Ученье-свет

«Свет – человек – архитектура» – совместный проект компании VELUX и архитектурной школы МАРШ, получивший поддержку посольства Дании в России. Выступление Хелле Юул завершило этот цикл встреч.

mainImg


2015-й объявлен ЮНЕСКО Годом света. Независимо от того, как и чем это будет отмечено глобально, каждый волен сам подумать на предложенную тему. МАРШ и VELUX в совместном проекте обратили наше внимание на то, что свет – важнейший компонент архитектуры, взаимодействующий со всеми материальными и метафизическими её составляющими. Сигне Конгебро рассказала, что свет нужно рассчитывать. Ян Сёндегаард показал, как свет помогает сохранять в архитектуре живые чувства и ощущения. А вот Хелле Юул неожиданно призналась, что, как урбанист, она не будет говорить о свете. Для нее энергия света – в тех ценностях, что сохраняют, поддерживают и утверждают архитекторы своими проектами. Эту мысль поддерживает и высказывание Флеминга Фроста – коллеги и мужа Хелле Юул: «Разговор о свете гораздо шире практических интересов. Это история об открытости общества, прозрачности, ясности отношений».

Архитектор Хелле Юул – член Европейского Культурного парламента, урбанист, генеральный директор и совладелец компании JUUL | FROST Arkitekter. В самом начале своего рассказа она напомнила о том, к чему приводят фанатичные действия без понимания и знаний. В центре Берлина, на Бебельплац в 1995 году открыт мемориал сожженным книгам. Квадратный колодец под толстым стеклом – его поверхность выровнена с мостовой. Оттуда идет свечение, но, когда заглянешь – в глубине лишь пустые полки. Это символ утраты: здесь на площади 10 мая 1933 года нацисты жгли книги… «Любой котлован важно заполнить знаниями» – так вполне допустимо трактовать саму идею выступления Хелле Юул. К тому же, в дополнение к проектной, исследовательской, просветительской деятельности бюро JUUL | FROST Arkitekter выпускает книги. Не представительские с золотым тиснением, а формата тетради, в мягкой обложке – настольные экземпляры для работы, похожие на конспекты на актуальные темы. В 2014 году на 10-летие своего проекта «Лучшее экономичное жилье» архитекторы еще и пригласили журналиста написать историю о том, как организация пространства повлияла на жизнь людей в этом комплексе.

Высокие слова в Дании вполне прилажены к быту. Сразу в аэропорту Копенгагена встречает бравурное заявление: «Мы – самая счастливая нация в мире». Но и новое жилье, например, датчане проектируют, не забывая об этом. Например, для них важно, чтобы окна в квартире обязательно выходили на разные стороны. В центральных подъездах – по две квартиры на площадке – больше никак! – но ведь здесь главное не квадратные метры на продажу? Это исключительно их национальный норматив. В соседней Швеции – а в Мальмё есть отделение JUUL | FROST Arkitekter – к сквозному проветриванию квартир относятся менее скрупулезно. Однако в проекте здания студенческого общежития с офисами в шведском Эребру датское бюро предусмотрело двухстороннее освещение в небольших блоках на 1–2 человек.
 
Хелле Юул на лекции в школе МАРШ. Фотография предоставлена VELUX
Студенческое общежитие в Эребру. Изображение предоставлено VELUX
Студенческое общежитие в Эребру. Изображение предоставлено VELUX
Жилой комплекс в Кёге. Изображение предоставлено VELUX

Другой пример – тот самый комплекс «Лучшего экономичного жилья» в городе Кёге, построенный в 2004 году. Три жилых группы соединены, но каждая представляет собой самостоятельное образование, со своими улицами и дворами. Машины вынесены за пределы кварталов, а жилые блоки объединены воздушными переходами: получились дополнительные связи. Фасады отличаются сеткой и ритмом окон, на первых этажах оконные проемы выровнены с газонами и входными дверьми. По сценарию, предусмотренному проектировщиками, добрососедское взаимодействие основано на уважении индивидуумов, наделенных равными благами. И это заложено в пространственной символике на всех уровнях: от общей площади до дворов.
 
Жилой комплекс в Кёге. Изображение предоставлено VELUX
Жилой комплекс в Кёге. Изображение предоставлено VELUX
MEC (Media Evolution City) в Мальмё. Изображение предоставлено VELUX

