электронная библиотека
Городская среда как зеркало социальной жизни. Беседа с Александром Супоницким и Ильёй Юсуповым (архитектурное бюро SUAR.T)
Городская среда как зеркало социальной жизни. Беседа с Александром Супоницким и Ильёй Юсуповым (архитектурное бюро SUAR.T)

Городская среда как зеркало социальной жизни. Беседа с Александром Супоницким и Ильёй Юсуповым (архитектурное бюро SUAR.T)
Городская среда как зеркало социальной жизни. Беседа с Александром Супоницким и Ильёй Юсуповым (архитектурное бюро SUAR.T)

Городская среда как зеркало социальной жизни. Беседа с Александром Супоницким и Ильёй Юсуповым (архитектурное бюро SUAR.T)
Городская среда как зеркало социальной жизни. Беседа с Александром Супоницким и Ильёй Юсуповым (архитектурное бюро SUAR.T)

Городская среда как зеркало социальной жизни. Беседа с Александром Супоницким и Ильёй Юсуповым (архитектурное бюро SUAR.T)
Городская среда как зеркало социальной жизни. Беседа с Александром Супоницким и Ильёй Юсуповым (архитектурное бюро SUAR.T)

Гуляева Е.В.
Городская среда как зеркало социальной жизни. Беседа с Александром Супоницким и Ильёй Юсуповым (архитектурное бюро SUAR.T)
в книге:
Альманах «Архитектурные сезоны в Петербурге» 2011 , 2011
«Искусство не может отвлечься от
стремлений своего времени»
Ромен Роллан


Международное архитектурное бюро SUAR.T имеет опыт проектирования в разных странах мира, однако основной точкой приложения творческих сил компании по-прежнему является Санкт-Петербург. Специализация бюро на проектах крупных общественных зданий сегодня является весьма актуальной для пятимиллионного мегаполиса. Своим мнением о развитии городской среды Санкт-Петербурга, а также о других насущных вопросах профессии поделились Руководитель Международного архитектурно бюро SUAR.T Александр Супоницкий и Главный архитектор проектов бюро Илья Юсупов.

- Из каких компонентов, по Вашему мнению, складывается градостроительная ткань города?

А. Супоницкий: Ткань города, на мой взгляд, это, в первую очередь, его ритмический рисунок во всех его проявлениях – от ритма сети городских магистралей и высотных доминант до вертикального счета окон и простенков возводимых зданий. Эта геометрия, по-видимому, и создает то неповторимое ощущение городского пространства с узнаваемым характером, которое и принято называть городским стилем. К сожалению, в последнее время термин «петербургский стиль» все чаще упоминается в качестве старого советского клейма «проверено цензурой» и имеет слабое отношение к истинному смыслу этого определению. «Выполнено в «петербургском стиле» - читай, одобрено городской администрацией. Отсутствие такого «петербургского стиля» - непозволительное вольнодумство и неуважение к властям. Надеюсь, что эта старая мода вскоре отомрет вместе с другими советскими атавизмами.

- А как же великолепные исторические ансамбли центра города, ведь они пронизаны «петербургским стилем»? Не боитесь испортить впечатление грубыми современными формами?

А. Супоницкий: Насчет грубых современных форм могу сказать, что каждая архитектурная эпоха отличается своим неповторимым образом. Сегодня технология строительства шагнула вперед, и конструктивные решения позволяют создавать гораздо более мощные и пластически выразительные геометрические композиции. Я бы не называл это грубостью. Проблема в том, что у нас многие понимают «петербургский стиль» как имитацию какого-либо исторического периода, оставившего о себе память 50, 100, а то и 200 лет назад. Подобный подход, на мой взгляд, крайне неверный, примитивный и малокультурный. Я часто бываю по делам в Будапеште. Это один из красивейших европейских городов, причем город, переживший и советский период существования. Однако в центре Будапешта великолепно соседствуют здания постройки XIX века, 30-х годов ХХ века, 60-х годов, называемых у нас «хрущевскими», 80-х годов прошлого века и новые современные сооружения. Каждое из этих зданий несет на себе все признаки и отличия архитектурной стилистики своего времени, не стесняясь и не маскируясь под другой исторический период. При этом они прекрасно вписываются в ткань городского центра и, безусловно, представляют собой великолепный и совершенный градостроительный ансамбль. Конечно, такие же примеры можно найти и в других великих городах Европы: Лондоне, Париже, Барселоне. Это правильный профессиональный подход к решению вопроса, безусловно базирующийся на высоком культурном уровне городских руководителей, тех, кто призван определять градостроительную политику города.

- Что на Ваш взгляд включает понятие «городская среда», и какими Вы видите пути ее совершенствования?

А. Супоницкий: «Городская среда» – это все, что построено вокруг нас, а также люди, автомобили, трава, кусты, деревья, река, море… В общем, все, что нас окружает в городе. А пути ее совершенствования – это, пожалуй, в первую очередь, изменение сознания в нас самих – горожанах. Надо перестать плевать семечки на пол, выбрасывать из окна автомобиля окурки, мочиться в лифте. Большим дядям нужно попробовать перестать кататься со своими «дискотеками» по городу, «примораживая» все, что движется на пути «их величеств», и вызывая тем самым ежедневный транспортный коллапс. Если получится искоренить наше всенародное хамство на всех уровнях, тут, глядишь, и среда изменится.

-Ну, а кроме этого, какие механизмы, Вы считаете, способны контролировать качество окружающей городской застройки?

