Жилой комплекс около деревни Палкино
/ Residential complex near Palkino villageинформация:
Мария Саксон
Maria Sakson / РоссияАрсений Леонович
Arseny Leonovich / РоссияPANACOM
PANACOM / Россияавторский коллектив
Архитекторы: А. Леонович, К. Маркус, М. Саксон, Д. Ханджи
Архи.ру об этом объекте:
14.09.2017
Юлия Тарабарина. Зародыш комфортного города
Конкурсная концепция Арсения Леоновича для деревни Палкино на границе Твери сочетает комфортный масштаб, заданный ПЗЗ, с детальной проработкой функций и специфики городских пространств жилого комплекса.
К юго-западу от железной дороги из Петербурга в Москву Тверь состоит из частного сектора, перемежающегося микрорайонами. Иногда к границе деревни пристраивается микрорайон с таким же названием так произошло с деревней Мамулино, расположенной в чер... читать дальшеописание:
Участок, предназначенный под строительство жилого комплекса, расположен в Никулинском с/п, около дер. Палкино Калининского района, Тверской области и составляет 9,9 га. Рельеф ровный, с перепадом в 1 м на протяжении всего участка.
С северной стороны участок ограничен территорией г. Тверь, с восточной – свободными землями Никулинского с/п, с южной – землями дер. Палкино (огороды, выпас), с западной – свободными территориями г. Тверь.
В действующих ПЗЗ Никулинского с/п для данного участка определены два вида разрешённого использования: Ж 2 (зона малоэтажной застройки до 4 этажей) и Ж 4 (зона многоэтажной застройки от 4 до 9 этажей).
Для разработки архитектурно-градостроительного конкурсного проекта были определены основные позиции:
Вариант 1
В основе градостроительной идеи лежит взаимодействие регулярного и живописного. Декартово членение на крупные градостроительные образования (жилые группы) в зоне Ж 4 противопоставлено живописной дробности небольших жилых объёмов зоны Ж 2. Планировочная и пространственная граница между ними – граница между разрешёнными видами использования по ПЗЗ. Разделяет два типа застройки протяжённый парк с прогулочными аллеями, велосипедными дорожками и спортивными площадками. Пространственно парк ориентирован на здание развлекательного спортивного центра, в котором размещены спортзалы, фитнес, спа, бассейн, ресторан и несколько кафе.
Основная общественная функция сосредоточена на площади, сформированной жилыми домами, в первых этажах которых располагаются магазины и кафе. На площадь могут въезжать машины со значительным ограничением скоростного режима, т.к. площадь – это пешеходное пространство. Проезд, по которому может ехать машина, выполнен из того же типа мощения, что и мощение всей площади, но немного заглублён и по краям фиксирован невысокими барьерами треугольной формы, которые соответствуют дизайну благоустройства площади. Въезд машин на площадь необходим из-за обслуживания зданий как спецтранспортом, так и личным (подъезд к дому), а также из-за загрузки кафе и магазинов.
Морфологически жильё разделено на два типа: жилые группы, сформированные зданиями переменной этажности с дворами (зона Ж 4) и цепочка малоэтажных домов (Ж 2).
В жилых группах озеленённые дворы с площадками подняты на уровень второго этажа, т. к. на уровне земли (с небольшим заглублением на 0,5 м) располагаются обвалованные паркинги. Транспортное обслуживание жилых групп происходит с их внешних сторон. Проезд пожарной спецтехники производится также с внешних сторон по местным проездам, т.к. высота самых высоких на участке зданий ниже нормируемых 28 м. В проекте применены как широтные, так и меридиональные секции шириной 13,5-15,5 м. В жилой группе реализован принцип «двор без машин»: в обвалованный паркинг машины въезжают с уровня земли, а жители домов попадают в свой двор с уровня второго этажа.
Малоэтажные дома (зона Ж 2) располагаются вдоль парка, повторяя его очертание. Они представляют собой набор блокированных домов и таунхаусов, первые этажи которых имеют небольшие частные палисадники.
По озеленённой территории микрорайона проложены велодорожки. Городская площадь открыта для велосипедистов.
