RSS

Коммерсантъ-Weekend

информация:

статьи:

16.04.2024

Григорий Ревзин. Город на парках. Хабаровск: победа деревьев над советским пространством // Коммерсантъ-Weekend, 12.04.2024

Хабаровск — город, загадочный тем, что он очень хорош. По всему это должен быть понятный большой (больше 600 тыс. населения) город советской индустриализации <...>.
Город в поисках центра. Петропавловск-Камчатский: самая дальняя точка России
03.04.2024

Григорий Ревзин. Город в поисках центра. Петропавловск-Камчатский: самая дальняя точка России // Коммерсантъ-Weekend, 15.03.2024

В этот город никто особенно не хочет попасть, но те, кто смотрит Камчатку, обычно попадают. Уезжают с облегчением — по сравнению с чудесами Камчатки, вулканами, гейзерами, горячими термальными бассейнами, безлюдными пляжами черного песка на берегу непереносимо холодного океана, толпами медведей, хрумкающих красной рыбой на перекатах рек, в этом городе смотреть решительно нечего, жить примерно негде, а поесть иногда проблематично, но всегда очень дорого. Интересен он тем, что можно увидеть людей, увлекшихся этой Камчаткой настолько, чтобы тут жить. Вы вот в восторге от Камчатки? Правильно. Смотрите, к чему это приводит.
03.04.2024

Григорий Ревзин. Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной // Коммерсантъ-Weekend, 29.03.2024

С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
30.09.2023

Григорий Ревзин. Gesamtkunstwerk с конями. Как Александр Медведкин отдал всю власть над Москвой народу // Коммерсантъ-Weekend

В 1938 году был закончен и тут же запрещен фильм Александра Медведкина «Новая Москва», представлявший архитектуру сталинской Москвы утопией, изготовленной силами народного творчества. Григорий Ревзин рассказывает об этой картине и выдвигает предположения о возможных причинах несовпадения сталинистского произведения со сталинскими представлениями о том, каким ему следует быть.
04.07.2023

Григорий Ревзин. Эмоции для диктатуры пролетариата // Коммерсантъ-Weekend, 06.06.2023

В основе авангардной архитектуры лежит идея о том, что форма воздействует на психику людей одинаково — это физиология,— так что это искусство для масс, а не для одного человека. Массе покажи шар — она почувствует гармонию, покажи вертикаль — она почувствует стремление, сложи одно с другим — получишь Институт Ленина Ивана Леонидова, стремление ко всемирной гармонии, которая покамест еще не наступила.В основе авангардной архитектуры лежит идея о том, что форма воздействует на психику людей одинаково — это физиология,— так что это искусство для масс, а не для одного человека. Массе покажи шар — она почувствует гармонию, покажи вертикаль — она почувствует стремление, сложи одно с другим — получишь Институт Ленина Ивана Леонидова, стремление ко всемирной гармонии, которая покамест еще не наступила.
Русское бессмертное
21.06.2023

Григорий Ревзин. Русское бессмертное // Коммерсантъ-Weekend, 16.06.2023

... У нас есть ранние утопии Михаила Хераскова («Полидор, сын Кадма и Гармонии», 1794), есть «4338 год» Владимира Одоевского, есть «Что делать?» Николая Чернышевского, произведения небезынтересные, но заметно вторичного свойства, чьи умеренные достоинства ощутимо проигрывают на фоне величия классической русской литературы. Русская антиутопия несравненно богаче. Однако есть одно исключительное произведение русской утопической мысли, невероятно оригинальное и радикальное. Это «Философия общего дела» Николая Федорова.
28.04.2023

Григорий Ревзин. Расчлененка смысла // Коммерсантъ-Weekend, 28.04.2023

«Алиса в Стране чудес» как утопия абсурда. Этот роман балансирует на грани утопии и антиутопии. Все операции по фрагментированию сознания, которые совершаются по ходу действия, нужны для того, чтобы вписаться в идеальное государство — колоды карт или собрания шахматных фигур. Можно сказать, что любая антиутопия — это утопия абсурда, который принимается всерьез. Но Кэрролл не делает этого шага. Для него абсурд остается предметом бесконечного, хотя и несколько своеобразного веселья.
03.04.2023

Григорий Ревзин. Колыбель для ВПК // Коммерсантъ-Weekend, 31.03.2023

Впервые Академгородок Новосибирска прямо назвал утопией в 1997 году советолог из Принстона Пол Джозефсон — с отсылкой к Новой Атлантиде Френсиса Бэкона. Но, разумеется, отчетливый привкус осуществленной утопии ощущался в Академгородке задолго до его слов. Григорий Ревзин объясняет, почему эта утопия возможна только в условиях гонки вооружений.
17.03.2023

Григорий Ревзин. Общий источник и общая составная часть коммунизма и фашизма // Коммерсантъ-Weekend, 17.03.2023

Как утопия превратилась в науку: Иоганн Готлиб Фихте и его «Замкнутое торговое государство».
04.03.2023

