Успешное воплощение

Золотой знак «Зодчества-2016», диплом «Стекло в архитектуре-2015», серебряный диплом «Зодчества-2014» – и даже лондонская премия International Property Awards 2015. Открывшийся осенью 2016 года ТРЦ «Хорошо!» по проекту IQ Studio профессионалы оценили на «отлично».

mainImg
Архитектор:
Эрик Валеев
Мастерская:
IQ http://www.iqstudio.ru
Проект:
Торговый центр «Хорошо»
Россия, Москва, Хорошевское шоссе, д. 27

Авторский коллектив:
Главный архитектор проекта: Эрик Валеев
Архитекторы: Сергей Никольский, Татьяна Лебедева, Андрей Жданов, Павел Тютюнник, Мария Рубачева, Юлия Жулина, Злата Тимохина.

2013 — 2013 / 2013 — 2016

Заказчик: ТПС Недвижимость (холдинг TPS Real Estate Holdings Limited)
Генеральный подрядчик: Renaissance construction
Фасадная подсветка: МДМ-лайт
Световой фонарь, ламели: Metal Yapi
Фасад: Trimo (модульная фасадная система Qbiss One)
В 2013 году бюро Эрика Валеева, до этого проектировавшего в основном МОПы (места общего пользования – прим. ред.) и входные группы, неожиданно выиграло закрытый конкурс. Неожиданно – потому что тогда конкурсная лавина, запущенная главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым, только набирала скорость и наращивала объем, «вынося» на свет и суд общественности всё новые имена. Студия IQ оказалась среди них: на девятом по счету заседании возрожденного Архсовета её проект обошёл маститые бюро Алексея Воронцова, Бориса Левянта и семейства Асадовых.

Три года на реализацию подобного объекта – достойный результат, особенно если учесть, что итог поразительно близок к конкурсной концепции. Да и вообще после Триумфальной площади это вторая «ласточка», возвещающая о том, что конкурсы приносят плоды, а не только работают на репутацию своих участников. Случай с IQ Studio как раз синергетический: по мере того, как проект «Хорошо!» собирал премии на профессиональных смотрах, слава студии росла и крепла – вместе со стенами нового здания. На «финише» торговый центр открылся, а Эрик Валеев получил высшую награду «Зодчества» – «золото» за постройку.

«Стояла задача создать объект вне стиля, который будет выгодно смотреться в контексте и окажется максимально комфортным для всех групп посетителей. Мы уделили большое внимание благоустройству: это позволило создать не просто торговое пространство, удобное для покупателей, но и полноценную среду для отдыха и общения. Проект удалось реализовать практически без изменений первоначальной концепции – на мой взгляд, это стало одним из факторов, позволивших получить Золотой знак «Зодчества», – комментирует Эрик Валеев, руководитель архитектурного бюро IQ Studio.
 
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio

Изначально у торгового центра было рабочее название «Полежаевский» – из-за расположения на пересечении Хорошёвского шоссе и 4-й Магистральной улицы, рядом с одноименной станцией метро. Несмотря на близость Мнёвников и «дорогих» кварталов у Ходынского поля, именно этот район архитектурными изысками не отличался. Застройка здесь неоднородная: есть и пятиэтажки, и современные комплексы с апартаментами. Много промзон – одну из них и «пустили под кран», чтобы построить ТРЦ.

Внушительная площадь – не сосед-гигант «Авиапарк», но всё же более 100 тысяч квадратных метров, – трактовалась скорее как недостаток, чем достоинство. Приходилось занимать почти весь участок на углу двух улиц, напротив невзрачного типового жилья 1980-х, рядом с довольно загруженным шоссе. И при этом откуда-то выкраивать место под наземные парковки, общественные и пешеходные зоны, делать их привлекательными и комфортными. В одном из интервью Эрик Валеев назвал свой главный профессиональный принцип в этом проекте «работой с ограничениями», которые он попытался «трансформировать в позитивные драйверы дизайна».
 
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio

Ни «зеркально-стеклянные» композиционные решения, ни простые или сложные геометрические формы до «позитива» не дотягивали. Визуальную монотонность, особенно вдоль протяженных фасадов здания, Эрик Валеев победил живой, хотя и техничной по сути фасадной пластикой. Первый приём: и со стороны 4-й Магистральной улицы, и со стороны Хорошёвского шоссе здание напоминает пирог со сдвинутыми друг относительно друга «слоями» (что не мешает чётко считывать четыре наземных этажа). Второй приём тоньше: фасады перламутрового оттенка кажутся глухими, но по мере приближения к главному входу металлические створки словно естественным образом, под порывами ветра, «приподнимаются» – и «замирают» под разными углами, обнажая оконные стекла.

Несмотря на то, что главный фасад смотрит на север и всегда находится в тени, форма, цвет и ритмическое расположение его элементов придают большим по площади поверхностям лёгкость и фактурность. Подобно тому, как мастера архитектурного рисунка воссоздают любые объемы, пропорции и игру светотени «монотонными» параллельными штрихами, архитекторы IQ Studio вычёрчивают красочные и динамичные образы одноразмерными панелями. Им удалось подобрать одинаковых габаритов «открывающиеся» фасадные ламели и глухие сэндвич-панели. Высота этих элементов в 6 метров как раз соответствует высоте этажа. Кроме того, лишь 12% металлических панелей потребовалось сделать не типовыми. Таким образом, «скульптурное» решение фасадов оказалось ещё и экономичным.
 