ДДУ располагается в самой удалённой от проектируемой внешней транспортной магистрали части участка в зоне действия радиуса доступности (300 м). При проектируемом населении микрорайона в 1900 чел. обеспеченность местами в ДДУ рассчитывается следующим образом: максимальное нормируемое количество детей в ДДУ на территории жилой застройки должно составлять 190, при этом принимается расчетный уровень обеспеченности детей дошкольными учреждениями в пределах 85 % (162 чел.), в том числе общего типа – 70 % (114 человек). При норме обеспеченности в 35 м2 на одного ребёнка площадь участка – 3990 кв. м. В поселениях-новостройках возможно сокращение площади участка ДДУ на 10 % (за счет сокращения площади озеленения), компенсируя также и тем, что участок ДДУ находится рядом с парком. Таким образом, нормируемая площадь участка – 3 590 м2. Вариантом проекта определён размер участка в 3 450 м2.
Расчёт машиномест производился из нормы обеспеченности машинами на 1 000 жит. – 420. При населении в 1 900 человек расчётное количество м/м – 798, 80 % из которых постоянного хранения – 639 м/м. Проектная вместимость обвалованных паркингов – 659 м/м. Проектная приведённая площадь на 1 м/м – 25 м2.
Вариант 2
Основная идея варианта – создание социально активного пространства, городской площади как места общения, прообразом которой является площадь средневекового города. Вся планировочная структура жилого комплекса подчинена этой идее, ориентирована на городскую площадь.
Независимость застройки от координатной сетки – иллюстрация стохастичности, в некоторой степени случайности городского формообразования, характерного для естественно развивающегося города. Компоновка жилых групп вокруг городской площади (при их почти единовременном строительстве) показывает тот результат, который мог бы быть в процессе длительного сложения застройки, длительности градостроительных напластований.
Живописность, неожиданность, непредсказуемость визуальных раскрытий и ракурсов иллюстрирует эту идею на пространственном уровне.
По замыслу проекта вся общественная жизнь микрорайона сосредоточена на площади. В первых этажах жилых домов – кафе, небольшие рестораны, бистро и кафетерии со своими террасами, магазинчики и бутики. В центре площади – «планшетный» фонтан, струи которого бьют из-под слегка искусственно-наклонной плоскости земли.
Как и в варианте 1 на площадь могут въезжать машины со значительным ограничением скоростного режима, т.к. площадь – это пешеходное пространство. Проезд, по которому может ехать машина, выполнен из того же типа мощения, что и мощение всей площади, но немного заглублён и по краям фиксирован невысокими барьерами треугольной формы, которые соответствуют дизайну благоустройства площади. Въезд машин на площадь необходим из-за обслуживания зданий как спецтранспортом, так и личным (подъезд к дому), а также из-за загрузки кафе и магазинов.
Небольшой торгово-развлекательный центр отнесён к проектируемой магистрали и рассчитан как на жителей микрорайона, так и на внешнего потребителя. Около него организована остановка общественного транспорта. Наряду с торговлей и зоной бытового обслуживания в ТРЦ предполагается разместить небольшой кинотеатр, скалодром, батутный центр, кафе, многоярусные лабиринты для детей, аттракционы.
Располагаясь на магистрали, ТРЦ станет якорем для внешнего потребителя, хотя он сможет пройти и на городскую площадь, напрямую связанную с ТРЦ пешеходной аллеей.
Жилые группы решены как почти замкнутые дворы с раскрытием в одну сторону. За счёт такого решения реализуется идея дифференциации «общественное – частное». В жилых группах заложена идея сохранения понятия «жилища»: свой двор при доме. Она же прослеживается и в отдельно стоящих малоэтажных зданиях, расположенной в зоне Ж 2.
Подъезды к домам – только с внешней стороны – в продолжение градостроительной позиции «транспорт – на периферию микрорайона, транспортное обслуживание жилья – на периферию жилой группы». Как и варианте 1 реализуется идея «двор без машин». Местный проезд, проходящий с внешней стороны жилых зданий, служит и пожарным проездом. Он проектируется с одной стороны здания, т.к. высота самого высокого здания менее 28 м. Ширина корпусов – 14-16 м. В зависимости от инсолируемости корпусов применяются как меридиональные, так и широтные секции. Также применены угловые и поворотные секции.
Отделочный материал фасадов – длинномерный Петровский кирпич различных цветов и фактур для внешних фасадов жилых групп. Для внутренних, дворовых фасадов предполагается применение крашеной пластифицированной штукатурки. Для каждого двора – свой цвет (фисташковый, оливковый, сиреневый и т.д.) и свой индивидуальный тип благоустройства.
