Нежное прикосновение

«Свет – человек – архитектура» - совместный проект компании VELUX и архитектурной школы МАРШ, получивший поддержку посольства Дании в России. Встреча с Сигни Конгебро стала первой в этом цикле лекций.

mainImg
Тема лекции Сигне Конгебро была обозначена педагогически корректно: «Дизайн со знанием – ценность дневного света». Но основной мотив выступления улыбчивой сиятельной Сигне звучал ярче: «Дневной свет как нежное прикосновение». Это, несомненно, оживляло атмосферу встречи и способствовало наилучшему пониманию датского опыта.
 
Сигне Конгебро, партнер датского бюро Henning Larsen Architects. Фото предоставлено Velux
Музей Мосгор в Орхусе © Jens Lindhe

Сигне Конгебро – одна из совладельцев знаменитого бюро Henning Larsen Architects. Сам Хеннинг Ларсен – «мастер света» (так определили его заслуги международные эксперты) – ушел из жизни в прошлом году; последнее время он не докучал бюро своим присутствием, но всегда охотно и доброжелательно помогал советами, поддерживал творческий энтузиазм и исследовательский дух. Его имя – бренд датской архитектуры. При этом Сигне Конгебро уверена, что отличительная особенность их архитектуры – не в трансляции определенных приемов и создании особых форм. Часть метода Henning Larsen Architects – эмпатия: так и записано на сайте компании. Именно эту свою способность они и успешно экспортируют далеко за пределы Копенгагена.
 
Музей Мосгор © Jens Lindhe
Музей Мосгор © Henning Larsen Architects
Музей Мосгор © Jens Lindhe
Музей Мосгор © Jens Lindhe

Где же датских архитекторов учат эмпатии? Никаких специальных программ нет. Но устройство жизни, культура страны таким образом настраивают людей. Для начала можно вспомнить хотя бы сказки Андерсена: там больше сопереживаний, чем хитростей. И проверить это слово по словарю: эмпатия – не только эмоциональная способность, но и интеллектуальный процесс. Похоже, этот подход к проектированию необходим архитекторам постоянно, ведь в бюро Henning Larsen Architects работают специалисты больше тридцати национальностей.
 
Кампус Университета Южной Дании в Кольдинге © Jens Lindhe

После знакомства с их проектами убеждаешься, что «нежное прикосновение», «эмпатия» и прочие милые слова – не просто заявления. Мало того, на лекции Сигне прозвучало признание, что «для архитектора дневной свет – как любовная интрижка». И, действительно, от таких объектов, как университетский кампус в Кольдинге, испытываешь головокружительный драйв! Это здание в прозрачной рубашке из узорчатых жалюзи – треугольное в плане. Такой план – не формальный каприз. Треугольник вписан в сетку, здание не заполняет собой весь участок, оставляя место горожанам для отдыха у реки. Его главный фасад, собирающий солнце, через атриум перенаправляет потоки внутрь, распределяя свет по террасам этажей. Вместе со световым фонарем крыши это задает максимум естественной освещенности. «Правильно выбранный фасад экономит половину энергии,» – утверждает Сигне. Она продемонстрировала геометрическую схему, схемы тепловой массы, дизайна, размещения термального насоса и солнечных батарей и объяснила, что эта самая «интрижка» проговаривалась, прорабатывалась на самых ранних стадиях работы, на том этапе, который у нас называется «предпроектным исследованием».
 
Кампус Университета Южной Дании в Кольдинге © Martin Schubert
Кампус Университета Южной Дании в Кольдинге © Henning Larsen Architects
Кампус Университета Южной Дании в Кольдинге © Henning Larsen Architects
Кампус Университета Южной Дании в Кольдинге © Henning Larsen Architects

Госпожа Конгебро в компании Henning Larsen Architects возглавляет отдел устойчивого развития (sustainability), вместе с коллегами зондирует все технологические новации, и ищет, как она выразилась, «родственные души» – тех специалистов, что способны увлечься и реализовать научные и инженерные разработки в конкретном объекте. В ее отделе – 16 человек с опытом и степенями, ноу-хау для них – ежедневный инструмент проектирования… Если это происходит с тем же воодушевлением, с которым она рассказывала, неудивительно, что за пропаганду сбалансированного подхода в проектировании и строительстве профессиональная общественность Дании присуждала ей звание Miss Sustainability. А в результате снижения потребления энергии в пропорции к сокращению использования искусственного света не только студенты учатся на 5-14% лучше – соображают намного быстрее. Но, представьте, вы просто идете по лестнице, и от всего окружающего пространства у вас вырабатываются самые настоящие здоровые эндорфины! Вот это и есть социально ориентированное проектирование по-датски.
 
