RSS
Государственный Эрмитаж, новая Большая Анфилада в восточном крыле Главного Штаба, Санкт-Петербург © Студия 44
Государственный Эрмитаж, новая Большая Анфилада в восточном крыле Главного Штаба, Санкт-Петербург © Студия 44
Фотография с сайта Студия 44

Музейный комплекс Государственного Эрмитажа в восточном крыле Главного Штаба

/ The Hermitage. The new great enfilade

информация:

Никита Явейн

авторский коллектив

Генеральный проектировщик: Архитектурная мастерская «Студия 44».
Архитекторы: Явейн Олег Игоревич, Явейн Никита Игоревич, Лемехов Владимир Иванович, Соколов Павел Сергеевич, Еловков Евгений Дмитриевич
при участии: Антипина Виталия Михайловича, Голышевой Ирины Валентиновны, Дрязжина Сергея Витальевича, Жуковой Вероники Сергеевны, Крыловой Ирины Львовны, Кузеванова Олега Арнольдовича, Михайлова Григория Владимировича, Парфёнова Владимира Игоревича, Снежкина Георгия Сергеевича, Сологуба Сергея Алексеевича, Сологуб Татьяны Юрьевны, Усовой Любови Борисовны, Хмелёвой Варвары Владимировны, Широковой Натальи Вячеславовны, Яр-Скрябина Антона Павловича
Конструкторы: Иоффе Владимир Михайлович, Кресов Дмитрий Петрович, Курбатов Олег Александрович, Ляшко Ирина Николаевна
 

партнеры, заказчики, смежники

Заказчик: Фонд инвестиционных строительных проектов С.-Петербурга (ФИСП)
Смежники:
– реставрационная часть проекта -Архитектурная студия Михайлова,
– музейные технологии – Институт ПРО АРТЕ,
- инженерные системы – ЗАО «Петро Инжиниринг»,
- освещение музейной экспозиции – Cannon-Brookes Lighting & Design (Великобритания)
Ген.Подрядчик – компания «Интарсия»
Поставщики:
– компания ROCKWOOL
(системные решения "ROCKROOF, ROCKFACADE, ROCKFIRE , фасадные панели Rockpanel)

награды:

    Золотой диплом международного архитектурного фестиваля «Зодчество–2002» в номинации «проекты»
Государственный Эрмитаж, новая Большая Анфилада в восточном крыле Главного Штаба, Санкт-Петербург. Фотография © Алексей Народицкий

Архи.ру об этом объекте:

12.08.2021

Из агоры в хаб

Публикуем фрагмент из книги «Музей: архитектурная история», посвященный современным формам институции: музей как агломерация, хаб, фабрика или проун.

Издательский дом Высшей школы экономики выпустил книгу Музей: Архитектурная история . Ее автор, культуролог и музеолог Ксения Сурикова исследует феномен музея сквозь призму архитектуры и предлагает рассмотреть его в широком контексте культурных тран...   читать дальше

другие тексты Архи.ру:

Музейный комплекс Государственного Эрмитажа в восточном крыле Главного Штаба
Музейный комплекс Государственного Эрмитажа в восточном крыле Главного Штаба
Фотография с сайта Студия 44

описание:

Главный Штаб (1820-1830, арх. К. И. Росси), один из символов Российской империи и одна из вершин русского ампира, становится частью Государственного Эрмитажа, Музеем искусства XIX-XX веков. Сложность этого проекта заключается не только в строгом регламенте обращения с объектом культурного наследия, но и в самой задаче приспособления министерского (по сути, офисно-жилого) здания начала XIX века в музейный комплекс XXI века.

Идеология реконструкции выращена из архетипов исторического Эрмитажа – его анфиладных построений, барочных перспектив, висячих садов и больших выставочных залов, освещенных верхним светом. Возрождение этих принципов на новом витке развития Эрмитажа призвано обеспечить культурную преемственность и родство образов старого и нового музея.

Основная часть постоянной экспозиции будущего музея разместится в анфиладах, опоясывающих комплекс по периметру. Масштабные временные выставки будут проводиться в «дворовом» пространстве здания-квартала. Для этого пять его внутренних дворов перекрываются стеклянными кровлями и преобразуются в Новую Большую Анфиладу. Она представляет собой чередование больших выставочных залов, встраиваемых в поперечные корпуса на уровне второго этажа, и висячих садов на платформах.