Зона жилой малоэтажной застройки (Ж 2) застроена односекционными или спаренными домами 3-4 этажей. Здания располагаются среди деревьев в зелёной зоне микрорайона с организацией «своих» дворов. Здесь также предполагается дифференциация транспортного обеспечения и дворового пространства по принципу «двор без машин».
В фасадных системах этой жилой зоны также частично применяется Петровский кирпич и белая пластифицированная штукатурка.
По озеленённой территории микрорайона проложены велодорожки. Городская площадь открыта для велосипедистов. Хранение личного транспорта в жилых группах осуществляется в попарно сблокированных одноуровневых подземных гаражах, в которых размещаются наряду с парковкой личного транспорта и гостевые парковки. Таким образом, территория микрорайона практически свободна от наземных открытых парковок за исключением парковок при общественных зданиях и зонах (ТРЦ, ДДУ, гараж, спортивные зоны). Хранение личного транспорта в жилой малоэтажной зоне осуществляется в 3-х этажном наземном гараже закрытого типа с радиусом СЗЗ в 35 м. Вместимость – 110 м/м.
Аналогично варианту 1 ДДУ располагается в удалённой от проектируемой транспортной магистрали части участка в зоне действия радиуса доступности (300 м). При одинаковом в обоих вариантах числе жителей микрорайона (1 900 человек) расчёт детей и площадь участка ДДУ аналогична варианту 1.
Аналогичен расчёт машиномест, хотя проектное число м/м больше нормативного из-за предложенного освоения подземного пространства под жилыми группами. Проектная приведённая площадь на 1 м/м – 35 м2 (в связи со сложной геометрией плана подземной парковки). Суммарная вместимость подземных парковок – 925 м/м. Общее количество парковочных мест (за исключением парковок при общественных зданиях и зонах) – 1 035 м/м.
С северной стороны участок ограничен территорией г. Тверь, с восточной – свободными землями Никулинского с/п, с южной – землями дер. Палкино (огороды, выпас), с западной – свободными территориями г. Тверь.
В действующих ПЗЗ Никулинского с/п для данного участка определены два вида разрешённого использования: Ж 2 (зона малоэтажной застройки до 4 этажей) и Ж 4 (зона многоэтажной застройки от 4 до 9 этажей).
Для разработки архитектурно-градостроительного конкурсного проекта были определены основные позиции:
- создание целостной жилой среды с зонами общественного тяготения;
- создание пространственных предпосылок для реализации широкого спектра социо-культурных типов поведения;
- создание городской среды с ярко выраженной дифференциацией «общественное – частное»;
- формирование для жителей «своей» территории, приближенной к жилому дому;
- создание дворовых пространств, свободных от автомобилей (дворы людям, а не автомобилям).
Вариант 1
В основе градостроительной идеи лежит взаимодействие регулярного и живописного. Декартово членение на крупные градостроительные образования (жилые группы) в зоне Ж 4 противопоставлено живописной дробности небольших жилых объёмов зоны Ж 2. Планировочная и пространственная граница между ними – граница между разрешёнными видами использования по ПЗЗ. Разделяет два типа застройки протяжённый парк с прогулочными аллеями, велосипедными дорожками и спортивными площадками. Пространственно парк ориентирован на здание развлекательного спортивного центра, в котором размещены спортзалы, фитнес, спа, бассейн, ресторан и несколько кафе.
Основная общественная функция сосредоточена на площади, сформированной жилыми домами, в первых этажах которых располагаются магазины и кафе. На площадь могут въезжать машины со значительным ограничением скоростного режима, т.к. площадь – это пешеходное пространство. Проезд, по которому может ехать машина, выполнен из того же типа мощения, что и мощение всей площади, но немного заглублён и по краям фиксирован невысокими барьерами треугольной формы, которые соответствуют дизайну благоустройства площади. Въезд машин на площадь необходим из-за обслуживания зданий как спецтранспортом, так и личным (подъезд к дому), а также из-за загрузки кафе и магазинов.
Морфологически жильё разделено на два типа: жилые группы, сформированные зданиями переменной этажности с дворами (зона Ж 4) и цепочка малоэтажных домов (Ж 2).
