев

06 Апреля 2012

Автор текста:

Анисия Борознова
Школа МАРШ: уточнения
Сегодня, 10 апреля, в Artplay на Яузе состоится презентация новой архитектурной школы МАРШ, ректором которой будет Евгений Асс, а директором – Никита Токарев. Появление нового учебного заведения, кажется, стало главной позитивной новостью апреля, но некоторые утверждения прессы относительно школы, по утверждению руководства МАРШ, не точны. В частности, она не является филиалом лондонского Metropolitan University. Для того, чтобы прояснить ситуацию, мы задали Никите Токареву несколько уточняющих вопросов.
Пресса: Проект школы проектирования
Известный московский архитектор Евгений Асс открывает новую архитектурную школу. После школы дизайна "Стрелка", созданной в 2010 году Ильей Ценципером на деньги Александра Мамута и Сергея Адоньева и превратившейся в одну из главных сцен московской художественной жизни, эта инициатива может превратиться в серьезное культурное событие.
Пресса: Евгений Асс: «Последние 10 лет я пытался создать новую...
В июне начнется набор в Московскую архитектурную школу, которая будет работать в тесном партнерстве с Британской высшей школой дизайна и Лондонским университетом. Учить будут архитектуре, урбанистике и территориальному планированию, ландшафтной архитектуре. «Теории и практики» поговорили о новой школе с ее ректором — архитектором, художником и профессором МАРХИ Евгением Ассом.
Дом-диплом
Студенты-магистры Каталонского института прогрессивной архитектуры (IAAC) в качестве дипломной работы спроектировали и реализовали павильон из инженерного дерева для наблюдения за фауной в барселонском природном парке Кольсерола.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
МАРХИ-2019: 10 проектов на тему «Школа»
Школа для детей с инвалидностью, воспитательная колония для малолетних преступников, интернат для детей-сирот – студенты МАРХИ создают новый образ современного образования.
Технологии и материалы
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Подражание природе
Открываем новую рубрику «Нейросети» работой для конкурса AI&Biomimicry. Для концепции музейного комплекса авторы позаимствовали природные световые явления и принцип биомимикрии. Этот промт не был простым: использовались слова трабекулы, мезоглея, сцинтиллоны и динофлагелляты.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?
За актовым залом
Для оформления интерьера микро-клуба в Калининграде Олеся Левкович обратилась к духу Италии 1980-х, а чтобы в помещение без окон проникал естественный цвет, вмонтировала в стены россыпь стеклоблоков.