Кампус Университета Южной Дании в Кольдинге © Henning Larsen Architects
Финансовый район короля Абдуллы в Эр-Рияде © Henning Larsen Architects

Поскольку Henning Larsen Architects отличает не почерк, а подход, компания в чести и в других странах. Победа в международном конкурсе принесла им заказ на разработку для Эр-Рияда мастер-плана финансового района на площади 160 га. Датчане придумали современный мегаполис на основе арабских традиций: цветущий оазис с пешеходами и монорельсовой дорогой. Посмотрели, как и когда дуют ветры, за счет плотности застройки, ее проницаемости, цвета и материала фасадов, с учетом отраженного света «станцевали» комфортную среду. Почему «станцевали»? Сигне, комментируя проекты, объясняла, что «важно соблюдать баланс, как в танце». В Саудовской Аравии у них получился танец света и тени.
 
zooming
Финансовый район короля Абдуллы © Henning Larsen Architects
Финансовый район короля Абдуллы © Henning Larsen Architects
zooming
Финансовый район короля Абдуллы © Henning Larsen Architects

Практика отечественных проектировщиков показывает, что соблюдение баланса, в основном, подразумевает интересы девелоперов и города, застройщиков и будущих жильцов, но никак не соотношение живого и искусственного света. Энергоэффективные объекты с нулевым уровнем энергопотребления для нас пока – робкий эксперимент. Но, как показал один из примеров, приведенных Сигне Конгебро, ответственность за sustainability лежит не только на заказчике. Архитектору, прежде всего, надо быть уверенным и убедительным. В большом офисном здании на окраине города предполагалась стандартная высота потолков – 2,7 м. Планировочная схема – тоже стандартная: многоэтажный атриум, в который раскрываются кабинеты на разных уровнях. Но при расчетах оказалось: освещенность на этажах – недостаточная. Архитекторы предложили изменить поэтажное деление, повысить потолки на метр, а «недостающие» в таком случае площади компенсировать за счет усложненного абриса плана атриума и рационального размещения рабочих мест. Клерки не были обижены – лишь удивлены изобретательностью архитекторов.
Здание банка Nordea в районе Эрестад в Копенгагене © Henning Larsen Architects. Комплекс состоит из двух зданий, стоящих на общем цоколе. Офисная часть – наверху, общедоступные пространства – на первых этажах. Комплекс ориентирован на взаимодействие с городом: перед ним и в атриуме созданы как отдельные тихие, камерные места, так площади и улицы для разных контактов и деятельности.

В Henning Larsen Architects знают, что дизайн окна влияет на здоровье людей. Свет – материал для архитектора, которым он должен уметь управлять. Эффективность проектных решений может быть проверена интуитивно – достаточно поставить себя на место потенциального потребителя будущих полезных площадей и пространств. Но в Дании любой тонко чувствующий художник должен еще и подвергнуть свои ощущения точным расчетам. Если однажды датчане заметили, что света и воздуха нужно больше и изобрели даже окно для крыши, то теперь подобные умонастроения вполне соответствуют духу международных конвенций и соглашений самого высокого уровня.
 
Здание банка Nordea в районе Эрестад в Копенгагене © Henning Larsen Architects

Перед лекцией я спросила Сигне: правда ли, что в Копенгагене принято общественное соглашение, на основании которого, например, все нижние этажи зданий должны быть проницаемы – так, чтобы снаружи и изнутри люди могли видеть друг друга? В ответ уважаемая гостья объяснила, что такого требования нет, важно обеспечить на уровне первых двух этажей визуальный комфорт для пешеходов, предоставить возможность использовать эти этажи или элементы фасадов для создания общедоступных пространств. В качестве примера она привела здание банка с крепкими каменными стенами, конфигурация фасада которого позволяла при этом устроить и зоны отдыха для горожан.
 