Складывается впечатление, что датские архитекторы не просто строят объекты недвижимости, а создают места, где людям полезно и радостно общаться друг с другом. Даже если это здание, которое у нас бы классифицировали как многофункциональный офисный центр. Нашим центрам часто не хватает воздуха, несмотря на габариты коробки, «презентабельную» отделку фасадов. Все накрошено под аренду, в большой зал запускают платный фитнес, в актовом, если такой получился, проводят отчетные собрания. В проекте MEC (Media Evolution City) в Мальмё под одной крышей объединены самые разные компании, студии, устроен коворкинг, в общем кафе, открытом на улицу, в сторону гавани, по пятницам все вместе пьют пиво. MEC запрограммирован как «город в городе» – с внутренними улицами и переулками, подземными уровнями, общественными пространствами для неформальных встреч, создания временных сообществ и групп по интересам. Главное – это не «крепость», а место для городских коммуникаций, открытое и общедоступное. При этом общение, сколь разнообразным оно бы ни было, заводится не только ради него самого.
MEC (Media Evolution City) в Мальмё. Изображение предоставлено VELUX



Объясняя смысл проекта, Хелле говорит о «концепции добавочной стоимости». Речь не о деньгах – о контактах и междисциплинарных обменах знаниями, позволяющих, меняя ракурсы обсуждений, предвидеть развитие. Об эффекте синергии. В гибком пространстве MEC бизнес-среда соприкасается с научно-исследовательской, студенческой – здесь еще расположены и аудитории, лаборатории университета Мальмё. Такую стратегию функционирования Хелле называет плагин-планом: модуль MEC подключился к жизни района гавани, добавив новые форматы взаимодействия. Кстати, офис JUUL | FROST в Мальмё расположен как раз в MEC.

«Архитектору важно учитывать постоянно меняющиеся условия жизни и работы,– объясняла Хелле. – Индустриальное общество было основано на функции, и это определяло код поведения людей. Сейчас же мы расходуем время иначе, чем 20 лет назад, стали более критичны и придирчивы. Работа архитектора тесным образом связана с вопросами социального программирования: нам нужно изучать поведение людей, формулировать предложения о том, каким может быть взаимодействие в будущем». Видение будущего архитекторы формируют во всех направлениях и масштабах: от жилых домов, до природных ландшафтов и городских территорий. Это чистая прагматика: методический анализ, понимание тенденций и трендов подсказывают уникальные решения. Уникальные – то есть те, что помогают продвижению социального, культурного и экономического потенциала общества (тут я в очередной раз поймала себя на сравнении с нашей ситуацией: архитекторы больше беспокоятся об интересах частного заказчика).
 
Изображение предоставлено VELUX

Наглядным примером укрепления городской коммуникации может служить концепция развития Кристиансанна. Концепция, соответствующая принципам создания удобных для жизни городов – планирование с учетом возможных изменений, общее видение, социальное программирование, безопасность, проактивные стратегии, краткосрочные/долгосрочные приоритеты. Проектировщикам нужно было придумать не только, как соединить разные части города, больше – диверсифицировать его жизнь! В Кристиансанне из 80 тысяч жителей 15 тысяч – студенты. Кампус расположен вне города, на его интеллектуальное и эмоциональное настроение влияет слабо. И еще есть третья изолированная территория – с больничным комплексом. Что с этим всем делать? Хелле Юул считает, что, прежде всего, нужно наладить сотрудничество. С муниципалитетами, стейкхолдерами, заказчиками. Эксперты из разных частей Кристиансанна были делегированы для предварительных обсуждений – рассказали о потребностях, договорились об ответственности… Дальше следовало прийти к общему пониманию задач, нарисовать это самое общее видение.
 
Изображение предоставлено VELUX

«Прежде считалось, что мы должны проектировать дома, – рассказывает Хелле. – Гораздо важнее научить власти, заказчика, горожан увидеть потенциал места». Так вот, «фишка» Кристиансанна – в его научном потенциале, поэтому концепция рассчитана на повышение роли университета в жизни города. Нужно пригласить студентов в город, а город – в кампус, и так, чтобы не отсечь от этого потока перемещений и взаимовыгодных обменов лечебную территорию. В стратегию реализации этих планов входит создание так называемых точек притяжения: объектов и мест, интересных не только жителям самих трех «гетто». Кампус дополняют офисами, больницу – хорошей клиникой, в городе организуют представительства университета, и все это может быть акцентировано экспериментальной архитектурой и ландшафтным дизайном.
 
Университетская площадь в Эребру. Изображение предоставлено VELUX

В стремлении объединить жизнь вузов и городов нет никакого ностальгического заигрывания со студенческой атмосферой. Это мировой тренд: повышение роли знаний в жизни городов, непосредственное соединение науки и производства. Переход от академической деревни к хабу. Университеты – драйверы развития городов: так должно быть. Общедоступные, открытые знания – их энергия. Эти смыслы должны заполнить городские пространства, должны считываться в новой архитектуре. Они угадываются в проекте Университетской площади в Эребру. По словам Хелле, нужно было преодолеть изолированность «интровертного поселочка» в 3 километрах от города. По условиям конкурса, который и выиграло бюро, придумали программы и проекты трех новых зданий в этом районе. Название площади – «Айсберг»- передает идею покрытия и принцип водосбора, а само пространство – отличный навигатор: есть привлекательный образ и понимание того, как следует передвигаться, куда пойти. Тем более пол в бизнес-школе запроектирован в одном уровне с площадью – как ее продолжение.
Университетская площадь в Эребру. Изображение предоставлено VELUX