В жилых группах озеленённые дворы с площадками подняты на уровень второго этажа, т. к. на уровне земли (с небольшим заглублением на 0,5 м) располагаются обвалованные паркинги. Транспортное обслуживание жилых групп происходит с их внешних сторон. Проезд пожарной спецтехники производится также с внешних сторон по местным проездам, т.к. высота самых высоких на участке зданий ниже нормируемых 28 м. В проекте применены как широтные, так и меридиональные секции шириной 13,5-15,5 м. В жилой группе реализован принцип «двор без машин»: в обвалованный паркинг машины въезжают с уровня земли, а жители домов попадают в свой двор с уровня второго этажа.
Малоэтажные дома (зона Ж 2) располагаются вдоль парка, повторяя его очертание. Они представляют собой набор блокированных домов и таунхаусов, первые этажи которых имеют небольшие частные палисадники.
По озеленённой территории микрорайона проложены велодорожки. Городская площадь открыта для велосипедистов.
ДДУ располагается в самой удалённой от проектируемой внешней транспортной магистрали части участка в зоне действия радиуса доступности (300 м). При проектируемом населении микрорайона в 1900 чел. обеспеченность местами в ДДУ рассчитывается следующим образом: максимальное нормируемое количество детей в ДДУ на территории жилой застройки должно составлять 190, при этом принимается расчетный уровень обеспеченности детей дошкольными учреждениями в пределах 85 % (162 чел.), в том числе общего типа – 70 % (114 человек). При норме обеспеченности в 35 м2 на одного ребёнка площадь участка – 3990 кв. м. В поселениях-новостройках возможно сокращение площади участка ДДУ на 10 % (за счет сокращения площади озеленения), компенсируя также и тем, что участок ДДУ находится рядом с парком. Таким образом, нормируемая площадь участка – 3 590 м2. Вариантом проекта определён размер участка в 3 450 м2.
Расчёт машиномест производился из нормы обеспеченности машинами на 1 000 жит. – 420. При населении в 1 900 человек расчётное количество м/м – 798, 80 % из которых постоянного хранения – 639 м/м. Проектная вместимость обвалованных паркингов – 659 м/м. Проектная приведённая площадь на 1 м/м – 25 м2.
Вариант 2
Основная идея варианта – создание социально активного пространства, городской площади как места общения, прообразом которой является площадь средневекового города. Вся планировочная структура жилого комплекса подчинена этой идее, ориентирована на городскую площадь.
Независимость застройки от координатной сетки – иллюстрация стохастичности, в некоторой степени случайности городского формообразования, характерного для естественно развивающегося города. Компоновка жилых групп вокруг городской площади (при их почти единовременном строительстве) показывает тот результат, который мог бы быть в процессе длительного сложения застройки, длительности градостроительных напластований.
Живописность, неожиданность, непредсказуемость визуальных раскрытий и ракурсов иллюстрирует эту идею на пространственном уровне.
По замыслу проекта вся общественная жизнь микрорайона сосредоточена на площади. В первых этажах жилых домов – кафе, небольшие рестораны, бистро и кафетерии со своими террасами, магазинчики и бутики. В центре площади – «планшетный» фонтан, струи которого бьют из-под слегка искусственно-наклонной плоскости земли.
Как и в варианте 1 на площадь могут въезжать машины со значительным ограничением скоростного режима, т.к. площадь – это пешеходное пространство. Проезд, по которому может ехать машина, выполнен из того же типа мощения, что и мощение всей площади, но немного заглублён и по краям фиксирован невысокими барьерами треугольной формы, которые соответствуют дизайну благоустройства площади. Въезд машин на площадь необходим из-за обслуживания зданий как спецтранспортом, так и личным (подъезд к дому), а также из-за загрузки кафе и магазинов.
Небольшой торгово-развлекательный центр отнесён к проектируемой магистрали и рассчитан как на жителей микрорайона, так и на внешнего потребителя. Около него организована остановка общественного транспорта. Наряду с торговлей и зоной бытового обслуживания в ТРЦ предполагается разместить небольшой кинотеатр, скалодром, батутный центр, кафе, многоярусные лабиринты для детей, аттракционы.
Располагаясь на магистрали, ТРЦ станет якорем для внешнего потребителя, хотя он сможет пройти и на городскую площадь, напрямую связанную с ТРЦ пешеходной аллеей.