А. Супоницкий: Деньги, деньги и еще раз деньги. Если пресечь воровство и запретить приносить в квартиру вещи с помойки, там, скорее всего, появится новая мебель. Так же и в городе, если бы удалось ограничить снизу стоимость возводимой недвижимости, проще говоря, строить из качественных материалов и пользоваться услугами высококвалифицированных (а значит, высокооплачиваемых) специалистов – архитекторов, инженеров, строителей – качество городской среды изменилось бы до неузнаваемости, что мы, кстати сказать, и наблюдаем, посещая соседние европейские страны. Боюсь, что строя за «три копейки», да еще с использованием рабского труда гастарбайтеров, прогресса в этой области нам достичь не удастся.

- Может ли городская среда быть гарантом стрессоустойчивости?

И. Юсупов: Комфортная, эстетически сформированная и правильно организованная среда положительно влияет на горожан. Необходимо понимать, что архитектор в моральном плане несет ответственность не только на эстетику среды, но и за социальное явление которые эта среда может породить.

-Какие условия на Ваш взгляд являются необходимыми для интенсивного развития города?

А. Супоницкий: Четкие градостроительные законы, постоянное и эффективное развитие инфраструктуры, реальный контроль государства за качеством городского строительства.

-Какими Вы видите пути совершенствования и развития существующей жилой застройки города в современных условия?

И. Юсупов: Сегодня становится очевидным, что жилая застройка города как историческая, так и массовая 60-х – 80-х годов ХХ века, остро нуждается в реконструкции и модернизации. Выбранные пути совершенствования и развития жилой застройки должны быть направлены на достижение высоких современных стандартов архитектуры, комфортности, эффективного энергосбережения, инженерной оснащенности. Необходимо масштабно решать проблемы развития жилой застройки в сторону качественного преобразования сложившихся жилых микрорайонов, исторических кварталов и всех элементов жилых территорий. Следует стремиться к постоянному повышению уровня и качества жизни жителей нашего города на основе формирования комплексной жилой среды, отвечающей требованиям архитектурно-пространственной выразительности, экологии и функциональной достаточности территории. Будущее за формированием высоко-эстетической жилой среды методами реновации существующей застройки, модернизации всего жилищно-коммунального хозяйства и обеспечением комфортных условий для жизни людей и, в особенности, для маломобильных групп населения. Совершенствование параметров жилой застройки идет через повышение качества проектирования, применения современных технологий, инновационных материалов и внедрения средового дизайна.

-Все чаще среди практикующих архитекторов звучат вопросы о качестве работы архитектурного цеха и о качестве образования Ваших молодых коллег. Что Вы думаете по этому поводу?

А. Супоницкий: Недавно мы встречались в Москве с президентом Российского союза архитекторов А.В. Боковым. На встрече он привел неутешительную статистику: при сравнимой численности населения в России и странах СНГ, с одной стороны, и странах объединенной Европы, с другой стороны, количество дипломированных практикующих архитекторов у нас в 20 раз меньше, чем в Европе. При этом европейская заработная плата квалифицированного зодчего как минимум в 3-5 раз превышает российскую. Таким образом, несложно подсчитать, что на западе в проектный процесс вкладывается почти в сто раз больше средств, чем у нас, соответственно и качество проектной продукции отличается так же разительно, а как следствие, и результаты ее реализации. Есть, конечно, отдельные энтузиасты, которые вопреки экономическим и административным препонам продолжают бороться за архитектурные идеалы, но таких становится все меньше и меньше – мрут от голода и потомства не приносят (шучу!). Что касается уровня образования, то мне приходилось продолжительное время преподавать архитектурное проектирование за границей, и я со всей ответственностью могу сказать, что образование, которое мы получали в Советском Союзе ничуть не хуже, а может и лучше многих признанных мировых архитектурных школ. Что происходит в наших университетах теперь, к сожалению, сказать не могу - не знаю. Однако у нас в бюро работает много молодых и очень способных ребят, которые еще не закончили обучение. Думаю, что формат проектной практики, совмещенной с учебным процессом, позитивно сказывается на уровне подготовки будущих специалистов.

-Александр Захариевич, для всех нас не секрет, что проектные организации пережили тяжелые времена мирового финансового кризиса. Поделитесь, как Ваша компания боролась с этой стихией?

А. Супоницкий: На самом деле было тяжело: с наступлением кризиса цены на нашем рынке упали в разы. За ту же самую работу частные и государственные заказчики предлагали не больше четверти докризисных цен. Кроме того, во время кризиса число частных заказчиков катастрофически уменьшилось. Остался один госзаказ с его отсутствием практики авансирования и другими «прелестями» госзакупки. Могу честно сказать, за такие деньги выдавать качественный продукт было невозможно, при этом, как ни странно, рынок наводнился огромным количеством новых проектных фирм и фирмочек, имеющих весьма смутное представление о процессе проектирования. Конкурировать с такими, с позволения сказать, коллегами, просто не хотелось. Мы придумали свою модель выживания: создали строительную компанию «СУАРТ-инжиниринг» и начали строить по своим проектам.

-И как, успешно?

А. Супоницкий: Да, пока не жалуемся. Тьфу – тьфу - тьфу. По крайней мере, заработанных денег хватило на дотацию проектных работ. А тут уже и кризис пошел на убыль, и нормальные цены на проектные работы восстановились.
-Спасибо большое за интервью. Желаем Вам и всей группе компаний SUAR.T дальнейших творческих успехов и процветания.
А. Супоницкий: Большое спасибо.



ссылки



Copyright www.archi.ru
Правила использования материалов Архи.ру
Правовая информация
архи.ру®, archi.ru® зарегистрированные торговые марки
Система Orphus
Нашли опечатку Orphus: Ctrl+Enter