Висячие сады – более имя и символ, чем реальное озеленение; это сады скульптур из собраний Эрмитажа, это место релаксации в окружении предметов искусства. И если висячие сады – своего рода роскошь, то большие выставочные залы насущно необходимы современному музею. Путем частичной разборки поперечных корпусов устраивается три таких зала высотой 12 м. Их дизайн предусматривает высокую степень трансформации экспозиционного пространства: различные варианты открытия и закрытия створчатых дверей и стен позволяют быстро и гибко менять экспозицию, изолировать каждый из модулей или вновь объединять их в анфиладу.

Эта анфилада не прямая, а сужающаяся, сходящаяся в перспективе, что многократно усиливает ее втягивающий, воронкообразный эффект. Причем, он не привнесен извне, а изначально заложен в планировке здания, клином сходящегося к Дворцовой площади. Направлениям перспективного схождения линий подчиняются планы садов и новых залов, по этим линиям от зала к залу уменьшается ширина больших дверей.

Новая Большая Анфилада – стержень образной и функциональной структуры музея: в ней сконцентрировались все эрмитажные архетипы, она занимает главенствующее положение в иерархии пространств музейного комплекса. С Новой Большой Анфилады и будет, как правило, начинаться посещение музея. Попасть сюда можно будет по парадным лестницам из двух входных вестибюлей, расположенных в первом и пятом дворах. Кроме того, каждая входная зона будет оборудована лестницами и лифтами для подъема посетителей в экспозиционные залы всех четырех этажей.

Первый этаж здания, расположенный ниже Большой Анфилады, решен как своего рода крытое продолжение Дворцовой площади, городской форум с сопутствующей музею коммерцией, информационным центром, гардеробами и билетными кассами. Зоны постоянной экспозиции располагаются на 2-ом, 3-ем, 4-ом и 5-ом этажах. Внешние анфилады (залы, выходящие на Дворцовую площадь, Певческий мост и Мойку) отданы под выставки; внутренние анфилады (комнаты, ориентированные во дворы) большей частью включают помещения сотрудников, временные хранилища экспонатов, информационные центры и др.

Основная специализация второго этажа – декоративно-прикладное искусство XIX века (фарфор, стекло, фаянс, серебро, бронза, часы и механизмы, оружие, костюм и т.д.). В парадных ампирных интерьерах третьего этажа будет представлена коллекция живописи и скульптуры 1800-1860 годов – от неоклассики и романтизма до салонного искусства. В залах третьего этажа, расположенных у Арки Главного штаба, выделены помещения для музея Фаберже. На четвертом этаже, в помещениях, получающих естественный свет через фонари в кровле, разместится коллекция живописи и скульптуры с 1860 года до конца ХХ века, ядро которой составят полотна импрессионистов и постимпрессионистов из знаменитого собрания И. А. Морозова и С. И. Щукина.

Для показа произведений актуального искусства предусмотрен блок помещений в южной части здания с отдельным входом с набережной р. Мойки. Этот блок – часть нового музея современного искусства в составе Государственного Эрмитажа («Современный Эрмитаж»). Здесь будут созданы возможности для организации мультимедийных выставок (видео- и саунд-арт), различных художественных акций, инсталляций, перформансов.

И, наконец, проектом предлагается музеефицировать чердаки Главного штаба, сделав их частью общей экспозиции. Эти никому не ведомые пространства ампирного дома поражают воображение. Верхушки сводчатых потолков последнего этажа образуют причудливый холмистый рельеф; над ним возвышаются кирпичные аркады и целый лес деревянных стропил – вместе они подпирают кровлю здания. Отреставрированные кирпичные арки, стропила и 19-метровая деревянная ферма работы Карло Росси явятся наилучшим антуражем для рассказа об истории строительства и реконструкции Главного Штаба.