Жилые группы решены как почти замкнутые дворы с раскрытием в одну сторону. За счёт такого решения реализуется идея дифференциации «общественное – частное». В жилых группах заложена идея сохранения понятия «жилища»: свой двор при доме. Она же прослеживается и в отдельно стоящих малоэтажных зданиях, расположенной в зоне Ж 2.
Подъезды к домам – только с внешней стороны – в продолжение градостроительной позиции «транспорт – на периферию микрорайона, транспортное обслуживание жилья – на периферию жилой группы». Как и варианте 1 реализуется идея «двор без машин». Местный проезд, проходящий с внешней стороны жилых зданий, служит и пожарным проездом. Он проектируется с одной стороны здания, т.к. высота самого высокого здания менее 28 м. Ширина корпусов – 14-16 м. В зависимости от инсолируемости корпусов применяются как меридиональные, так и широтные секции. Также применены угловые и поворотные секции.
Отделочный материал фасадов – длинномерный Петровский кирпич различных цветов и фактур для внешних фасадов жилых групп. Для внутренних, дворовых фасадов предполагается применение крашеной пластифицированной штукатурки. Для каждого двора – свой цвет (фисташковый, оливковый, сиреневый и т.д.) и свой индивидуальный тип благоустройства.
Зона жилой малоэтажной застройки (Ж 2) застроена односекционными или спаренными домами 3-4 этажей. Здания располагаются среди деревьев в зелёной зоне микрорайона с организацией «своих» дворов. Здесь также предполагается дифференциация транспортного обеспечения и дворового пространства по принципу «двор без машин».
В фасадных системах этой жилой зоны также частично применяется Петровский кирпич и белая пластифицированная штукатурка.
По озеленённой территории микрорайона проложены велодорожки. Городская площадь открыта для велосипедистов. Хранение личного транспорта в жилых группах осуществляется в попарно сблокированных одноуровневых подземных гаражах, в которых размещаются наряду с парковкой личного транспорта и гостевые парковки. Таким образом, территория микрорайона практически свободна от наземных открытых парковок за исключением парковок при общественных зданиях и зонах (ТРЦ, ДДУ, гараж, спортивные зоны). Хранение личного транспорта в жилой малоэтажной зоне осуществляется в 3-х этажном наземном гараже закрытого типа с радиусом СЗЗ в 35 м. Вместимость – 110 м/м.
Аналогично варианту 1 ДДУ располагается в удалённой от проектируемой транспортной магистрали части участка в зоне действия радиуса доступности (300 м). При одинаковом в обоих вариантах числе жителей микрорайона (1 900 человек) расчёт детей и площадь участка ДДУ аналогична варианту 1.
Аналогичен расчёт машиномест, хотя проектное число м/м больше нормативного из-за предложенного освоения подземного пространства под жилыми группами. Проектная приведённая площадь на 1 м/м – 35 м2 (в связи со сложной геометрией плана подземной парковки). Суммарная вместимость подземных парковок – 925 м/м. Общее количество парковочных мест (за исключением парковок при общественных зданиях и зонах) – 1 035 м/м.
Архитекторы – партнеры Архи.ру:
Проект из каталога (случайный выбор)
Даниил Лоренц, Константин Ходнев, Наталья Сидорова, – 2021
Концепция жилой многоквартирной застройки в поселке Соловецком Архангельской области
Постройки и проекты (новые записи):
Новости российской архитектуры:
24.04.2024
Парадокс острога
23.04.2024
Преображение Анны
23.04.2024
Парадокс временного
22.04.2024
Крепость у реки
Технологии:
23.04.2024
Riverclack
Парк «Притяжение»: инновационные кровельные и фасадные решения на новых объектах в портфолио Riverclack
Riverclack
18.04.2024
Элит Фасад/Elit Fasad
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.Элит Фасад/Elit Fasad
18.04.2024
Dulux
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.Dulux
09.04.2024
KCAP, Orange Architects, Архитектурное бюро «А.Лен», UNISTEM
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.KCAP, Orange Architects, Архитектурное бюро «А.Лен», UNISTEM
08.04.2024
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
Вся правда о клинкерном кирпиче
На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.АО «Фирма «КИРИЛЛ»