Здание банка Nordea в районе Эрестад в Копенгагене © Henning Larsen Architects

Сигне рассказала про климатический план Копенгагена: он включает 15 направлений и главное обязательство – превратить город в первую в мире столицу с нулевым уровнем эмиссии углекислого газа. По сути, это значит – развиваться не в ущерб окружающей среде: выдыхать не больше, чем деревья успевают произвести свежего воздуха. А с учетом того, что почти 40% выбросов CO2 приходится на строительную отрасль, проектировщики должны все разумно сделать в самом начале. Прозрачность и проницаемость первых этажей – в пользу солнца и каждого горожанина. Каждого – ведь, как известно, конкуренция городов мира за звание самого комфортного для жизни носит отнюдь не формальный характер. Экологически чистый город должен быть качественно спроектирован.
 
© Henning Larsen Architects

«Как Вы относитесь к применению тонированного стекла?» – спросили Сигне из зала. «Плохо, – ответила Конгебро. – Честнее поставить стену. В 1980-е в Дании злоупотребляли такими окнами с фильтрами – со временем все эти постройки выглядят неважно». Вообще Сигне призывает очень внимательно выбирать стекло, его оттенки: все это нагружает интерьеры сомнительными рефлексами, корректирует цветовосприятие и не способствует здоровой атмосфере.
 
Сигне рассказала, насколько важно не ошибиться при выборе оттенков стекла. Оказалось, европейский стандарт требования к освещению на рабочем месте настроен на правильную передачу цветов кожи человека. Так, чтобы люди в помещении выглядели здоровыми и привлекательными.

Я поделилась с Сигне впечатлениями о здании «Шпигель» на оконечности гамбургского Хафен-сити. По правде, мы тогда с друзьями не знали, что этот стеклянный монстр – от Henning Larsen Architects, просто глаз зацепил нечто неуловимо другое в окружении. Действительно чем-то отличаются немецкие и датские проекты? По мнению Сигне, разница менталитетов диктует и разные подходы: для немцев важна иерархия, у датчан архитектура скромнее. Они ценят общение на равных. Поэтому вокруг их офисов гнездятся кафе и прочие площадки для широкой публики, а к штаб-квартире «Шпигеля» ведет променад, и два корпуса издательства раздвинулись, чтобы вместить открытую площадь. Блики и отражения компенсируют нередкое отсутствие солнца, фасады отражаются в воде канала. По-немецки «Шпигель» – зеркало, и архитекторы поставили знак равенства между зеркалом природным и рукотворным.
 
Конгресс-центр и концертный зал Harpa в Рейкьявике. Предоставлено Henning Larsen Architects

Вроде бы очевидные датские игры со светом позволяют решить массу насущных вопросов, касающихся формообразования, экономики, экологии, здоровья и комфорта. И за всем этим стоит строгий расчет. Однако завершила свое выступление Сигне Конгебро напутствием: «Люди должны понять: свет – это не только инженерия». Сигне напомнила слова Луиса Кана о том, что архитектура должна начинаться с того, что не поддается измерению. Пройдя сквозь измерения в процессе проектирования, она в итоге вновь должна стать неизмеримой.
Конгресс-центр и концертный зал Harpa в Рейкьявике. Предоставлено Henning Larsen Architects
Школа архитектуры в Умео. Предоставлено Henning Larsen Architects
Школа архитектуры в Умео. Предоставлено Henning Larsen Architects

Поставщики, технологии

VELUX (Велюкс)

12 Декабря 2014

Ученье-свет
«Свет – человек – архитектура» – совместный проект компании VELUX и архитектурной школы МАРШ, получивший поддержку посольства Дании в России. Выступление Хелле Юул завершило этот цикл встреч.
Солнечная реконструкция
Испанское бюро A2arquitectos, используя естественное освещение и обычные зенитные окна, превратило бассейн отеля на Майорке в его главную достопримечательность.
Окно в будущее
Сегодня руках в архитектора есть все необходимые инструменты для экологически дружественного строительства, создания сбалансированной среды и эффективного использования природных ресурсов. Один из многочисленных удачных примеров – жилой дом «Мельница Хансет» (Hunsett Mill) в Норфолке (Великобритания).
Дом солнца для цветов жизни
По европейской концепции Active House в Дании построили единственный в Европе «CO2-нейтральный» детский сад, опережая по энергоэффективности датские строительные нормы 2015г.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.