Дело об интеллектуальной собственности: архитектор обвинил власти Дубая в присвоении своего проекта

В дубайском парке Забиль идёт строительство необычного по своей форме небоскрёба Dubai Frame. Две параллельные башни высотой 150 м, соединённые смотровой площадкой, напоминают рамку или футбольные ворота. Власти города надеются до конца года подвести высотку под крышу, несмотря на судебные тяжбы, которые сопровождают проект с момента его появления.
 

 

Мексиканский архитектор Фернандо Донис (один из проектировщиков штаб-квартиры CCTV в Пекине) обвинил муниципальные власти Дубая в нарушении авторских прав. В декабре прошлого года он подал на них иск в Федеральный суд США. Восемь лет назад Донис выиграл международный конкурс на проект здания, которому предстояло стать символом Дубая. Организатором конкурса тогда стал немецкий промышленный гигант ThyssenKrupp Elevator. В 2013 году началось строительство башни Dubai Frame – без всякого участия автора, но по его эскизам.
Dubai Frame, проект Фернандо Дониса. Изображение предоставлено компанией ThyssenKrupp Elevator
Фернандо Донис. Автор: Susanabasurto. Лицензия: CC BY-SA 4.0

Переговоры по поводу проекта начались сразу после завершения конкурса, в 2009 году. Муниципалитет настаивал на том, что Фернандо Донис может выступить в качестве консультанта, не более, поскольку у него нет специальных разрешений, чтобы вести работу на территории ОАЭ. А в 2011 архитектор получил от дубайского Департамента городского планирования в лице Рокси Бинно письмо о том, что Донис может распоряжаться лишь черновым вариантом своего проекта, и муниципалитет имеет право приступить к реализации без подписания договора. На письма и звонки архитектора Рокси Бинно не откликнулся. Донис утверждает, что департамент полностью не прав: по правилам конкурса именно автор проекта обладает правом собственности на идею, а заказчик может воспользоваться его замыслом только после подписания контракта.

Донис обратился за поддержкой к организатору конкурса ThyssenKrupp Elevator, однако концерн ответил, что ничем не может помочь. «Мы не играем никакой роли в принятии решения о заключении контракта», – пояснил представитель немецкой компании. Мексиканский архитектор привлёк ThyssenKrupp Elevator в качестве соответчика.

В настоящее время интересы архитектора представляет базирующаяся в Нью-Йорке юридическая фирма Klaris Law. Юристы считают, что действия дубайских властей – это грубое нарушение международных юридических норм. «Проект Дониса зарегистрирован в Бюро авторского права США и защищается международным авторским правом», – утверждает Алексия Бедат из Klaris Law. Сторону архитектора поддерживает и Международный союз архитекторов, куда тот написал прошение. ​За всё время Фернандо Донису не удалось добиться заключения контракта или выплаты денежной компенсации за использование идеи. На запрос о компенсации правительство Дубая отмахнулось, мол, архитектор уже получил призовые $100 000.

История с Dubai Frame является, на самом деле, «общим местом» для Дубая, если говорить в целом о строительном секторе. Иностранцы, так или иначе включённые в архитектурно-строительную сферу крупнейшего города ОАЭ, жалуются, что здесь близость к власти, к правящей династии Аль Мактум, зачастую берёт верх над непреложностью закона.

Например, в 2009 году инвесторы из США, Британии, России и других стран заявили, что стали жертвой обмана со стороны застройщика Al Fajer Properties. Немаловажно, что основатель компании приходится шурином правящему эмиру. По словам инвесторов, девелопер использовал фальшивые фотографии, на которых были запечатлены якобы построенные до шестого этажа дома, хотя на самом деле работы находились на стадии котлована. Благодаря поддельным изображениям Al Fajer Properties удалось заработать $140 млн. Компания отрицала свою вину, утверждая, что ответственность лежит на местном агенте по продажам.

От неправомерных действий дубайских девелоперов пострадали также инвесторы рукотворного архипелага Пальма Джебель-Али (часть знаменитой группы Пальмовые острова). Компания Nakheel (основана бывшим советником правящей семьи; ныне имеет статус государственной) планировала разместить на островах дома, аквапарк и шесть морских причалов. Намывать территорию начали в 2002 году, но в 2008 из-за кризиса упали цены на недвижимость, и работы было решено приостановить. Строительная компания решила не возвращать ссуженные деньги, а подержать их в банке, пока накопленные проценты не достигнут половины стоимости нереализованной недвижимости. В своё оправдание девелопер говорит, что в 2011 году начал возмещать убытки. Инвесторы утверждают, что объём компенсаций – далеко не полный.
Архипелаг Пальма Джебель-Али, снимок со спутника. Фотография находится в публичном доступе
Пальмовые острова и архипелаги «Мир» и «Вселенная», проектный обзорный вид. Автор: Tobias Karlhuber. Изображение находится в публичном доступе

Порочная система не обходит стороной и тех, кто трудится непосредственно на стройплощадке. Среди рабочих значатся в основном мигранты из беднейших стран мира: Непала, Индии, Пакистана, Бангладеша, Филиппин. Они становятся жертвами «серых» рекрутёров, которые забирают у строителей паспорт в качестве залога. В результате последние не могут ни сменить работу, ни даже вернуться домой.

«Несмотря на то, что правитель Эмиратов убеждён в необходимости соблюдения юридических прав – хотя бы для привлечения иностранные инвестиций», – рассказывает политолог из Даремского университета и специалист по ОАЭ Кристофер М. Дэвидсон, – на практике всем распоряжаются управленцы, которые халтурят, дают работу друзьям и родственникам, берут взятки».

25 Марта 2017

Пресса: Бунт против башни
Общественные слушания по проекту планировки «Охта-центра» в пятницу прошли под прикрытием ОМОНа
Пресса: На второй сцене Мариинки появился новый игрок. Объявлен...
В Санкт-Петербурге очередной скандал вокруг строительства второй сцены Мариинского театра стоимостью 9,6 млрд руб. Отстраненный от проектирования бывший соратник Доминика Перро Алексей Шашкин оспаривает в суде расторжение своего госконтракта и проведение нового конкурса, единственным участником которого оказалось ОАО "Конструкторское бюро высотных и подземных сооружений". Комментирует АННА Ъ-ПУШКАРСКАЯ
Пресса: На сцену Мариинки выходят новые исполнители. Объявлен...
В Санкт-Петербурге продолжается скандал вокруг строительства второй сцены Мариинского театра стоимостью 9,6 млрд руб. Госзаказчик проекта — Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации (СЗД) Роскультуры объявила конкурс по выбору нового генпроектировщика. С подробностями — АННА Ъ-ПУШКАРСКАЯ
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.