Новый комплекс вберет в себя черты массового и элитарного музея, где каждый сможет выбрать себе маршрут по вкусу, последовательно обходя различные периоды и течения либо двигаясь прямо к интересующему объекту. В этом здании собственно выставочные пространства дополнит развитая инфраструктура образования, развлечения и музейного сервиса; здесь галереи, лектории, информационные центры будут сочетаться с кафе, ресторанами и тематическими магазинами. Главный штаб призван стать местом культурного досуга для представителей всех поколений в выходные дни и по будням, оазисом просвещения и общения с искусством в самом сердце современного мегаполиса.
Создание современного музея в Главном Штабе априори предполагает наличие современной инфраструктуры музейного сервиса. Обеспечение комфортных условий визита означает такую организацию осмотра музея, при которой посетитель может не только познакомиться с экспозициями, но и отдохнуть, получить разнообразную информацию о музее и его коллекциях, прослушать лекцию в образовательном центре. Формирование системы рекреационно-информационных зон с заведениями общественного питания имеет целью привлечь в музей больше посетителей, увеличить время их пребывания в музее, создать больше удобств для туристов. В эту систему входят:
-информационно-образовательный центр (лекторий) в 1-ом дворе с доступом с Дворцовой площади;
-главный входной вестибюль в 5-ом дворе с лестницей-амфитеатром и техническим оснащением для проведения различных шоу и презентаций;
-лекционные залы на 1-ом, 2-ом, 3-ем и 4-ом этажах здания;
-музейные магазины, рестораны и кафе в 1-ом этаже;
-кафе во 2-ом и 3-ем этажах здания рядом с зонами информации и отдыха в начале обхода постоянных экспозиций; а также
-зоны информации и отдыха, распределенные по всем этажам музея.

Проектом реконструкции и реставрации Восточного крыла Главного Штаба предусмотрена полная модернизация инженерных сетей и оборудования, устройство газовой крышной котельной для отопления здания, подключение всех помещений к системе кондиционирования воздуха. В подвальных помещениях внутренних дворов расположатся гардеробы, установки для кондиционирования воздуха, подсобные помещения и мастерские, разгрузочный хозяйственный двор, а также блок помещений для приема и отправки экспонатов.

Первая очередь реконструкции начнется в 2008 году. Охватывая, по преимуществу, два из пяти дворов (ближайшие к Дворцовой площади и Певческому мосту), работы первой очереди, тем не менее, предусматривают полный ввод в строй всех инженерных коммуникаций и организацию всех маршрутов посетителей по постоянной схеме. В рамках первой очереди будет произведена реставрация значительной части исторических интерьеров и создан блок актуального искусства; в северной части здания будут построены новые экспозиционные помещения, вестибюль с билетными кассами, информационный центр и лекторий. Завершение первой очереди реставрации / реконструкции предварительно запланировано на IV квартал 2009 года. Полное завершение работ приурочено к празднованию 250-летия Эрмитажа в 2014 году.
Государственный Эрмитаж, новая Большая Анфилада в восточном крыле Главного Штаба, Санкт-Петербург © Студия 44

пресса:

27.08.2012

Михаил Пиотровский: световые фонари на крыше Главного штаба переделают // Карповка , 27.08.2012
http://karpovka.net/2012/08/27/57766/

06.05.2011

Анастасия Савиных, Ирина Тумакова. Эрмитаж получит Главный штаб. Музей расширяет территорию // Известия , 04.05.2011
http://izvestia.ru/culture/article3154852/

04.05.2011

Глава Эрмитажа рассказал премьеру о реконструкции музея в связи с юбилеем // РИА Недвижимость , 03.05.2011
http://www.riarealty.ru/ru/article/119604.html

22.04.2011

Иван Костин. Два года петербургской архитектуры // Известия , 21.04.2011
http://www.izvestia.ru/spb/article3154434/

14.12.2010

Дмитрий Фесенко. «Студия-44»: отчет о первой очереди реконструкции Главного Штаба // Архитектурный Вестник , 10.12.2010
http://www.archvestnik.ru/node/2193

10.12.2010

Мария Фадеева. Под стеклом // Ведомости , 10.12.2010
http://friday.vedomosti.ru/article.shtml?2010/12/10/16600

08.12.2010

Новая парадная лестница Главного штаба // Государственный Эрмитаж , 06.12.2010
http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/13/hm13_3_999/hm13_3_999_5.html#9

