RSS
02.06.2014

Зона эксперимента

  • Наследие Реконструкция Арт
  • Объект

информация:

  • где:
    Россия. Москва

На востоке Москвы появилась новая независимая арт-площадка. Галерея «Электрозавод» на МЭЛЗе функционирует без кураторов и финансовой поддержки.

Идея децентрализации нынче в тренде: очаги культуры, возникающие в периферийных районах города, способны привлечь к ним и экономический интерес. Удачные тому примеры – центры «Винзавод» и «Artplay» в Сыромятниках. Теперь шансы оживить окраину Басманного района имеются и у «Электрозавода». Строительство здания товарищества русско-французских заводов резиновых и телеграфных производств «Проводник» началось в 1915 году неподалеку от устья Хапиловки, притока Яузы. Автором проекта завода выступил Егор Евланов, до того работавший помощником архитектора Романа Клейна.
 
Жанр промышленной архитектуры не исключал проявления фантазии: зодчий увидел новое предприятие, специализировавшееся на изделиях из резины и каучука, в образе монументального готического замка с башнями-шпилями и окнами-розеттами. Революция, увы, заморозила стройку, которая была возобновлена лишь в 1925 году. И хотя изысканным, но по тем временам уже чуждым деталям, задуманным Евлановым, не суждено было воплотиться в жизнь, достраивавшему здание архитектору Г. С. Шиханову удалось сохранить грандиозность замысла предшественника благодаря внушительного вида перспективным порталам проходных и высоким башням при въезде.
 
В 1928 году предприятие переквалифицировалось на выпуск электроламп и получило название «Электрозавод», впоследствии МЭЛЗ. Сегодня производство квантовых генераторов, фотоэлектронных умножателей и цветных кинескопов на этой территории ликвидировано, бывшие заводские помещения сданы в аренду. В кирпичных внутренних дворах, смахивающих на трансепты католических соборов, и гулких многометровых коридорах (для перемещения по ним лучше воспользоваться скейтом, самокатом, а то и велосипедом) чего только не встретишь: от кафе, курсов борьбы сумо и фотостудий до бюро ритуальных услуг. С недавнего времени среди резидентов «Электрозавода» замелькала артистическая публика. Стали появляться мастерские художников, в том числе Сергея Браткова, Олега Устинова, Саши Пироговой, выпускников Школы Родченко. Два года назад на шестой этаж в поисках места для экспериментов молодых художников («молхудов», как принято говорить в профессиональных кругах) зашел 3D-аниматор Леонид Ларионов. Он стал собирать вокруг себя единомышленников (иметь собственное пространство – мечта каждого художника), и постепенно сформировалась группа из шести человек, преимущественно выпускников Института проблем современного искусства. Кроме самого Ларионова в нее вошли Наталья Тимофеева, Олег Фролов, Елена Мартыненко, Альберт Солдатов, Дима Филиппов.
 
Самостоятельно проведенный ремонт превратил бывший стометровый цех с большими окнами под восьмиметровым потолком в белый куб с передвижными фанерными блоками. Ребята работают без кураторов, без инвесторов, главный мотивационный фактор – самоорганизация, аренда – в складчину. Пока у галереи нет собственного сайта, информацию о мероприятиях можно найти в группе на Фейсбуке. Художник Егор Кошелев считает, что выставки, которые проводит «Электрозавод », настолько успешны, насколько вообще может быть успешна выставка молодых художников на нераскрученной площадке. «Думаю, при настойчивости организаторов галерея могла бы стать центром притяжения авторов нового поколения – художников, не имеющих пока выставочной истории и большого количества работ, но жаждущих творить, нуждающихся в поддержке единомышленников и месте, где время от времени можно было бы обсуждать свои эксперименты, месте, которое в данном поколенческом срезе могло бы сравниться с легендарными тусовочными точками героической поры: Лианозовской коммуной, мастерской Ильи Кабакова, сквотом в Трехпрудном».

«Мы не оригинальны. Подобные некоммерческие объединения молодых художников, самостоятельно управляющие галереей и создающие новые имена, – обычая мировая практика. Странно, что у нас такое – большая редкость», - считают Л. Ларионов, Н. Тимофеева, О. Фролов, Е. Мартыненко, А. Солдатов и  Д. Филиппов.
Комментарии
comments powered by HyperComments