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio

После наступления темноты «архитектурные игры» получают дополнительное измерение и ускорение. В ламели фасадов, расположенные под углом, интегрированы светодиоды, и в вечернее время здание буквально «заливается цветом». Подсветка синхронизирована с тремя медиа-экранами, размещенными на разных фасадах. Цвето-динамические сценарии можно менять или создавать независимые, без участия рекламных плазм. Тонкая автоматика реагирует на время суток, погодные условия и освещённость. Но, так или иначе, фасады мерцают в едином ритме, и здание превращается в световую и цветовую доминанту площади, отвлекая внимание от неприглядной окружающей застройки. Именно поэтому архитектор называет свой объект «медиа-организмом».
 
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio

Остекление не регулярное: ряды глухих панелей чередуются с прозрачными. Причём контраста никакого нет – по мере движения вдоль фасада «хаотично разбросанных» стеклянных рядов становится всё больше. Завершает картину стеклянный «взрыв» – полностью прозрачный центральный вход, который одновременно «врезается» вглубь и «забирается» на крышу. Там он превращается в световой фонарь, впускающий солнце и воздух в интерьер.

Внутри планировка у комплекса стандартная: внизу продуктовый гипермаркет и двухъярусная подземная парковка, ещё два этажа магазинов, на верхнем четвертом этаже – фуд-корт и кинотеатр. Архитектурно же наиболее интересна входная зона – смысловая точка притяжения, «магнетизм» которой усилен несколькими эффектными штрихами.
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio

Во-первых, на керамогранитном полу ​проникающий сверху свет «дублирует» стеклянную «сетку» кровли в духе Нормана Фостера. Во-вторых, не «выпяченная» наружу, а, напротив, углубленная входная группа становится продолжением уличной площади и будто «заманивает» прохожих внутрь. Рисунок мощения бетонной плитки перекликается с рисунком укладки керамогранита и, усложняясь возле центрального входа, ненавязчиво «направляет» людские потоки, куда нужно.
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio

Теперь, например, вдоль торгового центра приятно прогуляться – вопреки соседству с запыленным шоссе. Променад, траектория которого повторяет фасадные «сдвиги» и не дает заскучать, отгорожен от дороги «буфером» из зелени и скамьями – со спинками в два раза выше, чем обычно. Хотя места вокруг сформированного пятна застройки осталось совсем немного, архитекторы IQ Studio вписали сюда искусственные холмы и живые газоны. Даже фонарные столбы напоминают деревья с ветвями – получилась, по выражению Эрика, «урбанистическая роща». Если развивать эту аллегорию, то здание ТРЦ предстает урбанистическим горным массивом, с живописными «уступами», «разломами» и «лакунами». Что для унылых пейзажей Магистральных улиц – однозначно хорошо! И даже отлично.
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта trimo-rus.ru
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта trimo-rus.ru
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта trimo-rus.ru
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта horoshomall.ru
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта trimo-rus.ru
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта trimo-rus.ru
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта trimo-rus.ru
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта trimo-rus.ru
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта trimo-rus.ru
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта trimo-rus.ru
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта trimo-rus.ru
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта trimo-rus.ru
zooming
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта trimo-rus.ru
Торговый центр «Хорошо». Интерьер. Реализация, 2016 © IQ Studio
Торговый центр «Хорошо». Интерьер. Реализация, 2016 © IQ Studio
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта horoshomall.ru
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта horoshomall.ru
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта horoshomall.ru
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта horoshomall.ru
Торговый центр «Хорошо». План укладки пола © IQ Studio
Торговый центр «Хорошо». Генеральный план © IQ Studio
Торговый центр «Хорошо». Схемы © IQ Studio

Поставщики, технологии

ООО «Айкью Фасад» Фасадные системы
Архитектор:
Эрик Валеев
Мастерская:
IQ http://www.iqstudio.ru
Проект:
Торговый центр «Хорошо»
Россия, Москва, Хорошевское шоссе, д. 27

Авторский коллектив:
Главный архитектор проекта: Эрик Валеев
Архитекторы: Сергей Никольский, Татьяна Лебедева, Андрей Жданов, Павел Тютюнник, Мария Рубачева, Юлия Жулина, Злата Тимохина.

2013 — 2013 / 2013 — 2016

Заказчик: ТПС Недвижимость (холдинг TPS Real Estate Holdings Limited)
Генеральный подрядчик: Renaissance construction
Фасадная подсветка: МДМ-лайт
Световой фонарь, ламели: Metal Yapi
Фасад: Trimo (модульная фасадная система Qbiss One)

13 Февраля 2017

IQ: другие проекты
История вопроса
Эрик Валеев и бюро IQ разработали экспозиционный дизайн для выставки «Россия. Дорогами цивилизаций» в Историческом музее.
Похожие статьи
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.