В 2007–2009 годах компания JUUL | FROST Arkitekter выпустила книги о современных кампусах. Там есть замечательные слова о том, что научно доказано: просто сидеть слушать лекции – не эффективно. Для успешного обучения нужны иные условия, среда помогает (или тормозит) развитие, способствует (или препятствует) усвоению знаний. В современной версии пространство должно быть не только прозрачным, но и многофункциональным, гибридным. Заполненным в течение всего дня.
Кампус Statoil в Форусе. Изображение предоставлено VELUX

Усилия по поиску дополнительной энергии – производная от глобальной конкуренции городов. Даже такие монстры, как известная норвежская нефтедобывающая компания, не могут ее проигнорировать. Statoil заказала JUUL | FROST концепцию трансформации Форуса – пригорода Ставангера, где размещается ее штаб-квартира. Привлекательность территории для потенциального инвестора повышается за счет уплотнения компоновки плана, создания зеленых маршрутов, водного канала, обеспечения 10-минутной пешеходной доступности всех притягательных зон и объектов в городке. Чтобы высококлассные инженеры со всего света захотели сюда приехать для обмена опытом и знаниями, и создается привлекательная среда.
Кампус Statoil в Форусе. Изображение предоставлено VELUX
Кампус Statoil в Форусе. Изображение предоставлено VELUX



Хелле Юул уверена, что выигрывают только те, кто может предложить нечто, не похожее на остальное. Она вспомнила про Барселону – город, который преображается каждые 4 года, неустанно привлекает к себе гостей и всеобщее внимание. Здесь строят нестандартные здания, прокладывают аллеи, создают новые общественные пространства – в ответ на реальные, хорошо понятые и осмысленные потребности людей. «Барса» сделала ставку на «культурное планирование» – и это новая сфера знаний. В книге про общественные пространства, которую подарила мне Хелле, есть примеры стратегий и других городов. Если отвлечься от научных обоснований, воображение захватывает Мальмё: там есть парк для катания на коньках (или роликах?), и туда приезжают в каникулы дети со всей Европы. «Власти обязаны делать подобные проекты – с учетом особенностей города. Только нужны консультанты,» – уточняет Хелле.

Она рассказала еще про один город – в центре Дании. Как известно, в этой стране почти каждый населенный пункт находится недалеко от моря. Близость к воде – неоспоримая ценность. В этом смысле Силькеборг оказался обделен. Тогда город решил вырыть большое озеро – там теперь проходят джазовые фестивали, прославившие провинциальный центр на всю Европу.

Ценность наблюдений и советов Хелле Юул повышает тот факт, что она знакома не только с опытом Европы: профессор Юул также преподает в Австралии и Америке. Она не ставит в пример конкурентные рывки Шанхая, потому что это – совсем другая история, а в Дании – «социально-сбалансированное общество».
Кампус Statoil в Форусе. Изображение предоставлено VELUX



Я пока еще не упомянула, что в презентации Хелле был слайд с портретами людей, чьи книги она считает катализаторами изменений. Джейн Джекобс, Георг Зиммель, Сеннет и Лефёвр, Делез и Гваттари, Кевин Линч… Датские архитекторы считают, что стоит их перечитывать, чтобы протестировать новые концепции и идеи. А где же здесь архитектура? Пропорции, линии, материалы, свет, наконец-то?

В работе Умберто Эко «Открытое произведение» (а в подаренной книге про публичные пространства упоминается и она) высказана мысль о том, что процесс переосмысления никогда не заканчивается: идея будет обсуждаться и после финальной точки автора. И только многослойная информация приводит к постижению эстетического.

Поставщики, технологии

VELUX (Велюкс)

19 Января 2015

Нежное прикосновение
«Свет – человек – архитектура» - совместный проект компании VELUX и архитектурной школы МАРШ, получивший поддержку посольства Дании в России. Встреча с Сигни Конгебро стала первой в этом цикле лекций.
Солнечная реконструкция
Испанское бюро A2arquitectos, используя естественное освещение и обычные зенитные окна, превратило бассейн отеля на Майорке в его главную достопримечательность.
Окно в будущее
Сегодня руках в архитектора есть все необходимые инструменты для экологически дружественного строительства, создания сбалансированной среды и эффективного использования природных ресурсов. Один из многочисленных удачных примеров – жилой дом «Мельница Хансет» (Hunsett Mill) в Норфолке (Великобритания).
Дом солнца для цветов жизни
По европейской концепции Active House в Дании построили единственный в Европе «CO2-нейтральный» детский сад, опережая по энергоэффективности датские строительные нормы 2015г.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.