Григорий Ревзин. Благоденствие из головы диктатора // Коммерсантъ-Weekend

Зачем государству равенства в утопии Дени Вераса «История севарамбов» нужен абсолютный монарх.
20.02.2023

Григорий Ревзин. Поддельное воспроизведение // Коммерсантъ-Weekend, 17.02.2023

Как «ДК СССР» создает фейковый образ советской культуры и почему он никому не нужен.
28.11.2022

Григорий Ревзин. Подменное настоящее // Коммерсантъ-Weekend, 25.11.2022

Иногда так любишь какое-нибудь прошлое, что как-то забываешь, когда живешь, сейчас или тогда, особенно если «сейчас» отличается от «тогда» достаточно резко. В случае, если настоящее не отличается от прошлого — и даже старательно не отличается, стремится с ним отождествиться,— любить и забываться сложнее.
31.10.2022

Григорий Ревзин. Слово, которое стало зданием // Коммерсантъ-Weekend, 21.10.2022

Григорий Ревзин о том, в чем магия «говорящей архитектуры».

Если предложить историкам архитектуры рейтинговое голосование за самую яркую утопию, город Шо Клода-Никола Леду, вероятно, окажется на одной из первых позиций. В этом есть неловкость перед утопистами других профессий.
09.10.2022

Григорий Ревзин. Город движущихся толп // Коммерсантъ-Weekend, 07.10.2022

Григорий Ревзин о том, можно ли оторвать итальянского футуриста от Муссолини.

В истории архитектурной утопии «Новый город» (Citta Nuova) Антонио Сант-Элиа интригует известной таинственностью. Это один из центральных образов архитектурного авангарда. Таинственность определяется двумя обстоятельствами.
07.09.2022

Григорий Ревзин. Платон заводского производства // Коммерсантъ-Weekend, 02.09.2022

Григорий Ревзин о том, как Корбюзье с последователями привели Европу к ее нынешнему виду.
14.06.2022

Григорий Ревзин. Как сетка квадратов стала первой утопией // Коммерсантъ-Weekend, 10.06.2022

Григорий Ревзин о Гипподаме и «гипподамовой планировке». Аристотель отнес Гипподама к числу предшественников Платона в деле изобретения идеального государства. Платон — отец утопии, так что Гипподам ее дед, и при всей шаткости этой генеалогии счет утопий можно начинать с него. Шаткость отчасти компенсируется тем, что Гипподама можно считать архитектором (хотя скорее — городским планировщиком). <...>
14.05.2022

Григорий Ревзин. Неотвратимость счастья // Коммерсантъ-Weekend, 13.05.2022

Григорий Ревзин о том, как Сен-Симон назначил утопию государственным долгом. Сен-Симон относится к ограниченному числу подлинных пророков веры в социализм, что вселяет известную робость любому, кто собирается о нем писать,— в него инвестировано слишком много надежд, светлых мыслей и желаний.
24.04.2022

Григорий Ревзин. Рождение антиутопии из духа войны // Коммерсантъ-Weekend, 22.04.2022

Григорий Ревзин о том, как Сен-Мартен скормил утопию Крокодилу и что из этого вышло
11.04.2022

Григорий Ревзин. Как был построен идеальный город // Коммерсантъ-Weekend, 25.03.2022

Григорий Ревзин о Багдаде. Город Багдад (Madinat al-Salam, «город мира», в смысле центр мироздания) был основан халифом аль-Мансуром (Абу Джафар Абдуллах ибн Мухаммад) в 762 году. На голом месте, с нуля. Город не сохранился, но он известен по описаниям и изображениям.
10.04.2022

Григорий Ревзин. Утопия в одиночестве // Коммерсантъ-Weekend

Григорий Ревзин о Пиранези и «Capricci di Carceri». В теме «Пиранези и утопия» есть проблема. Все его произведения существуют в некоем едином пространстве, он не помещает археологические останки и архитектурные видения в два разных места, нет деления на реальность и воображаемую вселенную. Это не виды фантастической страны и в этом смысле не утопия.
21.02.2022

Григорий Ревзин. Сдача с города // Коммерсантъ-Weekend, 18.02.2022

Григорий Ревзин о том, что ковид оставил от урбанистики. Благоустройство сошло на нет. Остатки былой роскоши поражают масштабами дерзаний. Сергей Капков, автор парка Горького, до вируса уже почти назначенный курировать программу «Мой район» (а она должна была поднять спальные районы до уровня центра), теперь разрабатывает тему балкона как пространства контакта человека с природой. Впрочем, так же энергично и прекрасно, как раньше, разрабатывал для этого тему парков и городских лесов.
31.01.2022

Григорий Ревзин. Как была придумана утопия // Коммерсантъ-Weekend, 28.01.2022

Григорий Ревзин о Томасе Море и его «Утопии».
08.11.2021

Григорий Ревзин. Кто придумал идеальный город. Григорий Ревзин о «Трактате об архитектуре» Антонио Филарете и городе Сфорцинда // Коммерсантъ-Weekend, 05.11.2021