21.01.2010

Первый этап реконструкции Восточного крыла Главного штаба в Петербурге завершится к сентябрю // ЗакС.Ру , 21.01.2010
http://www.zaks.ru/new/archive/view/65267

07.02.2009

Анна Алтухова. Второй из "больших проектов" Питера находится в стадии реализации // Архитектурный Вестник , АВ 1 (106) 2009
http://www.archvestnik.ru/node/1864

21.12.2008

Владимир Фролов. Санкт-Петербург: между деконструкцией и реконструкцией // SPEECH: , №2

01.03.2008

Краткая история интеллектуальной архитектурной баталии вокруг проекта нового корпуса Эрмитажа // INTERNI , №3

18.02.2008

Мария Фадеева. Теперь народ повалит // Ведомости , 15.02.2008
http://friday.vedomosti.ru/article.shtml?2008/02/01/11580

22.09.2005

Ирина Коккинаки. Закон - что дышло... // Архитектурный Вестник , №3 (84) 2005
http://archvestnik.ru/new/files/2053%20archvest.pdf

15.04.2005

Ольга Кабанова. Петербургский пример // Ведомости , №67 (1348)

09.10.2003

Анна Мартовицкая. Эрмитажная площадь. Главный штаб превратят в музей максимально нежно // Культура-портал , № 39 (7398)
http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=466&rubric_id=218

21.11.2001

Олег Явейн. Большой Эрмитаж // Проект Россия , №26

события:

  • 25.03.2010
  • Санкт-Петербург
  • лекция

Музейная реконструкция

  • 26.05.2010 — 30.05.2010
  • Москва
  • выставка

Модернизация музея: проекты для России

  • 16.02.2020 — 26.04.2020
  • Санкт-Петербург
  • выставка

Студия 44. Анфилада

Государственный Эрмитаж, новая Большая Анфилада в восточном крыле Главного Штаба, Санкт-Петербург © Студия 44
Музейный комплекс Государственного Эрмитажа в восточном крыле Главного Штаба
Музейный комплекс Государственного Эрмитажа в восточном крыле Главного Штаба
Фотография с сайта Студия 44
Музейный комплекс Государственного Эрмитажа в восточном крыле Главного Штаба
Музейный комплекс Государственного Эрмитажа в восточном крыле Главного Штаба
Фотография с сайта Студия 44
Государственный Эрмитаж, новая Большая Анфилада в восточном крыле Главного Штаба, Санкт-Петербург © Студия 44
Государственный Эрмитаж, новая Большая Анфилада в восточном крыле Главного Штаба, Санкт-Петербург © Студия 44
Государственный Эрмитаж, новая Большая Анфилада в восточном крыле Главного Штаба, Санкт-Петербург © Студия 44
Государственный Эрмитаж, новая Большая Анфилада в восточном крыле Главного Штаба, Санкт-Петербург © Студия 44
Государственный Эрмитаж, новая Большая Анфилада в восточном крыле Главного Штаба, Санкт-Петербург © Студия 44
Государственный Эрмитаж, новая Большая Анфилада в восточном крыле Главного Штаба, Санкт-Петербург © Студия 44
Государственный Эрмитаж, новая Большая Анфилада в восточном крыле Главного Штаба, Санкт-Петербург © Студия 44
=
=
Музейный комплекс Государственного Эрмитажа в восточном крыле Главного Штаба
Фотография с сайта Студия 44
Музейный комплекс Государственного Эрмитажа в восточном крыле Главного Штаба
Фотография с сайта Студия 44
Государственный Эрмитаж, новая Большая Анфилада в восточном крыле Главного Штаба, Санкт-Петербург
© Студия 44
Государственный Эрмитаж, новая Большая Анфилада в восточном крыле Главного Штаба, Санкт-Петербург
© Студия 44
Государственный Эрмитаж, новая Большая Анфилада в восточном крыле Главного Штаба, Санкт-Петербург
Государственный Эрмитаж, новая Большая Анфилада в восточном крыле Главного Штаба, Санкт-Петербург
© Студия 44
Государственный Эрмитаж, новая Большая Анфилада в восточном крыле Главного Штаба, Санкт-Петербург. Разрез
Государственный Эрмитаж, новая Большая Анфилада в восточном крыле Главного Штаба, Санкт-Петербург. Разрез
© Студия 44
Государственный Эрмитаж, новая Большая Анфилада в восточном крыле Главного Штаба, Санкт-Петербург. Планы
© Студия 44
Государственный Эрмитаж, новая Большая Анфилада в восточном крыле Главного Штаба, Санкт-Петербург. Разрезы
© Студия 44
Музейный комплекс Государственного Эрмитажа в восточном крыле Главного Штаба
© Студия 44
Музейный комплекс Государственного Эрмитажа в восточном крыле Главного Штаба
Фотография: © Алексея Народицкого
Музейный комплекс Государственного Эрмитажа в восточном крыле Главного Штаба
Фотография: © Николая Малинина
Музейный комплекс Государственного Эрмитажа в восточном крыле Главного Штаба
Фотография: © Николая Малинина