Антонио ди Пьетро Аверлино, известный как Филарете, не был удачлив как архитектор. Он 12 лет делал бронзовые двери для собора Святого Петра в Риме (1445), был обвинен в попытке кражи головы Иоанна Крестителя, бежал в Венецию, оттуда в Милан, где стал главным строителем герцога Франческо Сфорцы.
07.09.2021

Григорий Ревзин. Как секта становится фундаментом идеального города // Коммерсантъ-Weekend, 03.09.2021

Григорий Ревзин о Джеймсе Силке Бэкингеме и проекте города Виктория
25.07.2021

Григорий Ревзин. Как государство стало утопией. Григорий Ревзин о Платоне и «Диалогах» // Коммерсантъ-Weekend №25 от 23.07.2021, стр. 5, 23.07.2021

Платон не создавал утопии. Три диалога Платона — «Государство», «Политик» и «Законы» — это общая философия государства, а вовсе не утопии, философия, без которой невозможна европейская теория власти. <...>
10.06.2021

Григорий Ревзин. Болото как русская святыня // Коммерсантъ-Weekend №19 от 10.06.2021, стр. 8, 10.06.2021

Александр Бродский — это художник, благодаря которому наше время в будущем, в истории, будет выглядеть относительно привлекательно. Парк — это высказывание о том, как там оно все устроено, если не в раю, то в идеальном мире, где вещи получают смысл существования. Парк Бродского в Веретьево стоит на болоте и располагает к сложным эстетическим переживаниям и размышлениям. Хотя болото при этом остается все же болотом.
13.03.2021

Григорий Ревзин. Рашид бен Саид аль-Мактум и Дубай: две утопии в одной реальности // Коммерсантъ-Weekend №7 от 12.03.2021, стр. 16, 12.03.2021

Дубай — это соединение двух утопий. Одна — утопия модернизированного человечества, утопия постгосударства, где люди свободны от всего, у них нет ничего, кроме обмена и конкуренции, нет никаких этических, идеологических, национальных, религиозных ограничений, которые могло бы наложить на них общество и государство. Вторая — это утопия едва ли не племенная, где эмир заботится о своих подданных как о членах семьи, учит, лечит, кормит, селит, дает воду, тепло и прохладу, радуется детям и чтит стариков. И самое поразительное, что вот седая древность существует за счет средств, которые дает самая радикальная модернизация
25.02.2021

Григорий Ревзин. Паоло Солери и Arcosanti: как построить Бога // Коммерсантъ-Weekend Коммерсантъ Weekend №4 от 19.02.2021, стр. 14, 19.02.2021

Паоло Солери учился у Фрэнка Ллойда Райта, в художественной коммуне «Талиесин-Вест», и его оттуда выгнали — вероятно, из-за конфликта с Ольгой Ивановной Райт, женой великого мастера. Видимо, логика отталкивания и притяжения привели к тому, что хотя утопия Солери не имеет ничего общего с идеями Райта, сам тип жизни коммуной он воспроизвел.
06.09.2020

Григорий Ревзин. Как изменится Небесный град. Григорий Ревзин о городе будущего // Коммерсантъ-Weekend, 04.09.2020

Рядом с реальным городом у нас на глазах вырос город виртуальный, и можно с большой уверенностью утверждать, что эта пара теперь просуществует неопределенно долго. Даже более определенно — эта пара и есть город будущего при любом варианте его развития.
10.06.2020

Григорий Ревзин. Как клип трансформирует город. Григорий Ревзин о городе будущего // Коммерсантъ-Weekend №18, стр. 5, 05.06.2020

В надежде на будущее обычно присутствует то ли презумпция, что смутность настоящего не может не проясниться, то ли воля к ее прояснению. Будущее всегда стремилось к целостности — пожалуй, мы теперь в первый раз переживаем время, когда это не так.
все статьи

Избранные авторы:

  • Нина Фролова
  • Григорий Ревзин
  • Юлия Тарабарина
  • Анна Мартовицкая
  • Алёна Кузнецова
  • Алла Павликова
  • Полина Садова
  • Наталья Коряковская
  • Николай Малинин
  • Мария Фадеева
  • Александр Змеул
  • Анна Старостина
  • Лара Копылова
  • Сергей Хачатуров
  • Елена Петухова
  • Мария Элькина
  • Алексей Муратов
  • Александр Раппапорт
  • Владимир Белоголовский
  • Ольга Кабанова
  • Алексей Тарханов
  • Александр Ложкин
  • Мария Трошина
  • Василий Бабуров
  • Феликс Новиков
  • Марина Игнатушко
  • Андрей Иванов
  • Марина Хрусталева

Пресса:

Блоги:

20.09.2023 / 11.09.2023,
Блог архитектора Александра Антоненко

Сурский сквер в Волгограде

06.07.2023 / 02.07.2023,
Блог архитектора Александра Антоненко

Астрахань

Статья из блога архитектора Александра Антоненко.