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Владислав Андреев
  • Анастасия Абашева
  • Татьяна Гук
  • Илья Машков
  • Никита Явейн
  • Роман Леонидов
  • Павел Андреев
  • Юлия Тряскина
  • Сергей Никешкин
  • Наталья Сидорова
  • Станислав Белых
  • Энди Сноу
  • Сергей Труханов
  • Владимир Ковалёв
  • Сергей Чобан
  • Владимир Плоткин
  • Сергей Кузнецов
  • Даниил Лоренц
  • Андрей Асадов
  • Наталия Шилова
  • Андрей Михайлов
  • Всеволод Медведев
  • Зураб Басария
  • Юлий Борисов
  • Игорь Шварцман
  • Константин Ходнев
  • Антон Ладыгин
  • Алексей Полищук
  • Михаил Давыдов
  • Алексей Курков
  • Дмитрий Климов
  • Николай Кикава
  • Полина Воеводина
  • Анна Иванова
  • Ростислав Цайзер
  • Александр Асадов
  • Степан Липгарт
  • Евгений Подгорнов
  • Михаил Канунников
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Алексей Орлов
  • Григорий Мустафин
  • Дмитрий Буш
  • Иван Кожин
  • Антон Лукомский
  • Ерлан Бекмухамедов
  • Александр Самарин
  • Андрей Гнездилов
  • Егор Донцов
  • Вера Бутко
  • Илья Уткин
  • Дмитрий Селивохин
  • Валерия Преображенская
  • Анатолий Столярчук
  • Екатерина Кузнецова
  • Александра Кузьмина
  • Николай Миловидов
  • Григориос Гавалидис
  • Дмитрий Сухов
  • Сергей Скуратов
  • Евгений Зеленов
  • Андрей Романов
  • Раис Баишев
  • Александр Скокан
  • Олег Мединский
  • Левон Айрапетов
  • Алексей Гинзбург
  • Сергей Орешкин
  • Антон Яр-Скрябин
  • Валерий Лукомский
  • Антон Надточий
  • Виталий Лутц
  • Александр Котенков
  • Василий Крапивин
  • Игорь Членов

Проект из каталога (случайный выбор)

Жилой комплекс «Серебряный фонтан»
Антон Надточий, Вера Бутко, 2012 – 2016
Жилой комплекс «Серебряный фонтан»

Постройки и проекты (новые записи):

  • Деловой комплекс FRAME
  • ЖК Дом 56
  • Туристско-информационный центр «Калужский Край»
  • Благоустройство ЖК Symphony 34
  • ЖК на Малой Сухаревской
  • ТЦ в Люберцах
  • ЖК City Bay. Квартал North
  • ЖК KING & SONS
  • Детский сад на 120 мест с бассейном

Новости российской архитектуры:

Форум времени
22.04.2024

Форум времени

Алексей Орлов
Зеркала повсюду
22.04.2024

Зеркала повсюду

Сергей Неботов, Анастасия Грицкова

Технологии:

18.04.2024

Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон

В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Элит Фасад/Elit Fasad 
18.04.2024

Обаяние романтизма

Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Dulux
09.04.2024

Навстречу ветрам

Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
KCAP, Orange Architects, Архитектурное бюро «А.Лен», UNISTEM
08.04.2024

Вся правда о клинкерном кирпиче

​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
другие статьи